Речевая карта младшего школьника
методическая разработка по логопедии
Эффективность логопедической работы во многом завист от того, насколько грамотно и адекватно была проведена диагностика всех компонентов речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_mladshego_shkolnika.docx | 43.11 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Фамилия, имя _______________________________________Дата рождения________ Адрес ________
Сведения о родителях: Мать______________________________________________________________
Отец__________________________________________________________________________________
Успеваемость (к моменту обследования) по русскому языку___________________________________
Заключение психиатра ____________________Заключение окулиста ___________________________
Состояние артикуляционного аппарата: губы______________________зубы:_____________________
твёрдое нёбо:_________________мягкое нёбо:_______________прикус: _______________язык: ____
Исследование состояния экспрессивной речи
1. Понимание логико-грамматических конструкций
Сравнительные отношения
«Что длиннее ручка или карандаш?» «Что глубже море или океан?»
«Что объемнее бочка или кружка?»
- Конструкции форм различных падежей, употребляемые для определения отношений
«Покажи мамину дочку» _______ «Покажи дочку мамы»________ «Покажи маму дочки»__________
«Покажи стадо пастуха»_________ «Покажи пастушье стадо»______»Покажи пастуха стадо»_______
- Конструкции времен-х отношений, временных последовательностей и интервалов времени
а) И н с т р у к ц и я: «Правильно ли я сказала?»
Я вчера буду купаться. (да, нет) Я вчера купался. (да, нет) Я завтра буду купаться.(да, нет)
Мы завтра пойдем в лес. (да, нет) Мы завтра были на даче. (да, нет) Он вчера пойдет в кино. (да, нет)
б) И н с т р у к ц и я: «Ответь на вопрос».
Вместо того чтобы надеть сапоги, я надел носки. Что надо было надеть? ________________________
Что длиннее – час или сутки? Что короче – день или секунда? Какое время года бывает перед осенью? __________________Какой месяц является первым месяцем весны?_____________________
- Выражения, имеющие логические инверсии (нужное подчеркнуть)
Коля ударил Васю. Кто драчун?» «Лес позади дома. Что впереди?»
Собаку укусила оса. Кто кусался?» «В корзине яблок меньше, чем в ведре. Где яблок больше?»
- Предложения с переходными глаголами
«Коля одолжил деньги Вере. Кто кому должен?» ____________________________________________
Посуда помыта маминой дочкой. Кто помыл посуду?»________________________________________
«Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?»_________________________________________________
Исследование звукопроизношения. (Максимально - 50 баллов).
Вывод:__________________________________________________________________________
Оценка: 2,5 балл – правильное воспроизведение пробы; 2 балла – нестойкое употребление звука; 1,5 балла – неправильное воспроизведение предложения при сохранном изолированном звуке; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы.
Исследование фонематического слуха. (Максимально – 76 баллов).
1. Исследование возможности воспроизведения слогов. (Максимально – 20 баллов).
Послушай и повтори за мной слоги: ра – ла – ра_______________ ря – ля – ря – ря________________
са – ша – са _____________ за – за – жа – за___________ца – са - ца__________ ча – ча – ща – ча____
ба – па – па______________ ка – га – га – ка___________тя – ча – тя__________ па – пя – па – пя____
Оценка: 2 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 1 балл –самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
2. Исследование возможности воспроизведения слов. (Максимально - 20 баллов)
Послушай и повтори за мной слова: день – тень________________мишка- миска_________________
бочка – почка____________кот – год – ход_______________том – дом – ком_____________________
Оценка: 4 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
4. Исследование фонематических представлений. (Максимально - 16 баллов).
