Дидактические игры для развития чувства ритма у младших школьников с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Николаева Елена Владимировна

Развитие чувства ритма является необходимым условием для успешного овладения навыками письма и чтения. Регулярная, систематическая работа для развития чувства ритма у младших школьников с ОВЗ является пропедевтикой дисграфии и дислексии. Для успешного усвоения темы "Ударение" и "Безударные гласные в корне слов" необходими уделять достаточное количество времени развитию у детей чувства ритма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_na_razvitie_ritma.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Дидактические игры для развития чувства ритма у младших школьников с ОВЗ

Пособие разработано

 учителем-логопедом школы №36

 Николаевой Е.В.

  1. Восприятие ритма:
  1. Прослушать изолированные удары и определить их количество:

      - показать карточку с соответствующей цифрой,

      - записать серию ударов,

Назвать число ударов:  // 2,

                                       /// 3,

                                      //// 4

  1. Прослушать серии простых ударов, определить количество ударов

     - показать карточку с соответствующей цифрой,

     -  записать соответствующий ритм,

     - назвать число ударов

а) //    /; /    //

б) ///   /; /    ///; //   //

в) //   ///; ///   //; /   //   ///; //   /   ///; //   //   /

г) ///   ///; //   ////; /   /////; //   //   //; //   ///   /; /   ///   //; /   //   ///; /////   /; /   ////   /

  1. Прослушать серию акцентированных ударов, определить, сколько и каких ударов было сделано

     - показать соответствующую карточку с записью аналогичной серии,

   

    2. Воспроизведение ритма:

    2.1 Ритмы без выраженного ударения «Отстучи как я»: ///; ////; /////.

Постепенно следует подключать движения ног. Отхлопав ритм ложками, руками, рекомендуется отстучать его ногами. Можно отстукивать ритм 2-мя руками или 1-й рукой по какому-нибудь предмету, отхлопыванием в ладоши, поворотами туловища, движением языка «маятник2, 2Лошадка», «паровоз».

Темп движения постоянно изменяется. Задания сначала даются с опорой на зрительное восприятие.

Хорошо развивать ритмические способности, постепенно исключая анализаторы при их восприятии:

А) Повернуть ребенка спиной к себе и попросить внимательно прослушать и повторить ритмы, отхлопав их сначала руками, а затем оттопав ногами:

Б) Бесшумно показать ритмический рисунок и попросить ребенка его воспроизвести.

  2.2 Ритмы с выраженным ударением:

На этом этапе воспитывается чувство ритма. На занятиях используются задания, формирующие умения передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши, отстукиванием ногами и т.п. и выдерживать паузы.

Можно использовать другие задания на развитие ритма:

  1. Тихий удар правой ногой, громкий удар левой ногой, тихий удар правой ногой, тихий удар левой ногой с одновременным отхлопыванием.
  2. Тихие и громкие удары ногами, отхлопывание и проговаривание: та-та-та-та.

   3. Узнай ритм и запиши.

Формирование ритмического рисунка.

Цель – учить детей на слух и зрительно различать длинные и короткие звучания, повторять их голосом, отстукивать их.

В систему логопедической работы следует обязательно включать упражнения на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур различной модальности. При этом важным элементом считается координация общих движений с ритмическими единицами речи. На занятиях можно использовать метроном, деревянные ложки или хлопки руками, топанье ногами, движения туловища. При этом обязательно должны быть задействованы все анализаторы:

- зрительный («Посмотри…»)

- слуховой («Послушай…»)

- двигательный («Сделай вместе со мной…»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества....

Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и...

Исследовательская работа «Формирование чувства ритма у младших школьников с нарушениями интеллекта на уроках музыки»

Исследовательская работа «Формирование чувства ритма у младших школьников с нарушениями интеллекта на уроках музыки»...

Некоторые подходы к изучению и развитию музыкального чувства ритма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Статья "Некоторые подходы к изучению и развитию музыкального чувства ритма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями"...

Мастер класс «Игровая технология, как средство развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки"

Игровая технология, как средство развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки...

Дидактические игры на развитие связной речи у младших школьников с ОНР

Дилактические игры на развитие связеой речи у младших школьников с ОНР...