Логопедическая ритмика, как средство развития речи детей с умственной отсталостью
методическая разработка по логопедии

Светлана Васильевна Алексеева

Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи детей и направлена на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Логопедическая ритмика, как средство развития речи детей с умственной отсталостью»

Алексеева Светлана Васильевна

учитель ритмики

ГКОУ «СКОШИ № 2 – VIII вида»,

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия.

Дети, поступающие в школу-интернат для учащихся с умственной отсталостью, имеют выраженную либо стёртую неврологическую симптоматику. Она проявляется, прежде всего, в двигательных расстройствах: нарушении координации движений, изменениях мышечного тонуса, несформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики. Дети не скоординированы, плохо ориентированы в пространстве и в схеме собственного тела. Страдают общая и мелкая моторика, координация движений. Развитие детей отличается неустойчивым вниманием, неспособностью к переключению, низким уровнем словесно-логического мышления, недостаточной сформированностью символичных функций, психической истощаемостью, низкой познавательной, речевой и эмоциональной активностью.

Всё это влечёт за собой ряд сложностей в овладении детьми речью, в воспитании личности, способной активно участвовать в общественной жизни и реализовывать свои познавательные и социальные потребности.

Элементы логоритмики, вводимые в уроки ритмики и музыки воздействуют на формирование речевой функциональной системы и неречевых процессов.

Логоритмика – это система терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики, которая помогает детям преодолеть речевые нарушения. Комплекс задач основан на выполнении различных речевых упражнений с использованием слов, движений, музыки.

Логоритмика –  это система музыкально - двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.

Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы, ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.

Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы и основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.

Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у детей с речевой патологией.

Предметом - многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Логопедическая  ритмика  включают  следующие элементы:

  • артикуляторная гимнастика - комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  • пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
  • пальчиковые игры для развития общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  •        дыхательная гимнастика для формирования правильного диафрагмального дыхания, воспитания плавного, длительного, сильного выдоха;
  •  логоритмические упражнения - песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
  •         музыкальные игры со словами, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  •         упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и   ассоциативно-образного мышления.

Артикуляторная гимнастика

Логопедическая (артикуляторная) гимнастика – это комплекс упражнений для развития и укрепления мышц артикуляторного аппарата - губ, щек, языка, неба. Включает в себя упражнения на выработку энергичного сокращения мускулов гортани, глотки, упражнения на  развитие мимико-артикуляторных мышц. В артикуляторную гимнастику входит проговаривание чистоговорок для автоматизации и дифференциации звуков. Чистоговорки - это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого - то звука при регулярном их повторении.

Логоритмические упражнения и хороводы с движением

Логоритмические упражнения направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.

Ритмо-речевые фонематические упражнения, способствуют развитию и коррекции речи и фонематического слуха ребенка, формированию артикуляционного аппарата, правильному интонированию и акцентированию, совершенствованию свободной речи, активному общению со сверстниками и педагогом. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение.Дыхательная гимнастика корректирует нарушение речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность. Силу и правильное распределение выдоха. Выполнение упражнений дыхательной гимнастики на уроках помогает сохранить, укрепить здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья. Упражнения дают возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохраняя высокую работоспособность, а в иных случаях снять усталость. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Цель дыхательной гимнастики – дифференциация  носового и ротового дыхания, получение длительного ротового выдоха под контролем движений диафрагмы и мышц брюшного пресса.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и  улучшают  письмо и рисование. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Пальчиковые игры сопровождаются стихами и движениями. Это  делает  речь детей более четкой, ритмичной, яркой. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений,  стихи. Это отличные упражнения   для развития памяти детей. С помощью пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр  развивается фантазия и воображение. Ребёнок может составлять целые пальчиковые истории.

Задачи логопедической ритмики:

  • Учитывая специфику развития детей, основной задачей  уроков логоритмики является формирование и развитие у  детей двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания  и  устранения речевых нарушений.      
  • Воспитывать и развивать двигательную и речевую активность, вырабатывать новые стереотипы взамен патологических,  развивать выразительность движений как  средство  самовыражения.
  • Воспитывать звуковую культуру речи, певческие навыки,   творческую активность, способность к общению, к познанию самого себя. Воспитывать личность через систему отношений:  сопереживание, соучастие, содействие, созидание.
  • Воспитывать музыкальный вкус, эстетическое чувство, приобщать к миру музыки и пластики.

Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические чувства. Ритмо-речевые фонематические упражнения, способствующие развитию и коррекции речи и фонематического слуха ребенка, формированию артикуляционного аппарата, правильному интонированию и акцентированию, совершенствованию свободной речи, активному общению со сверстниками и педагогом.

Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на уроках положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.

Список литературы:

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика ра-

боты с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. - СПб.: Каро, 2005.

  1. Буренина А.М. «Ритмическая мозаика» - М.: Просвещение, 2004.
  2. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением. - СПб.: Фаст, 2008.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов " Дидактический синквейн как средство развития речи детей"

laquo;Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»...

Игровая деятельность с песком и водой как средство развития учащихся с тяжелой умственной отсталостью

Данная статья предназначена для педагогов, работающих с учащимися с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. В ней представлены различные игровые упражнения, напрвленные на формирование и развитие пред...

Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

презентация к докладу "Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ"...

Программа нравственного развития, воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Уроки нравственности» (1 – 4 класс)

Программа нравственного развития, воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  «Уроки нравственности» (1 – 4 класс). Цель программы: воспитани...

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей с умственной отсталостью (легкой степени)

Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)...

Данная методическая разработка посвящена проблеме развития речи и общения умственно отсталого ребёнка. Психофизические дефекты детей с ограниченными возможностями здоровья создают почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения

Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является словарная работа, которая проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее ...