Формирование полноценных представлений о морфемном составе слова у младших школьников с ОНР ( с конспектами занятий)
методическая разработка по логопедии (3,4 класс) на тему
Данная методическая разработка представляет собой практический материал по коррекции письменной речи у младших школьников (3-4 класса) , посещающих школьный логопункт. Разработка включает в себя серию конспектов. Полезна школьным логопедам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование полноценных представлений о морфемном составе слова
у младших школьников с ОНР
Добрынина (Кутлина) Э. Г., учитель-логопед высшей категории,
МОУ «Яйская ООШ № 3» п. г. т. Яя, Кемеровской обл.
В работе по развитию речи учащихся начальных классов большое значение имеет обогащение их словаря. Теоретическую основу данной проблемы составляет предусмотренный школьными программами раздел «Лексика».
Он предполагает знакомство младших школьников не только с конкретной лексикой, но и с отвлеченными понятиями, вызывающими трудности в усвоении.
Уроки литературы, риторики, природоведения, истории также способствуют обогащению речи учащихся. Но для детей с ОНР такая работа не дает положительных результатов. Речь их бедна в лексическом отношении.
Скудный словарный запас мешает успешной учебе. Дело еще и в том, что дети с ОНР мыслят конкретно: многие отвлеченные слова и понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Поэтому работа логопеда предполагает введение в лексикон учащихся не только новых слов (с отвлеченными понятиями, различными смысловыми оттенками, синонимами, антонимами, многозначностью, фразеологическими сочетаниями), но и слов, образованных различными способами (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным и т.д.). Логопед должен познакомить детей с понятиями «богатая и бедная речь», чтобы более последовательно и продуктивно обогащать речь учащихся. При этом следует исходить из того, что чем больше человек знает слов, тем меньше использует готовые штампы в тех случаях, когда требуется выразить свои мысли, свое отношение: предмету высказывания.
В содержание занятий по восполнению пробелов в развитии лексического запаса входит:
- уточнение значений имеющихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значений используемых синтаксических конструкций.
Можно предложить такую последовательность работы по формированию полноценных представлений о морфемном составе слова:
- усвоения понятия о корне слова и родственных словах, дифференциация понятий «однокоренные» и «родственные» слова;
- овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;
- овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления;
- усвоения понятия о предлогах и способах их использования, дифференциации предлогов и приставок.
- закрепление знаний о составе слова в играх и упражнениях.
Содержание занятий
Для коррекции речи учащихся с ОНР отбирают наиболее типичные для данного языка способы словообразования. Ребенка учат образовывать новые слова от заданных, ориентироваться в формально семантических отношениях, группировать слова по общему признаку и тем самым анализировать морфологическую структуру слова. Развивающий эффект таких занятий достигается тем, что внимание ребенка обращается на одну морфему, пока он не научится ее выделять, сопоставляя анализируемое слово с производящим и со словами, подобранными по той же модели.
На занятиях ребенку объясняют, что приставка и суффикс придают словам новые, дополнительные значения, т.е. служат для образования новых слов. В этом их сходство. Различие заключается в том, что приставка начинает основу, а суффикс заканчивает. На обобщенной схеме хорошо видны все части, из которых могут состоять слова.
После выделения всех морфем учащиеся выполняют морфемный анализ слова, а затем делают ряд упражнений на его закрепление.
Можно предложить такое задание: на фланелеграф поместить условные обозначения
вразброс, учащимся необходимо расставить значки по порядку, а затем подобрать слова к схемам.
Или же такое задание: детям раздать части слова и предложить собрать слово целиком; назвать составные его части.
н ый крас пре школь при ый н ать зим ов ник ов сад
прекрасный пришкольный зимовать садовник
Сначала действия отрабатываются по максимально развернутой схеме, с полной и подробной записью всех этапов. В дальнейшем алгоритм постепенно сворачивается и переходит в план внутренней речи («про себя»), затем «в уме». К исходному порядку возвращаются на завершающем этапе работы над темой «Состав слова». Это связано с необходимостью осознания учащимися понятия «словообразование».
Суффиксальный способ образования слов
Образование нового слова посредством суффиксов вполне доступно учащимся с ОНР. Однако они испытывают большие затруднения в отнесении слов к определенным смысловым разрядам. Поэтому на специальных занятиях с рассматриваемой группой детей логопед основное внимание должен уделять именно данному направлению работы.
Вначале следует уточнить значение слов, образованных с помощью суффиксов с оттенком уменьшительности, ласкательности, увеличения, пренебрежительности («очк», «ичк», «к», «еньк», «оньк», и т.д.).
Например, на фланелеграф выставляются картинки с изображениями гнома и гномика. Зачитывается стихотворение.
Жил да был веселый гном
Он себе построил дом,
Рядом жил поменьше гномик,
Он себе построил домик.
Выставляются картинки с изображениями дома и домика. Затем по ним составляются предложения.
Например, картина «Дуб». Дети составляют: «У гнома возле дома растет дуб». Далее демонстрируется картинка «Дубок». Учащиеся говорят: «У гномика возле домика растет дубок». Таким образом, выстраивается целый ряд предложений:
У гнома возле дома растет береза, а у гномика возле домика растет березка.
У гнома возле дома растет рябина, а у гномика возле домика растет рябинка.
