"Мышление развивает речь" Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района", №2,2016 год
учебно-методическое пособие по логопедии
Как известно, период от 6 до 12 лет – очень важный период для развития ребенка. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы; воспитывается активность, инициатива самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности.Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебный труд школьников, чтобы максимально развить способности каждого из них, сформировать интерес к учению вообще и к отдельным предметам в частности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myshlenie_razvivaet_rech.docx | 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МЫШЛЕНИЕ РАЗВИВАЕТ РЕЧЬ
Аскарова Л.А., учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ,
I квалификационная категория
Как известно, период от 6 до 12 лет – очень важный период для развития ребенка. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы; воспитывается активность, инициатива самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности.
Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебный труд школьников, чтобы максимально развить способности каждого из них, сформировать интерес к учению вообще и к отдельным предметам в частности. Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился: – способность ощущать и воспринимать окружающий мир: людей, природу, культуру, различные предметы и явления; – способность помнить, думать, соображать; – способность говорить и понимать речь других людей; – способность быть внимательным. Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельности человека.
Развитие речи ребенка тесно связано с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать ее. Начинать эту работу надо с первых дней обучения ребенка в школе. Цель – показать, что развитие речи у детей младшего школьного возраста тесно связано с развитием их мышления.
Детям интересно все, начиная с вопросов о том, как устроен кипятильник, и заканчивая такими вопросами как: «Почему, если Земля круглая, мы с нее не падаем?». Что дает возможность ребенку разобраться в этих бесконечных «почему»? Конечно, это мышление. Именно оно позволяет анализировать, находить логические связи, обрабатывать информацию, которую дают органы чувств. Мышление - процесс познания действительности на основе установления связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление неразрывно связано с речью. Чем активнее ребенок в умственном отношении, тем больше он задает вопросов и тем эти вопросы разнообразнее.
Детское мышление постоянно развивается и в своем развитии проходит определенные этапы:
1. 3-5 лет – наглядно-действенное (практическое мышление). Ребенок, не понимая, как устроен тот или иной предмет, самостоятельно пытается в этом разобраться. Он вертит его, нажимает на все кнопки, 19 пытается открыть. Если не получается, обращается за помощью к взрослым или теряет к нему интерес. Практическое мышление не исчезает со временем, взрослые тоже пользуются им, но реже. Не имея возможности решить проблему логически, они пытаются решить ее методом «проб и ошибок». Характерной общей чертой детей раннего возраста является легкость, с какой ребенок переходит от единичного к общему. Мальчик 3 лет 11 месяцев, услышав фразу «ребенок остался без волос», спрашивает: «И он стал доктором?» На вопрос: «Почему ты так думаешь?», - ребенок отвечает: «Я видел - доктор и без волос». Неразрывная связь мышления с практической деятельностью и с чувственным опытом в раннем детстве означает, что мышление в этом периоде развития носит явно выраженный наглядно-действенный характер. Для того чтобы развивать наглядно-действенное мышление, предлагайте ребенку складывать пазлы, собирать конструктор и различные головоломки. Дальнейшее развитие мышления, происходящее в дошкольном периоде, тесно связано с расширением опыта ребенка, с познанием окружающей действительности. Как и все психические процессы, мышление развивается в деятельности, по мере упражнения в выполнении мыслительных операций. Важную роль играет расширение и углубление знаний, которыми овладевает ребенок.
2. 4-7 лет – от практического мышления дети переходят к наглядно-образному, то есть оперируют не конкретными предметами, а их образами. Это становится возможным благодаря тому, что при решении задачи, дети учитывают не все свойства предмета, а только те, которые важны в данном случае – возникает схематический образ предмета, его модель. Примером наглядно-образного мышления у детей, может служить рисование. Срисовывая предмет, дети учитывают только какие-то основные его черты, не индивидуализируя его. Например, рисунок дома – это изображение крыши, стен, без деталей интерьера. Обобщения детей дошкольного возраста начинают основываться на выделении некоторых существенных признаков вещей и явлений. Пятилетний мальчик, группируя картинки, объединяет в одну группу автомобиль, пароход, лодку, сани, повозку, мотивируя это тем, что «на них можно ездить» (хотя по внешнему виду все эти вещи не похожи друг на друга). Значительно развиваются в дошкольном возрасте рассуждения детей, в которых они обнаруживают иногда довольно успешные попытки решить самостоятельно новый вопрос, преодолеть затруднения, возникающие на пути поисков ответа на него. Девочка 5 лет, видя, что брошенные на ее глазах в воду маленькая щепка, обломок спички и сосновая иголка не потонули в воде, объяснила это тем, что «маленькие, легонькие штучки плавают в воде». Поэтому, когда ей показали булавку, она сказала, что и булавка не потонет в воде, так как она «маленькая». Увидя же, что брошенная в воду булавка потонула, девочка смутилась и сначала попробовала схитрить, сказав: «Знаешь, она не такая маленькая, она в воде убольшается». В дальнейшем же она выявила различие в названных выше вещах, и когда ей показали маленький гвоздик, уверенно сказала: «Теперь не обманешь, он хоть и маленький, все равно потонет: он железный». Дети-дошкольники могут оперировать уже некоторыми относительно абстрактными понятиями: сравнивать, сопоставлять их друг с другом, пользоваться ими в своих рассуждениях. Старший дошкольник может, например, указать некоторое различие между дикими и домашними животными, между животными и растениями и т. д. Старший дошкольник может решить простую арифметическую задачу, но только тогда, когда ему даются конкретные вещи, о которых в ней говорится, и если он может выполнять с ними практические действия (присоединить, отделить), указанные в задаче. Мышление и в дошкольном возрасте все еще носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом сохраняет еще очень тесную связь с практической деятельностью. Чтобы развивать данный вид мышления, играйте с детьми в игры, где требуется найти предмет по схеме или карте. Развитию образного мышления у детей также способствует рисование, лепка, конструирование. Значительные сдвиги в развитии мышления детей происходят при поступлении в школу. Школьное обучение не только расширяет умственный кругозор учащихся, дает много новых знаний, но и предъявляет новые требования к мыслительной деятельности, формирует мыслительные процессы.
3. Словесно-логическое мышление начинает зарождаться в позднем дошкольном и раннем школьном возрасте и развивается по мере взросления ребенка. Это мышление характеризуется тем, что ребенок от конкретных образов, связанных со словом, переходит к более общим. Например, 4-х летний ребенок, на вопрос: «Что такое собака?», - может ответить: «Я знаю, что такое собака, это Тузик, который живет у нас во дворе», а 6-ти летний: «Собака – это домашнее животное, которое может охранять дом». Чтобы отдельные слова, в представление ребенка превратились в более общие понятия, взрослые должны заниматься с детьми, вводя в их представление более объективные символы, такие как «мера», 20 «число», «время» и т.д. Но не стоит стараться, как можно раньше приучать ребенка мыслить только логически. Без формирования прочного «фундамента» из образного мышления, это может привести к тому, что ребенок будет мыслить формально, без творческого подхода. Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества.
Список использованной литературы: 1. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. – М.,1989. С.130 2. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: 1988. - 490 с. 3. Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.: 1981. - 503 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (2016-2021гг) учителя начальных классов МБОУ «Калмашская СОШ» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Кутуевой Ильсеяр Накиповны
Тема самообразования: Активация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе Цели: -обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся; - повышение качества учеб...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Начальная общеобразовательная школа деревни Тикеево" муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан.
Сайт образовательного учреждения МБОУ НОШ д.Тикеево...
ПРОГРАММА по самообразованию Зиннатуллиной Гульнары Дилюсовны учителя начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №28» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Тема самообразования: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО». Обоснование выбранной темы. П...
приказ об итогах проведения предметной олимпиады для обучающихся 2 - 4 классов муниципальных общеобразовательных организаций Советского района в 2016 - 2017 учебном году
являлась членом муниципальной предметно - методической комиссии олимпиады...
"Развитие слухового восприятия и фонематического слуха". Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района", №2, 2016 год
С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с несформированными фонематическими представлениями....
"Обучение пересказу младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи". Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района", №7, 2017 год
Основная задача логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи - научить связно и последовательно излагать свои мысли....
Индивидуальный план профессионального развития Новоселовой Разиды Алмазовны, учителя начальных классов первой квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 32» Нижнекамского муниципального района Респ
Индивидуальный план профессионального развития Новоселовой Разиды Алмазовны,учителя начальных классов первой квалификационной категориимуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения &l...