Программа 1 класс "Логопедическая коррекция"
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Рабочая программа основана на основе: Инструктивного письма Минобразования России от 19.12.2014 № 1599 " Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) и программно - методического материала " Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта" под редакцией И.М. Бгажноковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ovz_1kl.2_variant.docx | 53.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Сахалинской области «Школа-интернат «Радуга»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЯ 1 класс
ФГОС НОО ОВЗ, (2вариант)
2018-2019 уч. год
Составитель:
М.А.Бушулдаева
учитель-логопед
Всего часов _62__ ; в неделю __2_ часа.
Содержание | |
Пояснительная записка………………………………………………………………….. | 3 |
Содержание коррекционно-логопедической работы………………………………….. | 6 |
Планируемые результаты коррекционно-логопедической работы…………………... | 7 |
Тематическое планирование……………………………………………………………. | 10 |
Содержание рабочей программы……………………………………………………….. | 12 |
Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы с группой обучающихся 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи (III-IV уровень речевого развития) ……………………………………………………………. | 14 |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой начального и основного общего образования для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Содержание работы
Коррекционно-развивающая работа проводится в два этапа. Первый этап – подготовительный (12 часов). Второй этап - коррекционная работа на фонематическом уровне (71 часа). Общее количество занятий – 83.
На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию понятия «речь», дифференциации устной и письменной речи. Затем проводится работа над предложением, анализом предложений и составлением схем. Важнейшей задачей первого этапа является знакомство со словами, обозначающими предметы, действие-предмета и признак предмета. Уточняется представление об одушевлённых и неодушевлённых предметах. Проводится классификация предметов. Уточняется и расширяется глагольный словарь и словарь признаков. Проводится знакомство обучающихся с анатомическим строением артикуляционного аппарата, а также со способами образования речевых звуков. На первом этапе решается важнейшая задача определять главные артикуляционные отличия гласных и согласных звуков. Определять количество и последовательность звуков в слове.
На втором этапе развивается, уточняется и активизируется речевой запас по лексическим темам, развивается способность наблюдать, находить различия и сходства предметов, явлений, понимать и объяснять смысл устойчивых выражений, определять предметы или явления с помощью иносказательного описания (загадки), закрепления чёткости и разборчивости произнесения текстов (чистоговорки, поговорки, пословицы).
Развивается умение составлять предложения с заданным словом, восстанавливать правильный порядок слов в предложении, образовывать новые слова с использованием разных способов словообразования, объяснять образование сложных слов, понимать и правильно использовать логико-грамматические конструкции.
Развивается фонематическое восприятие (развитие способности различать оппозиционные звуки изолировано). Формируется слоговой анализ и синтез. Развивается фонемный синтез и анализ.
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта результатами освоения образовательной программы является формирование учебной деятельности школьника, овладение им универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Личностные УУД:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные УУД:
- самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
- формирование умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
Познавательные УУД:
- формирование речевой активности;
- совершенствование экспрессивной и импрессивной речи и её интонационной
выразительности;
- расширение, уточнение, активизация пассивного и активного словаря;
- коррегирование грамматического строя речи;
- умение планировать речевое высказывание;
- развитие слухового внимания и памяти, фонематического слуха;
- совершенствование средств общения (просодику, мимику и др).
- умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- умение осознавать и воспроизводить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Коррекционные занятия | Проверочные занятия | |
Этап 1. Подготовительный | 12 | 12 | 0 |
Раздел 1. Речь. Предложение. Слово. | 12 | 12 | 0 |
Тема 1. Понятие о речи | 1 | 1 | 0 |
Тема 2. Понятие о предложении | 1 | 1 | 0 |
Тема 3. Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки | 10 | 10 | 0 |
Этап 2. Коррекционная работа на фонематическом уровне | 68 | 63 | 5 |
Раздел 1. Гласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных. | 15 | 15 | 1 |
Тема 1. Звуки речи. | 4 | 4 | 0 |
Тема 2. Слоговой анализ слова | 3 | 3 | 0 |
Тема 3. Гласные звуки и буквы | 8 | 8 | 1 |
Раздел 2. Согласные звуки и буквы | 48 | 44 | 4 |
Тема 1. Дифференциация согласных по звонкости и глухости | 18 | 18 | 2 |
Тема 2. Дифференциация по акустическому сходству | 19 | 19 | 1 |
Тема 3. Дифференциация согласных твёрдых — мягких (1-й способ смягчения) | 11 | 8 | 1 |
Итоговые проверочные работы | 3 | 0 | 3 |
Итого | 83 | 70 | 8 |
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Содержание рабочей программы
Этап 1. Подготовительный –12 часов
Раздел 1. Речь. Предложение. Слово. – 12 часов
Тема 1. Понятие о речи – 1 час
Значение речи. Устная и письменная речь.
Тема 2. Понятие о предложении – 1 час
Понятие о предложении и его признаках. Анализ предложений. Роль интонации. Границы предложения, составление схем.
Тема 3. Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки –10 часов
Словами, обозначающие предметы, действие-предмета и признак предмета. Словообразование и словоизменение существительных, глаголов и прилагательных.
