Конспект по курсу внеурочной деятельности "Развитие речи"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Фокина Анастасия Вадимовна

Конспект по курсе внеурочной деятельности "Развитие речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr_zanyatie.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по курсу «Развитие речи» 1Б кл.

Тема: Текст. Тема текста.

Цель: Формирование навыков определения текста. Развитие внимания и логического мышления.

1.Орг.момент

Каждый день всегда, везде:

На занятиях, в игре

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Здравствуйте , ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на поезде, вагончики у каждого лежат на партах, их мы пока не трогаем, они пригодятся нам в конце урока. Мы будем проезжать разные станции, на которых будут предложены задания, мы должны их выполнить. Готовы? Тогда поехали!

2. Осн.этап

А)Поезд приближается к нашей первой остановке, которая называется «Повтори-ка». Ребята, на данной станции нам нужно повторить то, что мы изучали на прошлом занятии. ( слайд 3)Какая тема у нас была? Текст. Что такое текст?  (слайд 4)Текст-это несколько предложений, связанные между собой по смыслу. Вот мы и вспомнили, что такое текст и можем ехать дальше.

Б) Наша следующая станция называется «Узнавай-ка». Здесь мы получим новые знания, узнаем тему занятия, а чтобы ее узнать , нам нужно выполнить упражнение.(слайд 5). Так как мы вспомнили, что такое текст, мы сейчас без труда определим , где же тут у нас текст?

1.Вечероммывозвращалисьдомойначаласьгрозагремелгромсверкаламолнияветеряростнопокачивалдеревья. ( это не текст, т.к. нет деления на слова и предложения, это одно большое слово.)

2. Закончилась зима. Наступила весна. На улице тепло, светит солнце. С юга прилетают птицы. Природа ожила. (Это текст, т.к. есть несколько пр-ий, которые связаны между собой по смыслу)

3. Наступила весна. Люди промокли от дождя. Появились тучи на небе. Недавно прошёл ливень. ( это не текст, тк предложения не связаны др с др по смыслу)

А давайте попробуем исправить ошибки и сделать текст? Как вы думаете , какое предложение должно быть первым? Наступила весна. Дальше.. Появились тучи на небе. Недавно прошел ливень. Люди промокли от дождя. (вот теперь это текст)

Ребята, любой текст является настоящим, если у него есть тема. Тема-это то, о чём рассказывает нам тот или иной текст. Сегодня мы с вами об этом и поговорим. Очень часто тема совпадает с названием текста. Дак вот давайте сейчас вернемся и попробуем озаглавить наш текст. Весна. Значит какая тема будет? Весна, наступление весны. Молодцы!

На данной станции мы с вами узнали ,что такое тема текста, научились отличать текст от других предложений, можно отправляться дальше.

В) Мы приехали на станцию «Отдыхай-ка» Пока наш поезд будет заправляться, мы с вами немного разомнёмся, смотрим на экран и повторяем.

Хорошо отдохнули! Поезд заправился, мы набрались энергии и едем дальше.

Г) Остановка «Определяй-ка»

(8 слайд)У вас у каждого лежат на парте карточки со стихом возьмите их пожалуйста. Задание будет такое: нужно определить тему стихотворения, а чтобы определить давайте сначала мы его прочитаем.

На Урале бушует весна,

Звон капели- стук барабана,

После долгой, холодной зимы

Птичий гам будит нас рано…

Птицы гнёзда торопятся вить,

Свои права у природы,

Дождались и они, наконец,

Теплой, солнечной погоды!

(Любовь Хлебникова)

 О каком времени года идет речь? (О весне) Подчеркните пожалуйста слова, которые подтвержают это. Как вы думаете о чем нам рассказывают все предложения в тексте? Какое название можно подобрать? Попробуем определить тему (весна).

