автоматизация звука Р
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Конспект - презентация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия Алания;
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная школа-интернат имени З. К. Тигеева г. Моздока РСО – Алания
РСО-Алания , г. Моздок, ул. Кирова, 4;
Гогичаева Анна Тимофеевна учитель-логопед
Конспект логопедического занятия в 1 классе
с применением здоровьесберегающих технологий по теме:
«Автоматизация звукопроизношения звука [р]»
Аннотация.
Логопедическoe занятие на тему «Aвтoмaтизaция звyкoпроизнoшения звука [р] в слогах, словах и предложениях» с применением здоровьесберегающих технологий.
Цель: закрепить правильное произношение звука [р] с применением здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Образовательные:
- автоматизировать звук [р] в слогах, словах и предложениях;
- формировать умение полным предложением отвечать на поставленные вопросы;
- расширять и обогащать словарь.
Развивающие:
- развивать нормализацию общей и артикуляционной моторики через игру и использование здоровьесберегающих технологий ;
- развивать фонематический слух, внимание, память, речь, интеллектуальное мышление (сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы);
- развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать диалогическую речь.
Воспитательные:
- воспитание любознательности, творческого воображения, навыка самоконтроля, самостоятельности и ответственности.
Здоровьеразвивающий компонент:
- Использование зрительно-поискового тренажера;
- Использование зрительно-поискового метода на занятии.
Оборудование: су-джоки, игрушка тигр, «Игры для тигры», зеркало, презентация, компьютер.
Ход занятия.
- Организационный момент.
-Ребята, сегодня к нам в гости придёт удивительный зверь, а кто, вы узнаете, если прочитаете слово по первым звукам названия картинок
(тыква, индюк, гриб, рыба) тигр, правильно ребята, это тигр!
-Но, прежде чем начать занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, глазки и нашу головку.
- Самомаccаж
Ручки разминаем, растираем, согреваем (сжимаем, разжимаем кулачки, потирание ладоней, хлопки).
И лицо ладошками нежно умываем (круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу).
Грабельки сгребают, все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки вниз подёргаем быстро, быстро, быстро (оттягивание ушных раковин вниз).
- Пальчиковая гимнастика.
- Упражнение с шариком су-джок.(по слайду)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
- Основная часть.
- Сообщение темы занятия.
- Итак ребята, раз мы уже настроились на работу, то самое время поиграть с тигрой.
- Повторите слоги ра-ро-ру-ры/ ру-ра-ро-ры.
- Ребята, какой звук повторяется? Какая тема занятия? Правильно, сегодня мы с вами будем закреплять звук [р] но прежде давайте с вами правильно подышим.
- Дыхательное упражнение
«Свеча» Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох через носик и выдох через рот на пальчик, изображающую горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
- Артикуляционная гимнастика.
- Возьмите зеркала, сейчас небольшая артикуляционная гимнастика. Только к движениям языка мы еще прибавим движения рук, (элементы биоэнергопластики), а тигр будет следить. (по слайду)
«Улыбочка»
-верхние и нижние зубы обнажены, губы растянуты в улыбочке, руки тянем в разные стороны
«Трубочка»
-вытягиваем сомкнутые губы вперед и удерживаем в таком положении, руки держим перед собой
«Качели»
-высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать, движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз
«Часики»
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт (тик - так, тик - так).
- движение ладони с сомкнутыми пальцами вправо, влево
«Дятел»
Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвиолам верхних зубов, произнося :да-да-да.
-вытягиваем пальчики и барабаним по воображаемому барабану.
- Автоматизация изолированного произношения звука [р] (по слайду)
- Мне сорока на хвосте принесла новость. Тигр забыл, как надо правильно рычать. Мы поможем тигру рычать?
- Давай будем рычать громко, грозно, сердито.
- Игра на развитие внимания, фонематического слуха
- Внимательно слушайте, я называю слоги, вы хлопните в ладошки, если услышите звук [р]
в слогах: па, ру, мо, но, лу, ры, ла, ра, тэ, лэ, ру, бэ, ро, па;
в словах: груша, робот, ложка, норка, енот, буран, король.
- Автоматизация произношения звука [р] в слогах (по слайду)
Тренироваться:
р---------------------------а а-----------------------р
р---------------------------у у-----------------------р
р---------------------------ы ы----------------------р
р---------------------------о о-----------------------р
- -Игра «Замени первый звук в слове»
Хобот (робот) нога (рога) танец (ранец) забота (работа)
Мычать (рычать) лама (рама) пугать (ругать) макеты (ракеты) мак (рак) мука (рука)
- Физминутка с движениями.
«Кулак ребро ладонь»
Выполнить движения рук под счёт с речевым сопровождением:
«Ладошки вверх, ладошки вниз, и теперь их на бочок, и зажмём в кулачок»
- Автоматизация правильного произношения звука [р] в словах (по слайду)
Отдохнули, и будем дальше учиться произносить звук [р], но уже в словах. Для этого нам необходимо назвать слова, чётко проговаривать звук [р]:
Зебра, рысь, жираф, крокодил, корова, тигр, зубр.
Словарная работа: зубр – это животное, которое живёт в лесу, похоже на быка. Зубров очень мало осталось на земле, они занесены в Красную книгу, то есть на них нельзя охотиться.
- Зарядка для глаз по тренажеру (по слайду)
- Игра «Угадай где звук».
Где находится звук в начале, середине, конце слова.
Ребёнок должен поставить указать одну из частей, определяя тем самым положение звука [Р] в слове. (по слайду)
- Звукобуквенный анализ слова ТИГР
- Проговори, сколько слогов в слове?
Т – согласный мягкий глухой звук
И – гласный звук
Г – согласный твёрдый звонкий звук
Р – согласный твёрдый звонкий звук
Работа в тетрадях
- Закрепление зрительного образа буквы (найди и обведи Р).Ребята, у вас на столах лежат листочки с найдите среди путаницы буквы Р и обведите их.
- Нарисуй букву «Р» на листе двумя руками в круге.
- III. Итог занятия (СЛАЙД)
- Вот и подошло к концу наше занятие.
- Перечислите характеристику звука [р].
- Назовите слова, где он звучал.
- Рефлексия.
- Молодцы ребята, вы хорошо занималась? У вас на столах лежат мордашки, дорисуйте им мимику улыбку, безразличие или грусть, это и будет означать, как понравилось вам занятие.
- Занятие окончено. До свидания.
Литература:
- Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми» - ТОО «Издательство «Библиополос» - СПб, 1996 – 208 с.
- «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» /авт.-сост. С.А. Цабыбин – волгоград: Учитель, 2009 – 172 с.
- «Логопедия» Учебн. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; под ред. Л.С.Волковой – 2-е изд. – в 2-х книгах. Книга I. М.: Просвещение: Владос, 1995 – 384 с.
- «Логопедия» учебн. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; под ред. Л.С.Волковой – 2-е изд. – в 2-х книгах. Книга II. М.: Просвещение: Владос, 1995 – 147 с.
- Рау Е.Ф., Рождественская В.И. «Исправление недостатков произношения у школьников» - Москва, «Просвещение», 1968.
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. «Учитесь правильно говорить». Кн. для учащихся. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. – 224 .
Приложение 1
Приложение 2
Мне все понятно! Мне есть, что спросить! Мне всё не понятно!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
т и г р
Самомассаж . Ручки разминаем, растираем, согреваем, И лицо ладошками нежно умываем, Грабельки сгребают, все плохие мысли, Ушки вниз подёргаем быстро, быстро, быстро.
Я мячом круги катаю, Вперед-назад его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.
Артикуляционная гимнастика
р - ----------------------- а а ----------------------- р р - ----------------------- у у ----------------------- р р - ----------------------- ы ы ---------------------- р р - ----------------------- о о - --------------------- - р
Хобот нога танец забота мычать лама (робот) (рога) (ранец) (работа) (рычать) (рама)
ЗУБР
1 2 3 4 5 Гимнастика для глаз
Т – согласный, мягкий, глухой звук И – гласный звук Г – согласный, твёрдый, звонкий звук Р – согласный, твёрдый, звонкий звук т и г р
До новых встреч!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Конспект открытого индивидуального занятия по РРС и ФП. Звук [c]. Автоматизация звука [c] во всех позициях.
Закрепление правильного произношения звука [c] в слогах, словах, предложениях; развитие речевого слуха на материале адаптированного текста «Моя семья»; развитие внимания, памяти и логического мы...
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].
Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха....
Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».
выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....