Рабочая программа учителя- логопеда.
рабочая программа по логопедии (2, 3 класс)
Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у учащихся 2-х, 3-х классов» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 25.92 КБ |
КТП | 96.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Средняя общеобразовательная школа № 232"
Утверждаю
Директор МКОУ СОШ №232
Егорова С.А.
«___» ___________ 20___г.
Рабочая программа
по коррекции устной и письменной речи младших школьников 2-х классов,
имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Рассмотрено
на заседании МО учителей-логопедов
ЗАТО Знаменск, Астраханская обл.
протокол № __________ Составитель рабочей программы:
«___» __________ 20___ г. учитель-логопед первой категории
Билюкова Е.Ю. __________ Гаврик Н.А.
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе рекомендаций «Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда в общеобразовательной школе» Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. и Письма Министерства образования РФ от 14.12. 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Рабочая программа рассчитана на 90 учебных часов для группы обучающихся 2-х,3-х классов с диагнозом «Нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи».
Первостепенной задачей коррекционно-развивающего обучения является своевременное выявление речевых нарушений у обучающихся начальной школы посредством диагностики устной и письменной речи (Т.И.Фотекова), а также формирование групп в соответствии с речевым диагнозом.
У обучающихся группы с речевым диагнозом - нарушения чтения и письма, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность фонематических процессов и представлений.
Количественный состав лексического запаса ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, дети допускают в самостоятельных высказываниях ошибки, обусловленные смешением слов по смыслу или акустическому сходству.
Грамматический строй речи недостаточно сформирован: отсутствуют сложные синтаксические конструкции, наблюдаются аграмматизмы в синтаксических конструкциях, что подробно отражено в индивидуальных речевых картах детей.
Речь детей данной группы носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога, связана с непосредственным опытом детей. В речи появляются высказывания в пределах обиходно – бытовой тематики, в то время как высказывания в процессе учебной деятельности вызывают трудности, отличаются недостаточной связностью, логичностью, фрагментарностью.
Помимо речевых нарушений выявлена недостаточность познавательной деятельности, низкая произвольность внимания, слабая переключаемость, несформированность наблюдательности по отношению к языковым явлениям, недоразвитие словесно- логического мышления. Процессы памяти недостаточны, особенно страдает слуховая (дети не в состоянии повторить инструкции логопеда). В связи с этим на письме наблюдается ряд специфических ошибок: пропуски, замены, перестановки букв и слогов.
Анализ письменных работ и наблюдения свидетельствуют о том, что знания правил правописания носят поверхностный характер, уровень их применения низок, чтение слоговое с большим количеством специфических ошибок. У многих обучающихся занижена самооценка, отмечается недостаточный уровень самоконтроля.
Таким образом у детей – логопатов данной группы наряду с нарушением компонентов речевой системы наблюдается недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
На основании материалов обследования обучающихся, составлен перспективный план работы для каждой группы детей с нарушениями устной и письменной речи, в котором отмечено основное содержание и последовательность работы, примерные сроки прохождения каждого этапа. Исходя из общей цели, стоящей перед коррекционным обучением для группы детей, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи решаются следующие задачи:
1.Формирование и развитие языкового анализа и синтеза.
2.Формирование и развитие полноценных фонематических процессов.
3. Развитие лексико-грамматических отношений.
4.Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания.
6.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активности, самостоятельности, произвольности).
7.Обогащение кругозора, формирование разносторонних представлений, которые позволят ребенку воспринимать учебный материал осознанно.
В конце каждого раздела проводится тестовая или письменная проверочная работа в рамках логопедического занятия, на которых выявляется уровень полученных знаний и умений.
Занятия с каждой группой проводятся во 2 классе – 3 раза в неделю;
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
Формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звукослоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Содержание изучаемого курса.
2 класс (90часов).
Обследование – 2 часа.
Речь, предложение, слово– 12 часов.
Звуки речи– 3 часа.
Ударение – 2 часа.
Согласные звуки и буквы– 15 часов.
Дифференциация гласных букв, имеющих оптическое сходство – 4 часов.
Звонкие и глухие согласные– 8 часов.
Дифференциация согласных, имеющих оптическое сходство – 7 часов.
Дифференциация звонких и глухих согласных – 31 час.
Предложение – 2 часа.
Текст – 3 часа.
Обследование – 1час.