Ребята, это стихотворение написала местная поэтесса Любовь Хлебникова. Урал- это наша малая Родина. На рубеже 2х частей света- на стыке Европы и Азии раскинулся наш удивительный край. Мы с вами живём в Челябинске- это южная часть Урала. Очень много людей писало о красоте нашего края. Итак на данной станции мы с вами научились определять тему стихотворения, узнали немного о нашей Родине, отправляемся дальше.

Д)Следующая остановка «Сопоставь-ка». Тут дано нам задание , нужно сопоставить текст с картинкой, которые вы видите на доске.

  1. Наступило холодное время года. Ребята идут гулять. У девочек- лыжи. Мальчики катаются на санках. Идёт снег. (ЗИМА)
  2. Наступила золотая пора. Дети пошли в школу. В парке стало очень красиво, кругом разноцветные листья.(ОСЕНЬ)
  3. Наступило жаркое время года. Девочки пошли на пляж загорать. Мальчики гуляют по лесу и собирают ягоды. Вокруг всё цветёт. (ЛЕТО)
  4. Наступило удивительное время года. Тает снег, журчат ручьи. Светит солнце. С юга прилетели птицы.(ВЕСНА)

Вы молодцы, хорошо справились! У нас сейчас какое время года? Весна.  Посмотрите пожалуйста на картинку и подумайте, какие признаки, приметы весны вы можете назвать? ( тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы и тд.) Хорошо! Все это относится к теме ВЕСНА.

Вот мы с вами и научились сопоставлять тексты с картинками, теперь мы поедем дальше.

Е) Станция «ГЛАЗА ПОТРЕНИРУЙ-КА» Мы с вами много заданий сделали, давате потренируем наши глазки, внимание на экран! Выполняем упражнения, которые показывает смайлик. Отлично потренировали глаза, теперь двигаемся дальше…

Ж) Мы приехали на станцию «Закрепляй-ка». Здесь наша задача- закрепить полученные знания. У нас есть набор предложений, нам нужно прочитать его, определить текст ли это , если текст-то определить его тему.

Весна. Грачи прилетели первыми и заняли свои летние квартиры- берёзовые и осиновые рощи, поблизости от селений. Грачи- заботливые хозяева: они начали оправлять свои старые гнёзда новым материалом . Для этого они ломали крепкими беловатыми носами верхние побеги древесных ветвей.

На улице растут цветы. Чтобы они не завяли, их нужно поливать водой.

Это текст? Есть ли тут какие то лишние предложения, которые не несут общий смысл? Давайте исправим ошибки. Теперь это текст! А о чем он? Как мы его озаглавим? Тогда тема текста какая? (Прилет первых весенних птиц)

 Вы отлично постарались и научились определять тему текста и отличать текст от бессмысленного набора предложений.

Следующая наша станция завершающая, нам нужно подвести итоги. Давайте вспомним, что мы сегодня изучали? Повторим, что такое текст? Молодцы! За время нашего занятия, у вас у всех сложилось какое-то настроение, возьмите пожалуйста вагончики и нарисуйте человечка с таким же настроение, которое у вас сейчас, эти вагончики остаются вам на память о нашем занятии, а за хорошую работу на уроке вы получаете наклейки. Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Календарно-тематическое планирование кружка общеинтеллектуального направления....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения"

Программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения» имеет общекультурную направленность развития личности.Актуальность данной программы в том, что она направлена на решение задач воспитания и ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения" 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  "Речь и культура общения" 3 класс...

Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности "В мире книг. Школа развития речи"

Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности, направлен, прежде всего, на развитие речи учащихся и расширение словарного запаса....

Конспект занятия курса внеурочной деятельности "Информатика для всех" по теме: "Путешествие в страну Инфознайка".

К конспекту занятия прилагаются приложение 1 - жетоны, приложение 2 -  карточки с ребусами и приложение 3 - листочки со словами для печатанья....

Конспект занятия курса внеурочной деятельности "Информатика для всех" по теме: "Информашки".

К конспекту занятия прилагается раздаточный материал для учащихся - ребусы....