Рабочая программа учителя- логопеда.
рабочая программа по логопедии (2, 3 класс)

Гаврик (Мичурина) Надежда Анатольевна

Рабочая программа  логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у учащихся 2-х, 3-х классов» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Пояснительная записка25.92 КБ
Файл КТП96.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Средняя общеобразовательная школа № 232"

Утверждаю

Директор МКОУ СОШ №232

Егорова С.А.

«___»  ___________  20___г.

Рабочая программа

по коррекции устной и письменной речи младших школьников 2-х классов,

имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  Рассмотрено

  на заседании МО учителей-логопедов

  ЗАТО Знаменск, Астраханская обл.

  протокол № __________                                                                                                                                                       Составитель рабочей программы:

 «___» __________ 20___ г.                                                                                                                                                    учитель-логопед первой  категории

 Билюкова Е.Ю.  __________                                                                                                                                                 Гаврик Н.А.

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе рекомендаций «Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда в общеобразовательной школе» Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. и Письма Министерства образования РФ от 14.12. 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».  

Рабочая программа рассчитана на 90 учебных часов для  группы обучающихся 2-х,3-х классов с диагнозом «Нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим  недоразвитием речи».

 Первостепенной задачей коррекционно-развивающего обучения является своевременное выявление речевых нарушений у обучающихся начальной школы посредством диагностики устной и письменной речи (Т.И.Фотекова), а также формирование групп в соответствии с речевым диагнозом.

      У обучающихся группы с речевым диагнозом - нарушения чтения и письма, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность фонематических процессов и представлений.

      Количественный состав лексического запаса ограничен  реалиями обиходно-бытовой  тематики, качественно неполноценен, дети допускают в самостоятельных высказываниях ошибки, обусловленные смешением слов по смыслу или акустическому сходству.

      Грамматический строй речи недостаточно  сформирован: отсутствуют сложные синтаксические  конструкции, наблюдаются аграмматизмы в синтаксических конструкциях, что подробно отражено в индивидуальных речевых картах детей.

      Речь детей  данной группы носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога, связана с непосредственным опытом детей. В речи появляются высказывания в пределах обиходно – бытовой  тематики, в то время как высказывания  в процессе учебной деятельности вызывают трудности, отличаются недостаточной связностью, логичностью, фрагментарностью.

     Помимо речевых нарушений выявлена недостаточность познавательной деятельности, низкая произвольность внимания, слабая переключаемость, несформированность наблюдательности по отношению к языковым явлениям, недоразвитие  словесно- логического мышления. Процессы памяти недостаточны, особенно страдает слуховая (дети не в состоянии повторить инструкции логопеда). В связи с этим на письме наблюдается ряд специфических ошибок: пропуски, замены, перестановки букв и слогов.

      Анализ письменных работ и наблюдения свидетельствуют о том, что знания правил правописания носят поверхностный характер, уровень их применения низок, чтение слоговое с большим количеством специфических ошибок. У многих обучающихся занижена самооценка, отмечается недостаточный уровень самоконтроля.

      Таким образом у детей – логопатов данной группы  наряду с нарушением компонентов речевой системы наблюдается  недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

        На основании материалов обследования обучающихся,  составлен  перспективный план работы для каждой группы детей с нарушениями устной и письменной речи, в котором отмечено  основное содержание и последовательность работы, примерные сроки прохождения каждого этапа. Исходя из общей цели, стоящей перед коррекционным обучением для группы детей, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи решаются следующие задачи: 

1.Формирование и развитие языкового анализа и синтеза.

2.Формирование и развитие полноценных фонематических процессов.

3. Развитие лексико-грамматических отношений.

 4.Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания.

6.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активности, самостоятельности, произвольности).

7.Обогащение кругозора, формирование разносторонних представлений, которые позволят ребенку воспринимать учебный      материал осознанно.

        В конце каждого раздела проводится тестовая или письменная проверочная работа в рамках логопедического занятия, на которых выявляется уровень полученных знаний и умений.

Занятия с каждой группой проводятся во 2 классе – 3 раза в неделю;

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

   Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос  полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.  

В структуру занятия может входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

Формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звукослоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

   Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Содержание изучаемого курса.

2 класс (90часов).

Обследование – 2 часа.

Речь, предложение, слово– 12 часов.

Звуки речи– 3 часа.

Ударение – 2 часа.

Согласные звуки и буквы– 15 часов.

