Артикуляционная гимнастика
методическая разработка по логопедии

Светлана Васильевна Алексеева

Артикуляционная гимнастика показана детям для профилактики нарушений звукопроизношения и коррекции нарушений речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx53.17 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ

Методическая разработка по ритмике к разделу

«Логопедическая ритмика»

«Артикуляционная гимнастика»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Учитель ритмики

Алексеева Светлана Васильевна

                                                                                                                                          

Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. 

   Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. 

   Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. 

   Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

   Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

   Артикуляционная гимнастика показана детям для профилактики нарушений звукопроизношения и для коррекции нарушений речи. При проведении гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений. Важно следить за чистотой выполнения движений, за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения и вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.

   Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

  1. Лучше выполнять упражнения каждый день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 
  5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 
  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 
  7. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

«Машина»
Представляем наш ротик,
Как у машинки капотик.
Открываем шире рот,
И заглянем под капот.
Медленно открываем и закрываем рот.

Мотор что-то барахлит,
То пыхтит, а то бухтит.
Расслабленный язык лежит на нижней губе, пошлепать губами по языку, произнося Пя-Пя-Пя.

Протираем все детали,
Нажимаем на педали.
Поочередно упираем язык в верхние и нижние зубы.

Может, нету настроенья?
Вспомним дружно про варенье,
Открыть рот и «слизнуть варенье» с верхней губы сверху вниз.

Вот такое объеденье -
Нашей бабушки варенье.
Облизать сначала верхнюю и нижнюю губу по кругу не отрывая язычка.

Теперь колеса подкачаем,
Да, работы нам хватает.
Поочередно надувать и втягивать щеки.

Продуваем свечи зажигания,
Чтобы в школу добраться без опоздания.
Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть.

Под капотом все в порядке!
Напоследок проверяем,
Дверь в машину открываем,
Ключ в замочек мы вставляем.
Высунуть острый язык вперед и подержать так 3-4 секунды.

Открываем мы окошко,
То совсем, а то немножко.
Поочередно то вытягивать губы трубочкой, то широко открывать рот.

Мчит машина во весь дух,
Словно дедушкин индюк.
Широко улыбнуться и произнести Ы-Ы-Ы.

Все окончен техосмотр,
Закрываем мы капот.

Упражнения на развитие подвижности и укрепления мышц языка:

  1. «Чистим, зубки»

- «Рот откройте, улыбнитесь, 
Свои зубки покажите, 
Чистим верхние и нижние, 
Ведь они у нас не лишние».

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

  1. «Лесенка»

- «По лесенке, по лесенке,
На самый-самый верх
Я лезу по чудесенке,
И вот я выше всех!»

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать 3-5 секунд.

  1. «Бульдог»

- «Идёт бульдог, идёт бульдог,

Звенит медалями бульдог.

Блестят его медали.

За что их только дали».

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами.

  1. «Любопытный язычок»

- «Любопытный язычок

Выглянул в оконце:

Может, кончился уж дождь

И выглянуло солнце».

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Широкий язык положить на нижнюю губу - убрать. Рот остается все время открытым.

  1. «Месим тесто»

- «Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим».

Улыбнуться, пошлепать языком между губами - «пя-пя-пя-пя-пя...», затем покусать кончик языка зубками.  Чередовать эти два движения по 5 секунд каждое.

  1. «Чашечка»

- «Будешь пить с друзьями чай

Ты из  чашки новой.

Эту чашку показать

Ты сейчас пробуй!»

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки», т.е. слегка приподнять кончик языка и округлить приподнятые боковые края языка.

  1. «Маляр»

- «Стал язычок твой маляром,

Он будет красить старый дом:

Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад».

Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.

  1. «Бегемотик»

- «Широко откроем ротик,

Как голодный бегемотик».

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно  за зубами.                                         

  1. «Грибочек»

- «На лесной опушке, 
Где жила кукушка, 
Вырос гриб волнушка, 
Шляпа на макушке».

Улыбнуться, поцокать языком, будто едешь на лошадке, присосать широкий язык к нёбу.

  1. «Киска»

- «Рассердилась наша киска:

Ей забыли вымыть миску.

Ты не подходи к ней близко-

Поцарапать может киска!»

Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

  1. «Поймаем мышку»

- «Так в домах заведено:

По мышонку быть должно!

Чтобы кот не заскучал.

Чтобы с мышкой он играл!»

Губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка.

  1. «Лошадка»

Цок-цок-цок - подковой стук!

Ветер раздувает гриву -

То бежит мой верный друг,

Головой трясёт игриво!

Вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать «узким» языком, как цокают копытами лошадки.

  1. «Орешки»

- «Словно белки мы без спешки, 
Ловко щёлкаем орешки».

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - «орешки».

  1. «Блинчик»

- «Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Тесто растекается…

Посмотри, какой красивый

Блинчик получается».

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. 

  1. «Индюк»

- «Он занят с самого утра:

Забота за заботой!

Начальник птичьего двора -

Индюк краснобородый.

Языком быстро двигать по верхней губе - «ба-ба-ба-ба...».

  1. «Часики»

- «Тик - так, тик - так - 
Ходят часики - вот так! 
Влево тик, 
Вправо так. 
Ходят часики - вот так!»

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

 

  1. «Качели»

- «На качелях я качаюсь.
Вверх - вниз, вверх - вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз».

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

  1. «Дует ветерок»

- «К нам в окошко на урок
Залетел вдруг ветерок.
Очень слабо он подул,
Занавеску шевельнул.
Разыгрался - в тот же час
Стал сильнее дуть на нас!»

Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

  1. «Вкусное варенье»

- «Нашей Маше очень смело, 
На губу варенье село, 
Нужно ей язык поднять, 
Чтобы капельку слизать».

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.

  1. «Гармошка»

- «Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз -
У неё такой круиз».

Улыбнуться, сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

  1. «Барабанщик»

- «В руки барабан возьмем

И играть на нем начнем.

Язычок наверх подняли,

«Дэ-дэ-дэ-дэ» застучали».

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - «дэ-дэ-дэ...».

  1. «Парашютик»

- «Десантники в минуты
Спускаются с небес.
Распутав парашюты,
Прочешут тёмный лес,
Овраги, горы и луга.
Найдут опасного врага».

На кончик носа положить ватку, широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

  1.  «Загнать мяч в ворота»

- «Мы в футбол с тобой играем,

Мяч в ворота загоняем.

Дуй на ватку сильней,

Гол забей поскорей!»

«Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота), дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать).

  1. «Наказать непослушный язычок»

- «Язычок твой - озорник,

Он не слушает тебя.

Накажи его скорее:

«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…

  1. «Чьи зубы чище?»

- «Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые!»

Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

  1. «Горка-катушка»

- «Как на горке, на горе, 

На широком, на дворе: 

Кто на санках, кто на лыжах, 

Кто повыше, кто пониже, 

Кто потише, кто с разбегу, 

Кто на льду, а кто по снегу. 

С горки - ух, на горку - ух! 

Бух! Захватывает дух!»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.

  1. «Иголочка»

- «Улыбаюсь: вот шутник -
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок».

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. Удерживать в таком положении в течении 5-8 секунд.

  1. «Футбол»

- «Я на краю чуть не уснул,
А дали мячик - так рванул!
Один прорвался на ворота,
Ударил низом с разворота.
Ну, и забил, конечно, гол.
Красивая игра футбол».

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

  1. «Змейка»

- «Змейки разные бывают,

Ядовитые и нет.

Где они все обитают,

Только книжка даст ответ!»

Рот широко открыт. Напряженный, узкий длинный язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.  

  1.  «Птенчики»

- «Птенцы открыли ротики:
"У нас болят животики,
Скорей несите мушку,
Чтоб успокоить брюшко".
И папа с мамой все летают,
Мушек, мошек собирают,
Ну, а птенчики кричат,
Кушать, кушать все хотят».

Рот широко открыт, ненапряженный, расслабленный язык спокойно лежит в ротовой полости.

  1. «Ковшик»

- «Язычок - баловничок,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи».

Рот широко открыт, краешки языка приподняты.

  1.  «Обезьянка»

- «Обезьян во всей красе

В зоопарке видят все.

Их гримасы и ужимки,

Рожицы комичные.

Веселят нас по старинке

Аж, до неприличия».

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд.

  1. «Болтушка»

- «Что болтушки мы,

Это Вовка выдумал.

А болтать-то нам когда?

Нам болтать-то некогда!»

Движения языком вперед-назад.

  1. «Лопаточка»

- «Пусть язык наш отдыхает, 
Пусть немножко подремает».

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.  

  1.  «Вертушка»

- «Весёлая Вертушка 
Скучать мне не даёт. 
Весёлая Вертушка 
Гулять меня зовёт. 
Весёлая Вертушка 
Ведёт меня к реке, 
Где квакает лягушка 
В зелёном тростнике».

Вращать языком по кругу между челюстями и губами, челюсти неподвижны.

  1. «Остужаем пирог»

- «Жили-были индюки,
И любили пироги.
За обедом каждый мог
Съесть один большой пирог».

Подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.

 

  1. «Спираль»

- «Спиралью круговерть галактик,
Спиралью круговерть планет.
В своей спирали я фанатик,
Конца и края в этом нет...»

Поворачивать язык то на один бок, то на другой.

  1.  «Зонтик»

- «Бедный зонтик мой промок
С головы до самых ног,
Потому что он полдня
От дождя спасал меня».

Кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

  1. «Прилипала»

- «Живёт  рыбка -
Прилипала,
К очень многим прилипала.
И за это ей попало:
Прямо в сеть она попала».

Присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рот. Закончить щелканьем языка.

  1.  «Комарик»

- «Комарики песенку звонкую пели.
Но всем почему-то они надоели.
Ну, дайте ещё пожужжать, хоть немножко.
Не надо так громко хлопать в ладошки!»

Язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3.

  1. «Моторчик»

- «Привидение с мотором

Зажужжало за окном.

Это значит-очень скоро

Он вернётся в этот дом!

Наш Карлсончик, дорогой,

Прилетай-ка к нам домой!!!»

Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д-Д-Д, Р-Р-Р-Р-Р или 3-3-3-З-З прямым указательным пальцем производить частые колебательные движения из стороны в сторону под языком.

  1. «Ослик»

- «Мало кушает осёл,

Будто на диете,

Но упрямством превзошёл

Всех он на планете».

Кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетания ИЕ-Е-Е, ИА-А-А-А.

 

  1. «Лепим пирожки»

- «Лепим, лепим пирожки, 
Замесили из муки, 
Сели мы на лавочку, 
Угостили бабушку». 

Похлопать губами по языку.

  1. «Свистунки»

- «Рак сегодня плохо спит,

Разговор подслушал он:

Если рак вдруг засвистит,

Будет кто-то удивлён».

Улыбнуться, язык спрятать за нижние зубы и посвистеть.

  1. «Мостик»

- «Вот так мостик, что за чудо!

Выгнулся язык упруго: 

Кончик в зубы упирается, 

Бока кверху поднимаются».

Широко открыть рот. Широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком. Плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.

  1. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны)

- «Чищу зубы, чищу зубы       

И снаружи, и внутри.        

Не болели, не темнели,  

Не желтели, чтоб они».

Улыбнуться, показать зубы, прикрыть рот и кончиком языка «почистить»  нижние зубы с внутренней стороны. Двигая язычком из стороны в сторону, следите, чтобы он находился у десен.                                                                                                                                                   

 

  1. «Оближем губки»

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

  1. «Лопаточка-иголочка»

Язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить - упражнение  выдерживать на счет 10.

  1. «Внутренний крестик»

Кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и четко.

  1. «Наружный крестик»

Кончик языка к верхней губе, затем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точные и чистые.

  1. «Поймаем звук Л»

Во время произнесения звука - А, широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.

Упражнения на  развитие подвижности и укрепления мышц губ:

  1. «Окошко»

- «Рот приоткрою я немножко, 
Губы сделаю «окошком». 
Зубки рядышком стоят, 
И в окошечко глядят».

Широко открыть рот - «жарко», закрыть рот - «холодно».

  1. «Дудочка»

- «На дудочку губы положим, 
И даже сыграть на ней сможем. 
Ду-Ду-Ду».

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

  1. «Заборчик»

- «Широка Нева - река, 
И улыбка широка. 
Зубки все мои видны - 
От краёв и до десны».

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

  1. «Пароход гудит»

- «Вывожу язык вперёд,
Закушу его - и вот:
«Ы» - так гудит пароход».

Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы...».

  1. «Пятачок»

- «Кто не знает поросёнка,

Поросёнка Пятачка?

Персонажа детской книжки,
Озорного Пятачка?
И девчонки, и мальчишки
Любят все наверняка!»

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 

  1. «Зайчик»

- «Кто боится всех на свете?

Это заяц - знают дети.

И от шороха любого,

И от волка злого, злого,

И от рыженькой лисы,

У него дрожат усы.

Он боится даже мышки,

Потому что, он - трусишка».

Верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя - вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

  1. «Трубочка» 

- «В гости к нам пришел слоненок,

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни».

С напряжением вытянуть вперед губы «трубочкой.

  1. «Слоник пьёт»

- «Слоник листики жуёт,

Или травку щиплет.

В день воды сто литров пьёт,

Если жарко - больше выпьет».

Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника», «набирать водичку», слегка при этом причмокивая.        

  1. «Собака»

- «У него четыре лапы,

Чёрный нос и хвост лохматый.

Очень часто громко лает,

И плохих людей кусает!

Он бывает забияка,

Потому что, он - собака!»

Поднимать и опускать в 4 приема поочередно обе губы: а) поднять верхнюю губу, б) опустить нижнюю губу, в) опустить верхнюю губу до нормы, г) поднять верхнюю губу до нормы.

 

  1. «Рыбки разговаривают»

- «Рыба с рыбой говорила,

Как субботу проводила.

По гостям она ходила,

И друзей с собой водила».

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

  1. «Уточка»

- «Утки на лужок пришли,

Утки червяка нашли.

- Вот удача, кря-кря-кря!

Мы пришли сюда не зря!»

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все  остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

  1. «Недовольная лошадка»

- «Громко фыркнула Лошадка:
- Фр-р-р! Закончена зарядка!
Не пора ли подкрепиться?
Дайте сена и водицы!»

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

  1. «Бублик»

- «Купили два бублика маленькой Ирочке,

У каждого бублика было по дырочке.

Два бублика Ирочка съест с молоком,

А дырочки пусть полежат на потом».

Хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы.

  1. «Скольжение»

- «На коньках по льду качусь
В ясный день морозный, -
Я кататься научусь
Рано или поздно.
Еду я, скольжу по льду,
Вы, друзья, не смейтесь, -
Всё равно не упаду,
Даже не надейтесь!»

Рот приоткрыть, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.

  1. «Улыбка»

- «Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца».

Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.

  1. «Самолет»

- «Солнце в небе золотится.
Ввысь летит большая птица,
Закрывая нам крылом
Солнце в небе голубом.
Эта птица - самолет,
Он отправился в полет».

Губы в улыбке. Рот приоткрыт. Длительно произнести звук «ы-ы-ы».

  1. «Дятел»

- «Кто стучит в лесу глухом,
Громко, словно молотком.
Пёстрый вид его приятен,
В красной шапке - это дятел».

Открыть рот. Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д-д-д - сначала медленно, затем постепенно убыстрять  темп. Нижняя челюсть неподвижна.

  1. «Ротик-дом»

Открываем ротик-дрм.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

Он удобно в доме лёг.

Широко открывать рот.

Упражнения на развитие подвижности нижней челюсти и

выработку энергичного сокращения мускулов гортани:

  1. «Трусливый птенчик»

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

  1. «Акулы»

На счет «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт). На счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть двигается влево. На «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

  1. «Обезьяна»

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

  1. «Сердитый лев»

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.

  1. «Силач»

Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.  

  1. «Дразнилки»

Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

  1. «Заборчик»

Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

  1. «Противостояние»

Нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

  1. «Стручок фасоли»

Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии на счет «раз», «два». «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед на счет «три».

а) без нажима языком на нижнюю челюсть;

б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

  1. «Жуем твердую грушу»

Имитировать жевание с сильным нажимом на челюсти.

  1. «Стучит швейная машинка»

Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пыбы-пы-бы».

  1. Имитировать жевание с закрытым и открытым ртом.
  2. Двигать нижней челюстью вправо, дышать через нос, язык пассивен.
  3. Двигать нижней челюстью влево (так же, как и вправо).
  4. Попеременно двигать нижней челюстью вправо и влево.
  5. Выполнять круговое движение нижней челюстью при открытом и закрытом рте.
  6. Опускать и поднимать нижнюю челюсть.
  7. Храпеть на вдохе и выдохе (подражание спящему человеку).
  8. Легкое постукивание зубами - губы разомкнуты.

Упражнения для укрепления мышц щек:

  1. «Сытый хомячок»

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

  1. «Голодный хомячок»

Втянуть щеки.

  1. «Полоскание»

Надувание и втягивание обеих щек одновременно.

  1. «Шарик»

Перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

  1. «Шарик-2»

Напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание).

  1. «Рыбка»

Втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

  1. Выдувать воздух поочередно правым и левым углом рта.
  2. Поднять брови вверх. Широко раскрыть глаза. Беззвучно произносить гласную «о».
  3. Попеременно надувать правую и левую сторону щеки, перегоняя воздух из одной щеки в другую.
  4. Втягивать щеки в ротовую полость между зубами, губы вытянуть вперед.
  5. Попеременно надувать и втягивать щеки.
  6. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения на развитие мимико-артикуляторных мышц:

.