Назови слова, которые начинаются со звука: [а]________, [о]___________[у]_________[к]__________
Оценка: 4 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
5. Исследование возможности фонематического анализа. (Максимально – 20 баллов)
Назови в словах все звуки по порядку: мак___________, утка_________, кошка_______, капуста_____
Оценка: 4 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Исследование слоговой структуры. (Максимально – 81 баллов)
1. Исследование возможности называния картинок. (Максимально – 20 баллов)
аквариум________________ милиционер____________ мотоциклист________________скатерть_____
Оценка: 5 баллов – правильное и точное выполнение каждой из проб; 2,5 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
2. Исследование возможности воспроизведения слов. (Максимально – 21 баллов)
Повтори за мной слова: Строительство_______________________, серпантин____________________ часовщик______________, репетиция______________, сквозняк___________мотоциклист_________
Оценка: 3,5 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
3. Исследование возможности воспроизведения предложений. (Максимально – 20 баллов)
Инструкция: послушай и повтори за мной предложения.
- Мама расчёсывает волосы перед зеркалом.______________________________________________
- Регулировщик регулирует движение.___________________________________________________
- Водопроводчик чинит водопровод.____________________________________________________
- Чистильщик чистит обувь.____________________________________________________________
Оценка: 5 баллов – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2,5 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
4. Исследование навыка слогового анализа. (Максимально – 20 баллов).
Подели слова на слоги: кит________, вишня____________,виноград_________смородина__________
Подбери слова, состоящие из 1-го слога.____________________________________________________
Подбери слова, состоящие из 2-х слогов.____________________________________________________
Подбери слова, состоящие из 3-х слогов.____________________________________________________
Оценка: 5 баллов – правильное и точное выполнение каждой из проб; 2,5 балла – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Исследование состояния словаря. (Максимально – 100 баллов)
1. Исследование состояния номинативного словаря (Максимально 50 баллов):
А. Предмет и его части:
Назови предмет и части, из которых он состоит: дом________________________________________
чайник _____________________________________лев________________________________________
машина_____________________________________стул_______________________________________
Оценка: 2 балла – правильное выполнение пробы; 1,5 балла –выполнение пробы с ошибками; 1 балл – название предмета и его частей присутствует лишь в импрессивной речи ребёнка, 0 баллов – неверное выполнение пробы или откз.
Б. Объяснение лексического значения слов.
Инструкция: объясни, что такое?
- огород _________________________________________________________________________
- ледокол________________________________________________________________________
- клумба _________________________________________________________________________
- поезд __________________________________________________________________________
Оценка: 2,5 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения
В. Обобщающие понятия:
Послушай и назови одним словом: яблоко, груша, банан______________________________________
олень, волк, барсук____________________________берёза, дуб, осина__________________________
ручка, ластик, тетрадь_______________________________самолёт, такси, автобус________________
Оценка: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения
Назови предметы, относящиеся к: мебели__________________________________________________
инструментам________________________________________насекомым________________________
обуви______________________________________грибам_____________________________________
Оценка: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Г. Подбор слов-предметов к словам- признакам:
Инструкция: про что могу сказать? Холодное_______________________________
Увлекательное________________________________Хорошее________________________________
Морозный____________________________________Звонкая_________________________________
Оценка: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
2. Исследование предикативного словаря (Максимально – 20 баллов)
Инструкция: скажи, кто как голос подаёт? утка _________________петух___________________
гусь ___________________лошадь ______________________ворона ___________________________
Оценка: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Скажи, кто как передвигается? Лошадь__________________Ворона_________________________
Рыба____________________Человек_________________________Черепаха____________________
Оценка: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
3. Исследование словаря признаков: (Максимально 10 баллов)
Инструкция: подбери к словам-предметам слова-признаки (по 5 – 6 слов)
- осень (какая?)___________________________________________________________________
- друзья (какие?)__________________________________________________________________
- вечер (какой?) __________________________________________________________________
- ведро (какое?) __________________________________________________________________
Оценка: 2,5 балла - подбор не менее 5-и слов-признаков; 1,5 балла – подбор не менее 3-х слов-признаков; 0,5 балла – подбор 1-го, 2-х слов-признаков; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
4. Исследование словаря антонимов. (Максимально – 10 баллов)
Скажи наоборот: друг ____________жара _____________правда___________конец_____________
горе__________ мелкий пруд _____________свежий хлеб__________свежий огурец_____________
сладкое яблоко___________________свободная обувь______________сладкое лекарство__________
Оценка: 2 балла – правильное и точное выполнение каждой из проб; 1 балл – самостоятельное выполнение пробы с 1 – 2 ошибками; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
5. Исследование словаря синонимов: (Максимально – 10 баллов)
Инструкция: как сказать по-другому?
