Родительское собрание на тему "Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом»"
презентация к уроку по логопедии (1 класс) на тему
Методическая разработка (ИКТ) к родительскому собранию в начальной школе по теме: «Готовность к обучению: что нужно знать родителям?»
Цель собрания: актуализировать знания родителей какие трудности могут возникнуть у первоклассников и как их избежать.
Задачи собрания:
- Обсудить с родителями проблему готовности к школьному обучению.
- Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.
- Проанализировать результаты психологической диагностики.
- Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit_sobran.ppt | 510.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что необходимо для успешного овладения письмом Различение на слух всех звуков речи (гласные-согласные, звонкие-глухие, мягкие-твердые, свистящие-шипящие, Р-Л-Й); Правильное произношение всех речевых звуков (в плане отсутствия замен одних звуков другими типа СЫСКА вместо ШИШКА, ЛОЖОК вместо РОЖОК и пр.); Владение простейшими видами звукового анализа, а именно: а) выделение звука на фоне слова ( например : «Есть ли звук Р в слове РЫБА? А в словах ШАР, КАРТИНА? »); б) определение места звука в слове (начало, середина, конец). Например: «На каком месте в слове МАШИНА находится звук Ш — в начале, в середине или в конце? А в словах ШУБА, ЕРШ?»; в) выделение ударного гласного звука из начала и конца слова, например: «Какой первый звук в слове АИСТ? Какой последний звук в слове МАК?»
Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений: а)умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве, что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв. При наличии у ребенка трудностей в усвоении букв (т. е. в запоминании их начертаний) он не сможет правильно писать слова даже при условии полной ориентировки в звуковом составе. Письменная речь формируется только на основе устной и между ними существует тесное взаимодействие.
Виды речевых нарушений: ФОНЕТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ (фонетический дефект ФД) – это изолированное нарушение звукопроизношения (одного или нескольких звуков). Основные причины нарушений звукопроизношения: Нарушение подвижности речевых органов; Нарушение речевого слуха (ребенок может путать близкие по звучанию звуки); Короткая уздечка языка; Нарушение общей подвижности ребенка.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ (ФНР) недоразвитие фонематического слуха и фонетического восприятия. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи. Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия. Если дети имеют абсолютно чистую речь, устойчиво различают на слух все звуки родного языка, то можно говорить об окончательной сформированности фонетико-фонематических представлений.
При неразличении звуков на слух ребенок будет испытывать постоянные трудности в выборе букв даже в том случае, когда он хорошо различает все буквы по виду. На письме будут наблюдаться буквенные замены. Единственный путь преодоления подобных ошибок на письме – это воспитание у ребенка четкой слуховой дифференциации не различаемых им звуков. Если работа по обучению правильному произношению звуков (постановка звуков) может осуществляться только учителем-логопедом, то задания по различению звуков на слух ребенок может выполнять под руководством родителей, т. е. под вашим руководством, уважаемые папы и мамы. Систематические занятия по дифференциации звуков активизируют фонематическое восприятие, способствуют осознанию звукобуквенного состава слов, предупреждают неправильное написание букв, формируют мыслительные процессы противопоставления и, что самое главное, помогают контролировать свою речь.
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ (ФФНР) – это нарушение звукопроизношения (одного или нескольких звуков), недоразвитие фонематического слуха и восприятия. При фонетико-фонематическом недоразвитии нередко наблюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи.
Игры, направленные на профилактику и преодоление нарушений письма Прежде всего, надо научиться уважать незнание и непонимание ребёнка, стараться найти их причины. Внимание и запоминание у 6 - 7 летних детей ещё слабое, значит, необходимо выполнять задания в форме игр (легче запомнить то, что интересно), которые помогут подготовить детей к обучению письму, и помочь исправить уже имеющиеся стойкие ошибки на письме.
Игры направленные на развитие фонематического анализа и синтеза “ Цепочка слов“ - как можно больше придумать слов на последний звук /кот - туман - нос/. "Игры с использованием магнитной азбуки“ измени один звук слова, объясни смысл слов: сом - сок - суп - сор - сыр - сын - сон - роса - роза - рота… Кто составит больше слов из одного : Ш О К О Л А Д К А - лошадка, клад, шок, школа. Вычёркивание заданных гласных-согласных букв из текстов журналов, газет «Кто больше найдёт букв А, О, У, Э И, Ы…», «Кто меньше пропустит букв» и т.д.