  1. «Лисичка улыбается»

Попеременно поднимать уголки рта.

  1. «Мишка разглядывает»

Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрыть, при опускании - зажмурить.

  1. «Мишка принюхивается»

Одновременно двигать ноздрями.

  1. «Мишка встретил друзей»

Придать лицу выражение радости, удивления, восхищения.

  1. «Лисичка подмигивает»

Челюсти сжаты. Попеременно поднимать углы рта с закрыванием соответствующего глаза.

  1. «Собака сердится»

Максимально оскалить зубы.

  1. «Собака разглядывает»

 Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрыть, при опускании - зажмурить.

  1. «Зайчик грустит»

Опустить углы рта вниз при закрытом рте.

  1. «Печёное яблоко»

Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта. 

Гимнастика мышц зева,  глотки и мягкого нёба

  1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
  2. Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос. 
  3. Позевывать с широким открыванием рта, при этом шумно втягивая воздух, но без заметного выдоха.
  4. Храпение на вдохе и выдохе - подражание спящему человеку.
  5. Произвольно покашливать.
  6. Хорошо откашляться. Широко открыв рот, напрячь мышцы плечевого пояса, шеи, всего дна ротовой полости и, с силой сжимая кулаки, откашляться.  
  7. Покашливать с высунутым языком.
  8. Покашливать с плотно закрытым ртом.
  9. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
  10. Делать глотательные движения.
  11. Глотание с сопротивлением.
  12. Имитация жевания. Происходит энергичное сокращение мускулов глотки. 
  13. Надувать щеки с зажатым носом.
  14. Медленно произносить звуки к-г-т-д.
  15. Подражать: голубиному воркованию, стону, мычанию, имитация свиста.
  16. Произносить гласные звуки а-э-и-о-у на твердой атаке.
  17. Пропевание гласных звуков а-э-и-о-у. 
  18. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, звуки и-а. Звук -и отделяется от звука -а паузой.
  19. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами звуки:  н...а, н.. а. Звук -н отделяется от -а паузой.
  20. Глубокое дыхание через рот при зажатом носе.
  21. Глубокое дыхание через нос при закрытом рте. 
  22. Имитация рвотных движений.
  23. Имитация рвотного движения с высунутым языком.
  24. Сделав предварительно рвотное движение, с напряжением мышц плечевого пояса, рук, шеи громко откашляться со звуком -а. 
  25. Запрокидывание головы с преодолением сопротивления. Педагог держит руку на затылке ребенка и дает инструкцию запрокинуть голову назад. 
  26. Опускание головы с преодолением сопротивления. Педагог держит руку на лбу ребенка и дает инструкцию резко опустить голову. 
  27. Запрокидывание и опускание головы при сильном нажиме подбородком на кулаки обеих рук. 
  28. Выдвижение языка к подбородку и последующее втягивание его в рот с преодолением сопротивления. Ребенку предлагается вытянуть язык к подбородку, а затем втягивать его в рот; в это время педагог легкими рывками пытается удержать язык ребенка вне рта.
  29. Проводить очень легкий массаж мягкого нёба подушечкой повернутого ногтем вниз большого пальца. Ноготь должен быть либо аккуратно обрезан, либо закрыт напальчником гигиенической перчатки. Это упражнение должно быть очень кратким, достаточно прикоснуться к мягкому нёбу 3-4 раза, чтобы возникло необходимое для преодоления малой подвижности мягкого нёба рвотное движение.
  30. Вдох носом и ртом одновременно, выдох ртом многократный частый при напряженном небе.

Литература:                                                                              

  1. Анищенкова Е. С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников». Издательство: АСТ
  2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика ра-

боты с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. - СПб.: Каро, 2005.

  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением. - СПб.: Фаст, 2008.
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2008.
  3. Костыгина В. "Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)". Издательство: Карапуз, 2007.
  4. Е. Краузе "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие". Издательство: Корона-Принт.
  5. Новиковская О.А. «Логоритмика» – Санкт-Петербург, «Корона», 2005 г.
  6. Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей..." Издательство: Каро, 2006 г. 

                                                                               

                                                                                 

                                                                                             



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика

При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата...

Артикуляционная гимнастика

Письмо формируется на основе устной  речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы ребёнок научился  произносить сложные звуки  С,...

Презентация . Артикуляционная гимнастика

В данной презентации представлен комплекс упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях . Презентацию можно использовать как на занятиях в начальной школе так и в дет...

Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида

Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

информация для родителей, примеры артикуляциооной гимнастики, методические указания для ее проведения...

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речев...