Дифференциация гласных букв, имеющих оптическое сходство – 4 часов.

Звонкие и глухие согласные– 8 часов.

Дифференциация согласных, имеющих оптическое сходство – 7 часов.

Дифференциация звонких и глухих согласных – 31 час.

Предложение – 2 часа.

Текст – 3 часа.

Обследование – 1час.

         К концу обучения у детей должны быть сформированы следующие представления в соответствии с поставленными задачами: языковой анализ и синтез:

  1.        анализ предложений на слова;

  2.        слоговой анализ и синтез;

  3.        фонематический анализ и синтез;

фонематические процессы:

   1. выделение звука на фоне слога;

   2.  формирование умения определять наличие звука в слове;

   3.  определение места звука в слове;

   4. выделение слова с данным звуком из предложения;

 лексико-грамматические отношения:

   уметь грамматически правильно строить предложения, используя различные части речи, правильно употребляя предлоги. Из предложений составлять связные тексты.                                  

   На занятиях уметь внимательно слушать и осознанно воспринимать учебный материал, выполнять инструкции педагога. Проявлять высокую познавательную активность, самостоятельность и произвольность.

         Таким образом, успешное решение поставленных задач создаёт предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности и развитие определенных умений и навыков, необходимых для усвоения соответствующего программного материала начальной школы.

                                       Программа обеспечивается следующим учебно-методическим комплектом:

  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников, книга для логопедов, М. "ГИЦ ВЛАДОС" 1997
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов, пособие для логопеда, М. "ГИЦ ВЛАДОС" 2003
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок,обусловленных несформированностью фонематического восприятия.-М:Книголюб,2003(Дидактический материал по коррекции письменной речи).
  • Городилова В.И. Кудрявцева М.З.Чтение и письмо, М. "Аквариум"1995
  • Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФН, пособие для логопедов, Москва 1998
  • Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками, Ярославль Академия развития 2006
  • Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы, учебно-методическое пособие, М. 2006 г.
  • Лалаева Р.И. «Нарушения чтения  и пути их коррекции у младших школьников». «Союз»   Санкт – Петербург  1998.

●        Костромина С.Н., Л.Г. Нагаева «Как  преодолеть трудности  в обучении  чтению». Москва, 1989.

●       Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей». Санкт – Петербуг, 1997.

●      Волкова  Л.С. « Логопедия». Москва, 1997.

●     Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина  Г.В. «Основы логопедии», Москва. «Просвещение», 1989.

●         Немов Р.С. « Психология». Москва.  «Просвещение».1994.

●        Заика Е.В. «Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников», 1995.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

«Нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН у учащихся 2-х, 3-х классов»

за 2018-2019 уч.год

№  

п/п

Наименование раздела

программы

Тема урока

Количество

часов

Тип урока

Развитие фонематических процессов и слоговой структуры

Формирован

ие и развитие учебных умений и навыков

Формирование и развитие лексико-грамматических категорий и пространственно-временных отношений

Разви

тие связной речи и навыков чтения

Содержание коррекцион

но-воспитательной работы

Дата проведе

ния

План/факт

1

Речь,

предложение, слово.

Речь и предложение

2

Вводный урок

Развитие слухового внимания. Игра «Дополни слово».

Учить детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.

Лексические темы: «Осень», «Школа». образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Назови ласково». Пересказ рассказа «Осень».

Составление связных рассказов по сюжетным картинкам.

Чтение рядов согласных букв с дальнейшим присоединением гласных.

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучнию – введение.

Предложение и слово

2

Комбинированный урок

Учить  детей слышать в предложении логическое ударение.

Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения.

Определение кол-ва слов в предложении,  составление схем.

Лексические темы:

«Осень», «Школьные принадлежности». Образование множественного числа существительных  в родительном падеже: «Один-много». Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи».

Составление предложений по картинкам с заданным количеством слов.  Чтение  рядов согласных букв с дальнейшим присоединением гласных.

Развивать умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия.

Слова-предметы

2

Комбинированный урок

Учить  детей ставить в предложении логическое ударение.

Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Учить графически изображать слова обозначающие предметы.

Лексические темы:

«Осень», «Перелетные птицы», «Овощи». Построение монолога «Расскажи об осени по плану».  Образование множественного числа существительных  в родительном  и именительном падежах: «Один-много».

Составление предложений по картинкам с заданным количеством слов.  Чтение  рядов согласных букв с дальнейшим присоединением гласных.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивость внимания и способность к запоминанию.

