Мастер класс "Логопедические игры с пуговицами"
план-конспект по логопедии
Ведущая мастер-класса:
Андриенко Е.А. учитель начальных классов и учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, должность по совмещению учитель-логопед
Цели:
1.познакомить с наглядными средствами повышения эффективности логопедического воздействия;
2.отрефлексировать собственное профессиональное мастерство участников мастер – класса.
3.обогатить «методическую копилку» каждого педагога играми и пособиями из пуговиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Играем с пуговицами»
Ведущая мастер-класса:
Андриенко Е.А. учитель начальных классов и учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, должность по совмещению учитель-логопед
Цели:
1.познакомить с наглядными средствами повышения эффективности логопедического воздействия;
2.отрефлексировать собственное профессиональное мастерство участников мастер – класса.
3.обогатить «методическую копилку» каждого педагога играми и пособиями из пуговиц.
Задачи:
1.способствовать развитию интереса к играм с пуговицами у педагогов, детей и родителей;
2.познакомить педагогов с разными видами пособий из пуговиц;
3.развивать познавательные процессы, мелкую моторику, усидчивость, фонематический слух и речевое дыхание с помощью игр из пуговиц;
4.информировать о возможности развития детей посредством игр с простыми пуговицами
Мастер-класс состоит из двух частей: теоретическая и практическая.
Теоретическая часть.
Актуальность:
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Учёными установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Поэтому важно создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, В современном мире, богатом техническими новинками, мы перестали обращать внимание на простые вещи, которые могут быть многофункциональными. Например, обычная пуговица. В некоторых семьях экономные хозяйки хранят годами коробочки, полные пуговиц, бережно срезанных со старой одежды. А ведь этот бросовый материал можно широко использовать в декоративных целях (панно, украшение одежды, подушек, сумок, шкатулок и т.д.), а также в образовательных целях (изготовление развивающих пособий).
При подготовке МК заинтересовало такое понятие как «пуговичная терапия». Что же это такое? Пуговичная терапия – комплекс развивающих, коррекционных, релаксационных игр и упражнений с использованием пуговиц. Перебирание, передвигание и просто рассматривание пуговиц, доставляет детям большое удовольствие. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, усидчивость, добиваясь точного выполнения. Пуговичная терапия проста в применении. Важное условие – играть вместе со взрослым (в целях безопасности). Пуговицы экологичны в работе, не вызывают аллергии, ими нельзя порезаться или уколоться, их легко мыть.
Разнообразие пуговиц позволяет использовать их для работы по коррекции и развитию:
- психомоторики (мимика, моторика рук, координация движений);
- сенсорной сферы;
- эмоционально-волевой сферы (релаксационное воздействие);
- произвольного внимания.
Пуговицы можно широко применять в играх по коррекции коммуникативных навыков и речевых нарушений.
Актуальность игр с пуговицами в логопедии:
- развитие мелкой моторики;
- развитие устной связной речи;
- развитие грамматических категорий;
- развитие речевого дыхания;
- автоматизация поставленных звуков;
- развитие фонематического восприятия.
Практическая часть
«Пуговичный массаж»
Заполните просторную коробку пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком: опустите руки в коробку; поводите ладонями по поверхности пуговиц; захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки; погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем; перетирайте пуговицы между ладонями; пересыпайте их из ладошки в ладошку; сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц, отпустите; берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений.
Игра «Дорожки»
Цель: развитие устойчивости внимания, фонационного выдоха.
Понадобится: различные дорожки, несложные лабиринты и пуговицы.
Взрослый просит помочь герою выйти из лабиринта. Ребенок, прижимая пальцем пуговицу к листу, помогает пройти весь путь.
Для развития фонационного выдоха, мы предлагаем пропевать определённый гласный звук на выдохе, одновременно ведя пуговицу по дорожке.
Игра «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету, форме»
Цель: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата), развивать мелкую моторику рук. Пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры. Учитель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки по цветам. Пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры. Учитель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки, основываясь на геометрические формы.
Игра «Гусеница»
Цель: закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики, логического мышления, усидчивости.
Из фетра (или плотной ткани) вырезать разноцветные круги. Один из них сделать головой гусеницы. Остальные круги – туловище. На одном краю каждого из них пришить пуговицу, на другом – петлю или прорезь. Предлагаем детям «вырастить» гусеничку, пристёгивая детали туловища. Можно предложить детям загадки о цветах, чтобы они самостоятельно определяли цвет следующего «звена» гусеницы.
Игра «Воздушные шары»
Цель: формирование сенсорных эталонов, развитие речи, внимания,
Понадобится: пуговицы, разноцветные ниточки без шаров, нарисованные в руке сказочного персонажа. Взрослый предлагает детям превратить пуговицы в воздушные шарики. Ребёнок должен прикрепить «шар», соответствующий цвету нитки. С помощью этой игры можно отрабатывать предлоги «над», «под», «между», «около»; формы сравнения больше-меньше, понятия «много-мало», слова признаки.
Игра «Клеточки»
Цель: развитие внимания, памяти.
Понадобится: парные пуговицы, 2 карточки из картона размером 15x15 см (можно 20x20 см), разлинованные в виде таблицы 3x3 (как для игры в крестики-нолики). Взрослый берет одну карточку, выкладывает 2-3 пуговицы в ячейки и просит ребенка запомнить их расположение. Затем накрывает свою карточку платком. Ребёнок раскладывает пуговицы таким же образом по памяти, но только в своей карточке.
Игра «Сортировка да и только»
Ребёнку предлагается нанизать пуговицу на спагетти. Пуговицы нужно сгруппировать по цвету, форме, размеру, материалу, количеству отверстий.
Игра «Передай пуговку»
Ребёнку предлагается с помощью двух одноимённых пальцев обеих рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары пальцев по очереди.
Если занятие проводится с подгруппой, то дети передают друг другу пуговицу по такому же принципу по кругу.
Игра «Копилка»
Цель: закрепление обобщающих понятий; развитие мелкой моторики, связной речи, фонематического слуха. Понадобится: пластиковая ёмкость с прорезью на крышке (по типу копилки), пуговицы. Взрослый просит ребёнка назвать несколько слов, объединённых одним обобщающим понятием. Например, назвать насекомых. Каждая пуговица, брошенная в ёмкость – это одно слово. Чем больше насекомых назовёт ребёнок, тем полнее будет копилка.
Это пособие можно использовать также для автоматизации поставленных звуков.
Игра «Картинки из пуговиц»
Цель: развитие связной речи. Ребёнку предлагается выполнить иллюстрацию к самостоятельно придуманной сказке. Например: при отработке лексической темы «Овощи» предлагается придумать сказку, где главные действующие лица овощи. Нарисовать иллюстрацию и украсить в помощью пуговиц методом приклеивания, пришивания, прикалывания.
Игра «Коллекция»
Цель: формирование и закрепление знаний сенсорных эталонов, математических и пространственных представлений, развитие связной речи, внимания, усидчивости.
Понадобится: коллекция пуговиц «на ножках», пришитых к плотной ткани и закреплённых на жёсткой основе, яркие парные резинки для волос
Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть пуговицы:
- Назвать цвета, сосчитать количество пуговиц каждого цвета, сравнить.
- Угадать пуговицу по описанию (в первом ряду, из пластмассы, среднего размера, красная, без узора).
- Описать пуговицу, которая находится в правом верхнем углу, слева от синей пуговицы, между желтой и белой и т.д.
- Подобрать пары одинаковых пуговиц и надеть на них резинки одинакового цвета.
Далее участникам мастер – класса предлагается изготовить любое пособие на их выбор.
«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, в начале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.» Н.А.Бернштейн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к мастер- классу "Игра в ПРИДУМКУ"
Аннотация к мастер классу "Игра в Придумку". Работу выполнила Аюдуллина А.А воспитатель ГПД (группы продленного дня) коррекционной школы VII вида г.Нефтеюганска ХМАО-Югра.Дидактический материал способ...
Мастер-класс "Игра и игровые приемы при работе с лексикой"
Мастер-класс "Игра и игровые приёмы при работе с лексикой"...
Мастер - класс "Играя, развиваем речь"
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что в начальной школе мы обнаружива...
Мастер класс : "Игра как средство достижения планируемых результатов"
Данный мастер-класс включает в себя игровые приемы технологии ТРИЗ и не только...
Мастер - класс "Играя, учимся общаться"
Играя, мы общаемся и передаём друг другу знания, опыт, обмениваемся мнениями и впечатлениями, делимся чувствами, открываем других людей и при этом лучше узнаём себя....
Мастер класс «Игра как одно из средств формирование коммуникативных УДД у обучающихся».
Участвуя во во Всероссийском конкурсе "Учитель года - 2017", мной был разработан мастер класс «Игра как одно из средств формирование коммуникативных УДД у обучающихся...
мастер-класс «Игра как средство развития детей с нарушением зрения»
Игровая деятельность, ведущая в детстве, не теряет своего значения и в первом классе школы. Л.С.Выготский писал, что «игра у детей школьного возраста не умирает, а проникает в ...