"Развитие слухового восприятия и фонематического слуха". Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района", №2, 2016 год
статья по логопедии
С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с несформированными фонематическими представлениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sluhovogo_vospriyatiya_i_fonematicheskogo_sluha.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Халитова Эльмира Маратовна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха
С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с несформированными фонематическими представлениями.
Естественно, что дети с фонематическим недоразвитием, испытывают затруднения не только в различении звуков, но и в звуковом анализе, с трудом овладевают грамотой. Причинами могут быть как нарушения в деятельности коры головного мозга, воспалительные заболевания, так и отсутствие у детей необходимого опыта по наблюдению и выделению фонематических явлений.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем родного языка, на письме смешивают гласные первого и второго ряда; звонкие и глухие согласные; свистящие и шипящие; пропускают буквы, слоги в словах; переставляют буквы и слоги; вставляют лишние буквы и слоги; совершают много ошибок на грамматические правила.
Поэтому взрослым необходимо проводить нацеленную работу по совершенствованию фонематического восприятия, фонематических представлений и произносительных возможностей детей, развитию у них навыков фонематического анализа и синтеза, используя специальные задания.
На первом этапе необходимо совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевую память. Для этого могут быть предложены следующие задания:
- назвать звуки, «живущие» в школе, на улице;
- отгадать различные шумы (звон стекла, звук льющейся из крана воды, звук пишущего мела и др.);
- прослушав музыкальный отрывок, отгадать звучание музыкального инструмента;
- найти среди множества коробочек (заполненные гремящими, стучащими, сыпучими материалами) две одинаково звучащие;
- прослушать серию звуков (хлопки, удары) и определить их число (выложить фишки или карточку с цифрой);
- прослушать, запомнить и воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания или зарисовывания.
Эти упражнения могут использоваться в дошкольном возрасте воспитателями и родителями.
Задача второго этапа – развитие фонематического восприятия и формирования фонематических представлений. На этом же этапе в работу включаются речевые звуки. Также параллельно проводится работа по коррекции звукопроизношения, развитию психических процессов: внимания, памяти, логического мышления. Упражнения, особенно используемые в работе с первоклассниками, должны содержать элементы занимательности и игры.
В коррекционную работу включаются следующие задания:
- различить голоса одноклассников;
- распознать по интонации и содержанию реплики: «Осторожно, двери закрываются», «Открой рот и скажи: «а-а-а»;
- выделить смысловые неточности в звучащих предложениях, стихотворениях.
- запомнить и воспроизвести ряд звуков – «звуковые цепочки» (гласных или согласных), слогов – «слоговые цепочки», слов. (Усложнение: связать слова по смыслу в предложения);
- предлагается угадать гласные по беззвучной артикуляции.
После подготовительных занятий по развитию фонематических представлений, совершенствованию слухового восприятия, коррекционную работу необходимо направить на формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
Коррекционные упражнения приучат ребенка вслушиваться в звуковой состав слов и выделять на их фоне тот или иной звук. На третьем этапе предлагаются следующие задания:
- выделить из произносимых логопедом ряда звуков только гласные (сигнальные карточки);
- выделить из ряда звуков звонкие согласные («Колокольчики»);
- выделить заданный звук на фоне слова;
- найти наиболее часто повторяющийся звук в предложении, стихотворении;
- назвать предметы, в названии которых есть определенный звук (картинный материал);
- придумать слова с заданным звуком (составить предложения, рассказ);
- прослушать, запомнить и воспроизвести ряд слов, выложить картинки;
- определить в слове первый, последний звук («Цепочка»), последовательность звуков в слове;
- определить позицию заданного звука в слове – начало, середина, конец слова («Где спрятался звук?», «Разложи картинки по рядам»);
- сгруппировать картинки по количеству звуков, слогов («Звуковой дом», «Слоговая пирамида»);
- подобрать слова с заданным количеством звуков (слогов) (вытягивается цифра или выбрасывается кубик);
- узнать слово, предъявленное ребенку в виде последовательно произнесенных звуков (слогов);
- образовать новые слова путем замены в слове первого звука на другой;
- составить слова из данных букв или слогов;
- образовать из букв данного слова возможно большее количество слов;
- определить количество слогов в слове, их последовательность;
- образовать новые слова путем добавления («наращивания») ребенком звуков (слогов);
- установить соотношение между словами – названиями картинок и схемами слов.
В процессе работы над звуко-слоговым анализом слов широко используется разрезная азбука, которая дает возможность для изменения слов путем убавления, добавки или замены в них букв или слогов. В эти занятия постепенно включаются и письменные упражнения в виде записи под диктовку. Вся запись слов, предложений производится с обязательным синхронным проговариванием их ребенком, которое помогает удерживать последовательность звуков и слогов в процессе записи. Однако проговаривание в процессе письма эффективно только при условии правильного произношения ребенком всех звуков речи.
Приведенные упражнения подготовят ребенка к овладению полного звуко-слогового анализа и синтеза в период обучения грамоте, а значит, позволят предупредить специфические нарушения письма.
Список использованной литературы:
1. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1996. – 384с., ил.
2. Парамонова Л. Упражнения на развитие письма подготовки ребёнка к школе – М.: ОАО «Дом печати – Вятка» - 2005. – 192с.: ил.
3. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М: «Гуманит. изд. центр Владос, 1997. – 256с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровые приемы работы по развитию слухового восприятия детей с нарушениями слуха»
Обучение различению на слух высоты звучанийЦель: учить различать на слух высокие и низкие звучания.Игра: «Высоко - низко»Оборудование: пианино, игрушки (птичка и мишка), табличкиРечевой материал: буде...
Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детейс нарушением слуха по развитию слухового восприятия иобучению произношению...
Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению....
Использование дидактических игр в работе по развитию слухового восприятия учащихся с нарушением слуха
методический материал для учителей-дефектологов...
ПРОГРАММА по самообразованию Зиннатуллиной Гульнары Дилюсовны учителя начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №28» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Тема самообразования: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО». Обоснование выбранной темы. П...
"Мышление развивает речь" Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района", №2,2016 год
Как известно, период от 6 до 12 лет – очень важный период для развития ребенка. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюд...
Индивидуальный план профессионального развития Новоселовой Разиды Алмазовны, учителя начальных классов первой квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 32» Нижнекамского муниципального района Респ
Индивидуальный план профессионального развития Новоселовой Разиды Алмазовны,учителя начальных классов первой квалификационной категориимуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения &l...