Слова-действия

2

Комбинированный урок

Учить  детей определять количество слов в предложении.

Учить детей различать слова, обозначающие действия предмета; различать слова, обозначающие предметы и действия предметов. Графическое изображение слов-предметов и действий.

Лексические темы:

«Осень», «Перелетные птицы», «Овощи». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе: «Назови детеныша». Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит».

Составление предложений по картинкам с заданным количеством слов.  Чтение слоговых таблиц Корнева.

Развивать умение понять и принять учебную задачу,поставленную в вербальной форме.

Слова-признаки

2

Комбинированный урок

Учить  детей составлять предложения с заданным количеством слов.

Учить детей различать слова, обозначающие признак предмета. Учить правильно изменять слова, обозначающие предметы по родам. Графическое изображение признаков предмета.

Лексические темы:

«Осень», «Перелетные птицы», «Овощи». Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?». Поиск антонима «Скажи наоборот».

Составление предложений по картинкам на тему«Осень», используя слова-признаки. Чтение слоговых таблиц Корнева.

Развивать умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

Слова-предметы, действия, признаки

2

Закрепление изученного материала

Учить  детей ставить в предложении логическое ударение; определять количество слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов.

Закрепить у учащихся понятие о словах, обозначающих предмет, действие и признак предмета. Учить составлять предложения по картинкам с использованием данных слов.

Лексические темы:

«Осень», «Фрукты». Образование относительных прилагательных «Назови, какое древо», «Назови ,какой сок». Поиск соответствующего глагола «Убираем урожай».

Составление связного рассказа по теме «Осень», используя слова-признаки Чтение слоговых таблиц Корнева.

Развивать умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия.

2

3

Звуки речи.

Звуки речи и буквы

1

Вводный урок

Узнавание заданных гласных и согласных звуков из ряда других звуков.

Познакомить учащихся со способом образования различных звуков. Познакомить учеников  со строением артикуляцион

ного аппарата. Познакомить учеников со способом образования гласных и согласных звуков.

Лексические темы:

«Осень», «Перелетные птицы». Подбор соответствующего понятия: «Кто как кричит». Игра «Назови ласково».

Составление связного рассказа по картинке «Золотая осень» с помощью вопросов.   Чтение слоговых таблиц Корнева.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: способность к запоминанию и переключе-

нию.

Гласные звуки и буквы

2

Комбинированный урок

Выделение гласного звука на фоне слова. Определение места гласного в слове.

Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда. Познакомить учеников с образованием гласных второго ряда.

Лексические темы:

«Осень», «Овощи», «Фрукты». Игра «Один-много». Поиск соответствующего понятия. Игра «Повар».

Рассказ  «Воробей и ласточки»,

нахождение в рассказе слов-действий. Чтение слоговых таблиц Корнева.

Формирование коммуникативных умений и навыков,адекватных ситации учебной деятельности.

Слоговой анализ и синтез.

Слогообразующая роль гласных букв

2

Комбинированный урок

Соотнесение количества гласных звуков с количеством слогов в слове. Придумывание слов с заданным количеством слогов. Игра «Пирамида».

Дать ученикам понятие о слогообразующей роли гласного. Учить детей выделять гласные из слов.

Лексические темы:

«Домашние птицы», «Дикие животные».  Игра «Назовите родителей». «Назови ласково».

Рассказ «Цыпленок», ответы на вопросы по содержанию текста.  Чтение слоговых таблиц Корнева.

Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом в соответствии с инструкцией,заданием.

Составление слов из слогов

1

Комбинированный урок

Придумывание слов с определенным слогом в начале слова, в конце слова. Игра «Составь слово» (по первым слогам слов).

Учить детей определять порядок слогов в слове.

Лексические темы:

«Домашние птицы», «Дикие животные».  Игра «У кого-кто?», классификация понятий: «Назови лишнее слово».

Рассказ «Сиротка», пересказ рассказа с наводящими вопросами.  Чтение слоговых таблиц Корнева.

Формирование полноценных учебных умений: принятие учебной задачи и активное осмысление материала.

Деление слов на слоги

1

Комбинированный урок

Упражнение «Переставь слоги», игра «Поле чудес» (найти слово,

состоящее из 1,2,3,4-х слогов).

Учить детей делить на слоги двусложные, трехсложные и четырехсложные слова.

