Логопедическая ритмика, как средство развития речи детей с умственной отсталостью
методическая разработка по логопедии
Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи детей и направлена на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskaya_ritmika_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey_s_umstvennoy_otstalostyu.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Логопедическая ритмика, как средство развития речи детей с умственной отсталостью»
Алексеева Светлана Васильевна
учитель ритмики
ГКОУ «СКОШИ № 2 – VIII вида»,
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия.
Дети, поступающие в школу-интернат для учащихся с умственной отсталостью, имеют выраженную либо стёртую неврологическую симптоматику. Она проявляется, прежде всего, в двигательных расстройствах: нарушении координации движений, изменениях мышечного тонуса, несформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики. Дети не скоординированы, плохо ориентированы в пространстве и в схеме собственного тела. Страдают общая и мелкая моторика, координация движений. Развитие детей отличается неустойчивым вниманием, неспособностью к переключению, низким уровнем словесно-логического мышления, недостаточной сформированностью символичных функций, психической истощаемостью, низкой познавательной, речевой и эмоциональной активностью.
Всё это влечёт за собой ряд сложностей в овладении детьми речью, в воспитании личности, способной активно участвовать в общественной жизни и реализовывать свои познавательные и социальные потребности.
Элементы логоритмики, вводимые в уроки ритмики и музыки воздействуют на формирование речевой функциональной системы и неречевых процессов.
Логоритмика – это система терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики, которая помогает детям преодолеть речевые нарушения. Комплекс задач основан на выполнении различных речевых упражнений с использованием слов, движений, музыки.
Логоритмика – это система музыкально - двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.
Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.
Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы, ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы и основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у детей с речевой патологией.
Предметом - многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.
Логопедическая ритмика включают следующие элементы:
- артикуляторная гимнастика - комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
- пальчиковые игры для развития общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- дыхательная гимнастика для формирования правильного диафрагмального дыхания, воспитания плавного, длительного, сильного выдоха;
- логоритмические упражнения - песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- музыкальные игры со словами, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления.
Артикуляторная гимнастика
Логопедическая (артикуляторная) гимнастика – это комплекс упражнений для развития и укрепления мышц артикуляторного аппарата - губ, щек, языка, неба. Включает в себя упражнения на выработку энергичного сокращения мускулов гортани, глотки, упражнения на развитие мимико-артикуляторных мышц. В артикуляторную гимнастику входит проговаривание чистоговорок для автоматизации и дифференциации звуков. Чистоговорки - это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого - то звука при регулярном их повторении.
Логоритмические упражнения и хороводы с движением
Логоритмические упражнения направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.
Ритмо-речевые фонематические упражнения, способствуют развитию и коррекции речи и фонематического слуха ребенка, формированию артикуляционного аппарата, правильному интонированию и акцентированию, совершенствованию свободной речи, активному общению со сверстниками и педагогом. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение.Дыхательная гимнастика корректирует нарушение речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность. Силу и правильное распределение выдоха. Выполнение упражнений дыхательной гимнастики на уроках помогает сохранить, укрепить здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья. Упражнения дают возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохраняя высокую работоспособность, а в иных случаях снять усталость. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Цель дыхательной гимнастики – дифференциация носового и ротового дыхания, получение длительного ротового выдоха под контролем движений диафрагмы и мышц брюшного пресса.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и улучшают письмо и рисование. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Пальчиковые игры сопровождаются стихами и движениями. Это делает речь детей более четкой, ритмичной, яркой. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, стихи. Это отличные упражнения для развития памяти детей. С помощью пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр развивается фантазия и воображение. Ребёнок может составлять целые пальчиковые истории.
Задачи логопедической ритмики:
- Учитывая специфику развития детей, основной задачей уроков логоритмики является формирование и развитие у детей двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.
- Воспитывать и развивать двигательную и речевую активность, вырабатывать новые стереотипы взамен патологических, развивать выразительность движений как средство самовыражения.
- Воспитывать звуковую культуру речи, певческие навыки, творческую активность, способность к общению, к познанию самого себя. Воспитывать личность через систему отношений: сопереживание, соучастие, содействие, созидание.
- Воспитывать музыкальный вкус, эстетическое чувство, приобщать к миру музыки и пластики.
Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические чувства. Ритмо-речевые фонематические упражнения, способствующие развитию и коррекции речи и фонематического слуха ребенка, формированию артикуляционного аппарата, правильному интонированию и акцентированию, совершенствованию свободной речи, активному общению со сверстниками и педагогом.
Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на уроках положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.
Список литературы:
- Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика ра-
боты с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. - СПб.: Каро, 2005.
- Буренина А.М. «Ритмическая мозаика» - М.: Просвещение, 2004.
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением. - СПб.: Фаст, 2008.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов " Дидактический синквейн как средство развития речи детей"
laquo;Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»...
Игровая деятельность с песком и водой как средство развития учащихся с тяжелой умственной отсталостью
Данная статья предназначена для педагогов, работающих с учащимися с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. В ней представлены различные игровые упражнения, напрвленные на формирование и развитие пред...
Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация к докладу "Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ"...
Программа нравственного развития, воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Уроки нравственности» (1 – 4 класс)
Программа нравственного развития, воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Уроки нравственности» (1 – 4 класс). Цель программы: воспитани...
Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей с умственной отсталостью (легкой степени)
Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)...
Данная методическая разработка посвящена проблеме развития речи и общения умственно отсталого ребёнка. Психофизические дефекты детей с ограниченными возможностями здоровья создают почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения
Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является словарная работа, которая проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее ...