Дифференциация звуков и букв И - Ы. Закрепление орфограммы ЖИ - ШИ.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Занятие направлено на коррекцию смешанной формы дисграфии во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_korrektsii_smesh.formy_disgrafii_2_klass.docx | 937.36 КБ |
Предварительный просмотр:
одКонспект занятия по теме :
« Дифференциация звуков и букв Ы – И. Закрепление орфограммы ЖИ – ШИ во 2 классе . Начало учебного года ».
Цели: логопедические:
- Учить детей различать сходные по артикуляционно- акустическим и оптическим характеристикам звуки и буквы ;
- Учить соотносить буквы Ы –И , выделяя их на фоне слов и предложений;
- Работа над звуко-буквенным анализом и синтезом;
- Работа над слоговым анализом и синтезом;
- Работа над предложными конструкциями;
- Расширение активного словаря;
- Закрепление правила « ЖИ – ШИ».
неречевые :
- Развитие логического мышления;
- Развитие зрительного внимания;
- Развитие оптико-пространственных представлений;
- Инновационная технология:работа над пальчиковой мотори-
кой;
- Инновационная технология: релаксационная гимнастика;
- Инновационная технология: пальминг (тренинги для расслабления сетчатки глаза и укрепления глазной мышцы);
педагогические:
- Развитие познавательной активности и самоконтроля;
- Развитие чувства дружбы ;
- Умение отвечать полным ответом.
Оборудование:
- Тетради , ручка, карандаш;
- Мяч;
- Конверты с «телеграммами»;
- Карточки с заданием: вставить буквы Ы –И в слова;
- Макет «Поезд» с вагонами синего/зелёного цвета;
- Картинки: камыши, мышь, снежинка,карандаши, стрижи, шишки;
- Макет «Указатель в зоопарке»;
- Сюжетная картина «Зоопарк» большого формата – 1шт., маленького формата - 5шт.,
- Предметные картинки «Животные» - 5 наборов;
- Таблички для составления предложений.
- Организационный момент:
Пальминг: Сидя, локти на столе. Положить на закрытые глаза ладони рук (пальцы скрещены на лбу) . На глазницы не давить . Представить перед глазами чёрную шляпу, чёрный башмак, чёрное платье и т.д. – длительность 1 минута.
Движения раскрытыми глазами по горизонтали в ту и другую сторону
( следить за пальцами движущейся руки, не поворачивая головы) – 3 раз.
Круговые движения глаз по и против часовой стрелки – до 3-5 раз.
- Ход занятия:
- Сообщение темы занятия.
- Дифференциация звуков Ы – И по артикуляционным признакам.
- Дифференциация букв Ы – И по оптическим элементам.
- Запись числа и темы в тетрадь.
- Прописать ряд букв Ы – И, соотнеся их с графической шифровкой.
+ - И, * - Ы
+ + + * * + * + + *** + * + **+++
- Игра « Большой – маленький». (можно использовать мяч)
- Я назову большие предметы, а вы маленькие . В каких словах слышен звук Ы , а в каких – звук И ? (Звуки И-Ы чётко артикулируются)
Сады – садики банты – бантики
Зонты – зонтики носы – носики
Мосты – мостики кусты – кустики
Коты – котики плоты – плотики
- Игра « Зашифруй слова» .
- На доске записаны слова в столбик. Первая пара слов составлена для примера. Прочитайте её. Объясните разницу в значении слов. ( ДАРЫ – ПОДАРКИ, ДАРИ – ВРУЧЕНИЕ ПОДАРКОВ)
- Чем отличаются эти слова : «дары – дари» , по написанию ? ( в слове ДАРЫ – записываем букву Ы , а в слове ДАРИ – букву И)
- Какая из этих двух гласных может смягчать согласный? (гласная И)
-Запишите пары других слов в столбике самостоятельно. Подчеркните буквы И – Ы красными карандашами, а согласные ,стоящие перед ними синим или зелёным карандашом, в зависимости от их звучания.
Дары – дари шипы –
Носы – пары –
Плоды – цветы –
- Повторение правила ЖИ – ШИ:
В сочетаниях ЖИ – ШИ – только И всегда пиши.
- Упражнение «Исправь ошибки».
- Мне из зоопарка пришла пригласительная телеграмма, но в ней допущены ошибки. Прочитайте телеграмму и исправьте все ошибки, которые допустили жители зоопарка.
ТЕЛЕГРАММА ОТ ЖЫТЕЛЕЙ ЗООПАРКА.
Мы, жители зоопарка: рыжые лисы, пушыстые шыншилы, высокие жирафы и даже мышы – малышы, встречаем наступление весны. Мы приготовили свои жылища к приёму гостей, а бобры построили хатки на шырокой реке. Приезжайте к нам скорей.
- Упражнение «Вставь букву».