Лексические темы:

«Сказки», «Дикие животные». Игра «Чей хвост?». Выбор соответствующего понятия «Сравни».

Рассказ «Как медведь сам себя напугал» по Н.Сладкову. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа. Чтение слоговых таблиц Корнева.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: навыки и приемы самоконтроля

4

Ударение

Формообразующая роль ударения

1

Вводный урок

Определять ударные гласные  в произношении другого и в своем. Узнавать слово по его слуховой схеме, по зрительной схеме.

Учить детей определять ритмический рисунок слова соотносить его с самим словом.

Лексические темы:

«Сказки», «Дикие и домашние животные». Игра «Узнай нас». Построение монолога «Опиши любого зверя по плану».

Сказка «Лиса и рак». Установить последовательность действий в сказке. Чтение слоговых таблиц Корнева..

Формирование умения отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии

Смыслообразующая роль ударения

1

Комбинированный урок

Выделение ударного гласного в словах-омографах.

Дать понятие смыслообразующей роли ударения.

Лексические темы:

«Дом», «Домашние животные и птицы». Игра «Один-много» - поиск соответствующего понятия. Игра «Есть ли в доме 2 этажа?»

Рассказ «Скворец». Пересказать рассказ по опорным словам.  Чтение слоговых таблиц Корнева.

Формирова

ние полноценных учебных умений: контроль за ходом своей деятельности.

Безударная гласная

2

Комбинированный урок

Придумывание слов с ударными гласными в 1,2,3-м слоге.

Учить определять безударную гласную в корне слова и подбирать проверочные слова.

Лексические темы:

«Дом», «Домашние электроприборы». Игра «Посчитай». Поиск антонимов «Скажи наоборот».

Рассказ «Кот Васька». Назвать слова-действия и пересказать его.  Чтение слоговых таблиц Корнева.

Формирование умения выявлять главное и существенное в учебном материале, определениепутей и средств достижения учебной цели.

5

Согласные звуки и буквы

Согласные звуки и буквы

1

Вводный урок

Узнавание заданных согласных звуков на фоне слова.

Учить выделять заданные согласные звуки из ряда других звуков.

Лексические темы: «Дом», «Домашние электроприборы». Игра «Скажи со словом «нет». Работа над структурой  слова «Сколько раз можно пропеть слово».

Рассказ «Гроза». Выделить слова-действия и с помощью них пересказать рассказ. Чтение пособия Мисаренко.

Развитие умения работать в определенно темпе.

Твердые и мягкие согласные

1

Комбинированный урок

Определение места мягкого согласного в слове.

Научить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных.

Лексические темы:

«Сказки», «Дом». Построение монолога «Опиши свой дом». Узнавание предмета по ключевым словам: «Из какой сказки?».

Прослушав слова-действия, составить рассказ. Чтение пособия Мисаренко.

Умение применять полученные знания в новых ситуациях; анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Мягкий знак в конце слова

1

Комбинированный урок

Сравнение слов по смыслу и звучанию, одинаковых по написанию,

разлищающихся только мягким знаком в конце слова.

Учить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных в конце слова.

Лексические темы:

«Дикие и домашние животные», «Продукты питания». Игра «Назови «Какой? Какая? Какое?». Поиск соответствующего понятия «Отгадай и назови».

Прослушав слова-действия, составить рассказ. Чтение пособия Мисаренко.

Формирование умения рассказывать о последовательности выполнения учебной работы ,подведение итога занятия.

Мягкий знак  в середине слова

1

Комбинированный урок

Сравнение слов по смыслу и звучанию, одинаковых по звучанию, различающихся только мягким знаком в середине слова. Игра «Спрячем мягкий знак в середину».

Учить детей выделять мягкий согласный из середин слова.

Лексические темы:

«Продукты питания», «Дом». Игра «Назови ласково». Поиск антонимов «Скажи наоборот».

Прослушав слова-действия, составить рассказ. Чтение пособия Мисаренко.

Развитие умения формулирования задания при выполнении коллективных видов учебной работы.

Дифференциация гласных а-я

2

Комбинированный урок

Упражнение «Замени гласную» (а на я) в слогах и словах.

Учить детей различать твердые и мягкие согласные перед гласными а-я.

Лексические темы: «Сказки», «головные уборы».Игра «Назови ,какая». Беседа по теме «Развитие монологической речи».

По предметным картинкам составить рассказ-описание животного.  Чтение пособия Мисаренко.