Этап 2. Коррекционная работа на фонематическом уровне - 63 часа
Раздел 1. Гласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных – 15 часов
Тема 1. Звуки речи – 4 часов
Строение артикуляционного аппарата. Способы образования звуков. Речевые и неречевые звуки. Гласные и согласные звуки.
Тема 2. Звукослоговой состав слова – 3 часа
Понятие о слоге. Слоговой анализ. Ударение.
Тема 3. Гласные звуки и буквы – 8 часов
Звук [у], буква У. Звук [а], буква А. Звук [о], буква О. Звуки [о] , [у]; буквы О, У. Звук [э] буква Э. Звук [ы] буква Ы. Звук [и], буква И. Звуки [ы] - [и], буквы И -Ы.
Раздел 2. Согласные звуки и буквы – 48 час
Тема 1. Дифференциация согласных по звонкости и глухости – 18 час
Дифференциация [п] [п’] – [б] [б’]; буквы П – Б – 3 часа.
Дифференциация [т] [т’] – [д] [д’]; буквы Т – Д – 3 часа.
Дифференциация [к] [к’] – [г] [г’]; буквы К – Г – 3 часа.
Дифференциация [с] [с’] – [з] [з’]; буквы С – З – 3 часа.
Дифференциация [ф][ф’] – [в] [в’]; буквы В – Ф – 3 часа.
Дифференциация [ш] – [ж]; буквы Ш – Ж - 3 часа.
Тема 2. Дифференциация по акустическому сходству – 19 часов
Дифференциация [м] [м’] – [н] [н’]; буквы М – Н. – 3 часа
Дифференциация [ш] – [с]; буквы Ш – С - 1 час
Дифференциация [ж] – [з]; буквы Ж – З – 1 часа
Дифференциация [ч] – [т’]; буквы Ч – Т – 2 часа
Дифференциация [ч] – [с’]; буквы Ч – С – 1 часа
Дифференциация [щ] – [ч]; буквы Щ – Ч – 2 часа
Дифференциация [щ] – [с’]; буквы Щ – С – 1 час
Дифференциация [с] – [ц]; буквы С – Ц – 2 часа
Дифференциация [ц] – [ч]; буквы Ц – Ч – 1 час
Дифференциация [р] – [л]; буквы Р – Л – 3 часа
Дифференциация [л’] - [й]; буквы Л – Й – 2 часа
Тема 3. Дифференциация согласных твёрдых — мягких (1-й способ смягчения) – 11 часов
Гласные второго ряда. Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда. Дифференциация твёрдых и мягких согласных.
Календарно-тематическое планирование коррекционно-педагогической работы с обучающимися 1 класса,
имеющих СНР (II вариант)
Всего 83 часов, количество часов в неделю – 3
№ урока | Тема раздела/темы (кол-во часов), тема урока | Количество часов | Планируемые даты | Дата фактического проведения занятия | |
п/п | в теме | ||||
Подготовительный период (12 часов) | |||||
1 | 1 | Знакомство с кабинетом. Понятие о речи. | 1 |
| |
2 | 2 | Понятие о предложении. Составление предложений. | 1 |
| |
3 | 3 | Понятие о слове. Слова, называющие предметы. Одушевленные не одушевленные. | 1 |
| |
4 | 4 | Словоизменение. Род и число существительных. | 1 | ||
5 | 5 | Словообразование. Уменьшительно-ласкательные формы существительных. | 1 | ||
6 | 6 | Слова, называющие действия. Согласование существительных с глаголами мужского и женского рода в прошедшем времени. | 1 |
| |
7 | 7 | Слова, называющие действия. Согласование существительного и глагола в числе. | |||
8 | 8 | Словообразование. Приставочные глаголы. | |||
9 | 9 | Слова, называющие признаки. Подбор признаков к предметам. | 1 | ||
10 | 10 | Слова, называющие признаки. Согласование прилагательного с существительным по роду. | |||
11 | 11 | Словообразование. Относительные прилагательные. | |||
12 | 12 | Словообразование. Притяжательное прилагательные. | |||
Коррекционная работа на фонематическом уровне (71 час) | |||||
13 | 1 | Речевые и неречевые звуки. Речевой аппарат. | 1 | ||
14 | 2 | Гласные звуки. Место звука в слове. | 1 | ||
15 | 3 | Согласные звуки. Место звука в слове. | 1 | ||
16 | 4 | Дифференциация гласных и согласных звуков. | 1 | ||
17 | 5 | Понятие о слоге. Слогообразующая роль гласного. | 1 | ||
18 | 6 | Слоговой анализ слов. | 1 | ||
19 | 7 | Ударение. | 1 | ||
20 | 8 | Звук [а], буква А. | 1 | ||
21 | 9 | Звук [у], буква У. | 1 | ||
22 | 10 | Звук [о], буква О. | 1 | ||
23 | 11 | Звуки [о] , [у]; буквы О, У. | 1 | ||
24 | 12 | Звук [э] буква Э. | 1 | ||
25 | 13 | Звук [ы] буква Ы. | 1 | ||
26 | 14 | Звук [и], буква И. | 1 | ||
27 | 15 | Звук [ы] - [и], буквы И -Ы. | 1 | ||
28 | 16 | Проверочная работа. | 1 | ||
