Мастер-класс " Не дай себе засохнуть"
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Пять минут здоровья на уроке – это динамическая пауза.
Динамическая пауза является частью системы здоровьесберегающих технологий.
Динамическая пауза проводится в целях предупреждения и профилактики утомления, нарушения осанки и зрения, активизации мышления детей, а также для создания положительных эмоций.
Систематизируя тематику упражнений динамической паузы, можно выделить несколько направлений:
1. Оздоровительно-гигиеничекое.
2. Танцевальное.
3. Физкультурно-спортивное.
4. Подражательное.
5. Двигательно-речевое.
В мастер-классе «Не дай себе засохнуть» я представила оздоровительно-гигиенические и двигательно-речевые динамические упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berdnikova_i.g._master-klass.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС «НЕ ДАЙ СЕБЕ ЗАСОХНУТЬ»
Бердникова И.Г.
МАОУ «СОШ №7 им. Пичуева Л.П.»
Не дать себе засохнуть во время урока можно позволить себе только лишь в динамическую паузу.
Динамическая пауза является частью системы здоровьесберегающих технологий.
Динамическая пауза проводится в целях предупреждения и профилактики утомления, нарушения осанки и зрения, активизации мышления детей, а также для создания положительных эмоций.
Систематизируя тематику упражнений динамической паузы, можно выделить несколько направлений:
- Оздоровительно-гигиеничекое.
- Танцевальное.
- Физкультурно-спортивное.
- Подражательное.
- Двигательно-речевое.
Вашему вниманию я представлю двигательно-речевые динамические упражнения.
Двигательно-речевые или, говоря на языке логопеда, логоритмические упражнения, можно включать в динамическую паузу. Немного о логоритмике, что это такое?
Обратимся к словарю. «Логос» – в переводе с гр. означает «слово», «ритм» – «стройный, соразмерный».
Всё окружающее нас, а также организм человека живёт по законам ритма. Как только хоть один механизм даёт сбой, наступает рассогласованность.
Речь является сложнейшим процессом, требующим скоординированной работы дыхания, нервной системы, органов восприятия и органов артикуляции. Задача логоритмики сделать так, чтобы всё работало слаженно и без сбоев. Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает общую и мелкую моторику, координацию движений и речевое дыхание, а также способствует нормализации мышечного тонуса. Логоритмические упражнения тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние школьника.
Рекомендую проводить логоритмичекие упражнения на уроках в динамическую паузу, т.к. эти упражнения интересные, динамичные, доступны для детей, по возможности упражнения можно связать с содержанием уроков.
Тексты стихотворений для мастер-класса я брала из учебников школьной программы и пособий для развития речи детей разного возраста.
Первое упражнение я предлагаю для разминки. Выполнять мы его будем в парах, сидя. Сначала мы попробуем выполнить движения, которые будут сопровождать стихотворение. Хлопок в свои ладоши, хлопок в ладоши соседа! Руки поочерёдно не меняем.
Вот вам «Ж»,
А вот вам «КА».
Целый жук
И пол жука.
Упражнение на стихи про мишку выполняется стоя. Первые две строчки сопровождаются хлопками, на третьей и четвёртой строках руками (сначала левой, а затем правой) потянуться за шишкой.
Эй, эй, эй, мохнатый мишка!
Помоги достать нам шишку!
Висит шишка высоко,
Достать шишку нелегко!
Дети сгибают руки в локтях, совершают поочерёдно действия, имитирующие движения рук Буратино.
В подполе шуршали мыши,
Кот Василий спал на крыше,
«Не хочу ловить мышей!
Жалко бедных малышей!
Птичек тоже жалко мне!
Съем сметанку я во сне!»
Следующее упражнения мы будем выполнять стоя. Первый хлопок на первом слове. «Ноль» (хлопок) … и показали руками букву «О». Вторую строчку проговариваем
без движений. На третьей и четвёртой строчках добавляем шаги на месте, динамика голоса с каждым шагом усиливается.
Ноль похож на букву О,
Он не значит ничего.
Но любую цифру враз
Увеличит в десять раз.
Стихотворение про двойку мы оживим такими движениями – шаги вперёд, хлопок на последнем слоге каждой строки, шаги в исходное положение.
По воде скользит едва,
Словно лебедь, цифра два.
Шею выгнула дугой,
Гонит волны за собой.
А теперь сели. К шуточному стихотворению добавим одновременные хлопки по столу и в ладоши. Но исполнять хлопки будем по очереди (текст произносится всем классом или группой, а хлопки выполняются попеременно, сначала первая парта, затем вторая и т.д.) Задача, не делать паузы.
Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь в чём секрет?
У жилета нет манжет!
В логоритмические упражнения полезно вводить и предметы, например, мяч. Стихотворение «Весёлые ребята» можно сопровождать катанием мяча друг к другу.
Мы – весёлые ребята,
Любим мы играть
Как приятно и полезно
Мячик покатать!
Ну и ещё я хочу вам предложить сосчитать от 1 до 10 необычным способом. Например, не называя две цифры. Вместо названий хлопки.
1 2 3 хлопок 5 6 7 хлопок 9 10
10 хлопок 8 7 6 5 4 хлопок 2 1
Упражнения можно варьировать, облегчить или наоборот, усложнить. Желательно, четверостишья не менять каждый урок, но движения с каждым новым уроком добавлять или менять. Дети очень подвижны, им интересно не стоять на месте, а двигаться вперед, учиться новому. Тексты произносить нужно чётко, скандировано. Эффективная динамическая пауза всегда залог продуктивной учебной деятельности!
Литература
- Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель. 2006. – 62, [2] с.: ил.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебн. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с. – (Коррекциеонная педагогика).
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 128 с. (Серия «Практическая логопедия»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Учим себя самостоятельно"
мастер-класс с презентацией...
Мастер – класс « Научи себя учиться: формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Выступление на муниципальном методическом объединении учителей начальных классов...
Мастер-класс "Сам себе я помогу Я здоровье сберегу!"
Игровые обучающие задания как одна из основных технологий здоровьясбережения....
мастер- класс "Научи себя учиться"
Формирование регулятивных УУД....
Выступление на региональном конкурсе « Открой себя!» 06.11.2019г. Мастер-класс «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в рамках вос-питательного процесса общеобразовательного класса».
Выступление на региональном конкурсе « Открой себя!» 06.11.2019г. Мастер-класс «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в рамках воспитательного процесса общеобразовательн...
Методическая разработка классного часа «Не дай себе засохнуть»
Разработка классного часа для 3-го класса, с помощью которого будет учитель может формировать и прививать здоровый образ жизни ученикам.В конспекте представлено предпологаемое оформление класса, теори...
Мастер-класс по патриотическому воспитанию для учителей на тему «Любить Родину, значит любить себя»
Данный мастер-класс был проведён для учителей школы в рамках подготовки к конкурсу "Педагог года 2021". За основу мастер класса был взят урок нравственности "Любить Родину, значит любит...