Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"
консультация по логопедии

Кабанова Надежда Анатольевна

Цель – познакомить родителей будущих первоклассников с особенностями подготовки к обучению в школе.

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребёнка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая готовность ребёнка к школе Кабанова Н.А., учитель-логопед ГБОУ НАО « СШ №4 г. Нарьян-Мара с углублённым изучением отдельных предметов »

Слайд 2

Критерии готовности к школьному обучению 1. Сформированность звуковой стороны речи. 2. Сформированность фонематических процессов. 3. Сформированность слоговой структуры слова. 4. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. 5. Сформированность зрительно-пространственных представлений. 6. Умение использовать разные способы словообразования и словоизменения. 7. Сформированность грамматического строя речи: умение использовать развернутую фразовую речь, умение работать с предложением. 8. Богатый словарный запас, включающий в себя слова различных частей речи. А также другие критерии.

Слайд 3

Дидактические игры на развитие фонематических процессов 1. Хлопни в ладоши (подними руку), когда услышишь заданный звук. Например : «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи. 2. Вспомни и назови предметы, начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук ) ( на улице, в комнате, магазине, детском саду ). 3. Придумай 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

Слайд 4

4. Вспомни и назови учебные принадлежности в названиях которых «спрятался» звук [С] ( или любой другой ) ( продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д .). 5. Хлопни в ладоши (подними руку) когда услышишь мягкий согласный звук в начале слова (лента , лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама, кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, косилка, косынка). 6. Придумай слова, начинающиеся: на мягкие и твёрдые согласные звуки; звонкие и глухие согласные .

Слайд 5

Дидактические игры на развитие языкового анализа и синтеза 1. Сосчитай , сколько слов в предложениях. « Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок .». Назови первое и последнее слово в предложении. 2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д. 3. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.» 4. Придумай предложение с первым словом " весёлый" ( или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Весёлый…», « Весёлый кот…», … , «Весёлый кот прыгнул на диван.».

Слайд 6

5. Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например : метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова. 6. Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например : ма -ли-(на), ка-ран-( даш ), кар- тош -(ка) и др. 7. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример : слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами). 8. Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист , указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)

Слайд 7

9. Назови последний звук в словах. 10 . «Угадай слово». Угадай слово, которое произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н]. 11. «Где спрятался звук?». Определи приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» ( в середине), в слове «нос» (в конце)». 12. « Рассыпушки ». Собери слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).

Слайд 8

Дидактические игры на развитие зрительно-пространственных представлений 1 . «Найди спрятанное». Найди спрятанный предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.». 2. Покажи различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложнение задания: показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. 3 . Рассмотри окружающие предметы и назови их расположение относительно друг друга. Например : «Машина стоит около дома.», « Автобус едет справа от девочки.», « Цветы растут слева от дерева.» и т.д.

Слайд 9

4. «Графический диктант по клеточкам». 5. Сложи по образцу, какой либо предмет из сборного конструктора или кубиков . 6. «Найди отличия в картинках». 7. «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Определи чего не хватает и дорисуй. 8. «Что изменилось?» Разложите перед ребёнком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось ?

Слайд 10

Дидактические игры на развитие мелкой моторики 1. «Пальчиковые игры». 2. Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок. 3. Раскрашивание изображений и рисование. 4. Собирание мелкого конструктора и мозаики. 5. Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала. 6. Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных. 7. Лепка из пластилина и глины. 8. Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды. 9. Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. 10. Вышивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Речевая готовность ребенка к школе" (консультация для родителей).

В данной презентации рассмотрены проблемы,возникающие при переходе дошкольников в новый социальный статус школьники.Критерии готовности ребенка к школьному обучению.Перечень проблем,возникающих при пе...

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...

Речевая готовность ребенка к школе (Консультация для родителей)

В статье даются рекомендации родителям по основным показателям речевой готовности ребенка, поступающего в первый класс....

Консультация учителя - логопеда для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...

Консультация для родителей по речевой готовности ребенка к школе

Консультация для родителей по речевой готовности ребенка к школе...

Консультация учителя-логопеда для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенк...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"

laquo;Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, п...