Библиотека
учебно-методический материал по логопедии (1 класс)

Полтавская Зоя Александровна

Лексическая тема "Библиотека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лексическая тема26.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        БИБЛИОТЕКА

Знать:

Библиотека в переводе с греческого – книгохранилище. Там работают библиотекари, которые выдают книги для чтения на дом, следят за их сохранностью. Книги, газеты и журналы можно читать в читальном зале, не выходя из библиотеки. Чтобы стать библиотекарем, нужно закончить колледж или институт. Библиотекарь должен хорошо знать историю, литературу и другие науки. Он может подсказать какую выбрать книгу и как её читать. Чтобы книга получилась хорошая, над её созданием трудится множество людей. Писатель пишет рассказы, художник делает рисунки, рабочие печатают книги на машинах, переплётчик делает переплёт. Книги печатают в типографии. Наборщики набирают текст на матрицах, затем текст печатается на бумаге, затем бумагу режут на определённые размеры. Всё это вместе с рисунками сшивают и переплетают ( делают обложку ). Знать как возникло письмо ( узелки на верёвках, иероглифы, рисунки ). Как сейчас пишут люди ( слева направо и наоборот, сверху вниз )  Знать, что в древности  были рукописные книги.  Знать детских поэтов и писателей.

Лексика:

Подбирать признаки к предметам ( книга – какая? – детская, научная, популярная, нужная, учебная, художественная )

Подобрать слова – действия ( поэт – что делает? – пишет, сочиняет, печатает, посвящает, читает )

Образовывать признаки от предметов (книга – книжный, библиотека – библиотечный, писатель – писательская )

Образовывать признаки от действий ( читать – читающий, читательский, писать – пишущий, писательский )

Подбирать родственные слова ( книга – книжка, книжечка, книжонка, книголюб, книжный, книгопечатанье, книжник )

Подбирать предметы к признакам ( книжный – что? – шкаф, язык, книжная – полка, обложка, книжное – издательство )

Грамматика:

Согласовывать местоимения с существительными ( МОЯ – книга, обложка, страница, газета, писательница, МОЙ – журнал, издатель, поэт, МОЁ – издательство, письмо, МОИ – читатели, слушатели )

Образовывать словосочетания с уменьшительно – ласкательными суффиксами ( интересная книга – интересненькая книжечка, старый журнал – старенький журнальчик, хороший стих – хорошенький стишок )

Согласовывать словосочетания с количественными существительными ( 1 детский писатель, 234 детских писателя, 5 детских писателей )

Работа с предложением:

Составление предложений по опорным словам ( Рисунок, художник, рисовать. Сказка, писатель, писать. Библиотекарь, книга, выдавать )

Составление предложений с предлогами ( НА – С  ПОД  - ИЗ – ПОД

ЗА – ИЗ – ЗА  НАД  МЕЖДУ )

Работа с деформированным предложением ( Книга стоит, над полкой. Библиотекарь поставил книгу в холодильник. )

Составление вопросов по теме со словами ( ЧТО  ГДЕ  КОГДА  ПОЧЕМУ  СКОЛЬКО )

Связная речь:

Составление рассказа по картинке ( «В библиотеке»   «Дети читают книги» )

Составление описательного рассказа ( описание библиотекаря: пол, качества, что делает, как выполняет свои обязанности, описание книги: название, содержание, эмоции )

Составление рассказов по теме:

« Моя любимая книга»

«Мой любимый книжный герой»

« Мой любимый детский писатель»

« На кого из книжных героев я бы хотел быть похож»

Пересказать текст:

«Девочка пришла в библиотеку. Она взяла у библиотекаря интересную книгу про животных. Дома, в свободное время ,она читала книгу и рассказывала о прочитанном своему маленькому брату. Через две недели девочка отнесла книгу обратно в библиотеку и поблагодарила библиотекаря за хорошую книгу.»

Объяснить значение выражений:

  • настольная книга
  • проглотить книгу

Звуко – слоговой анализ, схемы слов и предложений, грамота.

Сосчитать количество слов в предложении (Читатель взял книгу в библиотеке. )

Нарисовать схему предложения |____   _____   ____   __   _____.

Разделить каждое слово на слоги.

Нарисовать схемы слов ( книга, журнал, рассказ, роман, стихи )

Записать в тетради предложения. (  Мама читала книгу. Вова положил журнал на полку. )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Виртуальная библиотека 21 века"

Проект работы школьной библиотеки с привлечением родителей, учащихся, учителей-предметников и Интернет-ресурсов....

Библиотека

математика...

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»...

презентация к уроку литературы по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс

презентация к уроку литературы по теме  "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс...

видео-марафон «Знай! Помни! Гордись», библиотека-филиал №3 им. Н.Островского совместно с библиотекой №4 им. Е.Исаева г.Воронеж

Ветераны поделились своими воспоминаниями о войне и пожелали молодому поколению жить в мире и согласии....

Библиотеки. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека».

Цели урока: напомнить учащимся правила обращения с книгами; развивать у них интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, выразительного чтения....