Статья "Использование элементов песочной терапии в образовательном процессе с обучающимися с умственной отсталостью"
статья по логопедии

Чумакова Татьяна Павловна

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов песочной терапии в образовательном процессе с обучающимися с умственной отсталостью

Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Основные преимущества метода песочной терапии

 в коррекционно-развивающей работе:

  • развиваются представления об окружающем мире, пространственная ориентация и тактильно-кинестетическая чувствительность;
  •  совершенствуется координация движений и мелкая моторика;
  •  дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, начинают спонтанно импровизировать, передавая интонацию, темп и ритм речи педагога, а это, в свою очередь, способствует развитию речи.
  • В играх с песком наиболее гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление;
  • Также стабилизируется психоэмоциональное состояние детей, ибо песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с детьми с ОВЗ.

Опираясь на приёмы работы в песочнице, можно сделать традиционные методики  обучения чтения, письму, счету, развития речи и представлений об окружающем мире  у детей  с интеллектуальной недостаточностью  более интересными, увлекательными, более продуктивными.

Песочная терапия используется не с первого занятия. Для начала необходимо выполнить Условия организации качественной работы:

  1. Определить уместность и степень эффективности использования песочницы в работе с ребенком.
  2. Выявить противопоказания для работы с песком. Игры с песком нельзя проводить при наличии у ребенка порезов, кожных заболеваний, аллергической реакции на песок и песочную пыль.
  3. Пройти специальную подготовку и творчески подойти к проведению занятий с песком.

Оборудование «педагогической песочницы».

1. песочница или ящик для песка, специальный контейнер или просто поверхность стола. Традиционно дно и борта окрашиваются в голубой цвет, таким образом, дно символизирует воду, а борта-небо.

2. Песок, им заполняется 1/3 ящика. Песок создает «линию горизонта»

3. Набор игрового материала

• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр.

Игры-задания с песком можно использовать как для индивидуальной работы, так и для занятий с группой детей.

В начале занятий необходимо вместе с ребенком обозначить некоторые правила поведения в песочнице:

  • Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
  • Нельзя бросать песок в других детей.
  • Нельзя брать песок в рот.
  • После занятий с песком надо помыть руки, убрать все игрушки на свои места.

Начинать работу следует с введений в занятия элементов работы с сухим песком. Когда ребенок изучил свойства сухого песка и с охотой выполняет задания с ним, пора приступать к работе с мокрым(смоченным) песком. Начинается работа с прикосновений и занятий на поверхности песка, затем вводятся задания с погружением рук в песок. Педагог может сначала показывать движения на песке сам, а затем ребенок повторяет его движения, либо задания выполняются по инструкции(с некоторыми детьми движения могут выполняться «рука в руке».

Причем можно пользоваться как обычным песком, так и новым современным материалом – кинетическим песком.

Количество игр и упражнений с обычным и кинетическим песком безгранично, каждый ребенок  и каждый педагог может творить и придумывать что-то своё.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии  в работе с детьми с ОВЗ позволяет повысить эффективность занятий и даёт положительные результаты.

У детей значительно возрастает интерес к занятиям.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Возбужденные, гиперактивные дети быстрее успокаиваются.

Песок позволяет дольше сохранять работоспособность ребенка, что немаловажно в работе с детьми с ОВЗ.

Игры с песком обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, учат «особого» ребенка предметному манипулированию в песочнице и переносу приобретенных навыков в повседневную жизнь, а также способствуют соотнесению речи с предметными действиями. После проведения песочной терапии детям легче и естественнее даются ролевые игры и другие занятия.

Таким образом, песочная терапия на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных коррекционных, развивающих и терапевтических методов в обучении особого ребёнка.

Картотека игр с сухим песком

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).
Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.

«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

Игры на развитие навыков чтения и письма

«Найди буквы и назови». Педагог  прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы или определенную букву. 

«Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.»

Эти игры можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

 «Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную педагогом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

 «Прочитай слово». Педагог  пишет слог, слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

 «Веселые преобразования». Превращаем одну букву в  другую, рисуя их на песке и т.д.

 «Написание букв, слов на песке» Можно писать слова на песке печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

«Кто спрятался» Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.

«Найди и назови» Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.

«Что скрывает песок?» Дети находят в песке таблички со словами, прочитывают, классифицируют.

«Кто быстрее?» Игра-соревнование проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.

Игры на развитие элементарных математических представлений

«Узор под диктовку»

(ориентирование в пространстве). Психолог дает указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал.

«Что справа, слева, сверху, снизу?»

(Ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице.

«Числа и цифры»

Ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой.

«Кратчайший путь»

 Дети определяют маршруты в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки.

«Какая цифра спряталась?»

Пластмассовые цифры зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать и назвать их по фрагментам.

«Лабиринты»

Одни устраивают песочные лабиринты, другие ищут выходы из них.

«Геометрическая мозаика»

Создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесными указаниями.

«Математические упражнения»

Воспитатель предлагает ребенку выложить столько ракушек, сколько у него есть, или на одну больше-меньше и т. п.

Картотека игр с кинетическим песком

ЗНАКОМСТВО С КИНЕТИЧЕСКИМ ПЕСКОМ.

Сам процесс знакомства с песком может растянуться на несколько часов.  Первое, что стоит сделать, став обладателем кинетического песка — это открыть упаковку, высыпать его в песочницу или на стол просто попробовать его на ощупь.