Предложения записываются в тетрадь, выделяется суффикс.
Для образования уменьшительно-ласкательных форм существительных при помощи суффиксов можно предложить игру «Что изменилось?». Дети закрывают глаза, а логопед в это время меняет большой предмет на маленький.
Логопед. Что изменилось?
Д е т и. Был большой предмет, а стал маленький.
Логопед. Как его можно назвать?
Д е т и. Был cтакан, а стал стаканчик.
Слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом записываются в тетрадь, выделяется суффикс.
Как только учащиеся научились уточнять значения подобных слов, образованных посредством подобных суффиксов, необходимо включать суффиксы, при помощи которых образуются различные части речи («-ик», «-ник», «-щ», «-ист», «-щик», «-ан», «-чик», «-ар»,
«-ян» и т.д.). Специально уделяют внимание образованию прилагательных, так как в словарном запасе детей рассматриваемой группы слов, обозначающих качество, мало.
Предлагается образовать от существительных прилагательные.
Дерево - деревянный.
Стекло - стеклянный.
Резина - резиновый.
Шелк - шелковый и Т.д.
Очень нравится детям игра «Ателье». Выбирается приемщица, которая принимает заказы. Учащиеся отбирают образцы тканей (сатин, шелк, мех, кожа, ситец, шерсть) и заказывают разные виды одежды. При этом они должны сказать, что просят сшить; из какой ткани.
Сшейте мне кожаные брюки. Сшейте мне шерстяную юбку.
Сшейте мне ситцевое платье и т.д.
Приемщица вставляет образцы тканей в соответствующий шаблон и отдает заказчику, который составляет предложение и записывает на доске.
Мне сшили кожаные брюки.
Мне сшили шерстяную юбку и т.д.
Логопед следит за тем, чтобы дети правильно называли прилагательные и согласовывали их с существительными, выделяли суффикс.
Задание: образовать имена прилагательные с суффиксом «-н».
Длина-... .
Весна -... .
Книга -... .
Бумага -... .
Стена -... .
Задание: образовать при помощи суффикса «-ск» прилагательные от существительных. Корень и суффикс выделить.
Город -... .
Море -... .
Гигант -... .
Село -... .
Задание: выбрать и сгруппировать слова с общим суффиксом из написанных на карточке слов, объяснить их значение.
Школьник, ручка, косточка, печка, ельник, сказочка, звездочка, дочка, лесник.
Полезно выделить несколько наиболее типичных значений суффиксов, отработать их на варьируемом словообразовательном материале и тем самым научить детей улавливать общий признак, обозначаемый этими суффиксами.
Например, суффиксами «-щик», «-чик», «-ист», «-тель» , «-арь» обозначаются лица по роду их деятельности.
3адапuе: записать на доске названия известных профессий по следующему образцу.
Токарь - точить.
Учитель - учить.
Водитель - водить.
Резчик - резать.
Дети дают понятие типа: Существительное «учитель» образовалось от слова «учить» при помощи суффикса «-тель».
Целесообразно давать детям с ОНР задания, в которых от слов одной необходимо образовать слова другой части речи.
3адапuе: от слов-действий образовать слова-предметы при помощи суффикса «-к», обозначить суффикс.
Посадить деревья - посадка деревьев.
Побелить стены - побелка стен.
Засолить оrypцы - засолка оrypцов.
Полить огород - поливка огорода.
Как только учащиеся усвоили значение новых слов, необходимо начать работу над формированием механизма словоупотребления. Для этого используют специальные задания и упражнения:
- нахождение недостающего в предложении слова с опорой на предыдущие и последующие слова;
- конструирование различных предложений с новыми для учащихся словами;
- подбор слов, сочетающихся с новым, отрабатываемым словом, сравнение двух словосочетаний, установление верного словосочетания и доказательство его правильности.
Приставочный способ образования слов
Работа над образованием новых слов посредством приставок может проходить в такой последовательности:
- уяснение лексического значения глагола, от которого образуется новое слово с приставкой («ходить»);
- сопоставление этого глагола и глагола с приставкой («ходить - приходить»);
- сопоставление нескольких глаголов с разными приставками («приходить - уходить - заходить»);
- выделение общего элемента в глаголах с одинаковой приставкой и разными корнями («слететь - сходить - сбежать»);
- усвоение соотношения приставок и предлогов («подошел к...», «перепрыгнул через...»).
Следует акцентировать внимание на образовании словосочетаний с глаголами, которые требуют как прямого дополнения «прочитать книгу»), так и косвенного с определенным предлогом («подлететь к городу»), а также сочетание приставок и предлогов («пере...», «через...», «под...», «к...» и т.д.). Это способствует усвоению глагольного управления. Здесь предлагаются такие задания:
- подписать под картинкой названия действий, которые на ней изображены;
- подчеркнуть слова с приставками, объяснить их значение;
- выписать однокоренные глаголы с разными приставками, объяснить их значение, образовать с помощью приставок новые слова, составить с ними словосочетания и предложения.
Например, даны слова «прилететь», «улететь», «слетел», «полетел». Учащиеся составляют словосочетания: «улетел на юг», «полетел к кормушке» и т.д. Затем предложения.
Воробей слетел с ветки.
Перелетные птицы улетели на юг.
Снегирь полетел к кормушке.