29 | 17 | Звуки [п] [п’], буква П | 1 | ||
30 | 18 | Звуки [б] [б’], буква Б | 1 | ||
31 | 19 | Дифференциация [п] [п’] – [б] [б’]; буквы П - Б | 1 | ||
32 | 20 | Звуки [т] [т’], буква Т | 1 | ||
33 | 21 | Звуки [д] [д’], буква Д | 1 | ||
34 | 22 | Дифференциация [т] [т’] – [д] [д’]; буквы Т - Д | 1 | ||
35 | 23 | Звуки [к] [к’], буква К | 1 | ||
36 | 24 | Звуки [г] [г’], буква Г | 1 | ||
37 | 25 | Дифференциация [к] [к’] – [г] [г’]; буквы К - Г | 1 | ||
38 | 26 | Звуки [c] [c’], буква С | 1 | ||
39 | 27 | Звуки [з] [з’], буква З | 1 | ||
40 | 28 | Дифференциация [с] [с’] – [з] [з’]; буквы С - З | 1 | ||
41 | 29 | Звуки [ф] [ф’], буква Ф | 1 | ||
42 | 30 | Звуки [в] [в’], буква В | 1 | ||
43 | 31 | Дифференциация [ф][ф’] – [в] [в’]; буквы В - Ф | 1 | ||
44 | 32 | Звук [ш], буква Ш | 1 | ||
45 | 33 | Звуки [ж], буква Ж | 1 | ||
46 | 34 | Дифференциация [ш] – [ж]; буквы Ш - Ж | 1 | ||
47 | 35 | Проверочная работа | 1 | ||
48 | 36 | Звуки [м] [м’], буква М | 1 | ||
49 | 37 | Звуки [н] [н’], буква Н | 1 | ||
50 | 38 | Дифференциация [м] [м’] – [н] [н’]; буквы М – Н. | 1 | ||
51 | 39 | Дифференциация [ш] – [с]; буквы Ш - С | 1 | ||
52 | 40 | Дифференциация [ж] – [з]; буквы Ж - З | 1 | ||
53 | 41 | Проверочная работа | 1 | ||
54 | 42 | Звук [ч’], буква Ч | 1 | ||
55 | 43 | Дифференциация [ч] – [т’]; буквы Ч - Т | 1 | ||
56 | 44 | Дифференциация [ч] – [с’]; буквы Ч - С | 1 | ||
57 | 45 | Звук [щ’], буква Щ | 1 | ||
58 | 46 | Дифференциация [щ] – [ч]; буквы Щ - Ч | 1 | ||
59 | 47 | Дифференциация [щ] – [с’]; буквы Щ - С | 1 | ||
60 | 48 | Звук [ц], буква Ц | 1 | ||
61 | 49 | Дифференциация [с] – [ц]; буквы С - Ц | 1 | ||
62 | 50 | Дифференциация [ц] – [ч]; буквы Ц - Ч | 1 | ||
63 | 51 | Звуки [р] [р’], буква Р | 1 | ||
64 | 52 | Звуки [л] [л’], буква Л | 1 | ||
65 | 53 | Дифференциация [р] – [л]; буквы Р - Л | 1 | ||
66 | 54 | Звук [й’], буква Й | 1 | ||
67 | 55 | Дифференциация [л’] - [й]; буквы Л - Й | 1 | ||
68 | 56 | Проверочная работа. | 1 | ||
69 | 57 | Гласные 1 и 2 ряда | 1 | ||
70 | 58 | Буква Я | 1 | ||
71 | 59 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными А-Я. | 1 | ||
72 | 60 | Буква Ё | 1 | ||
73 | 61 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными О-Ё. | 1 | ||
74 | 62 | Буква Ю | 1 | ||
75 | 63 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными У-Ю. | 1 | ||
76 | 64 | Буква Е | 1 | ||
77 | 65 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными Э-Е. | 1 | ||
78 | 66 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными Ы -И. | 1 | ||
79 | 67 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными | 1 | ||
80 | 68 | Проверочная работа. | 1 | ||
81 | 69 | Списывание с печатного текста. | 1 | ||
82 | 70 | Списывание с рукописного текста. | 1 | ||
83 | 71 | Письмо под диктовку. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по коррекции оптической дисграфии
Данная программа была разработана для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Программа позволяет учителю-логопеду лугко составить конспект занятия, опираясь на разделы программы. Т.к. у учащихс...
Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии
Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...
Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии
Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...
Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии
Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...
Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии
Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...
рабочая программа по коррекции ФФНР
программа призвана помочь детям с ФФНР овладеть следующими навыками:владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;различать на слух и в произношении см...
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Программа составлена с учётом контингента детей с речевыми нарушениями, обучающихся в начальных классах VII вида , у которых выявлены недостатки чтения и письма, обуслов...