"Звук (ц) и буква Цц"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Сафонова Валентина Сергеевна


Звук (ц)и буква Цц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx35.64 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

русского языка и логопедического занятия в первом классе

специальной (коррекционной) школы

по теме: «Звук [ц] и буква Цц»

Цель: формирование навыка письма строчной буквы ц и автоматизация звука [ц] через внедрение технологии метапредметности.

Задачи:

способствовать:

  • созданию условий для правильного произношения звука [ц];
  • совершенствованию звукового анализа;
  • умению образования формы родительного падежа множественного числа существительных.
  • закреплению навыка письма буквы Ц;
  • развитию фонематического слуха; логического мышления; мелкой моторики; зрительного восприятия;
  • формированию навыков общения и правильного поведения.

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД:

Научить навыкам

- формулирования цели деятельности на уроке с помощью учителя;

- действия по плану и планированию своих действий;

- планирования своих действий для выполнения задания;

- адекватного оценивания своих достижений.

Познавательные УУД:

Способствовать:

-осознанию познавательной информации;

-ориентированию в прописи;

- осознанию и произвольному построению речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:

Способствовать:

- формированию слушать и понимать речь других;

- формированию договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;

- самостоятельному или при помощи педагога формулированию своей точки зрения.

Личностные УУД:

Способствовать:

- формированию положительного отношения к учению, удовлетворение от результатов учебного труда;

- формированию и стремлению к аккуратному, красивому письму;

-формированию положительного отношения к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

- фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь.

Оборудование: зеркала, ручки, тетради, игрушка-курочка, киндер-яйца, скорлупа, мешочки с крупами, коробочки с пшеном, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Демонстрация  мультфильма «Курочка ряба»

У: - Что это за сказка? правильно , «Курочка Ряба»

Психогимнастика: «Грустно – весело»

У: - Как вы считаете, какое стало настроение, когда бабушка увидела, что мышка разбила яйцо?

У: - Да, действительно бабушке стало грустно. (Показываю скорлупу)

У: - Покажи какое выражение лица у бабушки?

У: - А какое настроение было у бабушки, когда курочка снесла «золотое яйцо»? Да правильно - веселое. (Показываю «золотое яйцо» обернутое в фольгу).

  1. Артикуляционная гимнастика: «У дедушки с бабушкой» (слайд 2)
  2. Жили были дедушка и бабушка.

К ним толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),

С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки).        

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),        

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись — в улыбочку губы (снова широкая улыбка).        

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).        

Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).        

Блюдца поставим - положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

Дуем на блинчик — не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик жуём, завернём и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),        

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

На нос подули - мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили — никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).

Вкусный был завтрак - мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

  1. Определение темы урока:

Л: - А чему мы будем учиться сегодня на уроке ,вы сейчас догадаетесь сами

Л-Послушайте ,подумайте и назовите о ком идет речь.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём,

И он разбился и оттуда,

Живое выбежало чудо.

Такое тёплое,

Такое пушистое и золотое (слайд 3-4)

Л: - Произнесите слово – цыплята. Какой первый звук услышали в этом слове?

Л: - Как вы думаете, чему  мы будем учиться сегодня на уроке? (учиться писать  букву Ц).(слайд 5)

  1. Выделение звука [ц]. Знакомство с буквой ц:

Л: - Ребята, как вы думаете, наши цыплята умеют произносить звук [ц]? (слайд 6)

Л: - Давайте покажем им, как правильно произносится звук [ц] (правильная артикуляция звука ц).

У:- Какой он, этот звук? (Согласный, глухой непарный, твердый.) ( слайд 7)

У:- Молодцы!     

7.   Автоматизация: (в чистоговорке)

Л:-Любовалась цыплятами курица:

    что ни цыплёнок, то умница! 

6.    Физкультминутка: (с муз. сопровождением. Песня «Вышла курочка гулять») (слайд 8)

Вышла курочка гулять свежей травки пощипать,

(шаги на месте с высоким подниманием колена, руками — махи вверх-вниз)

А за ней ребятки  - желтые цыплятки. 

(прыжки на месте, руки сложены в виде крылышек)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко! (грозим пальчиком)

Лапками гребите, зернышки ищите! (в приседе имитируем разгребание лапами земли)

Съели толстого жука (руками показать толстого круглого жука)

Дождевого червяка (руки разводим в стороны, показываем длинного жука)

Л: - Молодцы!

    8.  Анализ образца буквы ц: (слайд 9)

Л: - Наши цыплятки проголодались, и мы их должны накормить.

Л: - Цыплята  любят клевать пшено  (слайд 10) 

Л :- Оно такое же круглое, маленькое и желтое, как они сами, давайте попробуем на ощупь определить - где пшено? (мешочки с крупами).

Л: - Но прежде чем покормить мы сейчас из всех предложенных круп выберем, что?

Л: - Правильно - пшено (предлагаю: гречку, фасоль, манку, горох)

Л: - Молодцы!

У: - А сейчас каждый из вас получит коробочку, в которой выложен корм для цыплят, и вы попробуете изобразить букву ц, (слайд ц)

       9.    Тренировка в написании изученной буквы ц: (слайд 12)

 У:- Посмотрите в правый верхний угол листка  и назовите элементы, из которых состоит буква.

Сколько их? Повторите написание буквы в воздухе три раза.

У: - Мы размяли пальцы, обведите по серому шрифту элементы буквы ц, самостоятельное письмо буквы (запись сопровождается подробным комментированием, ведётся под счёт).

          10.    Подведение итогов:

У:- С какой буквой сегодня познакомились?

У:- Чему научились?

У:- Что было трудно?

         11.   Домашнее задание:

У: - Раскрась дома картинку со звуком [ц] и букву Ц.

         12.   Сюрприз-момент:

Л: - Давайте поможем курице посчитать яйца (1-5) (Считаем яйца в корзине). Курочка благодарит вас и дарит вам свои яйца.

- Спасибо за урок, Молодцы! (слайд 13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....


 

Комментарии

Хабирова Алфиза Сафиулловна

Спасибо за полезный материал!

Боева Ольга Владимировна

Рекомендуем учителям начальных классов всех школ.