Развитие коммуникативных умений и навыков:соблюдение речевого этикета при общении.

Дифференциация гласных о-ё

2

Комбинированный урок

Упражнение «Замени гласную» (о  на ё) в слогах и словах.

Учить детей различать твердые и мягкие согласные перед гласными о-ё.

Лексические темы:

«Наш город», «школа».  Образование прилагательных в сравнительной степени. Классификация «Четвертый-лишний».

По предметным картинкам составить рассказ-описание животного.  Чтение пособия Мисаренко.

Развитие умения составления устных связных высказываний с элементами творчества.

Дифференциация гласных у-ю

2

Комбинированный урок

Упражнение «Замени гласную» (у на ю) в слогах и словах.

Учить детей различать твердые и мягкие согласные перед гласными у-ю.

Лексические темы: «Наш город», «школа». Связь слов по типу слабого управления: «Ответь на вопрос». Образование прилагательных в сравнительной степени.

По предметным картинкам составить рассказ-описание бабочки.  Чтение пособия Мисаренко.

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучнию – введение.

Дифференциация гласных э-е

  1

Комбинированный урок

Упражнение «Замени гласную» (э на е) в слогах и словах.

Учить детей различать твердые и мягкие согласные перед гласными э-е.

Лексические темы:

«Наш город», «Почта». Образование наречий «Назови по образцу». Поиск соответствующего понятия и построение фразы «Знаешь ли ты».

По предметным картинкам составить рассказ-описание жука.  Чтение пособия Мисаренко.

Развивать умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда,не переключаясь на посторонние воздействия.

Дифференциация гласных ы-и

 2

Комбинированный урок

Выделение гласных звуков ы-и в конце слова.

Учить детей различать твердые и мягкие согласные перед гласными ы-и.

Лексические темы:

«Наш город», «Профессии». Игра «Один-много».

По предметным картинкам составить рассказ-описание клена.  Чтение пособия Мисаренко.

Дифференциация гласных ё-ю

 2

Комбинированный урок

Графическая работа со словами.  Выделение гласных ё-ю, опираясь на артикуляцию.

Учить детей правильно артикулировать гласные ё-ю.

Лексические темы: «Наш город» ,        « Почта», «Профессии». Игра «Назови по образцу», «Кому что надо для работы».

Рассказ «Почтальон». Расстановка картинок в последовательности, соответствующей сюжету рассказа.  Чтение пособия Мисаренко.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивость внимания и способность к запоминанию.

6

Дифференциация гласных букв, имеющих оптическое сходство

Дифференциация букв о-а

2

Комбинированный урок

Определение гласных о,а в словах.

Учить определять общее и различное в образе букв о-а.

Лексические темы: «Профессии», «Школа».Построение монолога «Опиши профессию» по плану, игра «Назови по образцу».

По картинкам и вопросам составить рассказ  на тему «Школа».  Чтение пособия Мисаренко.

Развивать умение понять и принять учебную задачу,поставленную в вербальной форме.

Дифференциация букв и-у

2

Комбинированный урок

Определение гласных и,у  в словах.

Определение общих и различных элементов букв и-у.

Лексические темы: «Зима», «Транспорт». Поиск логической ошибки: «Найди ошибку». «Один-много».

Игра «Две дорожки». Тренировать учащихся в связном описании времен года. «Осень». «Зима».  Чтение пособия Мисаренко.

Развивать умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

7

Звонкие и глухие согласные

Дифференциация согласных, имеющих оптическое сходство

Звонкие и глухие согласные

2

Вводный урок

Выделение звонких  и глухих согласных звуков в начале и середине слова. Определение места заданного звука в слове с помощью цифровой линейки.

Учить определять разными способами звонкие и глухие согласные.

Лексические темы: «Зима», «Транспорт». Подбери родственные слова. Связь слов в предложении: «Составь предлжение правильно».

Рассказ «Зима».Пересказ рассказа.  Чтение пособия Мисаренко.

Развивать умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия

Дифференциация п-б, п'-б'

3

Комбинированный урок

Выделение звуков п-б, п`-б` в начале и середине слова.Различение звуков з-с в словах-паронимах. Сравнение слов по смыслу и звучанию. Выделение слога с заданной согласной п или б. Определение места заданного звука п или б в слове с помощью цифровой линейки.

Учить различать согласные звуки по звонкости/глухости, исполь зуя все анализаторы;Учить проверять согласный на конце слова и в середине (при оглушении).

