Речевая готовность ребенка к школе (Консультация для родителей)
консультация по логопедии

Малахова Галина Алексеевна

В статье даются рекомендации родителям по основным показателям речевой готовности ребенка, поступающего в первый класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rod_rech_gotovnost_k_shkole.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе"

Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь.

Основные показатели речевой готовности ребёнка, поступающего в первый класс:
Звуковая сторона речи.

Ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой структурой (мотоциклист, аквариум, ветролет, библиотекарь, баскетболист, экскаватор, водопроводчик, и др.).

Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.

Фонематические процессы.

Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.
 Языковой анализ и синтез.

В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов; определять место звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове; место звука в слове по отношению к другим; называть слова с заданным звуком; уметь составлять слова из звуков; называть гласные и согласные, мягкие и твёрдые, зонкие и глухие согласные звуки.

Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова.
Грамматический строй речи.

 Ребёнок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы, образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; образовывать сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных.

Например:

  • Назови предметы в единственном и множественном числе.

 Котенок – котята, дерево – деревья, яблоко…, конфета…т.д.

  • Составь одно слово из двух. Сам летает – самолет, голубые глаза – голубоглазый, любит тепло…, мало солить…, сам варит… т.д.
  • Образуй новые слова. Дом из кирпича – кирпичный, монета из меди…т.д.
  • Измени слова ХОЧУ и МОГУ так, чтобы они были связаны с другими словами в предложении. Я хочу гулять во дворе. Мы…пойти в зоопарк. Ты…играть в футбол, Вы…, Он…, Они…т.д.
  • Правильно употреби предлоги в предложениях. Мальчик плавает в воде. Выходит из воды. Загорает у воды. Гриб под кустом (у, перед, возле, за) т.д.

Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
Словарь.

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, предлоги), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.

Например:

  • Назови животных и их детенышей.

 У курицы – цыпленок; у кошки… у собаки… у коровы...  у медведя… и т.д.

  • Кто что делает? Подбери к каждому животному его действие.

 Рыба – плавает, змея…, лягушка…, собака – лает, свинья…корова…т.д.

  • Назови, одним словом каждую группу предметов.
  1. Яблоко, груша, банан, апельсин. Кресло, кровать, стол. Зима, весна, лето, осень.  Волга, Днепр, Енисей и т.д.
  • Кто что делает? Учитель – учит детей, врач…, маляр, художник…т.д.
  • Названия, каких предметов отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? Карандаш – что?, заяц…, книга…, ребенок…, рубашка…т.д.
  • Подбери к словам ОН, ОНА, ОНО, ОНИ подходящие по смыслу предметы.

      Ведро…, лодка…, варежки…, солнце…, лыжи…, зонт…, голова…, туча…т.д.

  • Отгадывание загадок.
  • Многозначные слова. ЯЗЫК – у колокольчика, человека, у ботинка… т.д.

Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.
 Связная речь. 

Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей).

Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.

Речевая коммуникация

Ребёнок должен быть достаточно активен в общении; уметь слушать и понимать речь; строить общение с учетом ситуации; легко входить в контакт с детьми и взрослыми; ясно и последовательно выражать свои мысли;  пользоваться формами речевого этикета.
          В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. 

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Чтобы избежать проблем в школе, воспользуйтесь советами:

  • Не ускорять ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружать его речевыми занятиями.
  • При общении с ребенком следить за своей речью. Говорить с ним, не торопясь. Звуки и слова произносить чётко и ясно, непонятные слова объяснять.
  • Своевременно устранять недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомнить ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша.
  • Не оставлять без ответа вопросы ребёнка. И не забывать проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»
  • Больше читать ребенку небольшие рассказы и сказки. Задавайте вопросы по прочитанному, просите пересказать, используя наводящие вопросы.

Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.

  Уважаемые  родители! Если у вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу, воспользуйтесь этим временем с пользой!

Литература:
1. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.- 3-е изд., перераб. И доп. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
2. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s9d5cdc7120c78ef3/image/i35d7a25b11839556/version/1432490385/image.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребенка к школе

Данный материал познакомит родителей и педагогов о речевой готовности ребенка к школьлному обучению. Рассматривается необходимость формирования устной речи будущих первоклассников. Предлагаются некото...

Презентация " Речевая готовность ребенка к школе" (консультация для родителей).

В данной презентации рассмотрены проблемы,возникающие при переходе дошкольников в новый социальный статус школьники.Критерии готовности ребенка к школьному обучению.Перечень проблем,возникающих при пе...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"

Цель – познакомить родителей будущих первоклассников с особенностями подготовки к обучению в школе.Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее з...

Консультация учителя - логопеда для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...

Консультация для родителей по речевой готовности ребенка к школе

Консультация для родителей по речевой готовности ребенка к школе...

Лекция для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"

Материалы отражают компоненты речевой готовности к школьному обучению...

Консультация учителя-логопеда для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенк...