Логопедическая ритмика, как средство развития речи детей с нарушениями в интеллектуальной сфере
методическая разработка по логопедии
Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи детей и направлена на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Логопедическая ритмика, как средство развития речи детей с нарушениями в интеллектуальной сфере»
Алексеева Светлана Васильевна
учитель ритмики и музыки I квал. кат.
ГБОУ «СКОШИ №2» г. Улан-Удэ
Дети, поступающие в школу-интернат для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, имеют выраженную либо стёртую неврологическую симптоматику. Она проявляется, прежде всего, в двигательных расстройствах: нарушении координации движений, изменениях мышечного тонуса, несформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики. Дети не скоординированы, плохо ориентированы в пространстве и в схеме собственного тела Развитие детей отличается неустойчивым вниманием, неспособностью к переключению, низким уровнем словесно-логического мышления, низкой познавательной и эмоциональной активностью.
Всё это влечёт за собой ряд сложностей в овладении детьми речью, в воспитании личности, способной активно участвовать в общественной жизни и реализовывать свои познавательные и социальные потребности.
Образовательная программа по предмету «Ритмика» состоит из 3 разделов: ритмико-гимнастические упражнения, танцевальные движения и танцы, музыкально-игровой материал. Дети с интеллектуальной недостаточностью обучаются по Адаптированным общеобразовательным программам (АООП) и педагоги корректируют, адаптируют программу под возможности детей, нацеливая на всестороннее развитие детей. Мною был введен в программу еще один раздел «Логопедическая ритмика». В каждый урок вводится элемент логоритмики.
Логоритмика – это система музыкально-двигательных, рече-двигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения. То есть логоритмические компоненты урока составлены с опорой на лексические темы и основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у детей с Интеллектуальной недостаточностью.
Предметом - многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.
Задачи логопедической ритмики:
- Учитывая специфику развития детей, основной задачей уроков логоритмики является формирование и развитие у детей двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.
- Воспитывать и развивать двигательную и речевую активность, вырабатывать новые стереотипы взамен патологических, развивать выразительность движений как средство самовыражения.
- Воспитывать звуковую культуру речи, певческие навыки, творческую активность, способность к общению, к познанию самого себя. Воспитывать личность через систему отношений: сопереживание, соучастие, содействие, созидание.
- Воспитывать музыкальный вкус, эстетическое чувство, приобщать к миру музыки и пластики.
Логопедическая ритмика включают следующие элементы:
Артикуляторная гимнастика или артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений для развития и укрепления мышц артикуляторного аппарата - губ, щек, языка, неба. Включает в себя упражнения на выработку энергичного сокращения мускулов гортани, глотки, упражнения на развитие мимико-артикуляторных мышц.
«К нам в окошко на урок
Залетел вдруг ветерок.
(Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.)
Чистоговорки - это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого - то звука при регулярном их повторении.
Са-са-са - на траве лежит роса, - (дети встряхивают кистями рук)
Су-су-су - в лесу видели лису, - (приставляют раскрытую ладонь к глазам)
Логоритмические упражнения и хороводы с движением
Логоритмические упражнения направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.
Ритмо-речевые фонематические упражнения, способствуют развитию и коррекции речи и фонематического слуха ребенка, формированию артикуляционного аппарата, правильному интонированию и акцентированию, совершенствованию свободной речи, активному общению со сверстниками и педагогом. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
Моем, моем, моем руки - (потираем ладошку о ладошку)
Чисто, чисто, чисто.
Встряхиваем капельки - (встряхивание кисти перед собой)
Быстро, быстро, быстро.
Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение. Дыхательная гимнастика корректирует нарушение речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание. Выполнение упражнений дыхательной гимнастики на уроках помогает сохранить, укрепить здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья. Упражнения дают возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохраняя высокую работоспособность, а в иных случаях снять усталость. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
«Ворона»
И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - дети разводят руки широко в стороны, как крылья, медленно опускают руки и произносят на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи но и улучшают письмо и рисование. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Пальчиковые игры сопровождаются стихами и движениями. Это делает речь детей более четкой, ритмичной, яркой. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, стихи. Это отличные упражнения для развития памяти детей. С помощью пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр развивается фантазия и воображение. Ребёнок может составлять целые пальчиковые истории.
Весёлая мышка - (раскрывают ладошку, пальцы растопырены, поворачивают
руку вправо-влево)
Перчатку нашла.
Гнездо, в ней устроив, - (складывают руки «ковшом»)
Мышат позвала. - («зовут» к себе)
Им корочку хлеба - (кончиком указательного пальца стучат по остальным пальцам)
Дала покусать,
Погладила всех - (большим пальцем гладят остальные пальцы)
И отправила спать. – (ладони прижаты друг к другу, кладут под щеку)
Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи детей с интеллектуальными нарушениями.
Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на уроках положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но и корректируя нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.
Список литературы:
- Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. - Москва: ТЦ Сфера, 2006.
- Буренина А.М. «Ритмическая мозаика» - Москва: Просвещение, 2004.
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением. - СПб.: Фаст, 2008.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов " Дидактический синквейн как средство развития речи детей"
laquo;Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»...

Игровая деятельность с песком и водой как средство развития учащихся с тяжелой умственной отсталостью
Данная статья предназначена для педагогов, работающих с учащимися с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. В ней представлены различные игровые упражнения, напрвленные на формирование и развитие пред...

Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация к докладу "Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ"...
Программа нравственного развития, воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Уроки нравственности» (1 – 4 класс)
Программа нравственного развития, воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Уроки нравственности» (1 – 4 класс). Цель программы: воспитани...

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей с умственной отсталостью (легкой степени)
Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)...
Данная методическая разработка посвящена проблеме развития речи и общения умственно отсталого ребёнка. Психофизические дефекты детей с ограниченными возможностями здоровья создают почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения
Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является словарная работа, которая проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее ...