Консультация для родителей по речевой готовности ребенка к школе
консультация (1 класс)

Юлия Владимировна Шорохова учитель-дефектолог

Консультация для родителей по речевой готовности ребенка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_logopeda.docx470.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Речевая готовность ребенка к школе"

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

  • Правильное произношение всех звуков
  • Умение различать звуки речи на слух
  • Владение навыками звукового анализа и синтеза
  • Словарный запас
  • Сформированность грамматического строя речи
  • Связную речь
  • Речевую коммуникацию
  • Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

Звукопроизношение и фонематический слух

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Владение навыками звукового анализа и синтеза:

  • умение выделять звук на фоне слова;
  • слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
  • называть слова с заданным звуком;
  • уметь составлять слова из звуков;
  • дети должны знать и правильно употреблять термины "звук", "слог", "слово", "предложение".

Слоговая структура слова

Ребенку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

2.png - 236.14 KB 3.png - 149.57 KB

Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

5.png - 225.06 KB 6.png - 41.62 KB

Сформированность грамматического строя речи

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Игры "Один-много", "Назови предмет ласково", "Назови детенышей", "Чей хвост и чьи уши", "Два и пять предметов".

Связная речь

9.png - 60.65 KB

К 7 годам ребёнок должен уметь

  • пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
  • составлять рассказ по картинке
  • составлять рассказ по серии картин
  • отвечать на вопросы по тексту

При пересказе (рассказе) обращается внимание:

  • на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
  • на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
  • на лексику (полнота и точность использования слов),
  • на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения

Мелкая моторика рук

91.png - 216.31 KBХорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

Психические процессы

Все психические процессы тесно взаимосвязаны.

Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

Речевая коммуникация

  • Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
  • уметь слушать и понимать речь,
  • строить общение с учетом ситуации,
  • легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
  • ясно и последовательно выражать свои мысли,
  • пользоваться формами речевого этикета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребенка к школе

Данный материал познакомит родителей и педагогов о речевой готовности ребенка к школьлному обучению. Рассматривается необходимость формирования устной речи будущих первоклассников. Предлагаются некото...

Как проверить речевую готовность ребенка к школе

Рекомендации родителям на тему: "Как проверить речевую готовность ребенка к школе"...

Презентация " Речевая готовность ребенка к школе" (консультация для родителей).

В данной презентации рассмотрены проблемы,возникающие при переходе дошкольников в новый социальный статус школьники.Критерии готовности ребенка к школьному обучению.Перечень проблем,возникающих при пе...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"

Цель – познакомить родителей будущих первоклассников с особенностями подготовки к обучению в школе.Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее з...

Речевая готовность ребенка к школе (Консультация для родителей)

В статье даются рекомендации родителям по основным показателям речевой готовности ребенка, поступающего в первый класс....

Консультация учителя - логопеда для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...

Консультация учителя-логопеда для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенк...