Автоматизация звуков. Игра - ходилка.
учебно-методическое пособие по логопедии
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой) .
- С точки зрения физиологии этап автоматизации звука является этапом закрепления условно-рефлекторных речедвигательных связей на разнообразном речевом материале. Звук, который только что поставили, является хрупким, условно-рефлекторные связи без особых подкреплений могут стремительно разрушиться.
- Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребёнок начнёт произносить его в изолированном состоянии абсолютно верно и внятно при продолжительном или многократном повторении. Автоматизация звука включает в себя ввод звука в слоги, слова, предложения, связную речь.
- Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
- Период автоматизации вновь поставленного звука растягивается порой на длительное время и представляет трудность для ребенка (особенно это касается детей с минимальными дизартрическими расстройствами, так как требуется многократное повторение однотипного лексического материала. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы.
- Использование дидактических игр и игровой формы занятия в целом позволяют сохранить интерес ребенка к занятиям и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи во время занятия.
Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, отметила их неподдельный интерес к настольно-печатным играм, в которых присутствует:
- динамичность;
- оригинальность;
- яркость;
- новизна;
- приключенческий сюжет.
Всё это вызывает здоровый азарт у детей и всё это можно увидеть в разнообразных настольно – печатных играх - ходилках.
Игра-ходилка — одна из старейших классов настольных игр.
Цель игры — провести свою фишку (несколько фишек) по заготовленному маршруту. Расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку определяется броском игральной кости. Обычно в игре присутствуют дополнительные правила, дающие преимущества или пенализирующие игроков, чья фишка попала на определённое положение игры.
На сайтах интернета представлены следующие игры –ходилки, которые используют учителя-логопеды в своей коррекционной работе при автоматизации звуков у дошкольников.
- Звуковые дорожки;
- Улитки;
- «Проведи героя»;
- «Проложи маршрут»;
Оборудование стандартное:
Листы - карточки с картинками на закрепляемый звук, расположенными в изогнутой в разных направлениях последовательности.
Игровой шестигранный кубик с рисунками – кружочками на каждой грани от одного до шести.
Разноцветные фишки для всех участников игры (2 – 6).
Возвратные стрелки.
По аналогии с авторскими играми – ходилками из интернета разработала две логопедические игры, которые использовала на занятиях по автоматизации звуков.
«Зелёный луг»
« Кубик бросай, на вопрос отвечай»
Несмотря на разнообразие заданий по данным настольным играм, дети теряют интерес, как известно, процесс автоматизации звуков порой бывает очень длительным. В результате были разработаны задания, подобран речевой и картинный материал, которые подходят для игры на любом поле современных настольно – печатных игр – ходилок .
Представляю Вашему вниманию игру « Кубик бросай, на вопрос отвечай». Ребёнок бросает кубик, определяет по номеру на выпавшей грани задание. Успешно выполняет задание, значит фишкой закрывает картинку, которую выбрал для выполнения задания. Цель игры для детей, как можно больше выложить фишек на игровом поле.
Картотеку игр представляю Вашему вниманию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_igra_avtomatizatsiya1.docx | 883.64 КБ |
Предварительный просмотр:
| |||
«МОЙ- МОЯ- МОЁ» «Найди и назови слова-предметы, про которые можно сказать МОЙ…, МОЯ…, МОЁ…и скажи вместе «Мой…» | «Кого(чего) не стало?» «Закрой картинку ладошкой и скажи» Закрепление формы родительного падежа с отрицанием. |
«Из одного – много» «Найди и измени слово так, чтобы вместо одного предмета появилось много таких предметов» | «Один- два-пять» «Найди слово - предмет и назови вместе «Один…, два…, пять…» |
«Назови ласково» Словообразование при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. | «Рад кому, чему?» « Иду к кому, чему?» Закрепление форм дательного падежа. |
«Вижу кого, что?» «Люблю кого, что?» «Смотрю на кого? на что?» Закрепление формы винительного падежа. | «Назови только живые предметы» |
«Любуюсь кем? чем?» «Любуюсь кем? чем?» Закрепление форм творительного падежа. | «Назови только неживые предметы» |
«Думаю о ком? о чём?» Закрепление форм предложного падежа. | «Назови тот предмет, в названии которого звук…стоит
|
Название, цель, игровые действия, правила, результативность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры для автоматизации звуков
Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом, быстрее закрепляют поставленные звуки, речь становится грамматически правильной. Использование подвижных игр...
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Игра-ходилка для автоматизации звука [р]
Данная игра-ходилка позволить разнообразить процес автоматизации звука для ребёнка. Для игры понадобится игральная кость и несколько фишек. Игровое поле даёт возможность сочетать сразу несколько напра...
Использование авторского пособия «Игры-ходилки» на занятиях по автоматизации звуков речи детей с фонетическими нарушениями.
Цель создания игры:автоматизация звуков в словах;Задачи:развивать фонематическое восприятие;формировать лексико-грамматические категории.Игра состоит из поля, на котором подобраны картинки со звуком, ...
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях. Автоматизация звука в самостоятельной речи. Работа над интонацией
Открытый урок в коррекционной школе для детей с нарушением слухаПодготовила: педагог-сурдолог Байцаева Л.В.г. Владикавказ, 2019 г.Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и предло...