"Мышление развивает речь" Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района", №2,2016 год
учебно-методическое пособие по логопедии

Аскарова Людмила Анатольевна

Как известно, период от 6 до 12 лет – очень важный период для развития ребенка. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы; воспитывается активность, инициатива самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности.Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебный труд школьников, чтобы максимально развить способности каждого из них, сформировать интерес к учению вообще и к отдельным предметам в частности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshlenie_razvivaet_rech.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

МЫШЛЕНИЕ РАЗВИВАЕТ РЕЧЬ

                 Аскарова Л.А., учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ,

 I квалификационная категория

      Как известно, период от 6 до 12 лет – очень важный период для развития ребенка. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы; воспитывается активность, инициатива самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности.

     Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебный труд школьников, чтобы максимально развить способности каждого из них, сформировать интерес к учению вообще и к отдельным предметам в частности. Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился: – способность ощущать и воспринимать окружающий мир: людей, природу, культуру, различные предметы и явления; – способность помнить, думать, соображать; – способность говорить и понимать речь других людей; – способность быть внимательным. Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельности человека.

     Развитие речи ребенка тесно связано с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать ее. Начинать эту работу надо с первых дней обучения ребенка в школе. Цель – показать, что развитие речи у детей младшего школьного возраста тесно связано с развитием их мышления.

     Детям интересно все, начиная с вопросов о том, как устроен кипятильник, и заканчивая такими вопросами как: «Почему, если Земля круглая, мы с нее не падаем?». Что дает возможность ребенку разобраться в этих бесконечных «почему»? Конечно, это мышление. Именно оно позволяет анализировать, находить логические связи, обрабатывать информацию, которую дают органы чувств. Мышление - процесс познания действительности на основе установления связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление неразрывно связано с речью. Чем активнее ребенок в умственном отношении, тем больше он задает вопросов и тем эти вопросы разнообразнее.

    Детское мышление постоянно развивается и в своем развитии проходит определенные этапы:

1. 3-5 лет – наглядно-действенное (практическое мышление). Ребенок, не понимая, как устроен тот или иной предмет, самостоятельно пытается в этом разобраться. Он вертит его, нажимает на все кнопки, 19 пытается открыть. Если не получается, обращается за помощью к взрослым или теряет к нему интерес. Практическое мышление не исчезает со временем, взрослые тоже пользуются им, но реже. Не имея возможности решить проблему логически, они пытаются решить ее методом «проб и ошибок». Характерной общей чертой детей раннего возраста является легкость, с какой ребенок переходит от единичного к общему. Мальчик 3 лет 11 месяцев, услышав фразу «ребенок остался без волос», спрашивает: «И он стал доктором?» На вопрос: «Почему ты так думаешь?», - ребенок отвечает: «Я видел - доктор и без волос». Неразрывная связь мышления с практической деятельностью и с чувственным опытом в раннем детстве означает, что мышление в этом периоде развития носит явно выраженный наглядно-действенный характер. Для того чтобы развивать наглядно-действенное мышление, предлагайте ребенку складывать пазлы, собирать конструктор и различные головоломки. Дальнейшее развитие мышления, происходящее в дошкольном периоде, тесно связано с расширением опыта ребенка, с познанием окружающей действительности. Как и все психические процессы, мышление развивается в деятельности, по мере упражнения в выполнении мыслительных операций. Важную роль играет расширение и углубление знаний, которыми овладевает ребенок.

