Роль игры для автоматизации звуков
статья по логопедии по теме
Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом, быстрее закрепляют поставленные звуки, речь становится грамматически правильной. Использование подвижных игр в системе логопедической работы позволяет не только автоматизировать у детей поставленные звуки, но и реализовать двигательную активность.
Как правило, процесс автоматизации поставленных звуков заключается в многократном повторении одного и того же лексического материала, вызывающем у детей утомление и пресыщение однообразной деятельностью. Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Такие игры дополнительно стимулируют ребёнка к выполнению задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_statya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Графовская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
Роль игры для автоматизации звуков
Подготовила учитель-логопед
Долгополова Н. В.
2012 г.
Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности требует от специалистов внимания и скрупулезной работы. Но информационная плотность начальной ступени обучения детей требуют от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.
Такой формой может быть только игра - как ведущая деятельность ребёнка младшего школьного возраста. Обучающий материал, который преподносится pебёнку в игре, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Введение в работу логопедического пункта обучающих игровых упражнений, с помощью которых решается сразу несколько коррекционных задач, особенно актуально.
Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом, быстрее закрепляют поставленные звуки, речь становится грамматически правильной.
Использование подвижных игр в системе логопедической работы позволяет не только автоматизировать у детей поставленные звуки, но и реализовать двигательную активность.
Игра «Чудесный мешочек»
Оборудование. Полотняный мешочек; 10-15 игрушек размером 2-3 см на все позиции автоматизируемого звука ( в начале, середине, конце слова); три схемы слов с обозначением места звука в слове.
Использование мелких игрушек и «чудесного мешочка» позволяет логопеду разнообразить речевой материл по автоматизации звуков, одновременно развивая навык звукового анализа слов, и вызвать у детей интерес к предлагаемой деятельности.
В игре принимают участие 1-3 ребёнка. В начале игры дети вместе с логопедом называют каждую игрушку, выделяя изучаемый звук голосом. Затем все игрушки складываются в мешочек и перемешиваются. Детям предлагается на ощупь угадать и назвать игрушку. Определив место звука в угаданном слове, ребёнок кладёт свою игрушку возле нужной схемы. Игра продолжается до тех пор, пока не будут угаданы все игрушки.
Упражнения с мячом
«Один – много», «Один – два», «Один – пять» - очень эффективны, не требуют специальных пособий и позволяют объединить сразу несколько коррекционных задач: автоматизацию изучаемого звука и работу над грамматическим строем речи. Упражнение «Один – много».
Логопед подбирает необходимые для игры слова: например, шапка, шуба, шина…- для автоматизации звука [ш]в прямых слогах; кошка, мышка, пушка…- для автоматизации в обратных слогах и т.д.
Играют один – трое детей вместе с логопедом, перебрасывая друг другу мяч и образовывая форму множественного числа. Начинает игру логопед, который называет предмет в единственном числе. Ребёнок, который поймал мяч, называет этот предмет во множественном числе, возвращая мяч логопеду (шапка – шапки…).
Аналогично проводятся игровые упражнения «Один – два», «Один – пять», в которых дети учатся согласовывать числительные с существительными в роде и числе (одна шуба – две шубы, одна шапка – пять шапок).
Игра «Изменялки».
Слово нужно изменить так, чтобы слышался звук [ж]. Например, «флаг – флажочек».
Друг – Утюг – Снег – Круг – Рог – Берег –
Игра «Собери бусы»
Послушай слова, если в слове ты услышишь звук [ш ] – нарисуй кружок (шашка, машина, мишка, мешок, капюшон).
Игра «Подбери фигуры»
На куске цветного картона любой формы вырезаются отверстия – фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть, н-р, только треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезаются точно такие же, чтобы у ребёнка был выбор, и все фигуры украшаются картинками. Ход игры строится по типу игры «Доска Сегена». Ребёнку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты. В этом случае игра может называться «Украсим платье» или «Украсим кофточку».
Все эти упражнения помогут педагогу сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным для ребёнка, который с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия, следовательно повысится эффективность работы.
«Построй домик»
Построить домик для какого-нибудь героя, в имени которого есть звук, который автоматизируется, выбирая только те кирпичики, в названии картинок которых слышится этот звук (предметные картинки на прямоугольниках-кирпичиках, 7-14 штук и на большом треугольнике (крыша)).
«Напои куклу чаем»
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.
Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.
Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рас сказывает, что Женя очень капризная - она любит пить чай ТОЛЬКО из чашек, на которых нарисованы картинки с ее .любимым звуком «Ж» в названии. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.
«Кукла наряжается»
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.
Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.
Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу в те платья, на которых есть картинка с заданным звуком в ее названии.
Как правило, процесс автоматизации поставленных звуков заключается в многократном повторении одного и того же лексического материала, вызывающем у детей утомление и пресыщение однообразной деятельностью. Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Такие игры дополнительно стимулируют ребёнка к выполнению задания. Правильно подобранные с учётом зоны актуального и ближайшего развития ребёнка задания дают ему возможность наглядно увидеть результат своих усилий, повысить самооценку, снизить неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность.
Часто на индивидуальных занятиях логопеда «выпадает» такой важный вид работы, как семантизация. Дети с нарушениями речи обычно нечасто спрашивают о значении повторяемых ими слов, и логопед, как правило, редко поясняет значение слова. Бывает, что в предложении из 5-6 слов ребёнку непонятна половина. Ясно, что в такой ситуации интерес к происходящему быстро теряется. При использовании презентации логопед может заранее подобрать необходимые иллюстрации, которые будут возникать на мониторе с различными спецэффектами при правильном назывании ребёнком слова или предложения, и пояснять их значения.
Даже если ещё ребёнок не умеет читать, текст на экране может служить для него дополнительной зрительной опорой. Выделение красным цветом буквы, обозначающей автоматизируемый звук, подскажет ребёнку, в каком месте его надо произнести. Если ребёнок уже читает, опора на зрительное восприятие текста поможет ему не пропустить предлоги.
Мобильность компьютерной презентации даёт возможность внести необходимые изменения в её содержание за несколько минут.
На занятиях с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активными, открытыми, у них менее выражена тревожность. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у них большой интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведётся речь, внимание детей удерживается дольше. Дети уходят с занятия радостные, с ощущением успеха.
Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, логопед удерживает непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, изображения, способные вызвать у детей испуг или неприязнь. Умеренное применение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление.
Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий. Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам недопустимо, чтобы за компьютером одновременно занимались более одного ребёнка. Следовательно, использовать компьютер на групповых и подгрупповых занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора и экрана, достаточно большого монитора и пр.
На индивидуальных занятиях компьютерные презентации рациональней применять при автоматизации звуков, с учётом принципа системного подхода в обучении и воспитании. У детей с ОНР помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, словесно-логического мышления, вербальной памяти, внимания. Поэтому для них необходимы упражнения, направленные на развитие грамматического строя, расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха, профилактику нарушений письменной речи, а также развитие неречевых психических процессов.
Предлагаемый лексический материал должен быть доступен как по семантике, так и по слоговой структуре. Важно на каждом занятии вводить упражнения, направленные на семантизацию. Входящие в презентацию игры должны способствовать развитию мотивации достижения, созданию ситуации успешности, нести воспитательную нагрузку. Выяснено, что дети лучше воспринимают несколько коротких игр, чем одну длинную. Удобно, если каждую презентация посвящена какой-то одной теме, например, «Автоматизация звука [Ш] в начале слова».
Структура презентации:
- название;
- меню, предусматривающее с помощью гиперссылок переход к нужному разделу;
- упражнения и игры на автоматизацию звука в словах;
- заключительный слайд, содержащий сюрприз или поощрение.
В конце каждого упражнения предусматривается возможность двигаться дальше или вернуться с помощью гиперссылки в главное меню.
Упражнения на автоматизацию слов могут содержать задания на развитие памяти, зрительного восприятия, преобразование слов, согласование их в роде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры для автоматизации звуков
игры для автоматизации звуков...
Игры по автоматизации звука Л
Игры по автоматизации звуков....
Настольная игра для автоматизации звука Л
Игра предназначена для учащихся 1 класса с ТНР. Автоматизация звука в увлекательной форме...
Игры для автоматизации звука С
Представлены игры, с помощью которых можно автоматизировать с ребёнком звук С....
Игры на автоматизацию звука л
Материал для завкрепления звука л в словах....
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ЗВУКОВ "СОСЧИТАЙ ДО 10"
Увлекательное задание для автоматизации поставленных звуков....
коррекционно-развивающие игры для автоматизации звуков у дошкольников
Представлены коррекционно-развивающие игры для автоматизации звуков у дошкольников...