На вид кинетический песок очень похож на мокрый песок, но при этом на ощупь он абсолютно сухой. Попробуйте слепить из песка самую простую фигуру, например небольшой шарик, почувствуйте, какие плотные получаются фигуры, а затем просто надавите на фигуру пальцем и наслаждайтесь видом и ощущением того, как фигура растекается по поверхности. Попробуйте пропустить песок сквозь пальцы, он как будто течет.

Теперь, когда вы познакомились с удивительными свойствами песка, можно приступать к играм.

ИГРА 1. ГОТОВИМ УГОЩЕНИЕ ДЛЯ ГОСТЕЙ. 

Для этой игры вы можете использовать различные формы для выпечки, кулинарные высечки, формы для выпечки и даже скалку. Песок не прилипает к ним, после игры достаточно будет помыть формы и их снова можно использовать.  Ребенку можно предложить раскатать песок как тесто.

При помощи форм-вырубок можно печь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек.

ИГРА 2. ТРЕНИРУЕМ НАВЫКИ ВЛАДЕНИЯ НОЖОМ.

Из песка вы можете сделать «хлеб», «масло» или колбаски, вручить ребенку пластиковый нож и предложить нарезать хлеба или приготовить бутербродики.

Продукты из кинетического песка отлично режутся даже тупыми ножами, а ребенок будет увлечен доверенной важной миссией.

 

ИГРА 3. ПРЯТКИ

Дети очень любят играть в прятки, и в этом плане кинетический песок представляет собой безграничное поле для игр с детьми разных возрастов.

Самые простые прятки — в песке можно спрятать несколько маленьких предметов и предложить ребенку найти их. Это могут быть игрушки из киндера, детальки конструктора, фигурки от сортера, пуговки, шарики и прочие мелкие предметы. Задачей ребенка может быть найти конкретную игрушку, найти все игрушки, найти определенное количество игрушек.

Прятки обучающие. Для детей постарше вы можете прятать уже не просто игрушки, а цифры или буквы и просить найти определенную цифру или определенную букву.

Из найденных цифр можно составлять примеры, а из найденных букв слова. Вы задумываете слово, записываете его на бумажке и предлагаете ребенку найти в куче кинетического песка нужные буквы для составления слова.

ИГРА 4. ПИШЕМ НА ПЕСКЕ

Вы можете тренироваться писать на песке буквы, цифры, слова, решать простые примеры или учиться читать слоги и слова. Выводить буквы и цифры палочкой на песке гораздо веселее, чем ручкой на бумаге, а значит наверняка эта игра увлечет ребенка гораздо больше, чем скучное сидение за столом!

ИГРА 5. ЛЕПИМ ИЗ КИНЕТИЧЕСКОГО ПЕСКА

Передать всю прелесть кинетического песка на словах или фотографиях очень сложно, ее нужно прочувствовать, попробовав песок руками!

Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками.

Вы можете лепить из него различные формы и изучать их с ребенком, используя в качестве формочек фигурки из сортера или предложить ребенку слепить буквы и цифры (для облечения задачи можно предварительно распечатать трафареты на листе А4 или А5.

ИГРА 6. УГАДАЙКА

На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра.

Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком, в чем их отличие. Само по себе это занятие — отличная игра, но после того, как все доступные предметы оставили свой след на песке можно пойти дальше и играть в угадайку. Один из играющих берет любой предмет и оставляет им след на песке, а второму играющему нужно угадать — что же за предмет оставил след на песке. Периодически меняйтесь с ребенком ролями.

ИГРА 7. КТО ВЫШЕ.

У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы, сделанные из песка очень прочные, с другой стороны, как только давление сверху достигает определенного предельного веса — строение рушится. Соответственно, вы можно использовать это свойство для игры.

Задача — построить башню как можно выше.

Можно выстраивать башню из кирпичиков, можно делать из самодельных кубиков или из шариков.

Если играют двое — то побеждает тот, чья башня будет выше и дольше продержится. Если вы играете на одной стороне, то просто тренируйтесь, чтобы построить башню как можно выше, из как можно большего количества элементов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда

Слайдовая презентация песочная терапия в работе учителя логопеда...

Курс занятий коррекционно-развивающего обучения с использованием элементов песочной терапии

     Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира в...

Применение элементов арт-терапии на уроках чтения с обучающимися с легкой умственной отсталостью

В статье говорится о возможностях применения элементов арт-терапии на уроках чтения при работе с детьми с легкой умственной отсталостью, в частности, с  моторной алалией. Раскрываются особенности...

Доклад «Использование арт-терапии в коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

В данном докладе освещёны вопросы применения арт-терапевтических приёмов при проведении коррекционно-развивающих занятий, дана классификация изотерапевтических техник и приёмов, типов задани...

ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ Адаптированная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью 1 и 2 классов

Настоящая адаптированная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью поможет организовать деятельность педагога по активизации детского развития, коррекции и компенсации разнооб...

Адаптивная дополнительная образовательная общеразвивающая программа Общая физическая подготовка с элементами пауэрлифтинга физкультурно-спортивной направленности для обучающихся с умственной отсталостью 12-16 лет

Пауэрлифтинг - это сложный комплекс воздействий на физиологические, психологические и биохимические процессы в организме. Особенность  программы состоит в том, что она рассчитана на категорию дет...