3адапuе: из образованных слов при помощи приставок выбрать и записать в один столбик слова, обозначающие приближение, а в другой - удаление.
Убежать, прибежать, подъехать, отъехать, отойти, угнать, пригнать, подойти и т.д.
Предложить выделить приставки, образовать с помощью этих приставок новые слова и объяснить их значение.
При выполнении подобных заданий дети должны практически усвоить значение наиболее употребительных приставок:
- с пространственным значением «в-», «вз-», «вы-» «под-», «над-», «от-», «у-», «про-»,
«пере-»;
- с временным значением «за-», «по-»;
- неполноты действия «под-», «при-» ;
- полноты или результативности действия «в-», «вз-» , «воз-», «до-», «за-».
Также необходимо познакомить детей и с многозначностью отдельных приставок, чтобы закрепить практическую работу над приставками, можно предлагать такие задания.
3адапuе: спишите, вставив подходящие по смыслу слова, данные в скобках.
Павлик (подплыл, отплыл) от берега.
Митя (подбежал, отбежал) к лодке.
Собака (влезла, вылезла) из конуры.
Мальчик (попил, выпил) молока.
Алеша (поднес, отнес) ведро домой.
3адапuе: составить словосочетания с глаголами и существительным.
Идти.
Переходить дорога.
Остановиться.
Отрабатывая употребление глаголов с приставками, следует уделять большое внимание составлению предложений с однокоренными глаголами, имеющими разные приставки. Для уяснения разницы в употреблении глаголов и приставок можно предложить такое задание.
Задание: списать тексты телеграмм, вставив пропущенные предлоги.
Зайди ___ маме, забери сумку.
___ голове петушка красный гребешок, а ____ ним красная бородка.
___ травой летают бабочки, ___берегу ___ кустах поют птицы.
Задание: определить предлоги и приставки в сделанной на доске записи.
(За)шла (за)другом.
(С)бежал (с)горы.
(В)ложил (в)коробку.
(На)скочил (на)дерево.
(До)шел (до)школы.
Задание: записать под диктовку предложения, рисуя вместо предлогов V , а вместо приставок ---- .
Короток зимний день. Птицам не хватает времени для поиска корма.
Они слабеют от голода. Брось птицам горстку семян. Этим ты увеличишь урожай в садах, на полях, в огородах. Ведь птицы спасают их от вредных гусениц и насекомых.
Задание: выписать подходящие по смыслу приставки или предлоги в словосочетаниях.
...плыть ...берега.
...лететь ...хищника.
...шел ...школы.
...писать ...тетрадь.
...шел ...водой.
...шел ...школу.
Задание: ответить (письменно) на вопрос о происхождения названий.
Подосиновик, подснежник, подводник, подсолнечник.
Подорожник - это растение. Подорожник растет по обочинам дороги.
И т.д.
Задание: образовать новые слова с помощью приставок.
Приход –
Полет -
Задание: вставить подходящие по смыслу приставки.
Зайчик - бежал из леса и - бежал к огороду. Он - бежал вокруг огорода, - бежал к грядке с капустой, - грыз ее, - бежал из огорода и - бежал обратно в лес.
Центральное место в логопедической работе отводится специальным упражнениям, при выполнении которых значение слов отрабатывается в смысловых и междусловных отношениях. Иначе говоря, вновь образованные слова обязательно включаются в различные виды речевой деятельности (вопросы, сообщения, побуждения и т.д.), что создает условия не только для обогащения словаря, расширения семантических полей и систематизации лексики в целом, но и для актуализации речевой деятельности.
Подобная работа над значением слов на всех этапах коррекционного обучения постепенно подводит детей с ОНР к подлинному овладению словом, как функционирующей единицей.
Родственные слова
Большое место в работе по обогащению словарного запаса занимают упражнения в подборе родственных слов. Именно на этом этапе учащиеся с ОНР испытывают серьезные трудности. Например, такие слова, как «вода», «водитель», относят к родственным.
При изучении родственных слов учащиеся часто подменяют словообразование («дуб, дубовый») словоизменением («дуба, дубом, дубу»), считая последние слова родственными. Поэтому необходимо объяснить, что слова «дуба, дубом, дубу» представляют собой изменение одного слова, что все эти слова обозначают один и тот же предмет, а каждое из слов «дуб, дубовый» имеет свое смысловое значение. Нелегко детям дается понимание смысловой близости слов. Они часто не считают слова «сад, садовник» родственными, так как слово «caд» обозначает группу фруктовых деревьев, а слово «садовник» - человека.
Задание: составить предложения с этими словами.
На опушке леса рос раскидистый дуб.
Дубовая кора крепкая и прочная. У школы посадили большой фруктовый сад.
Садовник будет ухаживать за молодыми яблонями.
Дети находят родственные слова, выделяют корень и объясняют, почему они родственные. (Потому, что имеют общую часть слова и близки по смыслу.) В качестве наглядного пособия при работе с родственными словами можно использовать «ромашку» или «дерево».
Педагог задает вопросы:
- Какие части цветка вам известны?
(Стебель, листья, цветок с лепестками, корень.)
- Какая часть для ромашки самая главная? (Корень.)
- Почему? (Без корня цветок не может жить.)
