Речевая карта младшего школьника
методическая разработка по логопедии

Кулиш Валентина Юрьевна

Эффективность логопедической работы во многом завист от того, насколько грамотно и адекватно была проведена диагностика всех компонентов речевой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta_mladshego_shkolnika.docx43.11 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Фамилия, имя _______________________________________Дата рождения________ Адрес ________

Сведения о родителях: Мать______________________________________________________________

Отец__________________________________________________________________________________

Успеваемость (к моменту обследования) по русскому языку___________________________________

Заключение психиатра ____________________Заключение окулиста ___________________________

Состояние артикуляционного аппарата: губы______________________зубы:_____________________

твёрдое нёбо:_________________мягкое нёбо:_______________прикус: _______________язык: ____

Исследование состояния экспрессивной речи

      1. Понимание логико-грамматических конструкций

Сравнительные отношения

 «Что длиннее ручка или карандаш?»                     «Что глубже море или океан?»

«Что объемнее бочка или кружка?»

  1. Конструкции форм различных падежей, употребляемые для определения отношений

 «Покажи мамину дочку» _______ «Покажи дочку мамы»________ «Покажи маму дочки»__________

«Покажи стадо пастуха»_________ «Покажи пастушье стадо»______»Покажи пастуха стадо»_______

  1. Конструкции времен-х отношений, временных последовательностей и интервалов времени

а) И н с т р у к ц и я: «Правильно ли я сказала?»

Я вчера буду купаться. (да, нет)  Я вчера купался. (да, нет) Я завтра буду купаться.(да, нет)

Мы завтра пойдем в лес. (да, нет)  Мы завтра были на даче. (да, нет) Он вчера пойдет в кино. (да, нет)  

б) И н с т р у к ц и я: «Ответь на вопрос».

Вместо того чтобы надеть сапоги, я надел носки. Что надо было надеть? ________________________

Что длиннее – час или сутки?  Что короче – день или секунда? Какое время года бывает перед осенью? __________________Какой месяц является первым месяцем весны?_____________________

  1. Выражения, имеющие логические инверсии (нужное подчеркнуть)

 Коля ударил Васю. Кто драчун?»              «Лес позади дома. Что впереди?»  

Собаку укусила оса. Кто кусался?»            «В корзине яблок меньше, чем в ведре. Где яблок больше?»

  1. Предложения с переходными глаголами

«Коля одолжил деньги Вере. Кто кому должен?» ____________________________________________

Посуда помыта маминой дочкой. Кто помыл посуду?»________________________________________

«Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?»_________________________________________________

Исследование звукопроизношения. (Максимально - 50 баллов).

Вывод:__________________________________________________________________________

Оценка: 2,5 балл – правильное воспроизведение пробы; 2 балла – нестойкое употребление звука; 1,5 балла – неправильное воспроизведение предложения при сохранном изолированном звуке; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы.

Исследование фонематического слуха. (Максимально – 76 баллов).

1. Исследование возможности воспроизведения слогов. (Максимально – 20 баллов).

Послушай и повтори за мной слоги: ра – ла – ра_______________ ря – ля – ря – ря________________

са – ша – са _____________ за – за – жа – за___________ца – са - ца__________ ча – ча – ща – ча____

ба – па – па______________ ка – га – га – ка___________тя – ча – тя__________ па – пя – па – пя____

Оценка: 2 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 1 балл –самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

2. Исследование возможности воспроизведения слов. (Максимально - 20 баллов)

Послушай и повтори за мной слова: день – тень________________мишка- миска_________________

бочка – почка____________кот – год – ход_______________том – дом – ком_____________________

Оценка: 4 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

4. Исследование фонематических представлений. (Максимально - 16 баллов).

Назови слова, которые начинаются со звука: [а]________, [о]___________[у]_________[к]__________

Оценка: 4 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

5. Исследование возможности фонематического анализа. (Максимально – 20 баллов)

Назови в словах все звуки по порядку: мак___________, утка_________, кошка_______, капуста_____

Оценка: 4 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Исследование слоговой структуры. (Максимально – 81 баллов)

1. Исследование возможности называния картинок. (Максимально – 20 баллов)

аквариум________________ милиционер____________ мотоциклист________________скатерть_____

Оценка: 5 баллов – правильное и точное выполнение каждой из проб; 2,5 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

2. Исследование возможности воспроизведения слов. (Максимально – 21 баллов)

Повтори за мной слова: Строительство_______________________, серпантин____________________ часовщик______________, репетиция______________, сквозняк___________мотоциклист_________

Оценка: 3,5 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

3. Исследование возможности воспроизведения предложений. (Максимально – 20 баллов)

Инструкция: послушай и повтори за мной предложения.

  • Мама расчёсывает волосы перед зеркалом.______________________________________________
  • Регулировщик регулирует движение.___________________________________________________
  • Водопроводчик чинит водопровод.____________________________________________________
  • Чистильщик чистит обувь.____________________________________________________________

Оценка: 5 баллов – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2,5 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

4. Исследование навыка слогового анализа. (Максимально – 20 баллов).

Подели слова на слоги: кит________, вишня____________,виноград_________смородина__________

Подбери слова, состоящие из 1-го слога.____________________________________________________

Подбери слова, состоящие из 2-х слогов.____________________________________________________

Подбери слова, состоящие из 3-х слогов.____________________________________________________

Оценка: 5 баллов – правильное и точное выполнение каждой из проб; 2,5 балла – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Исследование состояния словаря. (Максимально – 100 баллов)

1. Исследование состояния номинативного словаря (Максимально 50 баллов):

А. Предмет и его части:

Назови предмет и части, из которых он состоит:    дом________________________________________

чайник _____________________________________лев________________________________________

машина_____________________________________стул_______________________________________

Оценка: 2 балла – правильное выполнение пробы; 1,5 балла –выполнение пробы с ошибками; 1 балл – название предмета и его частей присутствует лишь в импрессивной речи ребёнка, 0 баллов – неверное выполнение пробы или откз.

Б. Объяснение лексического значения слов.

Инструкция: объясни, что такое?

  • огород _________________________________________________________________________
  • ледокол________________________________________________________________________
  • клумба _________________________________________________________________________
  • поезд __________________________________________________________________________

Оценка: 2,5 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

В. Обобщающие понятия:

Послушай и назови одним словом: яблоко, груша, банан______________________________________

олень, волк, барсук____________________________берёза, дуб, осина__________________________

ручка, ластик, тетрадь_______________________________самолёт, такси, автобус________________

Оценка: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Назови предметы, относящиеся к: мебели__________________________________________________

инструментам________________________________________насекомым________________________

обуви______________________________________грибам_____________________________________

Оценка: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Г. Подбор слов-предметов к словам- признакам:

Инструкция: про что могу сказать?                              Холодное_______________________________

Увлекательное________________________________Хорошее________________________________

Морозный____________________________________Звонкая_________________________________

Оценка: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

2. Исследование предикативного словаря (Максимально – 20 баллов)

Инструкция: скажи, кто как голос подаёт?       утка _________________петух___________________

гусь ___________________лошадь ______________________ворона ___________________________

Оценка: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Скажи, кто как передвигается?    Лошадь__________________Ворона_________________________

Рыба____________________Человек_________________________Черепаха____________________

Оценка: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

3. Исследование словаря признаков: (Максимально 10 баллов)

Инструкция: подбери к словам-предметам слова-признаки (по 5 – 6 слов)

  • осень (какая?)___________________________________________________________________
  • друзья (какие?)__________________________________________________________________
  • вечер (какой?) __________________________________________________________________
  • ведро (какое?) __________________________________________________________________

Оценка: 2,5 балла - подбор не менее 5-и слов-признаков; 1,5 балла – подбор не менее 3-х слов-признаков; 0,5 балла – подбор 1-го, 2-х слов-признаков; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

4. Исследование словаря антонимов. (Максимально – 10 баллов)

Скажи наоборот:  друг ____________жара _____________правда___________конец_____________

горе__________ мелкий пруд _____________свежий хлеб__________свежий огурец_____________

сладкое яблоко___________________свободная обувь______________сладкое лекарство__________

Оценка: 2 балла – правильное и точное выполнение каждой из проб; 1 балл – самостоятельное выполнение пробы с 1 – 2 ошибками; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

5. Исследование словаря синонимов: (Максимально – 10 баллов)

Инструкция: как сказать по-другому?

 алфавит________(азбука)   автомобиль____________________ (машина, автомашина, «легковушка») аккуратный __________________ (чистый)      грустный___________печальный, скучный, невеселый)  болеть______________ (хворать)     бежать____________(мчаться, лететь) стучать_______ (колотить)

Оценка: 2,5 балла – правильное и точное выполнение каждой из проб; 1,5 балла – самостоятельное выполнение пробы с 1 – 2 ошибками; 1 балл – выполнение с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Исследование грамматического строя речи. (Максимально–100 баллов)

1.Исследование навыков словообразования: (Максимально – 50 баллов)

А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Инструкция: назови ласково

Стакан – ___________________ крыло - _________________ кувшин - _____________кольцо - ______

Подушка - _________________ скамейка - ______________ ведро - ______________ пуговица -_____

Оценка: 1 балл – правильное и точное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Б. Образование названий детёнышей:       у лисы ___________________у козы ___________________

утки _______________________у собаки___________________у свиньи _________________________

Оценка: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

В. Образование глаголов префиксальным способом:

Рассмотри картинки и назови действия:   подошёл___________________вышел__________________

наливает______________________переливает__________________выливает_____________________

Оценка: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Г. Образование относительных прилагательных:   скамейка из дерева___________________________

тетрадь из бумаги_____________сумка из кожи _____________шуба из меха ____сок из моркови

Оценка: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Д. Образование притяжательных прилагательных

Инструкция: у собаки хвост, голова, ухо- собачий, собачья, собачье, а у лисы -__________________

у лошади___________________________у медведя____________________у льва_________________

у тигра___________________________________у овцы_______________________________________

Оценка: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

2.Исследование навыков словоизменения (Максимально – 50 баллов)

А: образование существительных множественного числа:

Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.

стол – столы _______________ окно – окна_________________гнездо – гнезда ___________________ пень – пни_________________ лев – львы__________________орел – орлы______________________

блюдце – блюдца ___________коза – козы _________________лиса – лисы ______________________

Оценка: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Б.предложно-падежные формы:

Инструкция: «Скажи, где находится карандаш?»

в, на, по, под, за, к, из, от, со, с, между, через, из-за, из-под, около

Оценка: 1 балл – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с 1 ошибкой; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

В.падежные конструкции

Инструкция: «Измени существительные по падежам».

И. п. овца    В. п. (вижу) _________(овцу)    Р. п. (нет)________(овцы)  Т. п. (играю с)________(овцой)

Д. п. (дам)______________________(овце)   П. п. (думаю об) _____________(овце)

Оценка: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Г.Согласование прилагательных с существительными:

Инструкция: договори слово: окно гряз…___________

портрет краси…______стаканчик бумаж…______улыбка приветли…_________дни тёпл…_________

Оценка: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Д.Согласование существительных с числительными:

И н с т р у к ц и я: «Закончи предложение». Например, три шара, а пять шаров.      

3 ложки, а  5 ______ Одна конфета, а шесть______ Одна капля, а десять _______Два уха, а шесть ___

Оценка: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Умение образовывать имена существительные, обозначающие сосуд, вместилище чего-нибудь

И н с т р у к ц и я: «Как назвать предмет (посуду), в котором хранится … (сахар)?»

Соус_________________хлеб________________селедка________________масло__________________ салат_________________соль ________________мыло_________________салфетки_______________

·  Умение образовывать названия профессий  

И н с т р у к ц и я: «Ответь на вопрос: назови профессию».

а) Образование названий профессий мужского рода:

Кто чинит часы? ________________Кто вставляет стекла?_______________ Кто продает продукты?_

Умение образовывать сложные слова

И н с т р у к ц и я: «Ответь на вопросы».

