формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи
статья по логопедии на тему

              

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников

с нарушениями речи.

Нормальное речевое развитие ребенка является важным условием  успешной подготовки к школьному обучению.  Овладение речью – сложный и длительный процесс, протекающий непрерывно, ведь свой  коммуникативный опыт человек начинает приобретать еще вомладенчестве.

 Как нам известно, приходя на смену предметной деятельности, игра вплоть до 7-летнего возраста  является ведущей деятельностью ребенка, она видоизменяется, усложняется, сопровождая ребенка на пути его развития. Процесс формирования коммуникативной компетенции  должен строиться с учетом ведущей деятельности возраста, в соответствии с  уровнем сформированности языковых  средств. Это особенно актуально в младшем школьном возрасте. Игра на этом этапе отходит на второй план, уступая место учебной деятельности, но продолжает существенно влиять на развитие детей.

Речь является средством общения, обеспечивающим актуальные потребности психического развития ребенка.  В общении со взрослыми ребенок усваивает культурно-исторический социальный опыт, а, вступая в контакт с ровесниками, не только обогащает его, приобретая новые знания, но и, что особенно важно, формирует адекватное корректное представление о себе, начинает осознавать себя как субъекта  в системе социальных отношений. Возникновение и развитие речи обусловлены необходимостью в общении, желанием взаимодействовать с окружающей действительностью.  К сожалению, все большее количество детей, поступающих в школу, имеет речевые проблемы различной этиологии и степени выраженности: от нарушений звукопроизношения до системного речевого недоразвития, в отдельных случая обусловленного причинами органического характера.  Дети с подобными проблемами изначально находятся в неравных условиях с остальными участниками образовательного процесса. Им помимо освоения нового материала необходимо работать над преодолением уже существующих проблем, восполняя пробелы в знаниях. Таким образом, в случае неоказания им логопедической, психологической, а в отдельных случаях и дефектологической помощи, спектр проблем существенно расширяется, и к концу первого года обучения в школе мы видим ребенка, имеющего значительные трудности в формировании  не только навыков  письма и чтения, но и в освоении всей образовательной программы в целом. Подобная неуспешность пагубно сказывается и на личности ребенка.  

В рамках реализации ФГОС, одной из основных задач школьного обучения на современном этапе  декларируется формирование у детей таких способностей и умений, которые бы позволили ему легко адаптироваться в мировом сообществе. Среди этих компетенций принято выделять социальную, коммуникативную, информативную, когнитивную, общекультурную и специальную.  Коммуникативная компетенция является ключевой, так как призвана решать проблему активной социализации личности.  В процессе овладения данным типом компетенции ребенок учится вести диалог со сверстниками и взрослыми, сотрудничать с ними, принимать их точку зрения даже в том случае, когда она отлична отего собственной, он учится адекватно сотрудничать с окружающими его людьми, активно участвует в созидательной деятельности.  Коммуникативная компетентность определяется как индивидуальная способность человека организовывать свою речевую деятельность во всех ее видах, используя языковые средства, приемлемые в каждой  конкретной ситуации общения.  Воспитание такой личностиявляется важной задачей изучения русского языка в современной школе.  Недостаточно познакомить ребенка с многообразием языковых единиц, необходимо демонстрировать ребенку их возможности, помогать ему практически усваивать данный материал, т.е. учить пользоваться языковыми средствами.

У детей с нарушениями речи  на фоне трудностей в овладении языковой системой наблюдаются определенные сложности в коммуникации, вызванные невозможностью реализовать все многообразие речевых потребностей.  Данные трудности выявляются в ходе диагностической деятельности учителя-логопеда, осуществляемой в двух аспектах:  изучение состояния речеязыковых средств, а также исследование сформированности коммуникативных умений и навыков у младших школьников.  В рамках диагностики речевых и языковых средств традиционно проводится обследование фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, а также  уровня сформированности связной речи. Исследование уровня сформированности коммуникативных навыков проводится опосредованно, в ходе совместной деятельности, а также в процессе наблюдения за самостоятельной игровой и учебной деятельностью детей в рамках образовательного учреждения. Лишь такое комплексное исследование не только состояния непосредственно речевой функции, но и возможностей ребенка использовать языковые средства в ходе общения с окружающими позволяет разработать наиболее эффективную программу сопровождения каждого конкретного ребенка.  Реализация коммуникативного подхода на логопедических занятиях помогает вывести ребенка на качественно новый уровень в овладении средствами речевого общения.   В процессе коррекционной работы, на формирующем этапе, осуществляется работа не только по развитию речеязыковой системы, но и  над невербальными средствами коммуникации; осуществляется  стимулирование познавательной деятельности.

Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда снижение познавательного интереса, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые техники и технологии коррекционного обучения.  

В этих условиях хорошо  себя зарекомендовала проектная деятельность учащихся. Интеграция знаний из различных областей, необходимость выстраивать диалог, искать ответы на поставленные вопросы, способствуют развитию коммуникативных умений обучающихся.  

Особое внимание на логопедических занятиях уделяется формированию невербальных средств коммуникации. Ведь именно с их помощью устанавливается эмоциональный контакт между детьми. Самоценным видом активности являются инициативная непроизвольная речь детей, их эмоциональный личностный контакт, достигаемый при помощи словесных и невербальных средств (мимика, жесты, позы, взгляд), - те компоненты коммуникации, из которых развиваются формы внеситуативного общения. Именно умение установить эмоциональный контакт, достичь взаимопонимания в конкретной ситуации, составляет фундамент дальнейшего языкового и коммуникативного общения. Недооценка роли невербального общения является одной из причин того, что детские нескоординированные диалоги получили название эгоцентрической, несоциализированной  речи.

Кроме того, довольно результативным является включение в работу  информационно-коммуникационных технологий, которые существенно дополняют традиционную работу логопеда. Компьютерные  программы и игры повышают привлекательность содержания учебного материала; деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается, и уровнем его речевого развития; благодаря компьютеру в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости; у учеников повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

По итогам коррекционного обучения  учащиеся получают возможность выйти на осознанный уровень владения языком, овладевают синтаксической стороной речи, что позволяет им более успешно решать коммуникативные задачи.  Такой результат достигается  путем целенаправленной, дифференцированной работы, ориентированной не только на преодоление трудностей в освоении  программного материала по русскому языку, но и на развитие познавательной деятельности обучающихся, формирования невербальных средств коммуникации, диалогической речи, умения  участвовать в речевой ситуации общения, подбирать адекватный речевой материал.  

В настоящее время мало научить ребенка писать и читать без ошибок. В силу ряда причин все большее количество детей испытывает трудности в освоении языковой системы в целом. Помимо коррекции нарушений письма и чтения у младших школьников, необходимо сформировать у него алгоритм  использования этих знаний,  выстраивать  у него коммуникативную компетенцию.

ВЫВОД:   Коммуникативная компетенция представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов, таких, как овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация  коммуникативных действий, планирование ситуации общения; включающих воздействие на мотивационную сферу (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры), а также правила регуляции коммуникативного поведения. Применение новых технологий в процессе коррекционного обучения способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса, давая всё новые возможности для коррекции и развития речевых процессов у учащихся и в дальнейшем успешного формирования коммуникативных компетенций.

Материал подготовила учитель-логопед Елистратова И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников ( анализ учебника «Математика» 1 класса Н.Б. Истомина)

Предметом моего анализа явился учебник математики 1 класса автор Н.Б. Истомина, т.к. работаю по этому учебнику. Цель анализа этого учебника выявить способы реализации  коммуникативных умений в пр...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников"

Современная жизнь устроена таким образом, что человеку постоянно приходится сталкиваться с различными проблемами. Поэтому необходимо научить младших школьников общаться и взаимодействовать с разными л...

Обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продленного дня"

Данный материал представляет собой самообобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков у первоклассников в условиях пребывания в группе продленного дня. Предлагаемые формы групповой раб...

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников.

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников.Цель: Поделиться своими находками, чтобы коллеги могли использовать их в своей работе.Актуальность: На мой взгляд, позитивное со...

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников.

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников.Цель: Поделиться своими находками, чтобы коллеги могли использовать их в своей работе.Актуальность: На мой взгляд, позитивное со...