- Можно ли сказать, что слова с одной словообразовательной ромашкой будут родственными? (Можно. У них общий корень, они близки по смыслу.)
- Можно ли понять значение данных слов без корня? (Нет.)
Итак, дети выясняют, что с помощью корня слова может быть объяснено значение всех слов-родственников. Сам же корень обязательно входит в состав всех родственных слов и имеет в них одинаковую буквенную форму. У ромашки корень – главная часть, без которой цветок не может существовать. А может ли существовать слово без корня? Педагог предлагает проверить это для группы родственных слов. «Подводный» - без корня «подный», «водица» - «ица», «вода» - «а». Поэтому корень слова определяют, как его главную, значимую часть, в которой заключено значение всех родственных слов.
Для закрепления темы «Родственные слова» детям предлагаются следующие задания.
Задание: к словам из первой колонки подобрать родственные слова из второй колонки.
Гора горе – горный горюшко пригорок горевать гористый горький горочка пригорюнился
Дети анализируют: «У данной группы слов корень одинаковый, но различный смысл. А родственными словами мы называем слова с одним и тем же корнем и близким смыслом».
Задание: прочитать слова. найти лишнее, не подходящее по смыслу слово. Вычеркнуть его. Объяснить, почему оно не подходит.
Шиповник, шипы, шипит, шиповки.
Маленький, малыш, малевать, малявка.
Шипучка, шиповник, шипящий, зашипел.
Задание: найти в тексте близкие по смыслу слова и объяснить, почему они близкие. Выделить в них корень.
Родиной мы зовём нашу страну, потому что мы в ней родились, потому что в ней говорим на родном языке и всё в ней для нас родное.
В процессе такой работы у детей развивается понимание того, что родственными могут быть разные слова (слова, обозначающие предметы, признаки, действия предметов). поэтому они подбираются так, чтобы относились к разным частям речи. Это даёт возможность избежать распространённой ошибки – подмены словообразования словоизменением.
Для закрепления представлений о способах образования слов можно использовать следующие задания.
Задание: на доске даются вперемежку разные приставки и суффиксы. Выписать их в соответствующие столбики, составить с каждым из них слово, а затем включить это слово в предложение или текст.
ПО НА К С ОВА ПРИ АРЬ ОЧК ИК ПОД
- С ПРИ ПОД ЗА НА ПО
- ОЧК ИК Н АРЬ К ОВА
- СЪЕЛ ПРИЕХАТЬ ПОДСТАВКА ПОЛЕТЕЛ НАШЁЛ ЗАПИСЬ
- ЛАСТОЧКА КОТИК ДЛИННЫЙ СЛЕСАРЬ ГОРКА СУКОВАТЫЙ
ПТИЦЫ ПОЛЕТЕЛИ В ТЁПЛЫЕ КРАЯ.
Я НАШЁЛ ПУГОВИЦУ. КОТ СЪЕЛ КОТЛЕТУ. К НАМ ПРИЕХАЛА БАБУШКА.
БРАТ СДЕЛАЛ ПОДСТАВКУ ДЛЯ ТЕЛЕФОНА. НАМ НУЖНА ДЛИННАЯ ПАЛКА. К НАМ ПРИШЁЛ СЛЕСАРЬ. КОТИКА ЗОВУТ РЫЖИК.
Задание: к данным схемам подобрать из книг слова.
Поднос подруга гора
Переезд забежит кони
Таким образом, в ходе коррекционных занятий дети накапливают опыт различения и выделения морфемных частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов. Привлечение внимания к звуковой стороне речи морфемному составу слова помогает в дальнейшем самостоятельно расширить запас слов. Всё это способствует созданию оптимальных условий для уточнения ряда грамматических понятий и развитию умений для овладения определёнными правилами правописания, усвоение которых связано с морфемным анализом слов и умением различать их значимые части.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
(составила и провела Добрынина (Кутлина ) Э. Г., учитель-логопед МОУ «Яйская ООШ № 3» п. г. т. Яя, Кемеровской обл.)
Тема: Корень слова. Родственные слова.
Занятие № 1.
Цели: - закрепить понятия о родственных словах, упражнять в подборе родственных слов;
- систематизировать, активизировать и пополнять словарный запас учащихся за счёт накопления родственных, однокоренных слов;
- учить наблюдать за звукобуквенным составом, сходством и различием однокоренных слов, лексическим и семантическим значением слов;
- учить овладению различными способами словообразования
- совершенствовать навыки полноценного чтения и письма;
- развивать зрительную и слуховую память, внимание, логическое мышление;
- формировать орфографическую зоркость, воспитывать языковое чутьё;
Ход занятия:
1. Оргмомент. Приветствие. Речёвка.
- Объявление темы занятия: Сегодня мы продолжаем углублять и закреплять свои знания о корне слова и родственных словах, попробуем понаблюдать за их жизнью и играми. Но повторение – мать учения. Что такое корень слова? Какие слова называются однокоренными (родственными)? Все ли однокоренные слова являются родственными?
ЗАДАНИЯ:
- Назовите корень в словах: ЦВЕТОК – ЦВЕТЕНИЕ, ГРАМОТА – ГРАМОТНЫЙ, ЖАЛО – ЖАЛОСТЬ. (какая пара слов лишняя? (3-я), объяснить.