Лексические темы: «Зима», «Спорт». Образование сравнительной степени наречий «Закончи предложение».Поиск антонимов «Скажи наоборот».

Картинки с изображением различных  зимних видов спорта. Работа по вопросам.  Чтение пособия Мисаренко.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: способность к запоминанию и переключе

Нию.

Дифференциация т-д, т'-д'

3

Комбинированный урок

Выделение звуков т-д в начале и середине слова. Различение звуков т-д  в словах-паронимах. Сравнение слов по смыслу и звучанию. выделение слога с заданной согласной т или д. Определение места заданного звука т  или д  в слове с помощью цифровой линейки.

Учить различать согласные звуки по звонкости/глухости, используя все анализаторы. Учить проверять согласный на конце слова и в середине (при оглушении).

Лексические темы: «Зима», «Спорт». Беседа о физкультуре и спорте. Составь предложение по опорным словам.

Составление мини-рассказов о детских зимних играх.  Чтение пособия Мисаренко.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

Дифференциация букв,имеющих оптическое сходство б-д

2

Комбинированный урок

Выделение слога из слов с согласными    б-д. Определение их места в слове.

Учить дифференцировать оптически сходные буквы по количеству элементов и пространственному положению.

Лексические темы: «Зима», «Природа». Игра «Один-много», «Угадай и назови».

Учить детей составлять план рассказа «Природные явления зимой» и использовать составленный план при пересказе.  Чтение пособия Мисаренко.

Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом в соответствии с инструкцией, заданием.

Дифференциация букв,имеющих оптическое сходство п-т

2

Комбинированный урок

Выделение слога из слов с согласными    п-т. Определение их места в слове.

Учить дифференцировать оптически сходные буквы по количеству элементов и пространственному положению.

Лексические темы: «Зима», «Школа». Игра «Придумай новые слова», «Назови лишнее слово».

Учить детей составлять план рассказа «Природные явления зимой» и использовать составленный план при пересказе. Чтение пособия Мисаренко.

Формирование полноценных учебных умений:принятие учебной задачи и активное осмысление материала.

8

Дифферен

циация вонких и глухих согласных

  Дифференциация к-г, к'-г'

3

Комбинированный урок

Выделение к-г  в начале и середине слова.Различение звуков к-г  в словах-паронимах. Сравнение слов по смыслу и звучанию. выделение слога с заданной согласной к или г. Определение места заданного звука к  или г в слове с помощью цифровой линейки.

Учить различать согласные звуки по звонкости/глухости, исполь зуя все анализаторы.Учить проверять согласный на конце слова и в середине (при оглушении).

Лексические темы: «Защитники отечества». Образование существительных мн. числа в именительном и родительном падежах: «Посчитай». Поиск соответствующего понятия «Кто что делает?»

Составление плана рассказа по сюжетной картинке «Защитники Отечества». Чтение пособия Мисаренко.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: навыки и приемы самоконтроля

Дифференциация с-з, с'-з'

3

Комбинированный урок

Выделение звуков с-з в начале и середине слова. Различение звуков з-с в словах-паронимах. Сравнение слов по смыслу и звучанию. Выделение слога с заданной согласной с или з. Определение места заданного звука с или з в слове с помощью цифровой линейки.

Учить различать согласные звуки по звонкости/глухости, используя все анализаторы.

Учить проверять согласный на конце слова и в середине (при оглушении).

Лексические темы: «Защитники отечества», «профессии». Игра «Назови по образцу».«Закончи предложение».

Составление рассказа по плану предыдущего занятия.  Чтение пособия Мисаренко.

Формирование умения отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии

Дифференциация ш-ж

3

Комбинированный урок

Выделение звуков ш-ж  в начале и середине слова. Различение звуков ш-ж  в словах-паронимах. Сравнение слов по смыслу и звучанию. выделение слога с заданной согласной ш или ж. Определение места заданного звука ш или ж  в слове с помощью цифровой линейки.

Учить различать согласные звуки по звонкости/глухости, используя все анализаторы. Учить проверять согласный на конце слова и в середине (при оглушении).

Лексические темы: «Зима», «Деревья» Игра «Назови ласково», «Чьи плоды (семена)?». Образование относительных прилагательных «Как назвать лес?»

Составление рассказа-описания по вопросам «Зимний лес».  Чтение пособия Мисаренко.

