«Приёмы развития навыков функционального чтения на уроке окружающего мира»
учебно-методический материал по чтению (2 класс)

Косарева Анастасия Сергеевна

Краткая аннотация: участники мастер-класса в активном режиме учатся приемам работы с текстами. В качестве текстов выступают видеофрагмент из художественного фильма «Сумерки», стихотворение Н. Гумилёва. Из данных текстов участникам предлагается извлечь необходимую информацию. Данные приемы позволяют спроектировать метапредметный урок и могут помочь в подготовке учащихся к олимпиадам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnoe_chtenie.docx389.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Приёмы развития навыков функционального

чтения на уроке окружающего мира»

Косарева Анастасия Сергеевна,

учитель начальных классов,

МАОУ Абатскакя  «СОШ № 1»

Мастер-класс «Приёмы развития навыков функционального чтения на уроке окружающего мира»

Косарева Анастасия Сергеевна,

учитель начальных классов,

МАОУ Абатскакя  «СОШ № 1»

Цель: познакомить педагогов с приёмами развития навыков функционального чтения.

Время проведения: 10-15 - минут.

Целевая аудитория: учителя – начальных классов

Ключевые слова: функциональное чтение, метапредметные результаты, работа с текстом.

Краткая аннотация: участники мастер-класса в активном режиме учатся приемам работы с текстами. В качестве текстов выступают видеофрагмент из художественного фильма «Сумерки», стихотворение Н. Гумилёва. Из данных текстов участникам предлагается извлечь необходимую информацию. Данные приемы позволяют спроектировать метапредметный урок и могут помочь в подготовке учащихся к олимпиадам.

Теоретическая часть: Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания (аналитический подбор цитат, составление, схем графиков). В ходе мастер класса предлагаются задания на поиск нужной  информации в тексте по простому критерию (пример 1 на низкий уровень грамотности).  Поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией (второй пример на средний уровень грамотности). И высокий уровень - понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста (третий пример).

Ход мастер-класса.

  1. Актуализация. Постановка проблемы.

В новых стандартах работе с текстом отводится большая роль. Ведь именно текст является источником информации. Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания (аналитический подбор цитат, составление схем, графиков).

Мы сталкиваемся с разными текстами. Тексты трудно классифицировать, но составители текстов PISA предлагают выделять сплошные тексты (художественные тексты, рассказы, тексты учебников) и не сплошные (рекламные слоган, графики, таблицы, карты сайтов). Я предлагаю вам отправиться в таинственный мир текстов.

Участники мастер-класса актуализируют знания о функциональном чтении.

  1. Разминка.

Давайте выберем проводника. Перед вами з карточки с изображением насекомых. Вам нужно выбрать одно из них, оно и будет вашим проводником.

Члены фокус группы выбирают карту с изображением и делятся на группы для дальнейшей совместной работы.

  1. Демонстрация опыта.

Пример 1: посмотрите видео фрагмент фильма «Сумерки» и выберите из предложенного списка признаки хищников, показанные в данном фрагменте. Разбор задания т.к. важно, чтобы члены фокус группы не домысливали.

Если Вы смотрели фильм, то знаете, что у каждого вампира в фильме была своя особенность. Так и у каждого хищника кроме общих признаков, есть свои, присущие только им черты. Взгляните на галерею хищников. Вас ничего не смущает? Среди волков, львов представлена фотография божьей коровки.

Пример 2: Божья коровка типичный хищник. Она питается тлей. Предлагаю задания членам фокус группы по диаграмме: Сколько тли съедает взрослое насекомое божьей коровки за лето. Кто съедает больше всего тли за один день? Какое насекомое съедает меньше всего тли?

Вы знаете, что умение читать графики и диаграммы сегодня так же является важным навыком. Этому навыку школьников необходимо учить, потому, что многие из них не могут перенести навыки работы с диаграммой из математики на другой предмет.

Предложенные приёмы работы с тестом можно использовать на разных этапах урока. Чаще всего на этапе мотивации, создании проблемной ситуации или ситуации сбоя. Можно и для закрепления материала или организации проверки знаний.

Пример 3: Предлагаю перейти к самой сложной форме работы с текстом. Членам нашей фокус группы сейчас предстоит поработать со стихотворением Н. Гумилева «Гиена» (название стихотворения участникам фокус группы перед работой не даётся). У каждой из трёх групп свое задание (таблица 1). Через 3-5 минут представление результатов и их обсуждение.

Таблица 1.

Задания группам по стихотворению Гумилёва «Гиена»

Задание 1 группе

Задание 2 группе

Задание 3 группе

1.Сравните художественный текст с текстом Википедии, и определите, достоверно ли Гумилев описывает хищника.