- Проанализируйте пары слов – близки ли по значению следующие пары слов:
КОРОВА – ТЕЛЁНОК, ОВЦА – ЯГНЁНОК, СВИНЬЯ – ПОРОСЁНОК, ЛОШАДЬ – ЖЕРЕБЁНОК.
- ОБЪЯСНИТЬ – могут ли эти слова считаться родственными, если не имеют одинакового корня?
- Объяснить значения следующих слов:
ПАРА, ПАРК, ПАРНИК, ПАРИК. (ДОСКА)
Пара – 2 каких-либо предмета, соединённых вместе;
Парк – большая площадь, засаженная деревьями, в населённом пункте;
Парник – небольшая теплица под плёнкой;
Парик – накладные, искусственные (не свои) волосы.
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ:
- Вставьте пропущенные слова с тем же корнем, что у выделенных слов. Проанализируйте их.
Скоро сказка ….., да не скоро дело …. . (ДОСКА)
Молодое растёт, а старое ….. .
Не впервой волку зиму …. .
Хватит, тебе, молодцу, горе ….. .
- Словарный диктант: выписать только слова с корнем –осин-.
ОСИНА, ОСА. ОСИНКА, ОСЁЛ, ОСИНОВЫЙ, ОСИННИК, ПОДОСИНОВИК, ОСЛИК, ОСЕННИЙ.
УСТНО: составьте предложения с записанными словами.
- Выписать в 2 столбика слова с общим корнем:
-дом- -двор-
(диктовка): домик дворник домашняя домище дворец дворняга дворовый домохозяйка
- УСТНО: найти в каждой строчке 2 однокоренных слова, назвать их:
СКОРОСТЬ СКОЛЬКО СКОРЛУПА СКОРЫЙ СКОБКИ
КОРОБКА КОРОТКИЙ КОРМИТЬ КОРОТЫШКА КОРИЧНЕВЫЙ
ВЕСЛО ВЕСЕННИЙ ВЕСЁЛЫЙ ВЕСЕЛИТЬ ВЕСОВЩИК
- Используя данные слова, составьте словосочетания или предложения, чтобы было понятно значение корня. Чем отличаются эти слова? Влияет ли изменение одной буквы в слове на его значение?
Проживать – прожевать (ДОСКА)
Поседел – посидел
Спеши – спиши
Запевать – запивать
Слизать – слезать
(списать слова, подчёркивая гласные в корне)
- Графический диктант: запишите номер слова, которое находиться в данных предложениях)
Пищу надо не спеша прожевать. (2)
Жильцы будут проживать в новом доме. (1)
Я немного посидел на пеньке и пошёл. (4)
Дед мой рано поседел на войне. (3)
Через дорогу переходить не спеши, посмотри по сторонам.(5)
Аккуратно спиши упражнение в тетрадь.(6)
(2, 1, 4, 3, 5, 6)
- В каких словах корень обозначен не правильно? (ДОСКА)
Близкий пригорок веселить полёт крепость раскидал забежал часовой
- Итог занятия: чему учились на занятии? Какое задание запомнилось, почему? Интересно ли наблюдать за жизнью слов, за их играми?
Занятие № 2.
Цели: см. занятие № 1.
Ход занятия:
1. Оргмомент. Приветствие. Речёвка.
- Объявление темы занятия: Сегодня мы продолжаем углублять и закреплять свои знания о корне слова и родственных словах, будем наблюдать за их жизнью.
ЗАДАНИЯ:
- Будь внимательным к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лётчик, самолёт, полёт. (ДОСКА)
Ледяной, ледовый, лёд
Ходит, выходка, ходы,
Трудовой, трудись, труды.
(запись слов в тетрадях с выделением корня, самостоятельно, затем взаимопроверка)
- Выписать только те пары слов, где есть общий корень: (ДОСКА)
ГУСЬ – ГУСЯТА ЛАСТОЧКА – ПТЕНЦЫ ЛИСА – ЛИСЯТА
ВОРОНА – ВОРОНЯТА КУРИЦА – ЦЫПЛЯТА ТИГР - ТИГРЯТА
- УСТНО: Какое слово не подходит? Докажите, составьте предложения.
ПОЛЁТ ЛЕТО ЛЁТЧИК
МОРЕ ЮМОР МОРЯК МОРСКОЙ
МЕДОВЫЙ МЕДОК МЕДНЫЙ МЁД
- Спишите текст, используя слова для справок: (ИНД. КАРТОЧКИ)
Зимой птицам холодно и голодно. Им нечем …… . Дети решили ……. птиц.
Они сделали …… и насыпали на них …… . Всю зиму дети ….. птиц. Они …… их крошками, семечками и зерном.
(КОРМИЛИ. ПОДКАРМЛИВАЛИ, КОРМ, КОРМУШКИ, КОРМИТЬСЯ,
НАКОРМИТЬ)
- Выписать в 2 столбика слова, разделив их на две родственные группы: (КАРТОЧКА)
Печаль печать печальный печатать печатный опечалить печалиться печатник
- Найдите в скороговорке однокоренные слова
Перепел перепёлку и перепелят, (ДОСКА)
В перелеске прятал от ребят.
- Игра «Шифровщики»
Зашифруйте слова, указав количество букв в корне.
Образец: лётчик – 3.
