Согласование существительных и прилагательных в роде и числе
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия.

Тема: «Согласование имен существительных и прилагательных в роде и числе» (II этап, 2 занятие).

3 класс, Логопедическое заключение «Нарушения письма и чтения, обусловленное НВОНР».

Цель: Закрепить умение учащихся согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.

Задачи:

Продолжать развивать умение подбирать местоимения -мой, моя, моё, мои к существительным.

Закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Закреплять навык определять род имён существительных и прилагательных.

Расширять активный словарь за счёт использования в речи имён прилагательных.

Активизировать словарь по теме: «Весна».

Закреплять умение образовывать антонимы к именам прилагательным.

Развивать языковой синтез.

Развивать зрительную, слуховую память.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам на занятия пришли логопеды других школ. Давайте поздороваемся, улыбнемся им и друг другу. Проверьте своё рабочее место. Готовы к работе? Садитесь. Запись числа в тетрадь. (Двадцать шестое февраля)

У нас осталось несколько зимних дней. Какое время года скоро наступит? -весна. Сегодня на занятии мы будем часто вспоминать весну, чтобы она быстрее вступила в свои права. Каждый весенний месяц приготовил нам задания. Какой первый весенний месяц? ( Март). И вот какие задания нам с вами прислал март.

  1. На доске висят картинки:

Что изображено на картинках? (Предметы)

К какой части речи можно отнести названия этих предметов? (К именам существительным).

На какие вопросы отвечают имена существительные? ( На вопросы кто? что?)

Какие постоянные признаки есть у имени существительного? (род , число)

На какие группы можно разделить названия этих предметов. Названия предметов, которые относятся к мужскому роду. (мужской род-синим цветом), Вторая? (женский род-красным цветом). Третья? (средний рода-жёлтым). Скажите, а к чему мы отнесем остальные предметы? Это существительные множественного числа -зелёным цветом. Почему эти существительные выделили в отдельную группу? (Потому что у существительных во множественном числе род не определяется).

  1. Игра «Цветные клеточки».

На столе лежат карточки с заданием и цветные карандаши. Подчеркните  все слова женского рода красным карандашом, мужского-синим, среднего-жёлтым, множественное число-зелёным цветом.

Платок

зеркало

Письмо

очки

забор

Яблоко

тарелка

Брюки

звезда

тетрадь

Роза

весы

Шкаф

пальто

огурцы

Ножницы

самолёт

Книга

мяч

окно

Проверка: проверять будем следующим образом- каждое существительное вы связываете с цветом, которым подчеркнули слово. Синий  платок, жёлтое яблоко….

Что у нас получилось? (Словосочетание). Из каких частей речи состоит это словосочетание? (сущ и прил)

Что такое имя прилагательное? (это часть речи)

Что обозначает? (обозначает признак предмета)

На какие вопросы отвечает?

Какая, какой, какое, какие?

На проекторе таблица

Имя прилагательное (часть речи)

  1. Обозначает? (признак предмета)
  2. Отвечает на вопросы (какой, какая, какое, какие?)

Определение темы занятия.

Сегодня мы продолжим работать с существительными мужского, женского, среднего рода, существительными во множественном числе и прилагательными. Будем составлять словосочетания, определять окончания имен прилагательных.

Апрель дает

Каждый ученик получает карточку.

Перед выполнением задания давайте вспомним, как определить окончание имени прилагательного?

Чтобы определить окончание имени прилагательного, надо задать вопрос от существительного и по окончанию вопроса, определяем окончание имени прилагательного.

Детям выдается карточка с заданиями. Нужно вставить пропущенные окончания.

цветок (какой?) голуб…., красив…., маленьк…..

верба (какая?) молод…, пушис…., ранн…

полотенце (какое?) махров…., син…., голуб…

брюки (какие?)   длинн…., син…, больш…

Ученик зачитывает словосочетание прил+сущ в м.р. Делаем вывод об окончании имени прилагательного в м.р. Ребенок выходит и к вопросу какой? Подставляет окончание -ой,-ий,-ый

какой?

-ой, -ый, -ий (на доске)

В ж.роде какая? -ая,  -яя

В ср.р. какое?  -ое, -ее.

В мн.ч. какие? - ие, -ые.

Получается следующая таблица:

Какая?

Какой?

Какое?

Какие?

Ж. р.

М. р.

Ср. р.

Мн. ч.

-ая

-ой

-ое

-ые

-яя

-ый

-ее

-ие

-ий

Делаем вывод- Чтобы определить окончание имени прилагательного, надо задать вопрос от существительного и по окончанию вопроса, определяем окончание имени прилагательного.

Следующее задание от Апреля.

 Поздняя весна. Образуйте антоним к прилагательному и запишите получившееся словосочетание. (ранняя весна. Весна какая-ранняя, существительное женского рода, окончание -яя.). На доске напечатано словосочетание

Ученик убирает слово поздняя и пишет на доске ранняя с указанием главного и зависимого слова, рода и выделения окончания.

Ранняя весна, солнечные лучи, первые цветы, весёлая капель, последний снег, яркое солнце.

Поздняя весна-ранняя весна.

Лунные лучи-солнечные лучи

Последние цветы-первые цветы

Первый снег-последний снег

Грустная капель-весёлая капель

Тусклое солнце-яркое солнце.

Ребята, вспомните какие прилагательные мы заменили и в тетрадь запишите парами прилагательные-антонимы, сохраняя род и число имени существительного. Например: Ранняя-поздняя….

На доске

Морской бой ( физминутка)

А

Б

В

Г

Д

1

вро

ста

вя

Ли

ный

2

тра

кая

жи

Ту

Свет

3

ный

цве

стро

Лё

ной

4

зе

шис

    щий

Вис

щую

Дети читают слоги по вертикали и горизонтали.

Б3,Г2,В4-цветущий. Ученики по очереди выходят и собирают слова.

А2,В1,Д3-травяной

А4,Г3,Д1-зелёный.

В разных языках так называют месяц Май.  Запишите в тетрадь, какой бывает май. 2 человека составляют словосочетание со словом цветущий, 2-травяной, 2-зелёный. Укажите род имени прилагательного и имени существительного, выделите окончания.

Задания от мая самые сложные. Составьте предложения.

На проекторе появляются опорные слова для составления предложений.

Наступила, побежали, разбудили, тает, с крыш зазвенела, светит.

По мере того, как составляются предложения, глаголы стрелочкой связываются с нужными словосочетаниями. Проговаривание получившегося текста несколькими учениками. Запись его в тетрадь. Во время занятия контроль за осанкой.

Составьте текст с этими словосочетаниями

Наступила ранняя весна. Солнечные лучи побежали по земле и разбудили первые цветы.  Тает последний снег. С крыш зазвенела весёлая капель. Светит яркое солнце.

Отложили ручки, закрыли тетради. Последнее задание.

Тест (проектор)

  • В каком словосочетании имя прилагательное мужского рода?
  1. Рыжая лиса
  2. Бурый медведь
  3. Пушистые зайчата
  4. Длинное бревно
  • В прилагательном множественного числа окончание
  1. -ый, -ий, -ой
  2. -ое, -ее
  3. -ая, -яя
  4. -ые, -ие
  • Имя прилагательное зимнее   согласуется с именем существительным
  1. Ночь
  2. Вечер

  1. Утро
  2. Дни
  • Имя прилагательное  дождливая согласуется с именем существительным
  1. Осень
  2. Сезон
  3. Месяцы
  4. Сентябрь
  • Имя прилагательное  шерстяные согласуется с именем существительным
  1. Шарф
  2. Шапка
  3. Носки
  4. Платье

Итог занятия. Молодцы, все справились с заданием. Что мы сегодня делали на занятии?

Какое задание вам поравилось больше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.»

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.», УМК ГАРМОНИЯ, 3 класс...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Логопедическое занятие для 3, 4 классов Согласование существительных с прилагательными в роде.

Данное логопедическое занятие может быть использовано для коррекции лексико - грамматического строя при ОНР....

"Согласование существительных с глаголами в роде и числе"

Технологическая карта открытого логопедического занятия....

Род и число имен существительных, согласование существительных с прилагательными.Развитие лексико-грамматического строя речи

Презентация к логопедическому занятию по развитию лексико-грамматического строя речи содержит упражнения для закрепления темы: "Род и число имен существительных", способствует формированию н...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными».

Цель: - Обобщить знания об именах прилагательных,  - Точно употреблять  имена прилагательные в устной              и письменн...