К концу обучения у детей должны быть сформированы следующие представления в соответствии с поставленными задачами: языковой анализ и синтез:
1. анализ предложений на слова;
2. слоговой анализ и синтез;
3. фонематический анализ и синтез;
фонематические процессы:
1. выделение звука на фоне слога;
2. формирование умения определять наличие звука в слове;
3. определение места звука в слове;
4. выделение слова с данным звуком из предложения;
лексико-грамматические отношения:
уметь грамматически правильно строить предложения, используя различные части речи, правильно употребляя предлоги. Из предложений составлять связные тексты.
На занятиях уметь внимательно слушать и осознанно воспринимать учебный материал, выполнять инструкции педагога. Проявлять высокую познавательную активность, самостоятельность и произвольность.
Таким образом, успешное решение поставленных задач создаёт предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности и развитие определенных умений и навыков, необходимых для усвоения соответствующего программного материала начальной школы.
Программа обеспечивается следующим учебно-методическим комплектом:
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников, книга для логопедов, М. "ГИЦ ВЛАДОС" 1997
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов, пособие для логопеда, М. "ГИЦ ВЛАДОС" 2003
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок,обусловленных несформированностью фонематического восприятия.-М:Книголюб,2003(Дидактический материал по коррекции письменной речи).
- Городилова В.И. Кудрявцева М.З.Чтение и письмо, М. "Аквариум"1995
- Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФН, пособие для логопедов, Москва 1998
- Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками, Ярославль Академия развития 2006
- Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы, учебно-методическое пособие, М. 2006 г.
- Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников». «Союз» Санкт – Петербург 1998.
● Костромина С.Н., Л.Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению». Москва, 1989.
● Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей». Санкт – Петербуг, 1997.
● Волкова Л.С. « Логопедия». Москва, 1997.
● Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. «Основы логопедии», Москва. «Просвещение», 1989.
● Немов Р.С. « Психология». Москва. «Просвещение».1994.
● Заика Е.В. «Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников», 1995.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование «Нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН у учащихся 2-х, 3-х классов» за 2018-2019 уч.год | ||||||||||||
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Развитие фонематических процессов и слоговой структуры | Формирован ие и развитие учебных умений и навыков | Формирование и развитие лексико-грамматических категорий и пространственно-временных отношений | Разви тие связной речи и навыков чтения | Содержание коррекцион но-воспитательной работы | Дата проведе ния План/факт | ||
1 | Речь, предложение, слово. | Речь и предложение | 2 | Вводный урок | Развитие слухового внимания. Игра «Дополни слово». | Учить детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения. | Лексические темы: «Осень», «Школа». образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Назови ласково». Пересказ рассказа «Осень». | Составление связных рассказов по сюжетным картинкам. Чтение рядов согласных букв с дальнейшим присоединением гласных. | Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучнию – введение. | |||
Предложение и слово | 2 | Комбинированный урок | Учить детей слышать в предложении логическое ударение. | Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Определение кол-ва слов в предложении, составление схем. | Лексические темы: «Осень», «Школьные принадлежности». Образование множественного числа существительных в родительном падеже: «Один-много». Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи». | Составление предложений по картинкам с заданным количеством слов. Чтение рядов согласных букв с дальнейшим присоединением гласных. | Развивать умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия. | |||||
Слова-предметы | 2 | Комбинированный урок | Учить детей ставить в предложении логическое ударение. | Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Учить графически изображать слова обозначающие предметы. | Лексические темы: «Осень», «Перелетные птицы», «Овощи». Построение монолога «Расскажи об осени по плану». Образование множественного числа существительных в родительном и именительном падежах: «Один-много». | Составление предложений по картинкам с заданным количеством слов. Чтение рядов согласных букв с дальнейшим присоединением гласных. | Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивость внимания и способность к запоминанию. | |||||