- Нам нужны билеты на поезд. Чтобы их заслужить, вы должны выполнить задание.
Задание: Вставить вместо точек буквы Ы – И. Подчеркнуть их: Ы - И.
Ланд . ш . , маш . на, л . ж . , р . ж . ки, кувш . н, ж . вот , корж . к, м . ш . , кр . ш . , пруж . на.
Подчеркнуть орфограмму.
- Упражнение «Раздели картинки».
- Вот наш чудо – поезд. В нём шесть вагонов. В красных вагонах поедут предметы , в названии которых встречается буква - Ы , а в зелёных - только буква И.
Задание № 1 : Дети разделяют картинки по группам.
И Ы
ШИШКИ КАМЫШ
ИЗБА КРЫЖОВНИК
ГАРАЖИ ЯГОДЫ
Задание № 2: Дети определяют количество слогов в названии каждой картинки. Рисуют схему. Выделяют на схеме слог, в котором встречается при написании буква И или Ы. Буквы И-Ы подчёркивают.
ШИШ
ШИШКА
- Физ. минутка:
Верблюд: Сжать кулачки и соединить их на сгибе пальцев.
Вот верблюд живое чудо.
Два горба есть у верблюда.
Крокодил: Раскрывать и закрывать сложенные ладони с загибанием пальцев внутрь ладони.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Жираф: Сжать пальцы в кулак, чуть – чуть приподняв мизинец и указательный палец.
Шея жирафа длинна и гибка,
Ветки жираф достает свысока.
РЕЛАКСАЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА по методике И.Г. Выгодской.
«Дети начинаем игру . Руки положите на колени, успокоились. (Дети принимают позу покоя.) Слушайте и делайте , как я.
Представьте, что мы поднимаем тяжёлую штангу. Наклонитесь и возьмите её. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены . Тяжело ! Подержали штангу… Устали и бросили штангу. Руки расслабились , не напряжены, отдыхают. Легко дышится ! Слушайте и делайте , как я. Спокойно вдохнуть – выдохнуть.
- - А вот и указатель в зоопарке…..
Задание: Собрать из букв на «стрелках» данных в беспорядке названия животных.
Слова: У,Ж,И ; Е,Ж,И; Ж,И,Р,А,Ф ; Е,Р,Ш,И ; М,Ы,Ш,И; Ш,И,М,П,А,Н,З,Е.
- - Запишите названия животных в таблицу в столбик № 2, затем прочитайте слова-признаки на карточках и запишите их в столбик № 1 , соотнеся по смыслу с названием животного, а слова – действия в столбик № 3.
№ 1 № 2 № 3
шипящие | УЖИ | лежат |
колючие | ЕЖИ | живут |
высокий | ЖИРАФ | дружит |
пушистые | МЫШИ | шуршат |
жирные | ЕРШИ | плавают |
пружинистая | ШИМПАНЗЕ | прыгает |
- Работа по сюжетной картине «Зоопарк» ( с опорой на методику М.Е. Хватцева и В.Н. Карандиной «Закрепление звуков речи с опорой на сюжетную картину»).
Детям предлагается рассмотреть сюжетную картину «ЗООПАРК» на доске. Затем им выдаются индивидуальные листы с изображением сюжетной картины , на которой отсутствуют некоторые животные. И даётся пакет с изображениями этих животных. Опираясь на сюжетную картину на доске , они должны расставить животных по местам. Затем логопед задаёт вопросы, на которые дети должны составить предложные конструкции , опираясь на готовую таблицу из предыдущего задания и сюжетную картину.
Вопросы:
Где лежат шипящие ужи? – Шипящие ужи лежат на пеньке.
Где живут колючие ежи ? – Колючие ежи живут в норке.
С кем дружит высокий жираф? – Высокий жираф дружит с зеброй.
Где прыгает пружинистая шимпанзе? – Пружинистая шимпанзе прыгает по деревьям.
Где плавают жирные ерши ? – Жирные ерши плавают в пруду.
Около чего шуршат пушистые мыши? – Пушистые мыши шуршат около камышей.
Дети проговаривают предложения устно , выделяя предлог.
Затем они записывают предложения , обводят предлог в кружок, подчёркивают буквы Ы – И и выделяют орфограмму ЖИ – ШИ.
3.Итог занятия.
Подведение итогов по вопросам педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».
Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»; дифференциация звуков ч, щ и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: "Дифференциация звуков и букв Г-К".
Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш...
Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )
Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....
Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв "С" и "Ш" в устной и письменной речи.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:1. Развитие фонематического восприятия;2....
Дифференциация звуков и букв «Б» и «П» в слогах, словах и предложениях. Различение звуков по звонкости и глухости.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:Развитие фонематического восприятия;Работа над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом слов.Закрепление умения различать на слух в слогах, словах и предложения звуки «Б»...