Кто разводит пчел?_______________ Чем мелят кофе?__________________Кто рубит лес?_________

Исследование связной речи. (Максимально 100 баллов)

1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок (Максимально 50 баллов)

Инструкция: посмотри на эти картинки, расставь их по порядку и постарайся составить рассказ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка проводится по трём критериям:

А Критерий смысловой целостности: 20 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; 15 баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов; 5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершён; 0 баллов – отсутствие описания ситуации.

Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания: 20 – баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 15 балл – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления; 5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

В Критерий самостоятельности выполнения задания: 10 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 5 баллов – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 2,5 балла – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.

2.Пересказ прослушанного рассказа (максимально 50 баллов)

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься пересказывать по памяти.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка проводится по тем же трём критериям, что и для рассказа по серии картинок:

А Критерий смысловой целостности: 20 баллов –пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; 15 – баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов; 5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, рассказ не завершён, либо допускается дополнение посторонней информации; 0 баллов –невыполнение.

Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания: 20 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 15 балл –пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления; 5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – пересказ недоступен.

В Критерий самостоятельности выполнения задания: 10 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 5 баллов – пересказ с минимальной помощью (1 –2 вопроса) или после повторного прочтения; 2,5 балла –составление пересказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.

Работа с деформированным текстом

а) И н с т р у к ц и я: «Составь предложения из слов».

б) И н с т р у к ц и я: «Из полученных предложений составить рассказ, озаглавить его».

Материалом исследования служат предложения задания а)

Обследование письменной речи  _________________________________________________________

Обследование чтения (побуквенное, послоговое, беглое, медленное, быстрое, плавное, угадывающее , монотонное, выразительное)

Заключение логопеда___________________________________________________________________

Пересказ текста

3-й класс:

Пичугин мост

Короткая дорога в школу шла через речку Быстринку. Речка текла в крутых бережках. Ребятам было трудно перепрыгивать речку. Сёма Пичугин задумал построить мост. У реки росла толстая ветла. Два дня мальчик рубил дерево. Наконец ветла рухнула и легла через речку. Сёма стал обрубать ветки у ветлы. Дед помог сделать мальчику перильца из жердей. Хороший получился мостишко. Стали его называть Сёминой фамилией.

(По Е. Пермяку)

4-й класс:

Хлеб спасен

Путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал ее искать. Хлеб топтать нельзя. Да разве найдешь его в песке? Дело было к ночи. Путник пометил место и воткнул свой посох. С рассветом вернулся, чтобы найти свой хлеб. Его посох стал золотым. Такова легенда о хлебе, об отношении к нему.

А вот и быль. Отправляли зерно беднякам в аул. Враги узнали об этом и напали на обоз. Охрана мужественно вступила в бой. Командир приказал одному из бойцов доставить зерно по назначению. Оставшиеся солдаты вместе с командиром приняли удар врага.

– незабудки, там, крупные, росли;

– хороший, на, выдался, редкость, день;

– берег, переехали, мы, другой, на, реки;

– за, отправились, город, мы;

– дал, старый, нам, дед, лодку;

– спустились, Алла, в, Римма, овраг, и;

– забрались, душистый, сена, ребята, на, стог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения

В работе  представлены основные типы речевых ошибок , а самое главное - пути их устранения и предупреждения . Работа имеет большое практическое значение ,я думаю, пригодится учителям в их  п...

Коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию младших школьников

Цель кусра: создание условий для становления личности младшего школьника, коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соот...

Речевое развитие младших школьников

Презентация и доклад для выступления...

КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Проблема исследования культуры речевого поведения является актуальной, так как в настоящее время в нашем обществе крайне низок уровень поведенческой культуры, процветает грубость, насилие и жест...

Речевая карта (младшие школьники)

Речевая карта для обследования устной и письменной речи младших школьников учителями-логопедами (по методике Т.А. Фотековой)...

Роль речевых игр в развитии коммуникативно-речевой активности младших школьников

В материале представлены речевые игры, которые можно использовать на уроках русского языка при изучении темы "Имя прилагательное", а также на логопедических занятиях....

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...