Упражнения для умения ориентироваться на листе бумаги Например: чтобы ребёнок научился различать верх и низ листа на бумаге, ему предлагаются задания, “ снежинки падают”, “ бабочки на лугу“ и т.д. “ Снежинки падают“ - дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги, в верхнюю часть листа, затем берут каждую снежинку и показывают , куда она падает. Свои действия ребёнок сопровождает словами: «сверху – вниз», «в правый нижний угол» и т.д. “ Бабочки на лугу“ - ориентируясь на показ взрослого и его словесные инструкции, а затем только словесной инструкции, дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои действия: «снизу - вверх, сверху – вниз, вправо-влево» и т.д.
«Котята разбежались» - запоминание слов: “вправо - правый, влево - левый, вверх - верхний, низ - нижний” на листе цветной бумаги расположены фигурки котят разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте. Ребёнок называет месторасположение котят: “в середине ...” Взрослый говорит: “ Котята разбежались… “ - и передвигает фигурки в разные направлениях. Ребёнок должен показать, сказать, где находится каждый котёнок, например: “ Серый котёнок сидит в правом верхнем углу, а рыжий внизу слева.... “. Игру можно проводить в нескольких вариантах: “ Что изменилось?" “ Запомни и назови“ менять расположение котят, когда ребёнок отвернётся; “ Дрессированные котята“ – ребёнок «дрессировщик» указывает место расположения каждого котёнка, другой ребёнок укладывает фигурки в соответствии с указанием «дрессировщика».
Игры для подготовки пальцев и кистей рук к письму. “ Музыканты“ - движениями рук дети копируют игру на различных музыкальных инструментах. “ Курочка пьет водичку“ - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва ритмичные наклоны рук вперёд. “ Пальчики здороваются“ - кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным. Поочередно выполняется правой/левой рукой. Разновидность этого упражнения : ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу, пальцы разведены. Поочередно пальцы соприкасаются, постукивая друг друга. Выполнение этого упражнения можно сочетать с проговариванием потешек, поговорок, маленьких стихов. “ Пальчики в футбол играют“ - поочередно сгибать и разгибать пальцы рук и т.д. Полезно развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, рисование (фломастеры не рекомендуются), графические упражнения (штриховка, контурирование), аппликационные работы, конструирование, вырезывание, нанизывание бус, плетение, собирание пазлов, мозаики.
Для развития зрительно-пространственных представлений можно использовать с детьми следующие приемы: вылепливание смешиваемых букв из пластилина; вырезание букв из бумаги или картона; обводка контура букв; узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве; узнавание букв, наложенных друг на друга; узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Ваш ребенок — первоклассник. Новые обязанности — первые трудности.
Родительское собрание. Ваш ребенок — первоклассник. Новые обязанности — первые трудности....
Статья "Как помочь ребёнку избежать трудностей в школьном обучении"
Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что проблема готовности ребенка к школе на сегодняшний день - основная для огромного большинства родителей и воспитателей детей шестилетнего возраста...
Выступление на родительском собрании на тему: «Профилактика школьных трудностей у будущих первоклассников».
Родительские собрания проходили 16.09.2015 в первых классах, выступление педагога - психолога было посвящено профилактике школьных трудностей у будущих первоклассников, а также родителям были даны инф...
Почему Ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом?
Некоторые дети испытывают сложности в усвоении русского языка как школьного предмета. Нужно понимать, что на это есть объективные причины, с которыми я, как учитель-логопед, хотела бы озна...
Презентация к родительскому собранию "Как помочь первокласснику? "
Презентация знакомит родителей с основными трудностями, возникающими при обучению письма у учеников первого класса. Данная презентация дает рекомендации как преодолеть эти трудности....
Родительское собрание "Ваш ребёнок - первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе"
Родительское собрание «Ваш ребёнок – первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе» У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня н...
Родительское собрание «Ваш ребенок – первоклассник. Новые обязанности – первые трудности»
Методическая разработка родительского собрания позволит помочь классным руководителям в планировании родительского собрания в 1 классе....