автоматизация звука Р
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Гогичаева Анна Тимофеевна

Конспект - презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия Алания;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная школа-интернат имени З. К. Тигеева г. Моздока РСО – Алания

РСО-Алания , г. Моздок, ул. Кирова, 4;

Гогичаева Анна Тимофеевна учитель-логопед

Конспект логопедического занятия в 1 классе

с применением  здоровьесберегающих технологий по теме:

«Автоматизация звукопроизношения звука [р]»

Аннотация.

Логопедическoe занятие на тему «Aвтoмaтизaция звyкoпроизнoшения звука [р] в слогах, словах и предложениях» с применением  здоровьесберегающих технологий.

Цель: закрепить правильное произношение звука [р] с применением  здоровьесберегающих технологий.

 Задачи:

Образовательные:

  • автоматизировать звук [р] в слогах, словах и предложениях;
  • формировать умение полным предложением отвечать на поставленные вопросы;
  • расширять и обогащать словарь.

Развивающие:

  • развивать нормализацию общей и артикуляционной моторики через игру и  использование здоровьесберегающих технологий ;
  • развивать фонематический слух, внимание, память, речь, интеллектуальное мышление (сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы);
  • развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
  • развивать диалогическую речь.

Воспитательные:

  • воспитание любознательности, творческого воображения, навыка самоконтроля, самостоятельности и ответственности.

Здоровьеразвивающий компонент:

  • Использование зрительно-поискового  тренажера;
  • Использование зрительно-поискового метода на занятии.

Оборудование:  су-джоки, игрушка тигр, «Игры для тигры», зеркало,  презентация,  компьютер.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

-Ребята, сегодня к нам в гости придёт удивительный зверь, а кто, вы узнаете, если прочитаете слово по первым звукам названия картинок

(тыква, индюк, гриб, рыба) тигр, правильно ребята, это тигр!

-Но, прежде чем начать занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, глазки и нашу головку.

  • Самомаccаж

Ручки разминаем, растираем, согреваем (сжимаем, разжимаем кулачки, потирание ладоней, хлопки).
И лицо ладошками нежно умываем
(круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу).

Грабельки сгребают, все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки вниз подёргаем быстро, быстро, быстро (оттягивание ушных раковин вниз).

  • Пальчиковая гимнастика.

- Упражнение с шариком су-джок.(по слайду)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

  1. Основная часть.
  1. Сообщение темы занятия.

- Итак ребята, раз мы уже настроились на работу, то самое время поиграть с тигрой.

  • Повторите слоги ра-ро-ру-ры/ ру-ра-ро-ры.

- Ребята, какой звук повторяется? Какая тема занятия? Правильно, сегодня мы с вами будем закреплять звук [р] но прежде давайте с вами правильно подышим.

  1. Дыхательное упражнение

 «Свеча» Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох через носик и выдох через рот на пальчик, изображающую горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

  1. Артикуляционная гимнастика.

- Возьмите зеркала, сейчас небольшая артикуляционная гимнастика. Только к движениям языка мы еще прибавим движения рук, (элементы биоэнергопластики), а тигр будет следить. (по слайду)

«Улыбочка»

-верхние и нижние зубы обнажены, губы растянуты в улыбочке, руки тянем в разные стороны

«Трубочка»

-вытягиваем сомкнутые губы вперед и удерживаем в таком положении, руки держим перед собой

«Качели»

-высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать,  движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз

«Часики»

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт (тик - так, тик - так).

- движение ладони с сомкнутыми пальцами вправо, влево

«Дятел»

Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвиолам верхних зубов, произнося :да-да-да.

-вытягиваем пальчики и барабаним по воображаемому барабану.

  1. Автоматизация изолированного произношения звука [р] (по слайду)

- Мне сорока на хвосте принесла новость. Тигр забыл, как надо правильно рычать. Мы поможем тигру рычать?

- Давай будем рычать громко, грозно, сердито.

  1. Игра на развитие  внимания, фонематического слуха

- Внимательно слушайте, я называю слоги, вы хлопните в ладошки, если услышите звук [р]

в слогах: па, ру, мо, но, лу, ры, ла, ра, тэ, лэ, ру, бэ, ро, па;

в словах: груша, робот, ложка, норка, енот, буран, король.

  1. Автоматизация произношения звука [р] в слогах (по слайду)

Тренироваться:

р---------------------------а а-----------------------р

р---------------------------у у-----------------------р

р---------------------------ы ы----------------------р

р---------------------------о о-----------------------р

  1. -Игра «Замени первый звук в слове»

Хобот (робот)        нога   (рога)         танец  (ранец)        забота  (работа)

Мычать (рычать)         лама (рама)          пугать (ругать)          макеты (ракеты) мак (рак)           мука (рука)

  1. Физминутка с движениями.

