Коррекционные логопедические программы
рабочая программа по логопедии

Теребило Татьяна Владимировна

Программа направлена на устранение нарушений  у учащихся письма и чтения, обусловленных ФФНР, аграмматизмом, нарушением языкового анализа и синтеза, ЗПР.  Программа носит коррекционно-развивающий характер, предусматривает развитие высших психических функций (дефицит внимания, памяти, мышления).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая  программа

«Коррекция дизорфографии у учащихся 5-7 классов с ЗПР»

 Пояснительная записка

Рабочая программа «Коррекция дизорфографии у учащихся 5-7 классов с ЗПР» составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 с изменениями внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 18.05.2015г. № 507, от 31.12.2015г. № 1576.
  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа МАОУ СОШ № ___ начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
  4. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ   от 22.01.98 № 20- 58-07 ин/20-4 « Об учителях-логопедах и   педагогах – психологах учреждений образования».
  5.  Письмо МОРФ от 14.12.2000 № 2  «Об организации работы логопедического пункта

        общеобразовательного учреждения».

  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П.  Инструктивно-методическое письмо  о работе учителя-логопеда при общеобразовательной    школе – М..:  «Когито-Центр», 1996.    

Теоретическими предпосылками составления данной программы стали представления о:

  • содержании классификация речевых нарушений (М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау,

О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Р.Е. Левина и др.);

  • коррекции  нарушений речи (Ф.Ф. Рау, С.С. Ляпидевский, М.Ф. Фомичева,

Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.);

  • возрастных особенностях формирования речевой функции (Л.С. Выготский,  

Л.О. Бадалян и др.);

  • принципах анализа речевых нарушений (Э.А. Александрян, Л.Т. Журба,

Е.М. Мастюкова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.)

  • своеобразии формирования фонематических процессов  у детей среднего школьного возраста, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи

(А.В. Ястребова, Л.Н. Ефименкова).  

Актуальность. В исследованиях, посвященных проблемам нарушений письменной речи детей среднего и старшего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

У детей с ЗПР нарушение письменной речи сохраняется к 5 –му классу, обусловлено это наличием нарушения устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы.

Цель программы: создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.

Задачи программы:

Обучающие

  • формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
  • формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;
  • совершенствовать навык грамотного письма;

Развивающие

  • развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);
  • развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
  • развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;

Воспитательные

  • совершенствовать основные учебные навыки;
  • воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
  • воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;

воспитывать интерес к родному языку.

Адресат: Программа предназначена для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

в 5-7 классах.

Содержание

Программа направлена на устранение нарушений  у учащихся письма и чтения, обусловленных ФФНР, аграмматизмом, нарушением языкового анализа и синтеза, ЗПР.  Программа носит коррекционно-развивающий характер, предусматривает развитие высших психических функций (дефицит внимания, памяти, мышления).

Концептуальность программы: следует отметить, что эта программа написана в соответствии с основными принципами логопедии как науки и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.                                                                                                                                                    Программа опирается на следующие принципы:                                                                                                    - системность;                                                                                                                                                     - комплексность;                                                                                                                                                             - деятельностный;                                                                                                                                                         - онтогенетический;                                                                                                                                                 - обходного пути;                                                                                                                                                            - общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).                        Если говорить о методах логопедического воздействия, то в рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:                                                                              • конструктивные — во время работы по уточнению оптико-пространственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);                                                                                   • творческие — во время работы по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза.

        При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Учебников и учебных пособий не предусматривается, на занятиях используется раздаточный материал. Современные информационные технологии (использование цифровых обучающих программ,  фильмов, Интернет-ресурсов) способствуют  улучшению качества обучения, повышают эффективность усвоения учебного материала школьниками.         Техническое оснащение образовательного учреждения помогает организовать  дифференцированный подход к обучению предмета. Проекция репродукций картин, справочных и дидактических материалов, презентации тем урока не только  экономят время,  но и дают возможность учителю планировать групповые и индивидуальные задания  для учащихся с различной учебной мотивацией.                                           

        Срок реализации: 3 года.

1-3 год обучения –  до 60 часов.

Режим занятий:

1-2 раза в неделю по 1 часу(40 минут)

Форма организации деятельности детей на занятии:

групповая;

- подгрупповая;

- индивидуальная.

Продолжительность занятий:

групповых– 40 минут; индивидуальных – 20 минут.

Занятия проводятся два  раза в неделю с перерывом на школьные каникулы.

Количество необходимых занятий и периодичность занятий по одной теме определяется логопедом в данной группе детей на основании объективных данных по усвоению темы.

Ценностные ориентиры содержания логопедической программы

Речь – понятие очень обширное. Оно включает в себя знание родного языка, грамотное построение высказываний, развитие речи, соблюдение интонационных, этических и культурных норм поведения в обществе, т.е.дает ценностные ориентиры для гармоничного развития личности ребёнка.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Планируемые результаты

В результате реализации логопедической программы у обучающихся в классах коррекции, имеющими речевое недоразвитие будут восполнены пробелы:

- в развитии звуковой стороны речи;

- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

- в формировании связной речи;

будут устранены специфические ошибки письма и чтения;

сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты: - повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (преодоление эгоцентризма личности).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учиться работать по предложенному учителем плану

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,

исполнителя, героя и т.д).

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Предметными результатами прохождения данной программы является восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи.

Обучающиеся должны знать:

  • морфологические признаки частей речи;
  • состав и названия частей слова;
  • признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв;
  • правописание Ь, Ъ в различных частях речи;
  • синтаксические единицы, знаки препинания при них;
  • структуру текста.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать морфологические и грамматические признаки частей речи;
  • проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);
  • доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;
  • дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;
  • проводить анализ текста, составлять план;
  • устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах.

Поскольку дети с ЗПР быстро утомляются, то важно иметь чёткую структуру каждого занятия. Структура занятий позволит детям держаться в рамках занятия, способствуя преодолению характерных трудностей концентрации внимания, произвольной организации деятельности. Следование структуре из занятия в занятие лучше организует детей. А так же важна частая смена видов деятельности.

Способы определения результативности:

- тестирование в начале и конце учебного года.

Формы подведения итогов:

Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности выполнения заданий).

В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы. С родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.

Отслеживание динамики и эффективности программы осуществляется через ШПМПк.

Характеристика речевого развития *********** (5 класс)

 Звукопроизношение и просодическая сторона речи

        Уровень развития устной речи ************  с ЗПР достаточен для бытового общения. Звукопроизношение не характеризуется грубыми искажениями и заменами. Встречаются фонетические дефекты (сигматизмы). Наблюдаются затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов.

Словарный запас и грамматический строй речи

     Бедность словаря учащегося ************* с ЗПР обусловлена  низкой любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных интересов. Исмаила характеризует низкая осведомленность, которая проявляется в незнании многих общеупотребительных слов, слов -названий, цветов, деревьев, животных, птиц и других категорий слов, входящих в активную речь нормально развивающихся сверстников. Не владеет и многими словами-обобщениями.

      Для устной речи присущи ошибки словообразовательного характера, отсутствие разнообразных словообразовательных моделей, бедность в выборе приставок. Речь не богата и синтаксическими конструкциями: чаще всего используются простые предложения с одним дополнением или обстоятельством. Встречаются ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

Письмо

   В результате имеющихся трудностей учащийся не овладевает навыками письма в должном объеме, оказывается несостоятельным при написании слуховых диктантов и других письменных работ, предусмотренных программой. В его диктантах встречаются ошибки, указывающие на недостаточную сформированность навыков звукобуквенного анализа и синтеза:                                                  пропуски гласных букв в середине слова,  недописывание гласных букв на конце слова, пропуски слогов, перестановки букв, вставка лишних букв, персеверации.

     Кроме данной группы ошибок, в письменных работах учащегося  с дисграфией встречается достаточно много ошибок на замену и смешение букв. Постоянная замена одной буквы другой встречается не часто.

     Причины таких замен и смешений разные. Недостатки фонемного распознавания выражаются в ошибках на замену букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки:

      Коррекция ошибок данного типа осуществляется при помощи упражнений, направленных на развитие пространственных представлений учащихся.

