Взаимодействие воспитателя ГПД и учителя начальных классов в вопросах социализации школьников с ОВЗ
статья
Социальное воспитание умственно отсталого
ребёнка является единственно состоятельным
научным путём его воспитания.
Л.С.Выготский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Спирина Ю.В., воспитатель
ГБОУ школа №13 Приморского района
Санкт-Петербурга
Взаимодействие воспитателя ГПД и
учителя начальных классов в вопросах
социализации школьников с ОВЗ
Социальное воспитание умственно отсталого
ребёнка является единственно состоятельным
научным путём его воспитания.
Л.С.Выготский
Приходя учиться в школу, ребёнок испытывает множество психологических трудностей адаптации, связанных как с изменением его социальной позиции, так и привыканием к взаимодействию с новыми для него взрослыми – учителями. Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребёнка принадлежит учителю начальных классов. Первая учительница – явление непреходящее. Она входит во внутренний мир школьника и навсегда становится частью жизни, личной биографии каждого человека. От того, каким окажется первый учитель, зависит отношение ребёнка ко всем последующим учителям и формирование многих личностных качеств взрослого человека.
Перед учителем начальных классов напрямую стоит воспитательная задача привить ребёнку нормы и правила отношения к учебной деятельности и к самому себе, взаимодействия с учителями, воспитателями и сверстниками.
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребенка с ОВЗ, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации школьников.
Социализация-это непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь, но особенно интенсивно осуществляется в детстве и юности, когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения.
Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности коррекционной школы. Она решается при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей и возможностей.
Сложившаяся практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами не всегда отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, а также уточнения их жизненной перспективы.
Формирование у обучающихся гражданской ответственности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда – основные задачи школьного воспитания. В школах ключевая роль в решении этих задач возлагается на учителя начальных классов и воспитателя ГПД. Очень многое здесь зависит от взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества этих педагогов. Именно первый учитель и воспитатель берут на себя ответственность за то, чтобы каждый ученик класса состоялся как личность, не был унижен, узнал, каковы его возможности. В коррекционной школе, где речь идет о воспитании детей с проблемами в развитии, эта ответственность еще более возрастет.
Учитель и воспитатель ГПД в школе призваны на протяжении ряда лет работать рука об руку, согласовывая и сверяя каждый свой шаг, чтобы совместными усилиями смоделировать такую внутри классную систему воспитания, которая обеспечила бы максимальное развитие каждого конкретного ребенка с учетом его индивидуальных личностных особенностей, его физического и психического здоровья.
Одним из важнейших вопросов организации работы начальной школы является взаимосвязь в работе воспитателя и учителя. От этого зависит учёба и воспитанность наших учащихся.
- Совместная работа воспитателя и учителя по воспитанию коллектива, планированию и проведению внеурочной воспитательной работы;
- Ведению психолого-педагогических наблюдений, посещаемость уроков класса и т.д.
- Это обмен информацией между учителем и воспитателем. Классные журналы, журналы групп, дневники учащихся, личная беседа – средства такого обмена.
- Это совместная работа с родителями.
- Совместное проведение учителем и воспитателем отдельных учебно – воспитательных мероприятий.
- Это обсуждение единых требований к учащимся по предмету, режим устной и письменной речи, ведение тетрадей, объём домашних заданий, возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки во время ГПД.
Личные встречи воспитателей и учителей дают информацию для работы и учителя и воспитателя (например, как работали дети на самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в знаниях). Воспитатель и учитель договариваются о совместных действиях для повышения эффективности урока и самоподготовки. В объединении усилий педагогов и воспитателей большую роль играет совместная работа с родителями учащихся.
Оценки, выставленные на уроке за выполнение домашних заданий, дают воспитателю основание сделать вывод об уровне и качестве самоподготовке в классе, помогают установить, с кем надо работать индивидуально.
Воспитатель ГПД или учитель начальных классов в работе с детьми не может действовать в одиночку. Успех целостного учебно-воспитательного процесса обеспечивается единой целенаправленной деятельностью всех организаций и лиц школы, охватом всей жизнедеятельности детей и использовании всех воспитательных средств. Смысл параллельного действия состоит в единстве и согласованности всех учебно-воспитательных влияний, во взаимной поддержке, единстве требований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе воспитателя ГПД и учителя начальных классов"
"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе воспитателя ГПД и учителя начальных классов"...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД В ВОПРОСАХ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Взаимодействие учителя начальных классов и воспитателя ГПД в вопросах сохранения здоровья младших школьников....
Взаимодействие воспитателя ГПД и учителя начальных классов в вопросах воспитания младших школьников
Статья на тему:"Взаимодействие воспитателя ГПД и учителя начальных классов в вопросах воспитания младших школьников "...
Особенности взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, педагогом-психологом, воспитателем группы продленного дня.
Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством ...
Взаимодействие воспитателя и учителя начальных классов по социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время вопрос обучения детей с ОВЗ является актуальным, так как ежегодно количество детей с ОВЗ разных категорий, поступающих в общеобразовательные школы, увеличивается. На учителей н...
Выступление на МО учителей начальных классов "Развитие младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях ФГОС"
Наши дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Цел...