алфавит________(азбука) автомобиль____________________ (машина, автомашина, «легковушка») аккуратный __________________ (чистый) грустный___________печальный, скучный, невеселый) болеть______________ (хворать) бежать____________(мчаться, лететь) стучать_______ (колотить)
Оценка: 2,5 балла – правильное и точное выполнение каждой из проб; 1,5 балла – самостоятельное выполнение пробы с 1 – 2 ошибками; 1 балл – выполнение с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Исследование грамматического строя речи. (Максимально–100 баллов)
1.Исследование навыков словообразования: (Максимально – 50 баллов)
А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Инструкция: назови ласково
Стакан – ___________________ крыло - _________________ кувшин - _____________кольцо - ______
Подушка - _________________ скамейка - ______________ ведро - ______________ пуговица -_____
Оценка: 1 балл – правильное и точное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б. Образование названий детёнышей: у лисы ___________________у козы ___________________
утки _______________________у собаки___________________у свиньи _________________________
Оценка: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
В. Образование глаголов префиксальным способом:
Рассмотри картинки и назови действия: подошёл___________________вышел__________________
наливает______________________переливает__________________выливает_____________________
Оценка: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Г. Образование относительных прилагательных: скамейка из дерева___________________________
тетрадь из бумаги_____________сумка из кожи _____________шуба из меха ____сок из моркови
Оценка: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Д. Образование притяжательных прилагательных
Инструкция: у собаки хвост, голова, ухо- собачий, собачья, собачье, а у лисы -__________________
у лошади___________________________у медведя____________________у льва_________________
у тигра___________________________________у овцы_______________________________________
Оценка: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
2.Исследование навыков словоизменения (Максимально – 50 баллов)
А: образование существительных множественного числа:
Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.
стол – столы _______________ окно – окна_________________гнездо – гнезда ___________________ пень – пни_________________ лев – львы__________________орел – орлы______________________
блюдце – блюдца ___________коза – козы _________________лиса – лисы ______________________
Оценка: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б.предложно-падежные формы:
Инструкция: «Скажи, где находится карандаш?»
в, на, по, под, за, к, из, от, со, с, между, через, из-за, из-под, около
Оценка: 1 балл – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с 1 ошибкой; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения
В.падежные конструкции
Инструкция: «Измени существительные по падежам».
И. п. овца В. п. (вижу) _________(овцу) Р. п. (нет)________(овцы) Т. п. (играю с)________(овцой)
Д. п. (дам)______________________(овце) П. п. (думаю об) _____________(овце)
Оценка: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения
Г.Согласование прилагательных с существительными:
Инструкция: договори слово: окно гряз…___________
портрет краси…______стаканчик бумаж…______улыбка приветли…_________дни тёпл…_________
Оценка: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения
Д.Согласование существительных с числительными:
И н с т р у к ц и я: «Закончи предложение». Например, три шара, а пять шаров.
3 ложки, а 5 ______ Одна конфета, а шесть______ Одна капля, а десять _______Два уха, а шесть ___
Оценка: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения
Умение образовывать имена существительные, обозначающие сосуд, вместилище чего-нибудь
И н с т р у к ц и я: «Как назвать предмет (посуду), в котором хранится … (сахар)?»
Соус_________________хлеб________________селедка________________масло__________________ салат_________________соль ________________мыло_________________салфетки_______________
· Умение образовывать названия профессий
И н с т р у к ц и я: «Ответь на вопрос: назови профессию».
а) Образование названий профессий мужского рода:
Кто чинит часы? ________________Кто вставляет стекла?_______________ Кто продает продукты?_
Умение образовывать сложные слова
И н с т р у к ц и я: «Ответь на вопросы».
