конспект логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект
группового логопедического занятия,
проведённого
в 1 классе
(группа ОНР)
Тема: Гласные и согласные звуки.
Цели:
-учить детей слышать и выделять гласные и согласные звуки из слогов и слов;
-различать гласные и согласные звуки;
-учить соотносить «гласный», «согласный» звук с символами «круг», «квадрат»; закрепить понятие о предлогах.
-развивать слуховое и зрительное внимание и память, фонематическое восприятие;
-воспитывать интерес на логопедических занятиях.
Оборудование: Индивидуальные зеркала, карточки с символами, пособие «Цветик – семицветик», кукла, счётные палочки, индивидуальные тетради, цветные карандаши, предметные картинки, пособие «Бусы», запись музыки.
План занятия.
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика.
- Определение темы занятия.
- Артикуляция гласных – согласных звуков.
1). «Угадай звук»;
2). «Выдели звук».
5. Релаксация. Физкультминутка.
6. Игры на закрепление.
1). «Цветик – семицветик»;
2). «Собери бусы».
7. Пальчиковая гимнастика.
8. Итог занятия. Оценивание.
Ход занятия:
- Организационный момент.
-Покажите, какое у вас сегодня настроение. Я надеюсь, что таким солнечным и добрым оно останется у вас на протяжении всего занятия.
- Артикуляционная гимнастика.
- Разомнём наш язычок.
Сказка о Весёлом Язычке.
Рот – домик, губы – двери.
А кто живёт в этом домике?
В этом домике, дружок, живёт Весёлый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка, и немножко шалунишка.
(Рот открыт, язык несколько раз показывается «стрелочкой»)
Наш Весёлый Язычок повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо…а потом опять вперёд,
Тут немного отдохнёт.
(Упражнение «Часики», «Змейка»)
Я с лошадкой погуляю, на гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол и забью в ворота гол.
Очень сложная задача – загонять в ворота мячик.
(Упражнение «Лошадка», «Гармошка», «Футбол»)
Скрылось солнце за горой, язычок пошёл домой.
Дверь он запер на замок, лёг в кроватку и умолк.
(Упражнение «Горка», «Лопаточка»)
3. Определение темы занятия.
- Из чего состоит рассказ? (Из предложений)
- Из чего состоят предложения? (Из слов)
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков)
Звук не можем мы увидеть и не можем в руки взять.
Озорного «невидимку» можем ухом различать.
А ещё - произносить, но не трогать, не носить.
-Какие бывают звуки? (Звуки речи бывают гласные и согласные).
Сегодня мы будем говорить о гласных и согласных звуках.
4.Артикуляция гласных – согласных звуков.
а). – Давайте обратимся к индивидуальным зеркалам. Произнесите гласный звук [А]. Что происходит с губами? Как проходит воздушная струя?
При произнесении звуков:
[А] – рот широко раскрыт;
[О] – губы округлены и слегка вытягиваются вперёд «бубликом»;
[У] – губы округлены и ещё больше вытягиваются вперёд «трубочкой»;
[Э], [Ы] - губы слегка растягиваются в улыбке, нижняя челюсть чуть вперёд;
[И] – губы ещё больше растягиваются в улыбке.
Воздух свободно идёт через рот, нет препятствий разных,
Голос зовёт, голос поёт, звук получается гласный.
ВЫВОД: При произнесении гласных звуков рот открыт, воздух проходит свободно.
-Давайте споём песенку гласных звуков.
Б). – Произнесите согласный звук [М].
Что происходит с губами? Есть ли здесь преграда для воздуха?
При произнесении звуков:
[М] – преграда губы;
[Н], [Л], [Р] – преграда язык.
Согласные очень рады, шелестеть, шептать, скрипеть,
Но они не могут петь, так как воздух встречает преграду.
ВЫВОД: При произнесении согласных звуков воздух всегда встречает преграду: или губы, или зубы, или язык. Их нельзя петь, тянуть.
1). «Угадай звук».
-По беззвучной артикуляции определите гласный звук. Обоснуйте свой ответ.
2). «Выдели звук».
-Произношу гласные и согласные звуки вперемешку. На гласный звук - вы показываете карточку с кружком, на согласный звук – карточку с квадратом.
- Релаксация. Физкультминутка.
(запись шума ветра)
-Слышите, что это воет? Послушайте, какая разыгралась буря. Давайте изобразим, как воет буря. Наберите как можно больше воздуха в живот, втяните щёки и со всей силой дуем. Буря успокоилась, ветер стал слабее. Подуем легким ветерком.
(Повторить 3 раза)
- Игры на закрепление.
1). Игра «Цветик – семицветик».
-Пока дул ветер, все лепестки у цветика – семицветика разлетелись. Попробуем собрать цветик – семицветик, но с условием: на лепестках должны быть картинки, названия которых начинаются на гласный звук.
Предметные картинки: утка, овца, олень, лодка, мышь, молоток, рыба, иголка, индюк, уж, арбуз, улитка, утюг.
-Какие ещё лепестки остались? На какой звук начинаются названия этих картинок? (На согласный).
- При произнесении каких звуков воздух свободно проходит?
-Какие звуки нельзя тянуть и петь?
2). –У нас гость. Кто это? Это кукла. Хотите узнать, как её зовут? Пусть выйдет тот, у кого название картинки начинается на звук
1).[М] 2). [И ] 3).[Л] 4). [А]
Какое получилось имя? (Мила)
-У Милы беда, она растеряла бусы. Помогите их собрать. На каждую бусинку нужно назвать слово, начинающееся на согласный звук.
- Пальчиковая гимнастика.
(работа с палочками).
-Ветер не только сломал цветик – семицветик. Он разрушил и другие предметы. Давайте почувствуем себя в роли строителей и соберём разрушенные предметы.
Конструируем «Дом», «Мост», «Качели», «Танк, «Пароход», «Звёздочку».
- Итог занятия. Оценивание.
- Что вам понравилось на занятии? Какие задания показались интересными? Какое задание было для вас самым трудным?
Зарисуйте, какое у вас было настроение на протяжении всего занятия.
(Работа в индивидуальных тетрадях).
-Вы меня очень порадовали своими ответами. Мне было приятно с вами работать. И жаль, что занятие закончилось так быстро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс
Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс) Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...
Конспекты логопедических занятий
Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...
Конспекты логопедических занятий
Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...
Конспект логопедического занятия Тема: Интеллектуально-развлекательная игра «Логопедический час»
Развитие интереса к логопедическим занятиям...
Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.
Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....