Формирование полноценных учебных умений: контроль за ходом своей деятельности.

Дифференциация с-ш

3

Комбинированный урок

Выделение звуков с-ш из слогов, из слов. Выделение слов  со звуками с-ш из предложений. Выделение слогов из слов с заданными звуками.

Учить детей, опираясь на артикуляцию звуков с-ш, распознавать их в слогах и словах.

Лексические темы: «Деревья», «Комнатные растения». Игра «Посчитай один-два-пять»,  «Подбери слова-действия».

Рассказ «В лесу».  Ответ на вопрос: «Что больше поможет при пересказе этих рассказов: слова, обозначающие действие, картинки или план пересказа». Пересказ рассказа.  Чтение пособия Мисаренко.

Формирование умения выявлять главное и существенное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели

Дифференциация з-ж

3

Комбинированный урок

Выделение звуков з-ж  из слогов, из слов. Выделение слов  со звуками з-ж из предложений. Выделение слогов из слов с заданными звуками.

Учить детей, опираясь на артикуляцию звуков з-ж, распознавать их в слогах и словах.

Лексические темы: «Весна», «Деревья». «Расскажи о весне по плану», «Скажи со словом весенний».

Рассказ «Весна».    Ответ на вопрос:»что больше поможет при пересказе этих рассказов: слова, обозначающие действие, картинки или план пересказа». Пересказ рассказа. Чтение пособия Мисаренко.

Развитие умения работать в определенно темпе.

Проверочная работа

1

Проверка полученных знаний

Умение применять полученные знанияв новых ситуациях; анализ, оценка продуктивности собственной деятельности

Дифференциация р-л, р'-л'

3

Комбинированный урок

Выделение звуков р-л  из слогов, из слов. Выделение слов  со звуками р-л из предложений. Выделение слогов из слов с заданными звуками.

Учить дифференцировать согласные звуки и буквы р-л.

Лексические темы: «Весна», «Хлеб». Образование существительных в родительном падеже «Назови со словом «нет». Подбери слова-признаки к слову хлеб.

Рассказ «Хлебное поле».   Ответ на вопрос:»что больше поможет при пересказе этих рассказов: слова, обозначающие действие, картинки или план пересказа».   Пересказ рассказа. Чтение пособия Мисаренко.

Формирование умения рассказывать о последовательности выполнения учебной работы, подведение итога занятия.

Звук и буква Ч

1

Комбинированный урок

Выделение звука ч из слогов, из слов. Выделение слов  со звуком Ч из предложений. Выделение слогов из слов с заданным звуком.

Учить слышать звук ч, опираясь на артикуляцию в единицах речи.

Лексические темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Игра «Подбери родственные слова. Составь рассказ по плану: «Природа и времена года».

Игра «Четыре дорожки». Тренировать учащихся в связном описании времен года. Чтение пособия Мисаренко.

Развитие умения формулирования задания при выполнении коллективных видов учебной работы.

Дифференциация ч-т'

3

Комбинированный урок

Выделение звуков ч-т` из слогов, из слов. Выделение слов  со звуками  ч-т` из предложений. Выделение слогов из слов с заданными звуками.

Учить дифференцировать согласные звуки и буквы ч-т`.

Лексические темы: «Времена года» «Природа». Игра «Один-много».Составь предложения по картинкам.

Рассказ «Пудик». Деление рассказа на части, озаглавливание каждой части. Чтение пособия Мисаренко.

Развитие коммуникативных умений и навыков: соблюдение речевого этикета при общении.

Звук и буква Щ

1

Комбинированный урок

Выделение звука щ  из слогов, из слов. Выделение слов  со звуком щ  из предложений. Выделение слогов из слов с заданным звуком.

Учить слышать звук щ, опираясь на артикуляцию в единицах речи.

Лексические темы: «Год», «Месяца». Классификация понятий «Четвертый -лишний». Построение монолога-описания «Природа и времена года».

Рассказ «Пудик». составление плана и пересказ рассказа. Чтение пособия Мисаренко.

Развитие умения составления устных связных высказываний с элементами творчества.

Дифференциация щ-с'

3

Комбинированный урок

Выделение звуков щ -с`  из слогов, из слов. Выделение слов  со звуками щ-с` из предложений.

Выделение слогов из слов с заданными звуками.

Учить дифференцировать согласные звуки и буквы  щ-с `.

Лексические темы: «Наш город», «школа». Связь слов по типу слабого управления: «Ответь на вопрос». Образование прилагательных в сравнительной степени.

