Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляторное сходство. Звуки В-Ф
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация [в ]и [ф ].
Цель: Научить различать акустико-артикуляторные звуки [в] и [ф] на слух и буквы «в» и «ф» на письме.
Задачи:
- Образовательные:
- совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуковВи Ф в слогах, словах и предложениях;
- соотносить звукиВи Ф с буквами, правильно их записывать;
- совершенствовать навыки сравнительной характеристики звуковВи Ф;
- совершенствовать навыки звуко - буквенного и слогового анализа и синтеза;
- активизировать словарь по теме «Профессии»;
- обогащать словарный запас учеников путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;
- упражнять учеников в составлении предложений с использованием звуковВи Ф;
- совершенствование умения определять количество слов в предложении;
- закрепление умения согласовывать имя существительное с числительным.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать тонкую моторику и кинестетические навыки;
- способствовать развитию координации речи с движением;
- способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.
Оборудование:
- карточки с заданиями, видео презентация к уроку, проектор, мультимедийная или интерактивная доска, мяч, слоговые таблицы В.В Квач - «Слоговички», «Звуковая мозайка».
Ход занятия.
I Организационный момент.
(На доске с помощью «Слоговичка» зашифровано слово «профессии»)
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята. Мне приятно видеть вас сегодня на логопедическом занятии.
Посмотрите, на доске зашифрованослово. Расшифруйте его при помощи «Слоговичка». Приложение 1.
Что у вас получилось?
Ученики: Слово профессии.
Учитель-логопед: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о профессиях. (В слове определяется количество гласных звуков, слогов, способ смягчения согласных звуков).
II Основная часть.
Задание №1. Отгадывание загадок, выделение первого звука в словах-отгадках.
Логопед: Я приготовила для вас загадки. Если вы их отгадаете, то сможете назвать звуки, с которыми мы будем работать сегодня на уроке. Послушайте первую загадку: (Презентация, стр. №2)
Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад.
Ученики:Водопроводчик.
Логопед: Правильно. С какого звука начинается слово водопроводчик? Давайте посмотрим в зеркальце и проговорим: в-в-в-в-в.
Логопед: послушайте вторую загадку: (Презентация, стр. №3)
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помним вас.
Ученики: фотограф.
Логопед: Правильно. С какого звука начинается слово фотограф? Давайте посмотрим в зеркальце и проговорим: ф-ф-ф-ф-ф.
Логопед: Вы догадались, о каких звуках мы сегодня будем говорить?
Ученики: О звуках в и ф.
Логопед: Молодцы. Мы сегодня с вами будем сравнивать звуки ви ф.
И поговорим о профессиях.
Давайте дадим характеристику этим звукам.
Чем похожи эти звуки? (Согласные, бывают твёрдыми и мягкими).
Чем отличаются? (звук фглухой, а звук взвонкий).
Где находится язык при произнесении этих звуков? Что происходит с губами? С зубами? Как работают голосовые связки?
Какими буквами обозначаются эти звуки? Посмотрите на них.
Давайте напишем их. Начинайте и заканчивайте писать буквы правильно!
(Презентация, стр. №4,5)
Давайте придумаем им обозначения, чтобы различать. (Презентация, стр.№6) Приложение №2.
Задание №2. ДифференциацияВ и Ф в слогах.
А теперь прочитайте слоги, только будьте внимательны. Не перепутайте буквыВ и Ф. (Презентация, стр. №7)
Пальчиковая гимнастика.
Игра на внимание и знание профессий.
(Ученики загибают пальцы на каждое название профессии)
Художник измерил температуру,
Строитель на флейте красиво сыграл,
Доктор кирпичную стену построил,
Повар картину нарисовал.
Музыкант сварил очень вкусные щи.
Ошибки мои ты скорей отыщи.
(Ученики исправляют ошибки и под правильное стихотворение загибают пальцы на второй руке.
Доктор измерил температуру,
А музыкант на флейте сыграл.
Строитель кирпичную стену построил,
Художник картину нарисовал.
Повар сварил очень вкусные щи.
Скорей пять профессий ты здесь отыщи.
Задание №3. Ответы на вопросы по тексту.
Логопед: Ребята, а сейчас послушайте сказку.
- Собрались однажды на рыбалку старые друзья: Иван - повар, Семен - столяр, Николай - электрик. Взяли они большую лодку, удочки и отправились в путь.
- Так и не заметили друзья, как добрались до реки. Сели в лодку, поплыли и завели разговор.
Повар:
- Пока не доплыли до нужного места, хочу я вам, друзья вот что сказать:
Профессия повар - лучше всех,
И в жизни моей принесла лишь успех.
Столяр:
Не согласен я с тобой.
Столяр - это вам герой!
В руки молоток возьму
Гвозди без труда забью,
Пилою доски распилю,
Стул и столик смастерю.
Электрик:
Стоп, друзья, не торопитесь,
В словах своих не ошибитесь.
Вот профессия моя
Лучше ваших всех она!
Знают люди всей страны,
Как электрики важны!
- И так увлеклись наши друзья спором, что забыли про рыбалку и не заметили, как отнесло их лодку в открытое море. Но и в открытом море они продолжали спорить о том, чья профессия лучше. И вот в одно мгновение поднялась большая буря, и лодку с большой скоростью понесло по волнам, вот тогда-то и очнулись молодые люди.
- Через пару часов буря закончилась, и лодку прибило к берегу.
- Друзья, мы много спорили и попали в бурю. Скоро наступит ночь и нам нужно найти место для ночлега, а то мало ли кто водится на этом острове.
