Технологическая карта занятия "Путешествие по сказкам" 1 класс с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Предеина Галина Петровна

Технологическая карта занятия "Путешествие по сказкам" 1 класс с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого логопедического занятия «Путешествие по сказкам» 1 класс

Организационная информация

Дата проведения

09.04.2019 год

Раздел

Знакомство с устным народным творчеством.

Тема

Путешествие по сказкам.

Предмет

Коррекционно- развивающее занятие по развитию речи.

Уровень образования

Начальное общее образование

Класс

1  класс с ТНР

Автор урока (ФИО, должность)

Предеина Галина Петровна, учитель-логопед

Образовательное учреждение

МОУ ИРМО  «Марковская средняя общеобразовательная школа»

Район /город/посёлок

Иркутский район, р.п. Маркова

Методическая информация

Тип урока

Урок закрепление полученных знаний

Форма урока

Логопедическая викторина.

Методическая цель

Формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством поиска и сбора информации, обработки информации, решения и  обсуждения проблемных ситуаций, соразмерных опыту учащихся данного возраста.

Дидактическая цель

Создать условия для формирования у учащихся устойчивые знания о устном народном творчестве, русских народных сказках. Развивать связную речь, общую и мелкую моторику, логическое мышление, зрительную и слуховую память.

Задачи  урока

(образовательные, развивающие, воспитательные)

 

Образовательные цели: 

-сформировать представление о устном народном творчестве;                                                                                                                

- учить  различать русские народные сказки, ориентироваться в них.

Развивающие цели: 

-способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия обучающимися изученного    материала через использование дополнительных источников и посредством активного взаимодействия учителя и учащихся на уроке;

- развивать умения учащихся ставить учебную задачу и находить способы её решения;

- развивать  связную речь;

- стимулировать индивидуальную и парную активность, логическое мышление;

- развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы.

Воспитательные цели: 

-воспитывать нравственные качества личности, активизировать познавательную деятельность каждого ученика;

- воспитывать культуру диалога и умение работать в парах, в коллективе.

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Метапредметные:

1.Формулировать и удерживать учебную задачу, самостоятельно и с помощью логопеда формулировать тему урока и задачи  урока.

2. Формировать у обучающихся навыки самоконтроля;

3. Определять степень успешности своей деятельности.                                                                                                            

Познавательные УУД

1. Развивать умение находить и структурировать информацию;

2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3. На основе анализа  делать выводы, обобщать.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным  материалом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную, коммуникативную  рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать свои предположения, аргументируя ответ, выражать свои эмоции.

2. Умение планировать и организовывать свою деятельность;

3. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

4. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремленность, волевое усилие при преодолении трудностей; владеть элементарными правилами учебного сотрудничества.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Технология деятельностного обучения;

технология здоровьесбережения;

технология дифференцированного обучения;

активизация внимания;

актуализация имеющихся знаний;

информационные на ситуативной (игровой) основе;

работа в парах

Планируемый результат:

 Базовый уровень

к концу урока каждый ученик должен иметь знания о  устном народном творчестве.

Повышенный уровень

обучающийся имеет прочные знания о устном народном творчестве, умеет самостоятельно различать русские народные сказки.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

40 мин

Необходимое оборудование и материалы

Для учителя: компьютер для  музыкального  сопровождения начала урока и  физминуток,  демонстрационные картинки по сказкам, смайлики для поощерения.

Для учащихся: индивидуальные разрезные картинки по сказкам,  картинки героев к сказке «Зающкина избушка».

Этап урока

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Цель:

 - активизировать обучающихся;

-- создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Рефлексия

Цель:

- осознание учащимися своего психологического настроя на уроке 

- Здравствуйте! Поздоровайтесь с нашими гостями. Они пришли посмотреть на нас, а мы с удовольствием покажем себя. У вас на столах разрезные картинки, вам необходимо их собрать и назвать, что у вас получилось. Правильно это все герои русских народных сказок.

выполняют инструкцию учителя-логопеда, настраиваются на урок.

II. Подготовительный этап

Цель:

-мотивация к учебной деятельности, развитие познавательного интереса к обучению

-Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя

Рефлексия

Цель:

Выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

- Давайте настроимся на занятие. И сделаем сказочную гимнастику для язычка, «У дедушки с бабушкой».

выполняют инструкцию учителя-логопеда.

Актуализация знаний 

Цель: 

- повторить основные сведения, необходимые для восприятия нового материала;

-  создание атмосферы взаимодействия,  использование речевой модели с положительной эмоциональной окраской, опирающийся на успешный опыт детей.

- актуализировать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового: сравнение, анализ, обобщение;

А вы много сказок знаете? С чего обычно начинаются все сказки? С жили- были. А что обязательно есть в каждой сказке? Добро и зло и чем всегда заканчиваются сказки? Добром. А какие сказки бывают? Веселые и грустные, смешные, веселые. Есть сказки разных писателей, но есть еще и сказки русские народные. Почему их так называют? (их сочинил народ и передавал из уст в уста)

(МУЗЫКА) в гостях у сказки

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.

Ответы детей.

Постановка учебной задачи 

Цель: 

-мотивация к  учебному действию, выявление и фиксация затруднений в деятельности каждого.

- Определить уровень знаний по теме занятия;

Сказка - произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных фантастических сил.

             Много сказок родилось на русской земле. Их складывали, хранили в памяти, передавали из уст в уста.  А как вы понимаете из уст в уста?

А СЕЙЧАС МЫ НАЧИНАЕМ ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

проблемный вопрос

предположение темы урока обучающимися

Формулирование темы урока

Цель

- Обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Какой должна быть цель нашего занятия? Назовите тему нашего урока. Правильно. Молодцы! Мы сегодня с вами будем разговаривать о русских народных сказках.

формулируют тему урока

 Постановка задач урока обучающимися

Цель: 

- совместно сформулировать и согласовать задачи урока.

Чему должны научиться? Определим задачи  урока.

Вы молодцы. Сегодня на уроке мы …

1. Вспомним русские народные сказки.

2. Научимся определять из какой сказки персонажи.

3. Будем учиться пересказывать сказку.

Теперь мы готовы начать наш турнир!

Формулировка учебной задачи как темы   урока

Уточнение плана работы на уроке

III. Этап работы по теме Структурирование полученных знаний

Цель:

- организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

Образование уменьшительно- ласкательных суффиксов

Динамическая пауза

Отгадай из какой сказки отрывок.

Найди ошибки в названии сказок.

Динамическая пауза (логоритмическое упражнение)

Какому герою принадлежат слова из сказки.

Развитие связной речи. Восстанови и перескажи сказку.

Я вам буду загадывать загадки  ваша задача определить о какой сказке загадка. За каждый правильный ответ вы будете получать значок, в конце занятия  мы с вами проверим у кого значков будет больше

Что за сказка: кошка, внучка, мышь, еще собачка Жучка.

Деду с бабой помогали, корнеплоды доставали.( «Репка»)

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,

В доме том, в конце концов стало множество жильцов.( Теремок)

У Аленушки – сестрицы, унесли братишку птицы, 

Высоко они летят, далеко они глядят. (Гуси- лебеди)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался… (колобок). 

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке. 

Там три стула и три кружки,

Три кроватки три подушки. 

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три медведя). 

Летела стрела и попала в болото,

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленой кожей,

Сделалась мигом красивой, пригожей. (Царевна – лягушка)

 Молодцы, ребята, сказки вы узнали.

А сейчас посмотрите на доску. Здесь разные герои сказок, сейчас мы с вами поиграем в  игру «Назови ласково» :  медведь- медвежонок, заяц- зайчонок, лиса- лисичка, лягушка- лягушечка, Маша- Машенька,  мышь- мышка

- Молодцы, с этим заданием справились.

Раз грибок, два грибок

По тропинке леший шел,
На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания – руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)

Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки.

1.Кот услыхал крик, пустился в погоню, нагнал лису и отбил петуха.

-Не говорил ли я тебе, Петя, не выглядывай в окошко- съест тебя лиса и косточек не оставит! Смотри же слушай меня! Мы завтра далеко пойдем. («Кот, петух и лиса»)

2.   На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

- Теперь меня, мужик не обманешь, давай мою долю.

- Бери, медведюшко, корешки, а я себе возьму хоть вершки.  (Мужик и медведь)

3. – Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели?

- Съешь моего лесного яблочка,- скажу.

- У моего батюшки и садовые не едятся.(Гуси-лебеди)

4.  – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает. Двуглазка пошла с сиротой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась.

-Спи, глазок, спи, другой!

Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала. (Хаврошечка)

В названиях следующих сказок есть ошибки. Ваша задача найти их и исправить.

«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

«Даша и медведь» – «Маша и медведь».

«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».

«Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».

 «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.

«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

«У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики».

«Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».

Давайте с вами немножко отдохнём и встанем в кружок.

Вперед 4 шага, назад 4 шага.

Я буду читать строки из разных сказок, ваша задача определить героя сказки, который говорил эти слова:

"Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано". (Корова - "Хаврошечка")

"Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная". (Морозко)

"Не пей, братец, козленочком станешь". (Аленушка)

"Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел". (Баба Яга)

"Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой". (Иван-дурак)

"Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам". (Лиса).

"Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы". (Петушок)

"Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла". (Волк).

"Вижу - вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке". (Маша)

Нам не страшен серый волк,

   Серый волк, серый волк!

   Где ты ходишь, глупый волк,

   Старый волк, страшный волк! (Три поросенка)

Перед вами герои сказки «Зающкина избушка. Ваша задача восстановить последовательность событий и пересказать сказку.

Отгадывают загадки.

Образовывают уменьшительно- ласкательные суффиксы.

выполняют инструкцию учителя-логопеда.

Определяют из какой сказки отрывок.

Исправляют ошибки.

выполняют инструкцию учителя-логопеда.

Дети по строкам определяют героя сказки.

Восстанавливают последовательность событий и пересказывают сказку.

Работа в команде.

IV. Закрепление пройденного материала. Обобщение.

Цель:

- поверить реальное понимание основной сути материала.

О чем мы сегодня говорили? Что такое русские народные сказки? Почему сказки называют русскими народными?

 Ответы детей

VI. Итог урока.

Цель:

-подвести итог проделанной работе на уроке

 - создать ситуацию для осмысления всей работы на уроке

Рефлексия

Цель:

- осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка совместной деятельности

Подведение итогов оценочной деятельности

- Что особенно понравилось или запомнилось вам?

- С какими заданиями, по вашему мнению, вы справились лучше всего?

Давайте выявим победителей и призеров нашего турнира (подсчет смайликов , награждение всех ребят медалями.)

Молодцы, ребята!

Все обучающиеся привлекаются к самооценке итога урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока технологии "Эмблема класса" 4 класс

Технологическая карта урока технологии "Эмблема класса" 4 класс.Цель урока: формирование ценностного отношения к искусству и творческого мышления учеников через осмысление символического хар...

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке учащиеся около карты Великобритании рассматривают где и когда жили великие изобритатели Великобритании в разное время...

Технологическая карта урока "ОРКСЭ" - 4 класс. (УМК: «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, А. И Шемшурина. М : Просвещение, 2014)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о нравственной отвественности человека за свои поступки.Задачи урока:Дидактические1. Познакомить обу...