Сложности в овладении письмом
статья по логопедии
В статье раскрываются процессы ''техники письма''
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnosti_v_ovladenii_pismom.docx | 13.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Сложности в овладении письмом.
Людям, хорошо владеющим письменной речью, обычно не приходится задумываться о «технике письма». Поэтому родителям часто бывает непросто понять, с какими сложными проблемами встречается ребёнок на нелёгком пути овладения грамотой.
Процесс письма – это сложный психо-физиологический процесс, в осуществлении которого участвуют различные отделы коры головного мозга. Для овладения письмом необходима достаточная сформированность целого ряда психических процессов, таких как память, внимание, мышление. В отличие от устной речи, которую ребёнок усваивает непроизвольно, по подражанию, письменная речь с самого начала усваивается сознательно и только в процессе специального обучения.
Ребёнок не имеет возможности сразу пользоваться письменной речью как средством общения и сначала должен овладеть так называемой «техникой письма».
Наше письмо осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу. Это значит, что при записи каждого слова устной речи оно должно быть предварительно подвергнуто звуковому анализу, и в самых простых случаях написания мы должны как бы «сфотографировать» каждый звук, изобразив его на письме в виде вполне определённой, соответствующей ему буквы. Например, приступая к записи слова СТУЛ, ребёнок должен отчётливо себе представлять, что первый звук в этом слове – С (а не Ш или З), второй – Т, третий – У, четвёртый – Л. Именно в такой последовательности эти звуки и должны быть изображены в виде соответствующих им букв (то есть как бы перешифрованны в буквенные знаки). И лишь после этого зрительные образы букв переводятся в их двигательные образы, что осуществляется посредством движений руки при письме.
Для того, чтобы усвоить буквы, ребёнок прежде всего должен уметь хорошо различать на слух все речевые звуки, не смешивая их с друг с другом. Только при этом условии ребёнок сможет прочно связать между собой определённый акустический образ каждого речевого звука (фонемы) с вполне определённым зрительным образом буквы (графемы). И лишь после установления прочной связи между каждой фонемой и соответствующей ей графемой ребёнок сможет без затруднений «озвучивать» каждый буквенный знак при чтении и легко подбирать нужную букву для обозначения записываемого в процессе письма звука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом»"
Методическая разработка (ИКТ) к родительскому собранию в начальной школе по теме: «Готовность к обучению: что нужно знать родителям?»Цель собрания: актуализировать знания родителей какие труднос...
Статья "Как помочь ребенку в овладении письмом. Организация рабочего места"
Очень часто в ответ на вопрос: «Хочется ли тебе пойти в школу и если да, то почему?» — будущие первоклассники говорят, что в школу им хочется пойти, чтобы научиться писать «письменными» буквами, «как ...
Профилактика моторных затруднений в процессе овладения письмом
Профилактика моторных затруднений в процессе овладения письмом...
Почему Ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом?
Некоторые дети испытывают сложности в усвоении русского языка как школьного предмета. Нужно понимать, что на это есть объективные причины, с которыми я, как учитель-логопед, хотела бы озна...
Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и сохраняются позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов – коррекционная работа должна быть построена
Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и сохраняются позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их ...
ПОДГОТОВКА К ОВЛАДЕНИЮ ПИСЬМОМ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Данная статья посвящена изучению и подготовке к письму детей с речевыми нарушениями. Проведен анализ исследований различных авторов в данной области. Рассмотрены основные направления коррекционной (ло...
Исследование неречевых предпосылок овладения письмом у школьников с ДЦП
Методическая разработка ""Исследование неречевых предпосылок овладения письмом у школьников с ДЦП" призвана своевременно выявить, какие неречевые предпосылки, необходимые для овла...