Слова-действия | 2 | Комбинированный урок | Учить детей определять количество слов в предложении. | Учить детей различать слова, обозначающие действия предмета; различать слова, обозначающие предметы и действия предметов. Графическое изображение слов-предметов и действий. | Лексические темы: «Осень», «Перелетные птицы», «Овощи». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе: «Назови детеныша». Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит». | Составление предложений по картинкам с заданным количеством слов. Чтение слоговых таблиц Корнева. | Развивать умение понять и принять учебную задачу,поставленную в вербальной форме. | |||||
Слова-признаки | 2 | Комбинированный урок | Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов. | Учить детей различать слова, обозначающие признак предмета. Учить правильно изменять слова, обозначающие предметы по родам. Графическое изображение признаков предмета. | Лексические темы: «Осень», «Перелетные птицы», «Овощи». Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?». Поиск антонима «Скажи наоборот». | Составление предложений по картинкам на тему«Осень», используя слова-признаки. Чтение слоговых таблиц Корнева. | Развивать умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи. | |||||
Слова-предметы, действия, признаки | 2 | Закрепление изученного материала | Учить детей ставить в предложении логическое ударение; определять количество слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов. | Закрепить у учащихся понятие о словах, обозначающих предмет, действие и признак предмета. Учить составлять предложения по картинкам с использованием данных слов. | Лексические темы: «Осень», «Фрукты». Образование относительных прилагательных «Назови, какое древо», «Назови ,какой сок». Поиск соответствующего глагола «Убираем урожай». | Составление связного рассказа по теме «Осень», используя слова-признаки Чтение слоговых таблиц Корнева. | Развивать умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия. | |||||
2 3 | Звуки речи. | Звуки речи и буквы | 1 | Вводный урок | Узнавание заданных гласных и согласных звуков из ряда других звуков. | Познакомить учащихся со способом образования различных звуков. Познакомить учеников со строением артикуляцион ного аппарата. Познакомить учеников со способом образования гласных и согласных звуков. | Лексические темы: «Осень», «Перелетные птицы». Подбор соответствующего понятия: «Кто как кричит». Игра «Назови ласково». | Составление связного рассказа по картинке «Золотая осень» с помощью вопросов. Чтение слоговых таблиц Корнева. | Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: способность к запоминанию и переключе- нию. | |||
Гласные звуки и буквы | 2 | Комбинированный урок | Выделение гласного звука на фоне слова. Определение места гласного в слове. | Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда. Познакомить учеников с образованием гласных второго ряда. | Лексические темы: «Осень», «Овощи», «Фрукты». Игра «Один-много». Поиск соответствующего понятия. Игра «Повар». | Рассказ «Воробей и ласточки», нахождение в рассказе слов-действий. Чтение слоговых таблиц Корнева. | Формирование коммуникативных умений и навыков,адекватных ситации учебной деятельности. | |||||
Слоговой анализ и синтез. | Слогообразующая роль гласных букв | 2 | Комбинированный урок | Соотнесение количества гласных звуков с количеством слогов в слове. Придумывание слов с заданным количеством слогов. Игра «Пирамида». | Дать ученикам понятие о слогообразующей роли гласного. Учить детей выделять гласные из слов. | Лексические темы: «Домашние птицы», «Дикие животные». Игра «Назовите родителей». «Назови ласково». | Рассказ «Цыпленок», ответы на вопросы по содержанию текста. Чтение слоговых таблиц Корнева. | Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом в соответствии с инструкцией,заданием. | ||||
Составление слов из слогов | 1 | Комбинированный урок | Придумывание слов с определенным слогом в начале слова, в конце слова. Игра «Составь слово» (по первым слогам слов). | Учить детей определять порядок слогов в слове. | Лексические темы: «Домашние птицы», «Дикие животные». Игра «У кого-кто?», классификация понятий: «Назови лишнее слово». | Рассказ «Сиротка», пересказ рассказа с наводящими вопросами. Чтение слоговых таблиц Корнева. | Формирование полноценных учебных умений: принятие учебной задачи и активное осмысление материала. | |||||
Деление слов на слоги | 1 | Комбинированный урок | Упражнение «Переставь слоги», игра «Поле чудес» (найти слово, состоящее из 1,2,3,4-х слогов). | Учить детей делить на слоги двусложные, трехсложные и четырехсложные слова. | Лексические темы: «Сказки», «Дикие животные». Игра «Чей хвост?». Выбор соответствующего понятия «Сравни». | Рассказ «Как медведь сам себя напугал» по Н.Сладкову. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа. Чтение слоговых таблиц Корнева. | Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: навыки и приемы самоконтроля | |||||
4 | Ударение | Формообразующая роль ударения | 1 | Вводный урок | Определять ударные гласные в произношении другого и в своем. Узнавать слово по его слуховой схеме, по зрительной схеме. | Учить детей определять ритмический рисунок слова соотносить его с самим словом. | Лексические темы: «Сказки», «Дикие и домашние животные». Игра «Узнай нас». Построение монолога «Опиши любого зверя по плану». | Сказка «Лиса и рак». Установить последовательность действий в сказке. Чтение слоговых таблиц Корнева.. | Формирование умения отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии | |||
Смыслообразующая роль ударения | 1 | Комбинированный урок | Выделение ударного гласного в словах-омографах. | Дать понятие смыслообразующей роли ударения. | Лексические темы: «Дом», «Домашние животные и птицы». Игра «Один-много» - поиск соответствующего понятия. Игра «Есть ли в доме 2 этажа?» | Рассказ «Скворец». Пересказать рассказ по опорным словам. Чтение слоговых таблиц Корнева. | Формирова ние полноценных учебных умений: контроль за ходом своей деятельности. | |||||
Безударная гласная | 2 | Комбинированный урок | Придумывание слов с ударными гласными в 1,2,3-м слоге. | Учить определять безударную гласную в корне слова и подбирать проверочные слова. | Лексические темы: «Дом», «Домашние электроприборы». Игра «Посчитай». Поиск антонимов «Скажи наоборот». | Рассказ «Кот Васька». Назвать слова-действия и пересказать его. Чтение слоговых таблиц Корнева. | Формирование умения выявлять главное и существенное в учебном материале, определениепутей и средств достижения учебной цели. | |||||
5 | Согласные звуки и буквы | Согласные звуки и буквы | 1 | Вводный урок | Узнавание заданных согласных звуков на фоне слова. | Учить выделять заданные согласные звуки из ряда других звуков. | Лексические темы: «Дом», «Домашние электроприборы». Игра «Скажи со словом «нет». Работа над структурой слова «Сколько раз можно пропеть слово». | Рассказ «Гроза». Выделить слова-действия и с помощью них пересказать рассказ. Чтение пособия Мисаренко. | Развитие умения работать в определенно темпе. | |||
Твердые и мягкие согласные | 1 | Комбинированный урок | Определение места мягкого согласного в слове. | Научить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных. | Лексические темы: «Сказки», «Дом». Построение монолога «Опиши свой дом». Узнавание предмета по ключевым словам: «Из какой сказки?». | Прослушав слова-действия, составить рассказ. Чтение пособия Мисаренко. | Умение применять полученные знания в новых ситуациях; анализ, оценка продуктивности собственной деятельности. | |||||
Мягкий знак в конце слова | 1 | Комбинированный урок | Сравнение слов по смыслу и звучанию, одинаковых по написанию, разлищающихся только мягким знаком в конце слова. | Учить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных в конце слова. | Лексические темы: «Дикие и домашние животные», «Продукты питания». Игра «Назови «Какой? Какая? Какое?». Поиск соответствующего понятия «Отгадай и назови». | Прослушав слова-действия, составить рассказ. Чтение пособия Мисаренко. | Формирование умения рассказывать о последовательности выполнения учебной работы ,подведение итога занятия. | |||||
Мягкий знак в середине слова | 1 | Комбинированный урок | Сравнение слов по смыслу и звучанию, одинаковых по звучанию, различающихся только мягким знаком в середине слова. Игра «Спрячем мягкий знак в середину». | Учить детей выделять мягкий согласный из середин слова. | Лексические темы: «Продукты питания», «Дом». Игра «Назови ласково». Поиск антонимов «Скажи наоборот». | Прослушав слова-действия, составить рассказ. Чтение пособия Мисаренко. | Развитие умения формулирования задания при выполнении коллективных видов учебной работы. | |||||
Дифференциация гласных а-я | 2 | Комбинированный урок | Упражнение «Замени гласную» (а на я) в слогах и словах. | Учить детей различать твердые и мягкие согласные перед гласными а-я. | Лексические темы: «Сказки», «головные уборы».Игра «Назови ,какая». Беседа по теме «Развитие монологической речи». | По предметным картинкам составить рассказ-описание животного. Чтение пособия Мисаренко. | Развитие коммуникативных умений и навыков:соблюдение речевого этикета при общении. | |||||
Дифференциация гласных о-ё | 2 | Комбинированный урок | Упражнение «Замени гласную» (о на ё) в слогах и словах. | Учить детей различать твердые и мягкие согласные перед гласными о-ё. | Лексические темы: «Наш город», «школа». Образование прилагательных в сравнительной степени. Классификация «Четвертый-лишний». | По предметным картинкам составить рассказ-описание животного. Чтение пособия Мисаренко. | Развитие умения составления устных связных высказываний с элементами творчества. | |||||
Дифференциация гласных у-ю | 2 | Комбинированный урок | Упражнение «Замени гласную» (у на ю) в слогах и словах. | Учить детей различать твердые и мягкие согласные перед гласными у-ю. | Лексические темы: «Наш город», «школа». Связь слов по типу слабого управления: «Ответь на вопрос». Образование прилагательных в сравнительной степени. | По предметным картинкам составить рассказ-описание бабочки. Чтение пособия Мисаренко. | Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучнию – введение. | |||||
Дифференциация гласных э-е | 1 | Комбинированный урок | Упражнение «Замени гласную» (э на е) в слогах и словах. | Учить детей различать твердые и мягкие согласные перед гласными э-е. | Лексические темы: «Наш город», «Почта». Образование наречий «Назови по образцу». Поиск соответствующего понятия и построение фразы «Знаешь ли ты». | По предметным картинкам составить рассказ-описание жука. Чтение пособия Мисаренко. | Развивать умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда,не переключаясь на посторонние воздействия. | |||||
Дифференциация гласных ы-и | 2 | Комбинированный урок | Выделение гласных звуков ы-и в конце слова. | Учить детей различать твердые и мягкие согласные перед гласными ы-и. | Лексические темы: «Наш город», «Профессии». Игра «Один-много». | По предметным картинкам составить рассказ-описание клена. Чтение пособия Мисаренко. | ||||||
Дифференциация гласных ё-ю | 2 | Комбинированный урок | Графическая работа со словами. Выделение гласных ё-ю, опираясь на артикуляцию. | Учить детей правильно артикулировать гласные ё-ю. | Лексические темы: «Наш город» , « Почта», «Профессии». Игра «Назови по образцу», «Кому что надо для работы». | Рассказ «Почтальон». Расстановка картинок в последовательности, соответствующей сюжету рассказа. Чтение пособия Мисаренко. | Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивость внимания и способность к запоминанию. | |||||
6 | Дифференциация гласных букв, имеющих оптическое сходство | Дифференциация букв о-а | 2 | Комбинированный урок | Определение гласных о,а в словах. | Учить определять общее и различное в образе букв о-а. | Лексические темы: «Профессии», «Школа».Построение монолога «Опиши профессию» по плану, игра «Назови по образцу». | По картинкам и вопросам составить рассказ на тему «Школа». Чтение пособия Мисаренко. | Развивать умение понять и принять учебную задачу,поставленную в вербальной форме. | |||
Дифференциация букв и-у | 2 | Комбинированный урок | Определение гласных и,у в словах. | Определение общих и различных элементов букв и-у. | Лексические темы: «Зима», «Транспорт». Поиск логической ошибки: «Найди ошибку». «Один-много». | Игра «Две дорожки». Тренировать учащихся в связном описании времен года. «Осень». «Зима». Чтение пособия Мисаренко. | Развивать умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи. | |||||
7 | Звонкие и глухие согласные Дифференциация согласных, имеющих оптическое сходство | Звонкие и глухие согласные | 2 | Вводный урок | Выделение звонких и глухих согласных звуков в начале и середине слова. Определение места заданного звука в слове с помощью цифровой линейки. | Учить определять разными способами звонкие и глухие согласные. | Лексические темы: «Зима», «Транспорт». Подбери родственные слова. Связь слов в предложении: «Составь предлжение правильно». | Рассказ «Зима».Пересказ рассказа. Чтение пособия Мисаренко. | Развивать умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия | |||
Дифференциация п-б, п'-б' | 3 | Комбинированный урок | Выделение звуков п-б, п`-б` в начале и середине слова.Различение звуков з-с в словах-паронимах. Сравнение слов по смыслу и звучанию. Выделение слога с заданной согласной п или б. Определение места заданного звука п или б в слове с помощью цифровой линейки. | Учить различать согласные звуки по звонкости/глухости, исполь зуя все анализаторы;Учить проверять согласный на конце слова и в середине (при оглушении). | Лексические темы: «Зима», «Спорт». Образование сравнительной степени наречий «Закончи предложение».Поиск антонимов «Скажи наоборот». | Картинки с изображением различных зимних видов спорта. Работа по вопросам. Чтение пособия Мисаренко. | Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: способность к запоминанию и переключе Нию. | |||||
