17 дидактических игр для профилактики дисграфии у детей
статья по логопедии на тему
17 дидактических игр для профилактики дисграфии у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17_didakticheskih_igr_dlya_profilaktiki_disgrafii_u_detey.doc | 105.91 КБ |
Предварительный просмотр:
xmlns:o="urn:schemas-microsoft-com:office:office"
xmlns:w="urn:schemas-microsoft-com:office:word"
xmlns:m="http://schemas.microsoft.com/office/2004/12/omml"
xmlns="http://www.w3.org/TR/REC-html40">
href="17%20дидактических%20игр%20для профилактики%20дисграфии%20у детей.files/filelist.xml">
href="17%20дидактических%20игр%20для профилактики%20дисграфии%20у детей.files/editdata.mso">
href="17%20дидактических%20игр%20для профилактики%20дисграфии%20у детей.files/item0001.xml"
target="17%20дидактических%20игр%20для профилактики%20дисграфии%20у детей.files/props002.xml">
href="17%20дидактических%20игр%20для профилактики%20дисграфии%20у детей.files/themedata.thmx">
href="17%20дидактических%20игр%20для профилактики%20дисграфии%20у детей.files/colorschememapping.xml">
margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center;line-height:115%'> style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman";color:black'>17 дидактических игр для профилактики дисграфии у детей margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center;line-height:115%'> style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Развитие оптико-пространственной ориентации margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center;line-height:115%'> style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Обезъянки» margin-bottom:.0001pt;text-align:justify'>Повернитесь спиной к детям и попросите повторять за вами. Сначала покажите симметричные движения: обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки за голову. Затем перейдите к несимметричным: одна рука в сторону, другая – на пояс; одна рука на плечо, другая – в сторону; одна рука на плечо, другая – на пояс. margin-bottom:.0001pt'> style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'> style='mso-bidi-font-weight:normal'>Ира «Солнечный зайчик» margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=6ebf2098-4e85-4ece-bb9e-9b6460e94201>С помощью зеркала перемещайте солнечный зайчик по комнате. Попросите детей называть расположение зайчика, например: «Зайчик высоко, зайчик низко. Зайчик далеко, зайчик близко». style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'> style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Продолжи дорожку» margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=3069c9e8-33fd-4f61-9993-41d91db48e9d>Раздайте детям листы бумаги и простые карандаши. Попросите выполнить ваши инструкции, например: «Нарисуй треугольник, круг, треугольник, круг. Продолжи дорожку» или «Нарисуй два треугольника, один круг. Продолжи дорожку». style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Продолжи ряд» margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=7cc6e470-7435-463a-9d3d-e62d0d7ebf74>Раздайте детям наборы геометрических фигурок разной величины. Предложите детям выполнить действия с фигурами, например: «Положи маленький круг, средний, большой. Продолжи ряд». style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'> style='mso-bidi-font-weight:normal'>«Игра коврики» margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=8077c775-20c0-44b3-b2e8-6793c4651ab4>Раздайте детям листы бумаги и цветные карандаши. Попросите нарисовать коврики по инструкции: «Нарисуй синий круг в середине листа. Сверху от круга – красный квадрат. Снизу от круга – зеленый треугольник. В каждом углу коврика – по одному маленькому желтому кругу». style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'> style='mso-bidi-font-weight:normal'>«Игра выбери дорожки» margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=5452bceb-8ee1-401d-ac64-8f2ea0eb163d>Приготовьте каждому по две полоски: короткую и длинную. Раздайте изображения домиков и зайцев, которые находятся близко и далеко друг от друга. Попросите выбрать дорожку к домику для зайчика и объяснить почему. Например, ребенок отвечает: «Этот зайчик далеко от домика, ему нужна длинная дорожка. Этот зайчик близко – ему нужна короткая дорожка». margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center;line-height:115%' xmlns="" blockId=d6941195-ca37-4c2e-84b5-12ad3c7ddc26> "Times New Roman"'> margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center;line-height:115%'> style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Формирование моторных функций margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'> style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Делай как я» margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=2601e76a-b50c-4819-8750-6dbe6dec185b>Повернитесь спиной к участникам и попросите повторять движения за вами. Покажите детям серию из двух движений и попросите их продолжить самостоятельно. Добавьте в серию третье движение. margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=18a4a9e7-af3a-484f-b911-113f3172d738>Примеры серий из двух движений: руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс; руки за голову, в стороны, за голову, в стороны; руки на пояс, вверх, на пояс, вверх. margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=3c6d2005-bce5-4a00-951d-d4a20321bb0c>Примеры серий из трех движений: руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс, на плечи, вверх; руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз. style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'> style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Передай привет» margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=3da7bb50-21fc-4c34-8df8-bf1ba8d7d07f>Попросите школьников выстроиться друг за другом по кругу. Три раза хлопните по плечу ребенка, который стоит рядом с вами, и попросите правильно передать привет по кругу. Следите, чтобы дети соблюдали заданный темп или ритм. margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=b6190449-8c30-453a-9d27-d0f1d80ce269>Когда привет вернется к вам, задайте детям вопросы: «Как хлопали по твоему плечу?», «Сколько раз хлопнули?», «Хлопки были одинаковые или разные?» style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'> style='mso-bidi-font-weight:normal'>«Бабочки и цветы» margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=f95607e8-e8d4-4337-aad7-6656ccc121da>Предложите детям смотреть на картинки и хлопать правильно. Если вы показываете изображение цветка с бабочкой, они делают сильный хлопок. Если на цветке бабочки нет, хлопают слабее. style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'> style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Колечки» margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=c70dccce-d28e-4dbf-a7a0-d3b096c24a52>Попросите поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки к указательному, среднему, безымянному и мизинцу. Выполните задание в умеренном, медленном и быстром темпе. Повторите упражнение для левой руки и для двух рук одновременно. margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=70b39bd0-de8a-4cff-9485-b11168557fac>Предложите прикоснуться к каждому пальцу по два раза подряд. Выполните все шаги, как и в предыдущем задании. Увеличьте количество прикосновений до трех или четырех. margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=31022230-31e5-4895-86b3-709e47cb92d7>Когда дети освоят упражнение, попросите чередовать касания. Например, два раза дотронуться большим пальцем до указательного, один раз – до среднего, два – до безымянного, один – до мизинца. Поочередно выполните задание правой, левой и двумя руками. margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=cde033ed-ae77-4007-bcea-02b96e0ef7f3>Дайте задание поочередно прикоснуться пальцами правой руки к одноименным пальцам левой руки. Выполняйте упражнение в умеренном темпе. Повторите движения медленно и быстро. style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'> style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Поиграем с ротиком» margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=18f1d85b-f7ac-40ba-9990-66655917cc79>Разложите перед ребенком картинки: символы с изображениями артикуляционных упражнений. Указательным пальцем прикасайтесь к картинкам и просите ребенка повторить движение. Например, покажите на картинку «трубочка», ребенок должен вытянуть губы трубочкой; покажите картинку «заборчик», чтобы школьник растянул губы в улыбке. Используйте чередования движений: «заборчик» – «трубочка»; «лопаточка» – «иголочка»; «качели» – «часики»; «окошко закрылось» – «окошко открылось». style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-no-proof:yes'> width=136 height=148 id="_x0000_i1040" src="http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/k0nsjl.png" alt="http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/k0nsjl.png"> style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'> style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> К СВЕДЕНИЮ margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'>Как диагностировать дисграфию margin-bottom:.0001pt;text-align:justify'>Чтобы выявить дисграфию, учитель-логопед проводит диагностику письменной речи ребенка по трем критериям. margin-bottom:.0001pt;text-align:justify'>Критерий 1. Ребенок допускает специфические ошибки на письме. Он не соблюдает фонетический принцип письма: искажает или отражает не полностью звуковой состав слова. margin-bottom:.0001pt;text-align:justify'>Критерий 2. Частотность ошибок. Ребенок в одной работе может допустить от шести ошибок, которые характерны для дисграфии. margin-bottom:.0001pt;text-align:justify'>Критерий 3. Ошибки стойкие. Ребенок делает специфические ошибки во всех письменных работах в течение длительного времени. margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=e394d9a9-aeed-4832-9e3a-27cbc7d373b2> "Times New Roman"'> margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'> style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Развитие слоговой структуры слова margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'> style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Подбери картинку» margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=e8716d7e-24a7-4b2a-ad88-4bf22be93c68>Для игры подготовьте набор карточек. На карточках полосками обозначьте длину слов: короткая полоска – слово с одним слогом, длинная – с тремя слогами. Раздайте детям карточки и картинки. Попросите назвать картинки и подобрать к каждой из них подходящую карточку. margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=18c4f293-59ae-4146-b6c6-a389ab8a55db>Примеры коротких слов: еж, дом, пух, кот, кит, мак, шар, гном, хлеб, блин, слон, мост, лист, зонт, кекс. Примеры длинных слов: бегемот, самолет, попугай, барабан, сарафан, помидор, телефон, магазин, молоток. style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'> style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Послушай и повтори» margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=39f58132-c07d-4c06-9fef-df6254930d46>Несколько раз произнесите звук, делая паузы разной длины, например: «и… и – и». Попросите детей повторить за вами песенку. Следите, чтобы они соблюдали паузы. Далее усложните задание и назовите последовательность разных звуков, например: «а… и – и». style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'> style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Есть или нет» margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=d7c0d2cc-93b5-4475-9831-9311ef81b86e>Предложите детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок. Используйте, например, изображение луны, совы, лапы, пилы, лисы, тучи, слонов, руки, ног, головы. Задайте детям вопросы по каждой картинке, например: «Здесь есть луна? А луна?». style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'> style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Закончи слово» margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=2f148160-ac56-4b21-af12-b82ab4f5e06b>Покажите две предметные картинки, на одной изображена бумага, на другой – заборы. Начните произносить слово и попросите детей продолжить, а затем произнести слово целиком. Например, вы говорите: «Бума…», а ребенок продолжает: «…га. Бумага». Чтобы усложнить упражнение, используйте три или четыре картинки. margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=d07877fa-01c5-477e-83dd-3fbe5b9285fc>Сначала используйте слова без стечения согласных: бумага, заборы, панама, машина, бананы, радуга, молоко, помидор, бегемот, береза, кошелек, гусеница, барабаны, одеяло, самокаты. Далее перейдите к словам со стечениями согласных звуков: палка, белка, ветка, банка, полка, лампа, ручка, мышка, птичка, спичка, свечка, карандаш, подушка, ромашка, стаканы. style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'> style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Угадай начало слова» margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=4b5ed89a-6460-493d-aeca-ce3b1550502f>Покажите две предметные картинки. Произнесите окончание слова, а детей попросите угадать его начало и повторить слово полностью. Например, вы говорите: «… class=SpellE>тинки», ребенок угадывает: «Бо… Ботинки». Увеличьте количество картинок до трех или четырех и повторите упражнение. style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'> style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Добавлялки» margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=e85717e6-1d6e-4bb4-91ce-7429efd0a373>Покажите три-четыре предметные картинки, например, еж, дом, кот и шар. Назовите прилагательные и попросите детей угадать слова, например: «Колючий…» – «…еж», «Воздушный…» – «…шар», «Высокий…» – «…дом», «Пушистый…» – «…кот». Когда ребенок называет слово, просите повторить словосочетание полностью. margin-bottom:.0001pt;text-align:justify'> margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns="" blockId=caea6420-f911-49c8-8860-3cd15cbfbfce> width=690 height=275 id="_x0000_i1039" src="http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/jpux2e.jpg" alt="http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/jpux2e.jpg">
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя ГПД в профилактике оптической дисграфии у детей в период обучения грамоте.
Материал предназначен для логопедов дошкольных учреждений, учителей начальных классов и воспитателей ГПД...
Преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя ГПД в профилактике оптической дисграфии у детей в период обучения грамоте.
Данная презентация дает возможность увидеть, как осуществляется работа по профилактике оптической дисграфии и дислексии в условиях ГПД. Занятия проводятся в игровой форме воспитателем ГПД.Материал пре...
Выступление учителя-логопеда на общегимназическом родительском собрании в начальной школе по теме: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».
Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара...
Теоретические основы изучения проблемы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста
Нарушения письма (дисграфия) является распространенной формой речевой патологии у младших школьников. Дисграфия является большей частью врожденным расстройством, когда процесс письма изначально ...
Профилактика и коррекция дисграфии у детей с помощью дидактической игры "СлогоБум"
Предлагаю Вашему вниманию игру "СлогоБум" собственной разработки! Игра «СлогоБУМ» — комплект развивающих игр, направленных на решение вопросов по: формированию и разв...
Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.
В статье приведены игры, способствующие профилактике дисграфии....
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ БУКВ
Аннотация: в статье рассматриваются основные направления работы по профилактике дисграфии у детей с различными речевыми нарушениями на раннем этапе обучения грамоте и приводится анализ ряда автор...