1.Вставьте в текст пропущенные слова.

О каком хищнике идет речь?

        

1.Познакомьтесь с текстами из Википедии. Используя данную информацию, определите, о каком животном идет речь. Докажите примерами из текста.         .

2.Вставьте в текст пропущенные слова.

Назовите стихотворение

2.На основе художественного текста составьте текст в научном стиле с указанием видовых признаков хищника, о котором писал Н. Гумилев.

2.Вставьте в текст пропущенные слова, назовите стихотворение

В ходе третьего этапа участники мастер-класса знакомятся с тремя приёмами развития навыков функционального чтения.

Мы сегодня работали не только с разными текстами, но и с разными уровнями их оценивания.

Данные приёмы позволяют развивать у учащихся УУД или метапредметные умения.

Рефлексия.

Я предлагаю создать еще один текст – творческий. Это рефлексия. Приклейте стикер на один из цветов: «познакомился с приёмами функционального чтения, буду осваивать», «знаком с данными приёмами и сам применяю на практике», «данные приёмы меня не заинтересовали, но было приятно работать».

Данная рефлексия позволяет оценить уровень новизны материала для участников и уровень их заинтересованности в применении приёмов функционального чтения в работе.

 Ожидаемые результаты мастер-класса:

- знакомство с приёмами развития навыков функционального чтения;

- участники мастер-класса приобретут опыт работы с различными текстами на предметах;

- познакомятся с приёмом «синектика» помогающим проектировать метапредметный урок.

Библиографический список.

  1. Гумилев Н. Стихотворения и поэмы. – М.: Современник, 1989.
  2. Логвина И.А., Рождественская Л.В. Формирование навыков функционального чтения. -  Нарва, 2012.

Требования к организации мастер-класса: компьютер, колонки, проектор, магнитная доска. Возможность переставлять столы.

Приложение к мастер-классу №1.

Н.Гумилев «Гиена»

Над тростником медлительного Нила,

Где носятся лишь бабочки да птицы,

Скрывается забытая могила

Преступной, но пленительной царицы.

Ночная мгла несет свои обманы,

Встает луна, как грешная сирена,

Бегут белесоватые туманы,

И из пещеры крадется гиена.

Её стенанья яростны и грубы,

Её глаза зловещи и унылы,

И страшны угрожающие зубы

На розоватом мраморе могилы.

«Смотри, луна, влюблённая в безумных,

Смотрите, звезды, стройные виденья,

И темный Нил, владыка вод бесшумных,

И бабочки, и птицы, и растенья.

Смотрите все, как шерсть моя дыбится,

Как блещут взоры злыми огоньками,

Не правда ль, я такая же царица,

Как та, что спит под этими камнями?

В ней билось сердце, полное изменой,

Носили смерть изогнутые брови,

Она была такою же гиеной,

Она, как я, любила запах крови».

По деревням собаки воют в страхе,

В домах рыдают маленькие дети,

И хмурые хватаются феллахи

За длинные безжалостные плети.

Приложение №2

Божьи коровки — небольшие жуки, населяющие практически всю Землю. Имеют необычную окраску: алое тело покрыто черными круглыми пятнами. Предпочитают жить на открытой местности, отлично подойдут луга, сады или степи. Для защиты используют жидкость выделяемую суставами ног, она имеет резкий, неприятный запах, который отпугивает врагов. Главная пища божьих коровок — тли (более детально про поедание тли божьими коровками можно узнать из этого материала). Самый активный период их истребления приходится на промежуток с весны до поздней осени. Для привлечения таких полезных насекомых в сад, посадите на участке маргаритки, пижму, тысячелистник, одуванчики или укроп.

Приложение № 3

C:\Users\Учитель\Desktop\maxresdefault.jpg

C:\Users\Учитель\Desktop\39369731320_898462755d_b.jpg

C:\Users\Учитель\Desktop\maxresdefault (1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов смыслового чтения на уроках окружающего мира

Работа учащихся 4 класса с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира в режиме системно-деятельностного подхода....

Мастер- класс «Формирование навыков смыслового чтения на уроках окружающего мира»

Формировать навык смыслового чтения, можно не только на уроках литературного чтения, но и на других общеобразовательных предметах....

Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...

Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе

Выступление на школьном методическом объединении по теме самообразования «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе»...

Упражнения для развития функциональной грамотности на уроках окружающего мира

В данной статье приводятся примеры заданий, формирующих умения использовать прочитанное в различных ситуациях, возникающих в процессе обучения, за пределами школы и ожидающих школьника во взрослой жиз...

"Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира"

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познават...