2. 4-7 лет – от практического мышления дети переходят к наглядно-образному, то есть оперируют не конкретными предметами, а их образами. Это становится возможным благодаря тому, что при решении задачи, дети учитывают не все свойства предмета, а только те, которые важны в данном случае – возникает схематический образ предмета, его модель. Примером наглядно-образного мышления у детей, может служить рисование. Срисовывая предмет, дети учитывают только какие-то основные его черты, не индивидуализируя его. Например, рисунок дома – это изображение крыши, стен, без деталей интерьера. Обобщения детей дошкольного возраста начинают основываться на выделении некоторых существенных признаков вещей и явлений. Пятилетний мальчик, группируя картинки, объединяет в одну группу автомобиль, пароход, лодку, сани, повозку, мотивируя это тем, что «на них можно ездить» (хотя по внешнему виду все эти вещи не похожи друг на друга). Значительно развиваются в дошкольном возрасте рассуждения детей, в которых они обнаруживают иногда довольно успешные попытки решить самостоятельно новый вопрос, преодолеть затруднения, возникающие на пути поисков ответа на него. Девочка 5 лет, видя, что брошенные на ее глазах в воду маленькая щепка, обломок спички и сосновая иголка не потонули в воде, объяснила это тем, что «маленькие, легонькие штучки плавают в воде». Поэтому, когда ей показали булавку, она сказала, что и булавка не потонет в воде, так как она «маленькая». Увидя же, что брошенная в воду булавка потонула, девочка смутилась и сначала попробовала схитрить, сказав: «Знаешь, она не такая маленькая, она в воде убольшается». В дальнейшем же она выявила различие в названных выше вещах, и когда ей показали маленький гвоздик, уверенно сказала: «Теперь не обманешь, он хоть и маленький, все равно потонет: он железный». Дети-дошкольники могут оперировать уже некоторыми относительно абстрактными понятиями: сравнивать, сопоставлять их друг с другом, пользоваться ими в своих рассуждениях. Старший дошкольник может, например, указать некоторое различие между дикими и домашними животными, между животными и растениями и т. д. Старший дошкольник может решить простую арифметическую задачу, но только тогда, когда ему даются конкретные вещи, о которых в ней говорится, и если он может выполнять с ними практические действия (присоединить, отделить), указанные в задаче. Мышление и в дошкольном возрасте все еще носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом сохраняет еще очень тесную связь с практической деятельностью. Чтобы развивать данный вид мышления, играйте с детьми в игры, где требуется найти предмет по схеме или карте. Развитию образного мышления у детей также способствует рисование, лепка, конструирование. Значительные сдвиги в развитии мышления детей происходят при поступлении в школу. Школьное обучение не только расширяет умственный кругозор учащихся, дает много новых знаний, но и предъявляет новые требования к мыслительной деятельности, формирует мыслительные процессы.

3. Словесно-логическое мышление начинает зарождаться в позднем дошкольном и раннем школьном возрасте и развивается по мере взросления ребенка. Это мышление характеризуется тем, что ребенок от конкретных образов, связанных со словом, переходит к более общим. Например, 4-х летний ребенок, на вопрос: «Что такое собака?», - может ответить: «Я знаю, что такое собака, это Тузик, который живет у нас во дворе», а 6-ти летний: «Собака – это домашнее животное, которое может охранять дом». Чтобы отдельные слова, в представление ребенка превратились в более общие понятия, взрослые должны заниматься с детьми, вводя в их представление более объективные символы, такие как «мера», 20 «число», «время» и т.д. Но не стоит стараться, как можно раньше приучать ребенка мыслить только логически. Без формирования прочного «фундамента» из образного мышления, это может привести к тому, что ребенок будет мыслить формально, без творческого подхода. Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества.

Список использованной литературы: 1. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. – М.,1989. С.130 2. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: 1988. - 490 с. 3. Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.: 1981. - 503 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (2016-2021гг) учителя начальных классов МБОУ «Калмашская СОШ» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Кутуевой Ильсеяр Накиповны

Тема самообразования: Активация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе Цели: -обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся; - повышение качества учеб...

ПРОГРАММА по самообразованию Зиннатуллиной Гульнары Дилюсовны учителя начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №28» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Тема самообразования: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО». Обоснование выбранной темы. П...

"Развитие слухового восприятия и фонематического слуха". Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района", №2, 2016 год

С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с несформированными фонематическими представлениями....

"Обучение пересказу младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи". Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района", №7, 2017 год

Основная задача логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи  - научить связно и последовательно излагать свои мысли....

Индивидуальный план профессионального развития Новоселовой Разиды Алмазовны, учителя начальных классов первой квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 32» Нижнекамского муниципального района Респ

Индивидуальный план профессионального развития Новоселовой Разиды Алмазовны,учителя начальных классов первой квалификационной категориимуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения &l...