Кто разводит пчел?_______________ Чем мелят кофе?__________________Кто рубит лес?_________
Исследование связной речи. (Максимально 100 баллов)
1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок (Максимально 50 баллов)
Инструкция: посмотри на эти картинки, расставь их по порядку и постарайся составить рассказ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка проводится по трём критериям:
А Критерий смысловой целостности: 20 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; 15 баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов; 5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершён; 0 баллов – отсутствие описания ситуации.
Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания: 20 – баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 15 балл – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления; 5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
В Критерий самостоятельности выполнения задания: 10 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 5 баллов – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 2,5 балла – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.
2.Пересказ прослушанного рассказа (максимально 50 баллов)
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься пересказывать по памяти.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка проводится по тем же трём критериям, что и для рассказа по серии картинок:
А Критерий смысловой целостности: 20 баллов –пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; 15 – баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов; 5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, рассказ не завершён, либо допускается дополнение посторонней информации; 0 баллов –невыполнение.
Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания: 20 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 15 балл –пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления; 5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – пересказ недоступен.
В Критерий самостоятельности выполнения задания: 10 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 5 баллов – пересказ с минимальной помощью (1 –2 вопроса) или после повторного прочтения; 2,5 балла –составление пересказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.
Работа с деформированным текстом
а) И н с т р у к ц и я: «Составь предложения из слов».
б) И н с т р у к ц и я: «Из полученных предложений составить рассказ, озаглавить его».
Материалом исследования служат предложения задания а)
Обследование письменной речи _________________________________________________________
Обследование чтения (побуквенное, послоговое, беглое, медленное, быстрое, плавное, угадывающее , монотонное, выразительное)
Заключение логопеда___________________________________________________________________
Пересказ текста
3-й класс:
Пичугин мост
Короткая дорога в школу шла через речку Быстринку. Речка текла в крутых бережках. Ребятам было трудно перепрыгивать речку. Сёма Пичугин задумал построить мост. У реки росла толстая ветла. Два дня мальчик рубил дерево. Наконец ветла рухнула и легла через речку. Сёма стал обрубать ветки у ветлы. Дед помог сделать мальчику перильца из жердей. Хороший получился мостишко. Стали его называть Сёминой фамилией.
(По Е. Пермяку)
4-й класс:
Хлеб спасен
Путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал ее искать. Хлеб топтать нельзя. Да разве найдешь его в песке? Дело было к ночи. Путник пометил место и воткнул свой посох. С рассветом вернулся, чтобы найти свой хлеб. Его посох стал золотым. Такова легенда о хлебе, об отношении к нему.
А вот и быль. Отправляли зерно беднякам в аул. Враги узнали об этом и напали на обоз. Охрана мужественно вступила в бой. Командир приказал одному из бойцов доставить зерно по назначению. Оставшиеся солдаты вместе с командиром приняли удар врага.
– незабудки, там, крупные, росли;
– хороший, на, выдался, редкость, день;
– берег, переехали, мы, другой, на, реки;
– за, отправились, город, мы;
– дал, старый, нам, дед, лодку;
– спустились, Алла, в, Римма, овраг, и;
– забрались, душистый, сена, ребята, на, стог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения
В работе представлены основные типы речевых ошибок , а самое главное - пути их устранения и предупреждения . Работа имеет большое практическое значение ,я думаю, пригодится учителям в их п...
Коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию младших школьников
Цель кусра: создание условий для становления личности младшего школьника, коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соот...
Речевое развитие младших школьников
Презентация и доклад для выступления...
КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Проблема исследования культуры речевого поведения является актуальной, так как в настоящее время в нашем обществе крайне низок уровень поведенческой культуры, процветает грубость, насилие и жест...
Речевая карта (младшие школьники)
Речевая карта для обследования устной и письменной речи младших школьников учителями-логопедами (по методике Т.А. Фотековой)...
Роль речевых игр в развитии коммуникативно-речевой активности младших школьников
В материале представлены речевые игры, которые можно использовать на уроках русского языка при изучении темы "Имя прилагательное", а также на логопедических занятиях....
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...