подкладка (4), мостик (4), полёт (3), садовник (3), стрела (5), солёный (3), выстрел (5).
- Игра «Горка». Впишите в табличку недостающие буквы.
З | И | М | ||||||
З | И | М | ||||||
З | И | М | ||||||
З | И | М |
- Итог занятия: Какая часть в слове самая важная? От чего образуются родственные слова? Чему мы учимся?
Тема: Суффиксы. Суффиксальный способ образования слов.
Занятие № 1. Цели занятия:
- закреплять представления учащихся о суффиксе и его словообразующей роли;
- тренировать учащихся в образовании слов при помощи суффиксов (пользоваться суффиксальным способом);
- развивать зрительное и слуховое внимание и память;
- тренировать орфографическую зоркость, языковое чутьё;
- познакомить учащихся с основными суффиксами русского языка;
Ход занятия:
- Организационный момент. Приветствие. Речёвка.
Повторение. На прошлом занятии мы начали знакомство с суффиксами. Где стоит эта часть слова? Для чего служит? Что можно выразить при помощи суффиксов? (передать словам разные оттенки чувств, отношение к предмету, указать его величину и т. д.)
Сформулируем, что такое суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Назовите суффиксы, которые запомнились вам с прошлого занятия (-ик, -ищ, -к, -ок, -чик)
- Основная часть.
1) Послушайте стихотворение. (ДОСКА)
Крышка, крошка и селёдка, (слова выписываются столбиком, подготовка к зад. 2))
Сумка, банка, сковородка –
Кто скорее всех узнает,
Что слова объединяет?
Их внимательно прочтите,
Что в них общего – найдите.
(все слова образованы при помощи суффикса –к)
2) Давайте эти слова превратим в ласковые, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы: крышка – крышечка
крошка - …,
селёдка - … (см. зад. 1)
(использовались суффиксы –очк, -ечк – они же используются для ласкового называния имён мальчиков и девочек)
- УСТНО: назовите друг - друга ласково
Я сижу с Кристиночкой, а я с Надечкой.
ДОСКА: очк ечк оньк еньк
4) Работа по учебнику. Упражнение № 5.
Измените слова оп образцу. Спишите парами. Выделите корень и суффикс во втором слове каждой пары.
Лента – ленточка старый – старенький стекло – стёклышко
5) Представьте, что мы пришли на стадион. Там занимаются спортсмены.
Суффикс –ист поможет вам их назвать.
Играет в теннис – теннисист, в хоккей - …, в волейбол - …, в футбол - …, в баскетбол - … .
Какой суффикс помог нам?
(Запись в тетради 2 – 3 слов с выделением суффиксов. Используется орфографическое проговаривание)
6) А со стадиона мы отправились в театр. Там играет симфонический оркестр. А в оркестре - музыканты, у каждого свой инструмент, по названию которого и назван музыкант. Пусть суффикс –ист опять поможет нам их назвать.
На гитаре – гитарист, на гармони - …, на флейте - …, на аккордеоне - …, на виолончели - …, на тромбоне - …, на арфе - … .
А вот эти музыканты с иными суффиксами: барабанщик, балалайщик, скрипач.
(Запись 2 – 3 слов в тетрадь с выделением суффикса. Используется орфографическое проговаривание)
Вот какие полезные суффиксы.
Словам без них никак не обойтись, трудно без суффиксов жить. Все они разные и нужные, для слов – настоящие волшебники.
Давайте с ними попрощаемся и назовём их:
До свидания -ечк и –очк, -оньк и –еньк, -ышк, -ист, -щик и –ач.
7) Итог занятия. Оценка работы детей. Поощрение.
Занятие № 2.
Ход занятия:
- Организационный момент. Приветствие. Речёвка.
Повторение. На прошлом занятии мы познакомились с интересными частицами слов, которые могут превращать одно слово в другое. Как они называются? Суффиксы. Для чего они служат? Где их место в слове? Кто назовёт мне некоторые из них? Сядет тот ученик, который назовёт слово с суффиксом и скажет, какой суффикс помог образовать это слово.
- Закрепление темы. Тренировочные упражнения.
- Прослушайте стихотворение.
ДОСКА: Колосок, лужок, лесок,
Речка, ветерок, цветок.
Всё внимательно прочтите,
Слово лишнее найдите.
- Перечислите профессии людей, выполняющих указанную работу:
(запись слов через запятую)
-тель- -ник- -арь- -чик-
учит детей – учитель мелет зерно – мельник печёт хлеб – пекарь грузит грузы – грузчик
пишет книги - … добывает нефть - … пашет землю - … водит самолёт - …
строит дома - … работает в саду - … работает в аптеке - … переносит грузы - …
читает книгу - … работает в лесу - … точит детали - … переплетает книги - …
рисует картины - … защищает ворота - … стреляет из пулемёта - …
- Упражнение оп учебнику № . Выписать слова в 3 столбика.
(учить ориентироваться на суффикс, умение «видеть» и выделять эту часть слова)
-чик- -ник- -щик-
возчик печник стекольщик
- «Назовите ласково». Игра «Скажи слово так, чтобы в нём появился звук Ш»
(устно: образовать слова при помощи суффиксов –ушк-, -юшк-, ёшк-, -ишк-, -ышк-, ек-)
- Образуйте слова по образцу. Что обозначают эти суффиксы? (КАРТИНКИ)
гусь – гусёнок волк – волчонок галка – галчонок заяц – зайчонок
мышь – мышонок медведь – медвежонок скворец – скворчонок
(Что вы сейчас делали? – образовывали слова при помощи суффиксов)
Составить и записать предложения, объяснить и вставить пропущенные буквы.