- «Да, я ведь могу построить дом, инструменты у меня с собой», сказал столяр.
- «А, я проведу в дом электричество», добавил электрик.
- И закипела работа. Скоро дом был готов.
«Что-то кушать хочется после работы. Да покушать бы нам всем не помешало»,
наперебой заговорили работники.
-« Кушать захотели? А я для чего?», ответил повар.
Вас друзья накормлю.
Супчик вам сейчас сварю.
Я ведь повар хоть куда,
Там, где я всегда еда.
- Хорошо поужинав, друзья легли спать. Так прошёл первый день на необитаемом острове. На следующий день, все дружно отправились в обратный путь.
- Друзья возвратились домой и больше никогда не спорили, чья профессия лучше, а наоборот решили, что
Все профессии нужны!
Все профессии важны!
Вопросы к тексту:
- О каких профессиях говорится в этой сказке?
- Какая профессия самая важная? Почему?
- Какова мораль этой сказки?
Задание №4. «Что лишнее?». ДифференциацияВ и Ф в начале слов. Работа у доски.
(Презентация, стр. № 8,9)
Логопед: Посмотрите на картинки. Найдите лишние. А к оставшимся составьте слоговую схему. (Дети по одному выходят к доске).
Пример слоговых схем
волк____в____велосипед_в______фонарик_ф________ …
Физкультминутка.Игра с мячом.
А) Логопед:
Я буду говорить слоги, а вы замените в них В на Фили, наоборот, Ф на В.
Ва- ( фа)
Вы- (фы)
Ви- (фи)
Фы- (вы)
Фу- (ву)
Ве- (фе)
Задание №5. Звуковая мозайка. Дифференциация В и Ф.
Логопед: Ребята. Посмотрите. У вас пустые клетки. (Получится такой узор:)
Если в названии профессии есть звук филифь, кладём черный квадрат, если звук виливь, кладем желтый квадрат с колокольчиком.
Слова: фокусник, футболист, врач, воспитатель, водопроводчик, водитель, фотограф, швея, продавец, повар, нефтяник, ветеринар, шофер, фигуристка, сварщик, кровельщик.
Логопед: А теперь проверьте себя. Если у вас получилсяузор, то вы правильно разложили квадратики.
Задание №6. ДифференциацияВ и Ф в словосочетаниях. Склонение имени существительного по падежам.
(Презентация, стр. №10)
Задание №7. Дифференциация В и Ф в предложении, составление схемы предложения.
Логопед: Придумайте предложение со словом «повар».
(Лучшее предложение записывается на доске и в тетрадках.)
С какой буквы мы начнем записывать предложение?
Что поставим в конце?
Возьмите зеленую ручку и выделите заглавную букву и точку.
А теперь давайте начертим схему этого предложения.
Сколько слов в этом предложении?
(Дети чертят схему)
Пример схемы: _______ __________ ________ .
Повар варит суп.
Задание №8. Звуковой анализ. Работа в тетрадках.
Давайте сделаем звуковой анализ слова врач.
Возьмите цветные карандаши.
4 б., 4 зв., 3 согл, 1 гл, 1 слог.
Задание №9. Работа по карточкам. Слоговой анализ и синтез. (Презентация, стр. №11, 12). Приложение №3.
Логопед: Достаньте карточки из папочек. Посмотрите, на них нарисованы картинки, а под картинками пустые клетки. Вставьте в клетки первую букву в названии картинок, и вы узнаете закодированное слово.
Логопед: Какие звуки из тех, что мы сегодня проходим, содержатся в названиях получившихся слов?
Задание №10. Задание на компьютере. (Мобильный кабинет информатики). Если нет такой игры, то при помощи презентации.(Презентация, стр. №11,12)
- А теперь покажите мне, как вы умеете работать с компьютером. Разгадайте ребусы.
- Посмотрите на картинку. Здесь представлены некоторые профессии. Давайте назовём их и решим, кому кто нужен.
- Соедините картинки со звуковыми схемами.
II Подведение итогов.
Молодцы, ребята. Мы с вами сегодня хорошо поработали. Вы показали, что многое умеете, знаете много разных профессий.
Что мы сегодня учились различать?
Вам понравилось занятие?
Что вам больше всего понравилось?
Нарисуйте своё настроение.
Мне было приятно с вами работать. Буду ждать новой встречи. Урок окончен. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах.
Конспект открытого группового логопедического занятия во 2 классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Коррекция аккустической дисграфии. Дифференциация фонем | т-д | в словах.
В цели занятия включены современные образовательные технологии и применяются в занятии. Использованы материалы ЭОР , которые очень интересны детям и легко использовать на занятии с п...
Конспект открытого группового логопедического занятия «Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах»
Yаучить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные устно и на письме....
Открытое логопедическое занятие "Дифференциация фонем С-Ш на уровне слогов и слов"
Открытое занятие с учащимися 2 класса, имеющих недостатки письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи.(С использованием ИКТ.)...
Конспект логопедического занятия по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляторное сходство [В][В’] и [Ф][Ф’] 3 кл.
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляторное [В][В’] и [Ф][Ф’] в словах, в предложениях, в тексте. Буквы В и Ф....
Игры и задания на дифференциацию фонем у младших школьников.
Игры и задания на дифференциации фонем у младших школьников.(2 класс) Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой...
Технологическая карта группового логопедического занятия для детей 1 класса ТНР, направленного на преодоление акустико-артикуляторной дисграфии
Логопедическое заключение: ОНР III-IVТема: «Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.»Цель: закрепление у детей навыка различения и правильного употребления в речи...