Функциональная структура развития навыка письма
статья по логопедии (1 класс)

В статье охарактеризованы основные этапы формирования навыка письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_struktura_razvitiya_navyka_pisma.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональная структура развития навыка письма

Письмо одна из сложнейших форм речевой деятельности, это многоступенчатый процесс, в котором задействованы различные виды анализаторов.

В исследовании функциональной структуры развития письма имеет большое значение работа А.Р. Лурии «Очерки психофизиологии письма», в которой ученый охарактеризовал письмо как многоступенчатый процесс. Рассмотрим каждый компонент письма более подробно.

Замысел, которому А.Р. Лурия предавал особую важность. Данный компонент или самостоятельно должен возникнуть у пишущего, или быть ему предложен. Замысел необходимо не только удерживать, но и тормозить все посторонние тенденции.

Анализ звукового состава слова. В составе этой операции автор выделяет следующие этапы:

- определение последовательности звуков слова;

- перевод слышимых звуковых вариантов в фонемы;

Большинство исследователей, занимающихся изучением письма (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова), говорят о необходимости высокого уровня развития фонематических процессов для успешного овладения грамотой, основой которых является фонематический слух. Н.В. Новоторцева определяет фонематический слух как «тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем».

Исследования Л.К. Назаровой показали, что одну из самых важных ролей при определении характера и последовательности звуков в слове, играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее. При этом очень важны для уточнения звукового состава слова, возникающие у ребенка кинестетические ощущения во время произношения и артикулирования слов. Л.К. Назарова определяла эти ощущения как «кинестетические опоры».

Таким образом, анализ звукового состава слова - это один из сложнейших этапов процесса письма: для правильного написания слова нужно определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. А для этого необходимо достаточное развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Педагогам и родителям следует понимать, что данные процессы необходимо развивать у ребенка с дошкольного возраста, так как они будут являться основой для последующего обучения письму.

Перевод выделенных фонем или их комплексов в зрительную графическую схему.

Каждая фонема должна быть переведена в соответствующий зрительный образ буквы - графему, которую необходимо отличать от других, особенно, сходных графически.

Р.Е. Левина указывала на то, что овладение письмом идет с помощью усвоения графем данного языка и называла графему «единицей чтения и письма».

Знакомство ребенка с буквами происходит на этапе обучения грамоте. В современном образовании это, как правило, подготовительный дошкольный возраст, который является сензитивным для обучения грамоте, так как к этому возрасту у ребенка формируются все необходимые предпосылки.

Моторная операция процесса письма.

Этот этап подразумевает перешифровку графем в кинетическую систему последовательных движений – кинемы. Необходимо не только воспроизвести движением руки зрительный образ буквы, но и одновременно осуществлять кинестетический и зрительный контроль.

В начале овладения навыком каждое движение, нужное для написания, является специальным осознанным действием. При хорошем овладении письмом, целые комплексы привычных звучаний записываются объединенным комплексом.

Все исследователи отмечают сложность двигательного компонента письма, его своеобразие на каждой ступени овладения навыком.

В своих работах педагоги-практики И.Н. Садовникова, Г.И. Анисимова, М.Э. Попова описывают также позицию Н.А. Бернштейна, который рассматривает письмо с точки зрения уровневой организации движения и выделяет «фазы» овладения ребенком двигательной стороны письма.

И.Н. Садовникова, Н.В. Новоторцева, Г.И. Анисимова, М.М. Безруких в своих работах, также указывают на важность и сложность моторного компонента. Пропедевтическую работу в этом направлении необходимо начинать уже с раннего возраста, используя различные игры и упражнения для развития пальчиковой и ручной моторики, а с 3-4 лет игры можно дополнять специальными прописями.

Все вышесказанное показывает, что процесс письма – это целостная система, характеризующаяся многозвеньевым строением, иерархической организацией, пластичностью и взаимозаменяемостью компонентов. При этом значение каждой из операций меняется на разных стадиях развития навыка письма. Поэтому необходимо понимать важность развития всех необходимых операций еще до обучения ребенка самому процессу письма.

Список литературы:

  1. Анисимова, Г.И. Использование музыкально-ритмических упражнений в формировании графических навыков у старших дошкольников в системе подготовки их к школьному обучению [Текст] // Школьный логопед. – 2013. - №4. – С. 14-22.
  2. Безруких, М.М. 10 простых шагов к красивому и правильному письму [Текст] / М.М. Безруких. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 128с.  
  3. Лалаева, Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников [Текст] / Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова. - СПб.: Изд-во СПбГУПМ, 1999. – 36с.
  4. Лалаева, Р.И., Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Союз, 2001. – 224с.
  5.  Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма  у детей [Текст]  / Р.Е. Левина // Логопедия: методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. Кн. IV: нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – С.13-57.
  6. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2008. – 624с.
  7.  Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / А.Р. Лурия // Логопедия: методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. Кн. IV: нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – С. 58-66.
  8. Назарова, Л.К. О роли речевых кинестезий в письме [Текст] / Л.К. Назарова // Сов. педагогика. - 1952. - №6. – С. 37-51.
  9.  Новоторцева, Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду [Текст] / Н.В. Новоторцева. - СПб.: КАРО, 2005. – 240с.
  10. Попова, М.Э. Оптическая дисграфия у школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / М.Э. Попова // Школьный логопед. – 2017. - №2. – С.6-40.
  11. Садовникова, И.Н. Дисграфия, дислексия [Текст]: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей / И.Н. Садовникова. - М.: ПАРАДИГМА, 2011. – 279с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическая структура формирования письма. Некоторые приёмы прочного становления навыка письма»

Данная работа поможет лучше по­нять, что именно представляют для учащегося в процес­се письма известные трудности, и выработать приемы, с помощью  которых   можно  эти труд...

Рисуем по точкам для развития навыка письма.

Статья предназначена для родителей, дети которых поступают в первый класс. Для каждого ребенка это важное событие в жизни. Ему нужна наша помощь и в особенности помощь его близких, родителей. Уважаемы...

"Особенности развития навыков письма у младших школьников с ЗПР"

Письмо - это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма ...

Специфика организации динамических пауз на занятиях с младшими школьниками, имеющими проблемы развития навыков письма.

Проблема развития навыков письма у младших школьников достаточно актуальна в настоящее время. Она напрямую связана с общим уровнем развития  двигатедьных функций у ребенка. Одна из причин, тормоз...

«Приёмы развития навыков функционального чтения на уроке окружающего мира»

Краткая аннотация: участники мастер-класса в активном режиме учатся приемам работы с текстами. В качестве текстов выступают видеофрагмент из художественного фильма «Сумерки», стихотворение...

Игра на развитие навыков письма младших школьников "Руки-мумии"

Игра позволяет не только добиться хорошей дисциплины, но и развивать навыки письма у младших школьников. Более того, игра активизирует зрительную память и ненавязчиво вводит их в изучение иностранных ...

Развитие навыков письма младших школьников с РАС

Развитие навыков письма младших школьников с РАС...