Дифференциация т-д, т'-д' | 3 | Комбинированный урок | Выделение звуков т-д в начале и середине слова. Различение звуков т-д в словах-паронимах. Сравнение слов по смыслу и звучанию. выделение слога с заданной согласной т или д. Определение места заданного звука т или д в слове с помощью цифровой линейки. | Учить различать согласные звуки по звонкости/глухости, используя все анализаторы. Учить проверять согласный на конце слова и в середине (при оглушении). | Лексические темы: «Зима», «Спорт». Беседа о физкультуре и спорте. Составь предложение по опорным словам. | Составление мини-рассказов о детских зимних играх. Чтение пособия Мисаренко. | Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. | |||||
Дифференциация букв,имеющих оптическое сходство б-д | 2 | Комбинированный урок | Выделение слога из слов с согласными б-д. Определение их места в слове. | Учить дифференцировать оптически сходные буквы по количеству элементов и пространственному положению. | Лексические темы: «Зима», «Природа». Игра «Один-много», «Угадай и назови». | Учить детей составлять план рассказа «Природные явления зимой» и использовать составленный план при пересказе. Чтение пособия Мисаренко. | Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом в соответствии с инструкцией, заданием. | |||||
Дифференциация букв,имеющих оптическое сходство п-т | 2 | Комбинированный урок | Выделение слога из слов с согласными п-т. Определение их места в слове. | Учить дифференцировать оптически сходные буквы по количеству элементов и пространственному положению. | Лексические темы: «Зима», «Школа». Игра «Придумай новые слова», «Назови лишнее слово». | Учить детей составлять план рассказа «Природные явления зимой» и использовать составленный план при пересказе. Чтение пособия Мисаренко. | Формирование полноценных учебных умений:принятие учебной задачи и активное осмысление материала. | |||||
8 | Дифферен циация вонких и глухих согласных | Дифференциация к-г, к'-г' | 3 | Комбинированный урок | Выделение к-г в начале и середине слова.Различение звуков к-г в словах-паронимах. Сравнение слов по смыслу и звучанию. выделение слога с заданной согласной к или г. Определение места заданного звука к или г в слове с помощью цифровой линейки. | Учить различать согласные звуки по звонкости/глухости, исполь зуя все анализаторы.Учить проверять согласный на конце слова и в середине (при оглушении). | Лексические темы: «Защитники отечества». Образование существительных мн. числа в именительном и родительном падежах: «Посчитай». Поиск соответствующего понятия «Кто что делает?» | Составление плана рассказа по сюжетной картинке «Защитники Отечества». Чтение пособия Мисаренко. | Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: навыки и приемы самоконтроля | |||
Дифференциация с-з, с'-з' | 3 | Комбинированный урок | Выделение звуков с-з в начале и середине слова. Различение звуков з-с в словах-паронимах. Сравнение слов по смыслу и звучанию. Выделение слога с заданной согласной с или з. Определение места заданного звука с или з в слове с помощью цифровой линейки. | Учить различать согласные звуки по звонкости/глухости, используя все анализаторы. Учить проверять согласный на конце слова и в середине (при оглушении). | Лексические темы: «Защитники отечества», «профессии». Игра «Назови по образцу».«Закончи предложение». | Составление рассказа по плану предыдущего занятия. Чтение пособия Мисаренко. | Формирование умения отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии | |||||
Дифференциация ш-ж | 3 | Комбинированный урок | Выделение звуков ш-ж в начале и середине слова. Различение звуков ш-ж в словах-паронимах. Сравнение слов по смыслу и звучанию. выделение слога с заданной согласной ш или ж. Определение места заданного звука ш или ж в слове с помощью цифровой линейки. | Учить различать согласные звуки по звонкости/глухости, используя все анализаторы. Учить проверять согласный на конце слова и в середине (при оглушении). | Лексические темы: «Зима», «Деревья» Игра «Назови ласково», «Чьи плоды (семена)?». Образование относительных прилагательных «Как назвать лес?» | Составление рассказа-описания по вопросам «Зимний лес». Чтение пособия Мисаренко. | Формирование полноценных учебных умений: контроль за ходом своей деятельности. | |||||
Дифференциация с-ш | 3 | Комбинированный урок | Выделение звуков с-ш из слогов, из слов. Выделение слов со звуками с-ш из предложений. Выделение слогов из слов с заданными звуками. | Учить детей, опираясь на артикуляцию звуков с-ш, распознавать их в слогах и словах. | Лексические темы: «Деревья», «Комнатные растения». Игра «Посчитай один-два-пять», «Подбери слова-действия». | Рассказ «В лесу». Ответ на вопрос: «Что больше поможет при пересказе этих рассказов: слова, обозначающие действие, картинки или план пересказа». Пересказ рассказа. Чтение пособия Мисаренко. | Формирование умения выявлять главное и существенное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели | |||||
Дифференциация з-ж | 3 | Комбинированный урок | Выделение звуков з-ж из слогов, из слов. Выделение слов со звуками з-ж из предложений. Выделение слогов из слов с заданными звуками. | Учить детей, опираясь на артикуляцию звуков з-ж, распознавать их в слогах и словах. | Лексические темы: «Весна», «Деревья». «Расскажи о весне по плану», «Скажи со словом весенний». | Рассказ «Весна». Ответ на вопрос:»что больше поможет при пересказе этих рассказов: слова, обозначающие действие, картинки или план пересказа». Пересказ рассказа. Чтение пособия Мисаренко. | Развитие умения работать в определенно темпе. | |||||
Проверочная работа | 1 | Проверка полученных знаний | Умение применять полученные знанияв новых ситуациях; анализ, оценка продуктивности собственной деятельности | |||||||||
Дифференциация р-л, р'-л' | 3 | Комбинированный урок | Выделение звуков р-л из слогов, из слов. Выделение слов со звуками р-л из предложений. Выделение слогов из слов с заданными звуками. | Учить дифференцировать согласные звуки и буквы р-л. | Лексические темы: «Весна», «Хлеб». Образование существительных в родительном падеже «Назови со словом «нет». Подбери слова-признаки к слову хлеб. | Рассказ «Хлебное поле». Ответ на вопрос:»что больше поможет при пересказе этих рассказов: слова, обозначающие действие, картинки или план пересказа». Пересказ рассказа. Чтение пособия Мисаренко. | Формирование умения рассказывать о последовательности выполнения учебной работы, подведение итога занятия. | |||||
Звук и буква Ч | 1 | Комбинированный урок | Выделение звука ч из слогов, из слов. Выделение слов со звуком Ч из предложений. Выделение слогов из слов с заданным звуком. | Учить слышать звук ч, опираясь на артикуляцию в единицах речи. | Лексические темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Игра «Подбери родственные слова. Составь рассказ по плану: «Природа и времена года». | Игра «Четыре дорожки». Тренировать учащихся в связном описании времен года. Чтение пособия Мисаренко. | Развитие умения формулирования задания при выполнении коллективных видов учебной работы. | |||||
Дифференциация ч-т' | 3 | Комбинированный урок | Выделение звуков ч-т` из слогов, из слов. Выделение слов со звуками ч-т` из предложений. Выделение слогов из слов с заданными звуками. | Учить дифференцировать согласные звуки и буквы ч-т`. | Лексические темы: «Времена года» «Природа». Игра «Один-много».Составь предложения по картинкам. | Рассказ «Пудик». Деление рассказа на части, озаглавливание каждой части. Чтение пособия Мисаренко. | Развитие коммуникативных умений и навыков: соблюдение речевого этикета при общении. | |||||
Звук и буква Щ | 1 | Комбинированный урок | Выделение звука щ из слогов, из слов. Выделение слов со звуком щ из предложений. Выделение слогов из слов с заданным звуком. | Учить слышать звук щ, опираясь на артикуляцию в единицах речи. | Лексические темы: «Год», «Месяца». Классификация понятий «Четвертый -лишний». Построение монолога-описания «Природа и времена года». | Рассказ «Пудик». составление плана и пересказ рассказа. Чтение пособия Мисаренко. | Развитие умения составления устных связных высказываний с элементами творчества. | |||||
Дифференциация щ-с' | 3 | Комбинированный урок | Выделение звуков щ -с` из слогов, из слов. Выделение слов со звуками щ-с` из предложений. Выделение слогов из слов с заданными звуками. | Учить дифференцировать согласные звуки и буквы щ-с `. | Лексические темы: «Наш город», «школа». Связь слов по типу слабого управления: «Ответь на вопрос». Образование прилагательных в сравнительной степени. | Рассказ «Карандаш». Составление плана рассказа, пересказ отдельных частей. Чтение пособия Мисаренко. | Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучнию – введение. | |||||