(на доске) У белки …, а у л_сы … .
У галки … , а у с_вы … .
- УСТНО. Образуйте существительные женского рода, запишите по образцу, выделите суффиксы. Составьте предложения с этими словами. Назовите суффиксы.
Читатель – читательница ворчун – ворчунья заяц - зайчиха
Писатель - … бегун - … слон - …
Физкультурник - … прыгун - … кролик - …
Работник - … (Для чего выполняли это упражнение? – чтобы научиться образовывать слова суффиксальным способом) 7) Итог занятия. Оценка работы детей.
Тема: Приставки. Приставочный способ образования слов.
Цели занятия:
-продолжать знакомить учащихся со способом образования слов при помощи приставок;
- закрепить понятие «приставка», как часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов;
-знакомить учащихся с многообразием приставок, с разнообразными оттенками значений слов, которые придают приставки;
- познакомить с правописанием приставок, работать над практическим усвоением приставочного способа образования слов;
- закреплять полученные знания путём заданий на «конструирование» слов из различных частей – приставок, корней и суффиксов;
- совершенствовать словарь учащихся, предупреждать появление грамматических ошибок;
- развивать языковое чутьё, зрительное и слуховое внимание к слову, умение чувствовать и понимать его лексическое значение, умение правильно выбирать и употреблять нужное слово в контексте, опираясь на его лексический оттенок;
- подвести к практическому различению приставок и предлогов, опираясь на лексический оттенок слова с приставкой и без неё;
Ход занятия:
1.Организационный момент. Приветствие. Речёвка.
Нацеливание.
Послушайте отрывок из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».
- Послушай, - говорит Шишкин. – А зачем ты в слове «светлячок» приставку дугой выделил? Корень так надо подчёркивать.
- Много ты понимаешь! – говорю я. – Это и есть корень.
- Что ты! «Свет» - корень? Разве корень бывает впереди слова? где тогда, по-твоему, приставка?
- А приставки нет в этом слове.
- Разве так бывает, чтобы приставки не было?
- Конечно, бывает.
* Как вы думаете, о какой ошибке при разборе слова по составу предупреждает писатель?
2. Повторение Что такое приставка? Где стоит? Для чего служит? (формулируют)
Выстроить «поезд» (части слова). (ПОЕЗД С ВАГОНАМИ)
Н а прошлых занятиях мы говорили, что не все приставки можно соединить с любыми корнями, так и не все корни подходят к каким-либо приставкам. Для того чтобы в этом убедиться, выполним ряд упражнений.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
1) Учебник. № 4. От данных слов образуйте новые слова при помощи приставок. Напишите получившиеся слова, выделите приставки. (УСТНО)
а) шёл крыл
вязал смотрел
за по
нёс шумел
пишите скакал
2) № 5. От данных слов образуйте новые слова при помощи приставок. Напишите получившиеся слова, выделите приставки.
по- про- вы-
под- вы- с-
вы- садил под- катил на- кинул
от- за- под-
пере- в- за-
3) № 8. Запишите словосочетания, подобрав к глаголу соответствующую приставку (в-, из-, под-, за-, у-, пере-, на-, рас-, с-):
-бежать в комнату, -ставить стул, -писать письмо, -брать грибов, -вязать рану, -колоть орех, -бить гвоздь, -кутать куклу, -качаться на качелях, -путать буквы.
4) № 9. УСТНО. Запишите предложения, выбрав подходящее по смыслу слово из скобок.
а) (приехала, проехала) Машина … мимо дома. К нам в гости … бабушка.
(посадку, пересадку) Самолёт сделал … . В Москве пассажиры сделают … .
(улетают, слетают) С дерева … листья. Птицы … на юг.
5) Записать слова под диктовку, выделить приставки.
вывезти, отмочить, надстроить, полететь, завернуть, прикинуть, долежать, подпрыгнуть, уложить, скинуть, пробежать, втащить, перелить;
6) № 10. Спишите предложения, вставьте подходящие по смыслу приставки. Обозначьте их.
Птицы (под-, от-)летели к кормушке. Мама (по-, за-)ставила цветы в вазу.
Хор (про-, на-)пел ещё одну песню. Маша (до-, от-)несла сумку до двери.
Дима (с-, за-)вернул бумагу трубочкой. Коля (от-, за-)дёрнул руку от огня.
7) Устно – Карточка: Прочитайте и определите, чем похожи слова-действия. Перечислите их. В походе
Ребята пошли в поход. Они понесли с собой палатку и рюкзаки. Вскоре дети подошли к реке, где и поставили палатку. Потом она позагорали, покупались, поиграли в мяч. Вечером поужинали. Поход всем понравился.
8) № 11. Выпишите в две колонки слова с приставками по- и под-:
подложил, подвинул, подушка, подножка, подорожник, поделил, подумал, подоконник, подружился, подул, пододеяльник, подлокотник, подремал, подрезал, подровнял, подрался, подавился, поддакивать, подавать, подберёзовик
9) № 13. Выборочный диктант (Выпишите глаголы, имеющие приставки):
Солнце нещадно жгло землю. Листья берёз завяли. Лошади забились в кусты. Показалась синяя туча. Она надвигалась быстро, точно кто подталкивал её, и скоро закрыла всё небо. Налетел ветер, заклубилась пыль, закланялись, застонали берёзы, задрожали стёкла в окнах.
Итог занятия. С чем знакомились на занятии? Чему учились? Какие задания вам понравились?
Тема: Закрепление знаний по теме «Состав слова» в упражнениях и игровом материале.
Цели занятия:
- закрепить знания учащихся по теме «Состав слова»;
- упражнять учащихся в разборе слов по составу на примере выполнения упражнений и использования игрового материала;
- закреплять умения учащихся образовывать слова при помощи приставок и суффиксов;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся, аналитические способности, смекалку и сообразительность;
- развивать языковое чутьё, орфографическую зоркость;
Ход занятия:
1.Организационный момент. Приветствие. Речёвка.
Сегодня мы будем с вами закреплять знания по теме «Состав слова». Из каких частей могут состоять слова? В каком порядке стоят части слова? Сегодня особенно потребуется ваше внимание, память, сообразительность. Вы готовы?
Задания: 1) Послушайте загадки, напишите отгадки. Разберите слово по составу.
а) Не спорю, не белый –
Я, братцы, попроще…
Расту я обычно
В берёзовой роще. (подберёзовик)
б) Из-под снега расцветает,
раньше всех весну встречает. (подснежник)
2) Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс, окончание.
ПОД ХВАТ ОК
ПО ОКОН ЧИК
ЗА РЯД НИК
- Объясните, почему эти предметы названы так, а не иначе.
колокольчик подорожник медуница гвоздика
4) Запишите слова в таблицу по образцу. (Карточка на доске)
приставка | корень | суффикс | окончание |
по | сад | к | а |
Прополка, старушка, кремовый, новенький, девочка, проводник, полочка, наушники, заколка
5) Составьте слова, взяв: (Ученик у доски)
а) приставку из слова ПОЛЁТ, корень из слова НАХОДКА, суффикс из слова СТРЕЛКА. Окончание из слова УЛИЦА: ПО – ХОД – К – А
б) приставка из слова ПЕРЕХОД, корень из слова СТРЕЛОК, суффикс из слова ДОЧКА, окончание из слова ГРУША: ПЕРЕ – СТРЕЛ – К – А
6) Данное предложение записать графически, отражая состав слова:
Образец: Кустик сбросил последние листочки.
а) Солнышко растопило тонкий ледок.
7) Из данных частей составьте и запишите слова:
ДОСКА:
ПРИ СТАВ К
ЗА КРЕП ЕЧК А
ПОД СЫП ОЧК
С УШ
(приставка закрепка заставка скрепка скрепочка подушка подушечка присыпка…)
8) Прочитайте слова. Из первого слова запишите приставку, из второго – корень,
из третьего – суффикс и окончание. Какое слово получилось?
Образец: раскрыл, сказка, грузчик – рассказчик
повёл, дарит, цветок - …
побежал садовник, пилотка - …
вывез, рубит, ручка - …
переход, стрелка, ножка - …
9) Составьте и запишите сложные слова, выделите корни.
носит оружие - ловит мух - камни тешет - разводит овец –
мир любит - падают звёзды - пить чай - варит кашу –
метает огонь - режет волны - воду возит - хранит воду –
10)Игра «РАЗБЕРИ МАТРЁШКУ». (КАРТОЧКИ)
Образец: ПОДНОСЧИКИ --- ПОДНОСЧИК --- ПОДНОС --- НОС
(ОБХОДЧИКИ ПЕРЕВОДЧИКИ ПРИВОЗИТЕ УХОДИТЕ ЗАНЕСИТЕ)
11) Игра «СОБЕРИ СЛОВО ИЗ ЧАСТЕЙ»
(на наборном полотне - части слова вразбивку – записать слово, соблюдая последовательность его состава)
нос – пере – иц – а ая – из – ист – вил сказ – к – под - а
Итог занятия. Оценка работы детей. Анализ занятия с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальных классах на тему "Работа над морфемным составом слова" (суффиксы)
В курсе русского языка есть такие темы, которые вызывают трудность в усвоении, что приводит к ошибочному написанию слов. неправильному выполнению заданий. Одной из таких тем является изучение морфемно...
"Формирование пространственных представлений у младших школьников с ЗПР на логопедических занятиях"
В качестве одного из направлений коррекционно-логопедической работы по профилактике и преодолению речевых нарушений ряд исследователей предлагают развитие и уточнение пространственных представле...
Формирование полноценных представлений о морфемном составе слова у младших школьников с ОНР.
Формирование полноценных представлений о морфемном составе слова у младших школьников с ОНР....
Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....
Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....
Представление педагогического опыта « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»
В современном обществе происходят перемены, увеличился поток информации, а это значит, что ученику необходимо усвоить большой объём знаний, уметь самостоятельно усваивать знания и выстраивать свои отн...
Представление педагогического опыта по методической теме « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»
В статье предоставлен обобщенный опыт работы по методической теме "Формирование и развитие универсальных учебных действий у младших школьников"...