Автоматизация звуков. Игра - ходилка.
учебно-методическое пособие по логопедии

Гаврик (Мичурина) Надежда Анатольевна

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой) .

  1.  С точки зрения физиологии этап автоматизации звука является этапом закрепления условно-рефлекторных речедвигательных связей на разнообразном речевом материале. Звук, который только что поставили, является хрупким, условно-рефлекторные связи без особых подкреплений могут стремительно разрушиться.
  1. Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребёнок начнёт произносить его в изолированном состоянии абсолютно верно и внятно при продолжительном или многократном повторении. Автоматизация звука включает в себя ввод звука в слоги, слова, предложения, связную речь.
  1.  Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
  2.  Период автоматизации вновь поставленного звука растягивается порой на длительное время и представляет трудность для ребенка (особенно это касается детей с минимальными дизартрическими расстройствами, так как требуется многократное повторение однотипного лексического материала. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы.
  3.  Использование дидактических игр и игровой формы занятия в целом позволяют сохранить интерес ребенка к занятиям и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи во время занятия.

Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, отметила их неподдельный интерес к настольно-печатным играм, в которых присутствует:

  •  динамичность;
  • оригинальность;
  • яркость;
  • новизна;
  • приключенческий сюжет.

Всё это вызывает здоровый азарт у детей и всё это можно увидеть в разнообразных настольно – печатных играх - ходилках.

Игра-ходилка — одна из старейших классов настольных игр.
Цель игры — провести свою фишку (несколько фишек) по заготовленному маршруту. Расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку определяется броском игральной кости. Обычно в игре присутствуют дополнительные правила, дающие преимущества или пенализирующие игроков, чья фишка попала на определённое положение игры.

На сайтах интернета представлены следующие игры –ходилки, которые используют учителя-логопеды в своей коррекционной работе при автоматизации звуков у дошкольников.

  • Звуковые дорожки;
  • Улитки;
  • «Проведи героя»;
  • «Проложи маршрут»;

Оборудование стандартное:

Листы - карточки с картинками на закрепляемый звук, расположенными в изогнутой в разных направлениях последовательности.

Игровой шестигранный кубик с рисунками – кружочками на каждой грани от одного до шести.

Разноцветные фишки для всех участников игры (2 – 6).

Возвратные стрелки.

По аналогии с авторскими играми – ходилками из интернета  разработала две логопедические игры, которые использовала на занятиях по автоматизации звуков.

«Зелёный луг»

« Кубик бросай, на вопрос отвечай»

Несмотря на разнообразие заданий по данным настольным играм, дети теряют интерес,  как известно, процесс автоматизации звуков порой бывает очень длительным. В результате были разработаны задания, подобран речевой и картинный материал, которые подходят для игры на любом поле современных настольно – печатных игр – ходилок .

Представляю Вашему вниманию игру « Кубик бросай, на вопрос отвечай». Ребёнок бросает кубик, определяет по номеру на выпавшей грани задание. Успешно выполняет задание, значит фишкой закрывает картинку, которую выбрал для выполнения задания. Цель игры для детей, как можно больше выложить фишек на игровом поле.

Картотеку игр представляю Вашему вниманию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_igra_avtomatizatsiya1.docx883.64 КБ

Предварительный просмотр:

1суп.jpg

сад.jpg

сабля.jpg

санки.jpg

сакля.jpg

сальто.jpg

самбо.jpg

сани.jpg

       

саня.jpg

гусак.jpg

досада.jpg

касатка.jpg

кусать1.jpg

лесок.jpg

садик.jpg

сайка.jpg

коса.jpg

лиса1.jpg

насадка.jpg

небеса.jpg

оса.jpg

осада2.jpg

писатель.jpg

писать.jpg

посадка.jpg

усатый.jpg

фасад.jpg

соболь - копия.jpg

совы.jpg

сода.jpg

сойка.jpg

сок.jpg

соль1.jpg

сон.jpg

соня.jpg

сом.jpg

сопка.jpg

сотня.jpg

соты пчёл.jpg

соя.jpg

босой.jpg

висок.jpg

колесо.jpg

кусок.jpg

леса.jpg

носок.jpg

осока.jpg

песок.jpg

поясок.jpg

фасоль.jpg

фасон.jpg

суд.jpg

сук.jpg

сумка.jpg

судно.jpg

сутки.jpg

сухо.jpg

косуля.jpg

посуда.jpg

плясун.jpg

путассу.jpg

сын.jpg

весы1.jpg

сытый.jpg

усы.jpg

носы.jpg

косынка.jpg

сыпь.jpg

басы.jpg

несу.jpg

саня (2).jpg

высокий.jpg

сало.jpg

колбасы.jpg

полоса.jpg

сокол1 - копия.jpg

соло - копия.jpg

волосок.jpg

голосок.jpg

колосок.jpg

посылка - копия.jpg

сахар.jpg

роса.jpg

сор1.jpg

брусок - копия.jpg

барсук.jpg

рисунок.jpg

сыр2.jpg

сырники1.jpg

сыро.jpg

просыпать.jpg

сыворотка.jpg

рисую - копия.jpg

Серый-полосатый-кот-летит-с-одуванчиками.jpg

красавица.jpg

насос.jpg

шайба.jpg

шаг.jpg

шахта.jpg

мышата.jpg

шаль.jpg

ушанка.jpg

шахматы.jpg

душа.jpg

шавка.jpg

мешок.jpg

пушок.jpg

петушок.jpg

мышонок.jpg

шов.jpg

лягушонок.jpg

шина.jpg

шип.jpg

камыши.jpg

малыши.jpg

ушиб.jpg

ошибка.jpg

машина.jpg

кувшин.jpg

ковши.jpg

шут.jpg

мишутка.jpg

мишень.jpg

шуба.jpg

шея (2).jpg

ошейник (2).jpg

шар.jpg

шарф.jpg

лошадка.jpg

лапша.jpg

вершок.jpg

горшок.jpg

ремешок.jpg

порошок.jpg

гребешок.jpg

карандаши.jpg

шорты.jpg

ерши.jpg

ширма.jpg

шифер.jpg

вермишель.jpg

парашют.jpg

шутка.jpg

шах.jpg

баран.jpg

баранка.jpg

ворона.jpg

ворота.jpg

гараж.jpg

гора.jpg

горох.jpg

дорога.jpg

дыра.jpg

жираф.jpg

карась.jpg

кенгуру.jpg

комары.jpg

коробка.jpg

корова.jpg

корыто.jpg

кукуруза.jpg

макароны.jpg

мороженое.jpg

нора.jpg

носорог.jpg

огород.jpg

орудие.jpg

парад.jpg

перо.jpg

пирог.jpg

шары.jpg

рак.jpg

раковина.jpg

рама.jpg

рана.jpg

ранец.jpg

рация.jpg

робот.jpg

рог.jpg

роза.jpg

рот.jpg

роща.jpg

руки.jpg

ручка.jpg

рыба.jpg

рысь.jpg

смородина.jpg

топоры.jpg

рыжик.jpg

сырок.jpg

сурок.jpg

старуха.jpg

«МОЙ- МОЯ- МОЁ»

«Найди и назови слова-предметы, про которые можно сказать МОЙ…, МОЯ…, МОЁ…и скажи вместе «Мой…»

«Кого(чего) не стало?»

«Закрой картинку ладошкой и скажи» Закрепление формы родительного падежа с отрицанием.

«Из одного – много»

«Найди и измени слово так, чтобы вместо одного предмета появилось много таких предметов»

«Один- два-пять»

«Найди слово - предмет и назови вместе «Один…, два…, пять…»

«Назови ласково»

Словообразование при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

«Рад кому, чему?» « Иду к кому, чему?»

Закрепление форм дательного падежа.

«Вижу кого, что?»

«Люблю кого, что?»

«Смотрю на кого? на что?»

Закрепление формы винительного падежа.

«Назови только живые предметы»

«Любуюсь кем? чем?»

«Любуюсь кем? чем?»

Закрепление форм творительного падежа.

«Назови только неживые предметы»

«Думаю о ком? о чём?»

Закрепление форм предложного падежа.

«Назови тот предмет, в названии которого звук…стоит

  • в начале слова
  • в середине слова
  • в конце слова»

Название, цель, игровые действия, правила, результативность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры для автоматизации звуков

Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом, быстрее закрепляют поставленные звуки, речь становится грамматически правильной. Использование подвижных игр...

Игра-ходилка для автоматизации звука [р]

Данная игра-ходилка позволить разнообразить процес автоматизации звука для ребёнка. Для игры понадобится игральная кость и несколько фишек. Игровое поле даёт возможность сочетать сразу несколько напра...

Использование авторского пособия «Игры-ходилки» на занятиях по автоматизации звуков речи детей с фонетическими нарушениями.

Цель создания игры:автоматизация звуков в словах;Задачи:развивать фонематическое восприятие;формировать лексико-грамматические категории.Игра состоит из поля, на котором подобраны картинки со звуком, ...

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях. Автоматизация звука в самостоятельной речи. Работа над интонацией

Открытый урок в коррекционной школе для детей с нарушением слухаПодготовила: педагог-сурдолог Байцаева Л.В.г. Владикавказ, 2019 г.Автоматизация звука [ш] в слогах, словах,  чистоговорках и предло...