Дифференциация ч-щ. | 2 | Комбинированный урок | Выделение звуков ч-щ из слогов, из слов. Выделение слов со звуками ч-щ из предложений. Выделение слогов из слов с заданными звуками. | Учить дифференцировать согласные звуки и буквы ч-щ. | Лексические темы: «Дикие и домашние животные». Игра «Назови «Какой?Какая? Какое?». Поиск соответствующего понятия «Отгадай и назови». | Рассказ «Дружок и Пушок». Рассказать сначала о Дружке ,потом о Пушке. Чтение пособия Мисаренко. | Развивать умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда,не переключаясь на посторонние воздействия. | |||||
Звук и буква Ц | 1 | Комбинированный урок | Выделение звука Ц из слогов, из слов. Выделение слов со звуком Ц из предложений. Выделение слогов из слов с заданным звуком. | Учить слышать звук ц, опираясь на артикуляцию в единицах речи. | Лексические темы: «Дом», «Домашние животные и птицы». Игра «Один-много» - поиск соответствующего понятия.Игра «Есть ли в доме 2 этажа?» | Рассказ «Цыплята». Составить задачу. Чтение пособия Мисаренко. | Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивость внимания и способность к запоминанию. | |||||
Дифференциация ц-т | 2 | Комбинированный урок | Выделение звуков ц-т из слогов, из слов. Выделение слов со звуками ц-т из предложений. Выделение слогов из слов с заданными звуками. | Учить дифференцировать согласные звуки и буквы ц-т. | Лексические темы: «Продукты питания», «Дом». Игра «Назови ласково». Поиск антонимов «Скажи наоборот». | Начало рассказа «Поход в магазин». Придумать конец рассказа. Озаглавливание текста. Чтение пособия Мисаренко. | Развивать умение понять и принять учебную задачу, поставлен ную в вербальной форме. | |||||
Дифференциация ч-ц | 2 | Комбинированный урок | Выделение звуков ч-ц из слогов, из слов. Выделение слов со звуками ч-ц из предложений.Выделение слогов из слов с заданными звуками. | Учить дифференциро вать согласные звуки и буквы ч-ц. | Лексические темы: «Домашние птицы», «Дикие животные». Игра «Назовите родителей». «Назови ласково». | Начало рассказа «Уточка». Придумать конец рассказа. Пересказать весь рассказ целиком. Чтение пособия Мисаренко. | Развивать умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи. | |||||
9 | Предложе ние | Границы предложения | 1 | Комбинированный урок | Обозначение границ предложения. Выделение предложений из текста. | Формировать умение правильно оформлять границы предложения в устной и письменной речи, выделять законченные предложения из сплошного текста. | Карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г. | |||||
Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку. | 1 | Комбинированный урок | Учить составлять грамматически верное предложение. | Карточки с заданиями для индивидуальной работы. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г. | ||||||||
10 | Текст | Ознакомление с признаками текста. | 1 | Комбинированный урок | Формировать умение отличать текст от группы предложений. | Карточки с текстом. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г. | ||||||
Пересказ текста по вопросам. | 1 | Комбинированный урок | Формировать умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте. | Карточки с вопросами к тексту. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г. | ||||||||
Восстанов ление деформированного текста. | 1 | Комбинированный урок | Формировать умение устанавли вать последова тельность предложений в тексте. | Серия картинок. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г. | ||||||||
11 | Итоговое занятие | Контрольный диктант | 1 | Про верка полу чен ных зна ний | Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:,« Айрис дидактика», 2007 г. | Развитие устойчивости внимания, умения понять и принять учебную задачу и развитие навыков и приемов самоконтроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда с календарно-тематическим планированием на массовую школу...
рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа учителя-логопеда на классы скоу...
Рабочая программа учителя-логопеда по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи в 1-х классах в общеобразовательной школе.
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, Вариант 5.1 АООП НОО предназначен для обучающихся с ТНР и предусматривает получение образования, сопоставимого по ...
рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с РАС
Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с РАС первого и подготовительного класса...
рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа развивающих логопедических занятий для младших школьников...
Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся со сложной структурой дефекта
Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР разработана с учетом уровня речевого развития, коммуникативных навыков и состояния интеллекта....
- Мне нравится (1)