     Кроме ошибок на уровне буквы в письменных работах встречается много ошибок, связанных с недоразвитием словарного запаса: на правописание безударных гласных в корне слова, на правописание суффиксов и приставок.

      К синтаксическим ошибкам, допускаемым в большом количестве, относятся: отсутствие точки в конце предложения, отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точка не на нужном месте. В связи с недоразвитием пространственных представлений допускаются ошибки на правописание предлогов и приставок.

Коррекция нарушений чтения

     Для преодоления нарушения чтения применяются упражнения и звуковые разминки из книг, пособий, карточек. Назначение  пособий — работа над улучшением дикции у учащихся, имеющих нечеткую, смазанную артикуляцию, тихий, немодулированный голос, короткое поверхностное дыхание, поэтому в состав каждой разминки входят задания на развитие голоса, дыхания, артикуляции: чтение на одном выдохе цепочек гласных звуков и слогов с различной силой голоса и с различным акцентированием. От интонации перечисления дети переходят к чтению цепочек с ударением на первом слоге, затем читают гласные и слоги со сменой ударения.

       Для закрепления звука или различения пары смешиваемых звуков детям предлагается чтение столбиков слов, насыщенных данными звуками. Одновременно происходит тренировка чтения. Для закрепления осознанного чтения дети читают слова, сходные по написанию; однокоренные слова с разными приставками; слова с одинаковой приставкой; слова.  Чтение звуковой разминки осуществляется в начале, соответствующего по теме занятия.

Тематическое планирование индивидуальных занятий с ************** (5 класс)

по  коррекции нарушений письменной речи

34 ч. (1  раз в неделю)

№ п/п

Тема занятия

Содержание коррекционной работы

Коли-чество часов

Дата проведения

по плану

по факту

1.

Слова-действия, слова-предметы

Различение слов-предметов и слов-действий, составление к ним вопросов.

1

2.

Слоговой анализ слов

Закрепление  навыка деления на слоги. Разбор слова по составу, проверка окончания глаголов. Развитие навыка слогового анализа и синтеза слов.

2

3.

Морфемный анализ слов

Разбор слов по составу, формирование навыка слогового анализа и синтеза.

2

4.

Слова-признаки

Составление вопросов к прилагательным, согласование прилагательных с существительными, дифференциация гласных первого и второго ряда.

2

5.

Согласование существительных и прилагательных

Склонение прилагательных по падежам, дифференциация твердых и мягких согласных.

2

6.

Согласование прилагательных и существительных в числе.

Подбор однокоренных слов, постановка ударения в зависимости от значения слов, развитие навыка употребления мягкого знака.

1

7.

Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

Согласование существительных и прилагательных в роде, подбор проверочных слов, развитие навыка фонематического анализа.

1

8.

Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах.

Согласование прилагательных с существительными, выделение словосочетаний прилагательное + существительное из текста. Определение окончаний по падежу.

1

9.

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже.

Развитие навыка правописания окончаний существительных и прилагательных, развитие фонематического слуха.

1

10.

Повторение пройденного материала.

Выполнение оценочных тестов.

1

11.

Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова.

Подбор однокоренных слов, выделение «ошибкоопасных» мест в словах.

1

12.

Безударные гласные в корне слова, проверяемые и не проверяемые ударением.

Морфемный анализ слов, подбор правил для проверки орфограмм.

2

13.

Безударные гласные, не проверяемые ударением. Словарные слова.

Выделение орфограммы в слове, построение ассоциативных рядов.

1

14.

Формирование орфографической зоркости. Звонкие и глухие согласные.

Выделение «ошибкоопасных» мест в словах, развитие навыка различения звонких и глухих согласных.

2

15.

Правописание предлогов и приставок со словами.

Развитие навыков раздельного правописания предлогов, слитного написания приставок.

2

16.

Дифференциация приставок в словах и предлогов со словами.

Развитие навыка раздельного написания предлогов, слитного написания приставок.

1

17.

Сочетания –оро-, -оло-, -еле-, -ере-.

Правильное написание слов с сочетаниями –оро-, -оло-, -еле-, -ере-.

2

18.

Гласные О-А в корнях.

Проверка безударных гласных о-а в словах, подбор проверочных слов.

2

19.

Гласные И-Е в корнях.

Проверка безударных гласных и-е в словах, развитие навыка правописания «ь» после шипящих на конце существительных и глаголов.

2

20.

Сомнительные согласные в корне слова.

Подбор проверочных слов для проверки сомнительных согласных.

2

21.

Двойная роль гласных е, ё, ю, я.

Работа с гласными второго ряда. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

2

22.

Подведение итогов.

Выполнение оценочных тестов.

1

Всего часов: 34 ч.

Тематическое планирование индивидуальных занятий с ************* (6  класс)

по  коррекции нарушений письменной речи у учащихся с ЗПР

34 ч. (1  раз в неделю)

№ п/п

Тема урока

Содержание коррекционной работы

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

Согласование существительных и числительных.

Согласование существительных с порядковыми числительными. Дифференциация «ъ» и «ь».

2

Изменение глаголов по родам.

Изменение глаголов по родам, правописание родовых окончаний глаголов.

2

Мягкий знак на конце существительных и глаголов.

Написание «ь» на конце глаголов, существительных.

2

Морфемный анализ слов. Падежные окончания существительных.

Выделение морфемы из слова, подбор однокоренных слов, дифференциация приставок и предлогов.

2

-Ться, -тся в глаголах.

Проверка орфограмм -ться, -тся в глаголах.

2

Окончания глаголов во множественном числе. –Не с глаголами

Правильное написание личных окончаний глаголов.

1

Согласование существительных и местоимений с прилагательными в косвенных падежах.

Согласование существительных и местоимений с прилагательными в косвенных падежах., закрепление навыка правописания предлогов с местоимениями.

2

Согласование местоимений с предлогами.

Согласование местоимений  и существительных с предлогами.

2

Правописание предлогов и приставок с различными частями речи.

Дифференциация предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов со словами.

2

Формирование орфографической зоркости.

Выделение орфограмм в слове. Разбор слов по составу.

1

Непроизносимые согласные в корне слова.

Подбор проверочных слов для проверки непроизносимых согласных в корне слова.

1

Разделительный «Ь», «Ъ». Что такое орфорграфическая задача.

Закрепление навыка правописания «Ь», «Ъ».

2

Орфограммы в корнях слов.

Закрепление навыков выделения орфограммы в слове и ее проверки.

1

Гласные и согласные в корне слова. Слова-омонимы.

Выделение «ошибкоопасных» мест в слове, подбор проверочных слов.

2

Орфограммы в приставках.

Выделение и проверка орфограмм в приставках.

1

Орфограммы в приставках и корнях.

Подбор проверочных слов, выделение орфограммы в слове.

1

Орфограммы в суффиксах.

Выделение орфограмм в суффиксах, подбор правил для их проверки.

2

Обобщение знаний о различных способах проверки орфограмм в корнях слов.

Проверка орфограмм в корне слова.

2

Формирование орфографической зоркости.

Подбор подходящих правил к орфограмме.. развитие навыка слогового анализа и синтеза.

2

Формирование орфографической зоркости («ошибкоопасные» места в приставках).

Подбор правил для проверки  «ошибкоопасных» мест.

1

22.

Подведение итогов.

Выполнение оценочных тестов.

1

Всего часов: 35

Тематическое планирование индивидуальных занятий с ************* (7  класс)

по  коррекции нарушений письменной речи у учащихся с ЗПР

34 ч. (1  раз в неделю)

№ п/п

Тема урока

Содержание коррекционной работы

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

Развитие навыков словообразования.

Слово. Корень слова. Однокоренные слова.

Повторить отличительные особенности гласных и согласных звуков, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Работа со слоговыми схемами слов. Фонетический анализ слов.

Повторить признаки гласных и согласных звуков. Различение на слух твердых и мягких, звонких и глухих согласных. Фонетический разбор слов. Написание слов с мягким знаком в функции смягчения и разделения и слов с разделительным твердым знаком

Различение однокоренных и родственных слов. Закрепление навыка нахождения корня слова. Соотнесение слов со схемой.

2

Ударные и безударные гласные в слове.

2

Проверка написания гласных разными способами.

2

Определение  безударных гласных в корне слова, требующего проверки.

2

Словообразование. Образование слов при помощи приставок.

2

Развитие навыков словообразования.

Слово. Корень слова. Однокоренные слова.

1

Ударные и безударные гласные в слове.

2

Проверка написания гласных разными способами.

2

Определение  безударных гласных в корне слова, требующего проверки.

Нахождение приставки в словах и их правописание.

2

Однозначные и многозначные слова.

Подбор синонимов и антонимов к различным частям речи. Нахождение антонимов и синонимов в тексте. Преодоление неоправданного повтора слов. Формировать понятия "фразеологизм", "фразеологический оборот", "крылатые слова и выражения. Работа по развитию понимания фразеологизмов, крылатых выражений и употреблению их речи. Подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам.

1

Прямое и переносное значение слова.

1

Текст.

Текст. Признаки связного текста.

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Определение темы и основной мысли текста.

Составление текста по опорным словам, вопросам, плану. Разбивка текста на смысловые части и их озаглавливание, составление плана текста.

Использование синонимов для редактирования текста. Пересказы текстов. Устные сочинения. Составление описательного, повествовательного текстов и текста- рассуждения.

2

Деформированный текст.

1

Деформированный текст.

1

Порядок слов в предложении.

2

Границы предложения.

1

Определение темы и основной мысли рассказа

2

Текст-повествование.

2

Схема построения повествовательного текста.

2

Текст-описание.

1

Схема построения описательного текста.

1

22.

Подведение итогов.

Выполнение оценочных тестов.

1

Всего часов: 35

Алгоритм логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Работа по выявлению учащихся нуждающихся в логопедической помощи.
  2. Обследование обучающихся индивидуального обучения, анализ результатов.
  3. Работа с учителями.
  1. Индивидуальные беседы.
  2. Знакомства учителей с результатами обследования.
  1. Работа с родителями.
  1. Индивидуальные беседы, консультации.
  2. Знакомство родителей с результатами обследования.

Организационная работа.

  1. Оформление документации.
  1. Составление планов работы (перспективный).
  2. Оформление документации логопедического кабинета и учёта детей с нарушением устной и письменной речи.
  3. Заполнение речевых карт.
  1. Комплектование групп, назначение индивидуальных и групповых занятий.
  2. Утверждение расписания занятий.
  3. Оборудование кабинета (подбор и изготовление материала, игр с учётом специфики работы с учащимися с речевой патологией).

Методическое обеспечение:

1. Карточки с заданиями по различным темам.

2. Тексты для чтения с заданиями.

3. Опорные таблицы.

4. Орфографические словари.

Материальное обеспечение:

Для обучающихсяканцелярские принадлежности

Для учителякомпьютер, интернет-ресурсы

Список литературы:

1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125с.

2.АНМЦ «Коррекция и развитие» [Электронный ресурс] / Е.Д. Худенко. – М., 2007.

3.Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст] / Н.В. Бабкина //Дефектология. – 2006. - №4.

4.Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80с.

5.Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007. - №2 (17). – С. 39-44.

6.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136с.

7.Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - №5 – С. 66.

8.Жуков, В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / В.И. Жуков – М. : Изд-во РГСУ, 2009. – 452с.

9.Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет : практикум для психологов и логопедов [Текст] / С.В. Коноваленко – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1998. – 56с.

10.Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.

11.Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3 (24). – С. 33-35.

12.Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1.

13.Разживина, Н.В. Сравнительная характеристика устойчивости внимания у младших школьников с дисграфией и без нарушений письма// Школьный логопед. – 2007. - №1 (16). – С. 12-18.

14.Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999. – 136с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная логопедическая программа по коррекции общего недоразвития речи

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Коррекционно-логопедическая программа для обучающихся с ТНР

        Цель коррекционно – логопедической работы: создание условий для  предупреждения и исправления нарушения письма обучающихся 1-4 классов с нарушениями ...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» (коррекционные блоки для составления индивидуальной логопедической программы обучающихся с НОДА 1-4 классов)

Коррекционно – логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающихся с нарушением ...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 1-4 классов на 2023 – 2024 учебный год

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществл...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 6.3) 1-4 классов

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обуч...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 1-4 классов

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществл...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (вариант 6.3)

       Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью 1-4 кл...