«Кулак ребро ладонь»

Выполнить движения рук под счёт с речевым сопровождением:

«Ладошки вверх, ладошки вниз, и теперь их на бочок, и зажмём в кулачок»

  1. Автоматизация правильного произношения звука [р] в словах (по слайду)

Отдохнули, и будем дальше учиться произносить звук [р], но уже в словах. Для этого нам необходимо назвать слова, чётко проговаривать звук [р]:

Зебра, рысь, жираф, крокодил, корова, тигр, зубр.

Словарная работа: зубр – это животное, которое живёт в лесу, похоже на быка. Зубров очень мало осталось на земле, они занесены в Красную книгу, то есть на них нельзя охотиться.

  1. Зарядка для глаз по тренажеру (по слайду)
  2. Игра «Угадай где звук».

Где находится звук в начале, середине, конце слова.

Ребёнок должен поставить указать одну из частей, определяя тем самым положение звука [Р] в слове. (по слайду)

  • Звукобуквенный анализ слова ТИГР

- Проговори, сколько слогов в слове?

Т – согласный мягкий глухой звук
И – гласный звук
Г – согласный твёрдый звонкий звук
Р – согласный твёрдый звонкий звук

Работа в тетрадях    img2

  1. Закрепление зрительного образа буквы (найди и обведи Р).Ребята, у вас на столах лежат листочки с найдите среди путаницы буквы Р и обведите их.
  2.  Нарисуй букву «Р» на листе двумя руками в круге. 
  • III. Итог занятия (СЛАЙД)

- Вот и подошло к концу наше занятие.

- Перечислите характеристику звука [р].

- Назовите слова, где он звучал.

  • Рефлексия.

- Молодцы ребята, вы хорошо занималась? У вас на столах лежат мордашки, дорисуйте им мимику улыбку, безразличие или грусть, это и будет означать, как понравилось вам занятие.

- Занятие окончено.  До свидания.

Литература:

  • Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми» - ТОО «Издательство «Библиополос» - СПб, 1996 – 208 с.
  • «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» /авт.-сост. С.А. Цабыбин – волгоград: Учитель, 2009 – 172 с.
  • «Логопедия» Учебн. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; под ред. Л.С.Волковой – 2-е изд. – в 2-х книгах. Книга I. М.: Просвещение: Владос, 1995 – 384 с.
  • «Логопедия» учебн. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; под ред. Л.С.Волковой – 2-е изд. – в 2-х книгах. Книга  II. М.: Просвещение: Владос, 1995 – 147 с.
  • Рау Е.Ф., Рождественская В.И. «Исправление недостатков произношения у школьников» - Москва, «Просвещение», 1968.
  • Успенская Л.П., Успенский М.Б. «Учитесь правильно говорить». Кн. для учащихся. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. – 224 .

Приложение 1

hello_html_m3f96fb70.jpg

Приложение 2

                                           

Мне все понятно!              Мне есть, что спросить!               Мне всё  не понятно!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия – Алания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная школа-интернат имени З. К. Тигеева г. Моздока РСО – Алания РСО-Алания г. Моздок ул. Кирова д.4 Гогичаева Анна Тимофеевна учитель-логопед «Автоматизация звукопроизношения звука [ р ]»

Слайд 2

т и г р

Слайд 3

Самомассаж . Ручки разминаем, растираем, согреваем, И лицо ладошками нежно умываем, Грабельки сгребают, все плохие мысли, Ушки вниз подёргаем быстро, быстро, быстро.

Слайд 4

Я мячом круги катаю, Вперед-назад его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

Слайд 5

Артикуляционная гимнастика

Слайд 6

р - ----------------------- а а ----------------------- р р - ----------------------- у у ----------------------- р р - ----------------------- ы ы ---------------------- р р - ----------------------- о о - --------------------- - р

Слайд 7

Хобот нога танец забота мычать лама (робот) (рога) (ранец) (работа) (рычать) (рама)

Слайд 8

ЗУБР

Слайд 9

1 2 3 4 5 Гимнастика для глаз

Слайд 11

Т – согласный, мягкий, глухой звук И – гласный звук Г – согласный, твёрдый, звонкий звук Р – согласный, твёрдый, звонкий звук т и г р

Слайд 14

До новых встреч!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Конспект открытого индивидуального занятия по РРС и ФП. Звук [c]. Автоматизация звука [c] во всех позициях.

Закрепление правильного произношения звука [c]  в слогах, словах, предложениях; развитие речевого слуха на материале адаптированного текста «Моя семья»; развитие внимания, памяти и логического мы...

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...