Комплекс упражнений на развитие фонематических процессов
учебно-методический материал по логопедии (1 класс)
Комплекс предназначен для развития фонематических процессов на уроках обучения граммоте и русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие фонематических процессов | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений
на развитие фонематических процессов
- Какой звук есть во всех словах?
Учитель произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук:
Шуба, коШка, мыШь, Шапка.
- «Назови лишние слово»
Звук А
Арбуз, ослик, автобус, азбука
Океан, ананас, апельсин, цветок
Абрикос, мыло, автомобиль, афиша
Айболит, аквариум, штаны, окно
- Каким звуком отличаются слова?
уДочка – уТочка
мИшка-мЫшка
коЗа – коСа
Мак-Рак
4.. «Хлопни в ладоши».
Учитель называет слова, а учащиеся должен хлопнуть в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком:
Трактор, лак, рак, робот, лампа, мотор, стол.
5.«Слоговой аукцион».
Придумайте слова, начинающиеся со слога БУ ( бумага, букашка, бутон, булавка, Буратино ).
6. Подберите похожие по звучанию рифмующиеся слова.
Мальчик – пальчик – зайчик
Медаль – педаль – деталь
Пелёнка – зелёнка – продлёнка
Боль – моль – соль – роль - ноль
7.Превращение слов.
Дочка, точка, почка, мочка, кочка, ночка.
8.Слово в слове. Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово.
Столб - стол, укол - кол,
полк, волк, тепло, стол, клад, лампа, горсть, хлев, уточка.
9.Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
Мак, лак, рак, сон, душ
Каша, кино, кран, рука
Мышка, кошка, диван
10.Найти слова, в названии которых 3, 4, 5 звуков. (Например, на картинках)
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором месте.
Рама, армия, парта, тундра, комар
- Составить из одного слова как можно больше слов.
платок – лак, кот, ток, пол, клоп, пот .
- Игра « Путаница ». В слове перепутаны буквы, «собери» его правильно.
ХОУПЛ (ЛОПУХ)
СМТО (МОСТ)
УГРША (ГРУША)
- Игра « Разведчик ».
Из заданного текста найти и назвать только те слова, в которых есть данный звук.
- Игра « Добавь звук ».
Какое слово получится, если добавить звук [К] в конце слова:
вол - волк
рыба -
завтра -
пар –
14.Игра « Отними звук ».
Какое слово получится, если убрать первый звук:
косы – осы, крот – рот, смех - мех
15.«Цепочка слов».
Дети по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например : зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла.
- «Собери слово»
Учитель произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам:
[м], [а], [к].
Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются.
- Выдели слово.
Учитель предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
- «Подумай, не торопись»
Учитель предлагает детям несколько заданий на сообразительность
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол .
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр . (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к , а последний - а .
- Игры на развитие слогового анализа и синтеза.
Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово : па-
па-- (парк)
па--- (паром)
па---- (паруса);
- Переставьте звуки в словах, чтоб получилось другое слово:
пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак
- Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых есть заданный звук.
- Определение место звука по отношению к другим звукам:
Какой по счету звук р в словах: метро, гора, рыба, ковёр .
- Засели домики:
Учитель предлагает детям составить слова , в которых заданный звук будет в определенном месте в слове .
- Назови соседей звука ш в слове
кОшКа, крЫшА, мАшИна, камЫшИ.
- Слово рассыпалось на слоги:
ран ка даш,
ши, на, ма
жи, на, пру
- Учитель читает небольшой текст, посчитай, сколько слов начинается на определённый звук.
- Цифровой диктант.
Напиши цифрой, сколько букв в данном слове: мечта, рис, тень .
- Назови, какой звук слышится
- между М и К в слове «мАк»;
- Между С и О в слове «сТол».
- Между Уи О в слове «дуБок»
- Дифференциация звуков сходных по звучанию (с-ш).
Записать слова в два столбика: в первый – слова со звуком [С], во второй - со звуком [Ш].
- Графический диктант.
Учитель называет слово со звуком [С] или [Ш]. Дети называют соответствующую букву (С или Ш), а также цифру, указывающую какой по счету этот звук в слове.
Например: косынка С3 -вешалка - ШЗ, карандаш - Ш8, колбаса - С6, ромашка Ш5, камыш - Ш5, посуда - СЗ и т.д.
- Определи слово на слух.
Слова подбираются в соответствии с темой урока .
доЧКа, молодой, коЧКа, молоЧКо, плечо, руЧКа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.
В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...
Комплекс игр и заданий для развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста
Обязательным условием формирования речи любого ребенка является сохранность слухового восприятия. Проводимая мною диагностика речи показала, что у всех учащихся н...
Упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза слов.
Эти упражнения использую на каждом уроке русского языка....
Система упражнений по развитию фонематического слуха
Даны виды упражнений для работы в начальной школе на этапе словарной работы по русскому языку...
Методическая разработка "Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте"
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства...
Картотека игр и упражнений для формирования фонематических процессов у ребёнка
Подобраны игры и упражнения для формирования фонематического восприятия, анализа и представления....
" Учебно- методический комплекс направленный на развитие фонематического слуха и логического мышления"
материалы республиканской научно- практической конференции " Создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья" ( статья в сборнике)...