Конкурс "Виртуальная библиотека 21 века"
методическая разработка (3 класс) по теме

Петрова Татьяна Николаевна

Проект работы школьной библиотеки с привлечением родителей, учащихся, учителей-предметников и Интернет-ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Konkurs_Biblioteka_21_veka.MOU_OOSh_no12.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ МОУ ООШ № 12

446219, Россия, Самарская область, город Новокуйбышевск, посёлок Шмидта, ул. Школьная, дом 4, тел.-факс 3 – 17 – 68,

тел.-факс структурного подразделения – дошкольного отделения,  расположенного в посёлке Маяк – 3  – 17 – 66,

электронная почта: scyool12@mail.ru, адрес сайта: http://novshkola12.ucoz.ru 

ПРОЕКТ

       

«Я – ЧИТАТЕЛЬ»

                                                         

                                                         

Сроки реализации:

декабрь2010 - май2012

                                           Автор проекта:

и.о. библиотекаря  МОУ ООШ №12

                                                                                        Петрова Т.Н.

2010г

  1. Паспорт проекта.

Полное название проекта

Проект «Я – читатель».

Целевая группа

Учащиеся  МОУ ООШ №12

Основание для разработки проекта

Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации – визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требует и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:

- интеллектуальное и эмоциональное развитие;

- развитие языка;

- социальное и образовательное развитие;

- влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это – первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения, чтобы через литературу они воспринимали «разумное, доброе, вечное», чтобы, сделав чтение первейшей потребностью, насущной пищей для сердца и разума, они становились сознательными гражданами своей родины, духовно богатыми личностями.

Автор проекта

Петрова Татьяна Николаевна

Основные цели и задачи проекта

Цель проекта:

«Создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения учащихся начальных  классов».

Задачи проекта:

  1. организация сотрудничества “учитель – ученик –родитель - библиотекарь”;
  2. возрождение традиции семейных чтений;
  3. формирование и совершенствование навыков полноценного чтения;
  4. приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки;
  5. развитие творческих способностей детей.
  6. возрождение традиции семейных чтений.

Основные ресурсы и источники их финансирования

Основой для реализации Проекта являются информационные  и материальные ресурсы школьной библиотеки,  методического кабинета школы, родительско – спонсорская помощь.

Ожидаемые результаты

  1. повышение качества чтения;
  2. 100% охват учащихся библиотечным обслуживанием;
  3. систематизация чтения учащихся;
  4. привлечение родителей в библиотеку;
  5. формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения учащихся.

Период и этапы реализации проекта

Подготовительный:  декабрь- май 2010-2011г

Практический: сентябрь - май 2011-2012г

Аналитико- обобщающий: май 2012г

  1. Пояснительная записка.

Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на  появление новых средств массовой информации значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Приобщение юных поколений к умственным и нравственным ценностям – дело первостепенной важности. Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладевает умением читать, так как образовательно – воспитательный эффект - чтение книг всегда прямо пропорционально результатам читательской обученности, желанию и умению взять из книги всё, что она может дать. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребёнка по другим предметам.

         На современном этапе становления образования подчеркиваются две функции книги в жизни общества – образовательная и воспитательная. С появлением телевидения, компьютерных технологий поток информации обрушился на каждого человека. Теперь, чтобы много знать, совсем не обязательно читать.
       В этих современных условиях приоритет отдается воспитательной функции, так как именно из книги чаще всего черпаются знания о культурных традициях, а также нравственные ориентиры, помогающие разобраться в лабиринтах добра и зла современного мира.
     Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно на этом начальном этапе важно привлечь ребенка к чтению.
     Как пробудить в ребенке интерес к чтению, желание читать художественную литературу, обогащать свой словарный запас, развивать культуру речи?

Над этой проблемой работали и работают многие отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них следует отметить Г.Н. Кудину, З.Н. Новлянскую, Т.Г. Рамзаеву, М.Р. Львова, О.В. Сосновскую, Н.Н. Светловскую, О.В. Джежелей.

Особое значение в воспитании интереса к чтению учитель придаёт сотрудничеству с семьёй. Семья, несомненно, наиболее активная среда формирования и социализации личности ребёнка. Главное отличие семейных чтений от других его видов – классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием  ребёнка, формированием его нравственности. Школьная библиотека и учителя  школы стремятся оказывать помощь родителям в развитии педагогической культуры, в решении практических проблем, связанных с воспитание интереса и любви к чтению, начиная с первого класса.

Воспитать увлечённого читателя трудно. Здесь главное – организовать чтение так, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Этому способствует проект «Я – читатель», разработанный мною на основе собственного опыта и материалов педагогов, занимающихся данной проблемой.

Цель проекта:

«Создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения учащихся»

Задачи проекта:

  1. организация сотрудничества “учитель – ученик – родитель - библиотекарь”;
  2. возрождение традиции семейных чтений;
  3. формирование и совершенствование навыков полноценного чтения;
  4. приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки;
  5. развитие творческих способностей детей.
  1. План реализации проекта.

№ п/п

Наименование работ

Сроки исполнения

Ожидаемый результат

1 этап – Подготовительный

1.

Проведение теоретического исследования «Читающий ребенок в фокусе разнообразных представлений» (библиотекарей, педагогов, родителей).

Декабрь, 2010

Обзорный реферат

2.

Изучение опыта работы коллег-библиотекарей по теме проекта.

январь-февраль,2011

Картотека инновационных форм работы

3.

Презентация проекта на педагогическом совете школы.

Декабрь,2010

Рекомендация к внедрению

4.

Разработка методических материалов и внеклассных мероприятий. 

Январь-апрель,2011

Утверждение материалов на педагогическом совете, рекомендации

5.

Родительское собрание «Растим читателя». Презентация проекта.

Май, 2011

Стимулирование семейного чтения, рекомендации родителям. Предложения родителей.

        2 этап – Практический

1.

Марафон родительских собраний

Май-сентябрь,2011

Формирование родительского актива

2.

Акция родителей «Подарим библиотеке книжки»

Май,2011,2012

Пополнение фонда библиотеки

3.

Акция родителей «Подарим детям книги». Создание книжного уголка в классе.

Сентябрь,2011

Пополнение классного читательского фонда учащихся.

4.

Конкурс «Самый читающий класс»

Октябрь-март, 2012

Увеличение посещаемости школьной библиотеки, выработать  потребность в регулярном посещении библиотеки, соблюдении сроков возврата книг.

5.

Конкурс чтецов «Золотой листопад»

Октябрь,2011

Приобщение детей школьного возраста к художественному слову.

6.

Фестиваль чтения

Ноябрь, 2011

Пропаганда лучших книг

7.

Библиотечные уроки с использованием мультимедийных презентаций

1 раз в неделю

Стимулирование чтения, расширение кругозора детей

8.

Праздник «Прощание с Азбукой».

Март, 2012

Привлечение учащихся в библиотеку, создание мотивации чтения.

9.

Конкурсы рисунков:

«Моя любимая сказка»

«Книга, которую мне подарили»

«Книга Н.Носова»

Ноябрь-декабрь, 2011

Выставки рисунков.

10.

Конкурс проектов и исследовательских работ «Я горжусь нашими  земляками»

Январь-февраль, 2012

Создание собственных медиаресурсов, благодаря работам учащихся и их родителей

11.

Литературная викторина «Сказка пришла в дом» с привлечением родителей

Январь, 2012

Стимулирование семейного чтения, расширение кругозора, развитие навыков чтения.

12.

Закрепление в годовом плане ШБ системы работы по развитию чтения.

Май, 2011

Годовой план работы

13.

Конкурс на лучшую презентацию своего классного библиотечного уголка.

Октябрь-ноябрь, 2011

Пополнение медиаресурсов школьной библиотеки.

14.

Оформление стендов, выставок, посвященных календарным памятным датам, событиям. Знакомство с виртуальными выставками.

В течении года

Расширение кругозора детей, умение ориентироваться в Интернет-ресурсах.

3 этап - Аналитико-обобщающий

1.

Отчет по проекту на педагогическом совете

Май, 2012

Решение

педагогического совета

2.

Информационные сообщения по проекту на заседаниях метод. объединений

В течении года

 Заметки в школьной газете (не менее 5 заметок) «Истина здесь»

3.

Роль школьной библиотеки в развитии чтения школьников: анкетирование родителей, сбор отзывов

Май,2012

Анализ анкет, отзывы родителей

4.

Подведение итогов реализации проекта

Май,2012

Отчет, обобщение опыта работы над проектом

5.

Итоговый классный час. Награждение победителей проекта.

Май,2012

Стимулирование чтения, пополнение книжного фонда.

6.

Выпуск буклета «Я- читатель» с итогами проекта

Май, 2012

Тираж 50 экземпляров

  1. Ожидаемые результаты

Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, программы детского развивающего чтения, рекомендательные библиографические списки и т.д.

Повышение уровня влияния школьной библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников до 50%.

Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта.

Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.

Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.

Ознакомление с опытом практического использования Интернет-ресурсов, с целью добывания нужной информации по заданной теме.

  1. Используемая литература:

  1. Голубева Е.В., Чемоданова А.Н.   Проект «Солнечный город – самый читающий».

«Современный урок» №1/2010 (1)

  1. Федосеева С.А. «Формирование и совершенствование навыков чтения»

http://festival.1september.ru/articles/534566/

  1. Овсянникова Л.П. «Семейное чтение – основа проектной деятельности школьной библиотеки».

http://festival.1september.ru/articles/515354/

  1. Шилина В.В. «Чтение без принуждения»

http://festival.1september.ru/articles/417914/

  1. Киселёва Е.Б. «Беседа на родительском собрании».

http://festival.1september.ru/articles/518176/

   

Содержание.

  1. Паспорт проекта.
  2. Пояснительная записка.
  3. План реализации проекта.
  4. Ожидаемые результаты.
  5. Используемая литература.

Resource id #148

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»...

презентация к уроку литературы по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс

презентация к уроку литературы по теме  "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс...

видео-марафон «Знай! Помни! Гордись», библиотека-филиал №3 им. Н.Островского совместно с библиотекой №4 им. Е.Исаева г.Воронеж

Ветераны поделились своими воспоминаниями о войне и пожелали молодому поколению жить в мире и согласии....

Библиотеки. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека».

Цели урока: напомнить учащимся правила обращения с книгами; развивать у них интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, выразительного чтения....

Технологическая карта урока Математики: " В библиотеке" (3 класс, УМК: "Начальная школа 21 века"

Цель урока: формирование представления обучающихся об использовании различных способов подсчёта данных.Задачи урока:Дидактические:1. Систематизировать и обобщить знания об арифметических действиях;2. ...

Национальная библиотека РС/Я/- храм знаний. «О чем может рассказать библиотека.»

Внеурочное занятие для обучающихся 3-4 классов по теме «Национальная библиотека РС/Я/- храм знаний.  «О чем может рассказать библиотека.»...