Рассказ «Карандаш». Составление плана рассказа, пересказ отдельных частей. Чтение пособия Мисаренко.

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучнию – введение.

Дифференциация ч-щ.

2

Комбинированный урок

Выделение звуков ч-щ из слогов, из слов. Выделение слов  со звуками      ч-щ из предложений.

Выделение слогов из слов с заданными звуками.

Учить дифференцировать согласные звуки и буквы  ч-щ.

Лексические темы: «Дикие и домашние животные». Игра «Назови «Какой?Какая? Какое?». Поиск соответствующего понятия «Отгадай и назови».

Рассказ «Дружок и Пушок». Рассказать сначала о Дружке ,потом о Пушке. Чтение пособия Мисаренко.

Развивать умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда,не переключаясь на посторонние воздействия.

Звук и буква Ц

1

Комбинированный урок

Выделение звука Ц  из слогов, из слов. Выделение слов  со звуком Ц  из предложений. Выделение слогов из слов с заданным звуком.

Учить слышать звук ц, опираясь на артикуляцию в единицах речи.

Лексические темы:

 «Дом», «Домашние животные и птицы». Игра «Один-много» - поиск соответствующего понятия.Игра «Есть ли в доме 2 этажа?»

Рассказ «Цыплята». Составить задачу. Чтение пособия Мисаренко.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивость внимания и способность к запоминанию.

Дифференциация ц-т

2

Комбинированный урок

Выделение звуков ц-т  из слогов, из слов. Выделение слов  со звуками ц-т из предложений. Выделение слогов из слов с заданными звуками.

Учить дифференцировать согласные звуки и буквы  ц-т.

Лексические темы: «Продукты питания», «Дом». Игра «Назови ласково». Поиск антонимов «Скажи наоборот».

Начало рассказа «Поход в магазин». Придумать конец рассказа. Озаглавливание текста. Чтение пособия Мисаренко.

Развивать умение понять и принять учебную задачу, поставлен ную в вербальной форме.

Дифференциация ч-ц

2

Комбинированный урок

Выделение звуков ч-ц  из слогов, из слов. Выделение слов  со звуками ч-ц из предложений.Выделение слогов из слов с заданными звуками.

Учить дифференциро

вать согласные звуки и буквы  ч-ц.

Лексические темы: «Домашние птицы», «Дикие животные».  Игра «Назовите родителей». «Назови ласково».

Начало рассказа «Уточка». Придумать конец рассказа. Пересказать весь рассказ целиком. Чтение пособия Мисаренко.

Развивать умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

9

Предложе

ние

Границы предложения

1

Комбинированный урок

Обозначение границ предложения. Выделение предложений из текста.

Формировать умение правильно оформлять границы предложения в устной и письменной речи, выделять законченные предложения из сплошного текста.

Карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку.

1

Комбинированный урок

Учить составлять грамматически верное предложение.

Карточки с заданиями для индивидуальной работы. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

10

Текст

Ознакомление с признаками текста.

1

Комбинированный урок

Формировать умение отличать текст от группы предложений.

Карточки с текстом. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.

Пересказ текста по вопросам.

1

Комбинированный урок

Формировать умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте.

Карточки с вопросами к тексту. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.

Восстанов

ление деформированного текста.

1

Комбинированный урок

Формировать умение устанавли

вать последова

тельность предложений в тексте.

Серия картинок. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.

11

Итоговое занятие

Контрольный диктант

1

Про

верка полу

чен

ных зна

ний

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –       М:,« Айрис дидактика», 2007 г.

Развитие устойчивости внимания, умения понять и принять учебную задачу и развитие навыков и приемов самоконтроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программа учителя-логопеда с календарно-тематическим планированием на массовую школу...

рабочая программа учителя-логопеда

рабочая программа учителя-логопеда на классы скоу...

Рабочая программа учителя-логопеда по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи в 1-х классах в общеобразовательной школе.

   Программа составлена  в соответствии  с  ФГОС НОО, Вариант 5.1 АООП НОО предназначен для обучающихся с ТНР и предусматривает получение образования, сопоставимого по ...

рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с РАС

Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся  с РАС первого и подготовительного класса...

рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программа развивающих логопедических занятий для младших школьников...

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся со сложной структурой дефекта

Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР разработана с учетом уровня речевого развития, коммуникативных навыков и состояния интеллекта....