Выступление на МО учителей начальных классов "Развитие младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях ФГОС"
методическая разработка
Наши дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Цель работы с детьми – это организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для развития личности в целом, дальнейшее приспособление к жизни. Мы стремимся в школе создать психологические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно.
Это помогает в решение следующих задач:
- обучение детей социальным навыкам
- формирование толерантного отношения
- снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии
- формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.
Успешному развитию младших школьников с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС способствует внеклассная работа, которая включает в себя работу классного руководителя, кружковая работа, организация отдыха и досуга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие младшего школьника через организацию внеурочной деятельности | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»
Выступление на МО учителей начальных классов
«Развитие младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Учитель начальных классов
Алферова Людмила Владимировна
Смоленск
2022
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив
Мир «особого» ребенка безобразен и красив
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка иногда он нас страшит
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.
Проблема включения детей с нарушением интеллекта в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. Одной из основных задач воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей, их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включения в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы развития умственно отсталого ребенка решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно – воспитательной работы. Это дети, состояние здоровья, которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условиях обучения и воспитания. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми мы все знаем, является индивидуальный подход с учетом специфики и здоровья каждого ребенка.
Наши дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Цель работы с детьми – это организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для развития личности в целом, дальнейшее приспособление к жизни. Мы стремимся в школе создать психологические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно.
Это помогает в решение следующих задач:
- обучение детей социальным навыкам
- формирование толерантного отношения
- снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии
- формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.
Успешному развитию младших школьников с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС способствует внеклассная работа, которая включает в себя работу классного руководителя, кружковая работа, организация отдыха и досуга.
Внеурочная деятельность – проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей. Кроме того, внеурочная деятельность в школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-улучшить условия для развития ребенка;
-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Всю работу по развитию обучающихся провожу, опираясь на их жизненный опыт, подбираю материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения. Моя задача, как педагога состоит в том, чтобы помочь детям разнообразными методами и приемами получить знания об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно (насколько это возможно) добывать знания и пользоваться ими. В работе использую различные средства: дидактические игры, проблемные ситуации, трудовые задания, специально организованное общение, игровые ситуации, экскурсии в магазин, на почту, по улицам посёлка, в школьный музей, библиотеку. Используя все познавательные возможности детей, стараюсь развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять необходимую работу, жить в семье и трудовом коллективе. Для любого человека, а для ребенка с нарушением интеллекта особенно, восприятие жизни вырабатывается благодаря собственному опыту, в результате решения определенных ситуаций.
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителями стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получило высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности.
Содержание работы с учащимися младших классов в школе в условиях реализации ФГОС во внеурочное время разнообразно.
Игра в начальных классах играет немаловажную роль, она «ведет» за собой обучение.
Инсценирование сказок - важный прием, сочетающий наглядные средства обучения устной речи с практическими. Еще Л.С. Выготский отмечал, что когда дети «инсценируют готовый литературный материал», драматическая форма силою воображения открывает «устное словесное творчество».
Инсценируя, учащиеся самостоятельно получают знания, осваивают игровые способы деятельности. Игра функционально родственна учебной деятельности: формирует «новые знания и умения или прежние знания приобретают новые качества».
Цель – дать возможность младшим школьникам проявить творчество, фантазию, на основе этого развивать устную речь. В ходе обучения дети учатся овладеть диалогической речью.
Таким образом, вовлекая во внеурочной деятельности младших школьников в инсценирование сказок мы создаем благоприятную следу для совершенствования культуры речи и развития устной речи, воспитываем чувство прекрасного, чувство коллективизма, дружбы, ответственности, формируем ум, воображения и речь младшего школьника.
Богатый материал для развития детского воображения и развития речи представляют русские народные сказки, элементы устного народного творчества: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалочки, потешки. Совместно организованная игра, инсценирование потешек, стихов, ролевые игры ставят учащихся перед необходимостью использования запаса речевого материала, в них усиливается самоконтроль собственной речи, кроме того, условия большинства игр таковы, что за речью и действиями каждого играющего внимательно следит не только ведущий, но и каждый ее участник.
Сначала выясняют, чем сказка отличается от рассказа и почему она носит название народной, на примере сказок о животных. Для этого вместе с библиотекарем готовиться для занятия большую выставку книг из сказок о животных с хорошими яркими иллюстрациями разных художников. Сказки отбираются по степени их усложнения и в различных вариантах: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Заячья избушка» и.т.д.
В итоге этой работы, направленной на то, чтобы возбудить интерес, уважение к выдумке, фантазии, развить речь, проводится мероприятие в игровой форме для младших школьников «Путешествие в страну сказок». Материал занятия способствует расширению кругозора, развитию мыслительных операций и речевых умений учащихся. Основой являются сказки о животных, которые детям не произвольно запомнились, полюбились, вошли в их жизнь.
Другим видом работы является подготовка и участие в общешкольных праздниках.
Занятия строятся таким образом, что дети сразу попадают в доброжелательную, творческую атмосферу, которая способствует пробуждению творчества - естественного состояния ребенка.
Атмосфера коллективного сотрудничества способствует тому, что дети стеснительные, неуверенные в себе, постепенно раскрываются, учась на примере своих товарищей.
Участие в одном общем деле формирует у учащихся умение общаться, объективно оценивать свою работу, помогает осознать имеющиеся недостатки как в работе, так и в поведении.
В совместной работе, где каждый учащийся на виду у всех, он лучше раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче обучить, направить.
Работая в коллективе, ученик формирует личные качества, необходимые для совместной деятельности, учиться применять свои силы с пользой для себя и для общего дела.
В процессе коллективного творчества развиваются самостоятельность и «чувство локтя», сопереживания, инициатива, воля и другие качества.
На занятиях проводятся игры и упражнения, направленные на формирование коммуникативных умений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Заключение
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения. Одной из причин этого является необходимость смены видов деятельности для предотвращения переутомления обучающихся при работе школ полного дня.
В заключение, мне хотелось бы сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна обучающимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогов - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого обучающегося.
ЛИТЕРАТУРА
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2004..
- Выготский Л.С. Основы дефектологии. - Сб.: Издательство «Лань», 2003. - 656 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 112 с.
- Полуэктова, Н.М., Яковлева, Н.В. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности. - Ленинград, 2009. - 97 с.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-ов пед.инс-тов. М., «Просвещение», 1970.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС
В этом выступлении я раскрываю понятие и составляющие внеурочной деятельности. Объясняю как формируется содержание занятий и какие целесообразно использовать формы организации деятельности обучающихся...
Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения
Доклад содержит основные теоретические направления, которые можно использовать при организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения...
Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»
Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...
Выступление на ШМК учителей начальных классов "Проектный метод как средство воспитания в условиях ФГОС"
Материал содержит текст выступления на ШМК учителей начальных классов по данной теме....
Выступление на районном методическом объединении по теме: «Форма организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС»
Успешность реализации внеучебной работы со школьниками определяется уровнем мотивации ученика, которая, к сожалению, редко отвечает ожиданиям педагогического коллектива. Повысить интерес учащихся к ко...
Выступление на ШМО учителей начальных классов на тему: «Организация внеурочной деятельности в 1 е классе МОУ лицея Серпухов. Спортивно-оздоровительное направление. Клуб «Физкультошка».
Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять вос...
«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов...