Применение ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда
статья по логопедии на тему
В публикации описывается важность применения ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruzdeva_yu.v._primenenie_ikt_v_prakticheskoy_deyatelnosti_uchitelya.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Груздева Ю.В.
Учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района
Применение ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда
В современном обществе информационные и коммуникационные технологии несут с собой перемены во всех сферах человеческой жизни, требуют создания новых педагогических подходов и методик преподавания. Образование представляет собой непрерывный процесс.
Для этого необходимы знания, поэтому педагогам нужно осваивать, развивать и активно применять в своей практической деятельности компьютерную психологию, компьютерную дидактику и компьютерную этику. Информационные технологии представляют процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Технология мультимедиа включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию, допускающую различные способы структурирования, интегрирования и представления. Это позволяет задействовать все органы чувств ребенка для постижения нового, формировать красочный, объемный образ изучаемого объекта, создавать ассоциативные связи, способствующие лучшему усвоению предъявляемого материала, активизировать полученные ранее знания, развивать логическое мышление, усилить творческую составляющую процесса обучения.
Информационные технологии, являясь эффективными средствами обучения, все чаще применяются в специальной педагогике. Для детей с ОВЗ компьютер способствует их разностороннему развитию, коррекции нарушений речи, повышению мотивации к занятиям, социализации.
Обучающие компьютерные программы, являющиеся средством коррекции и развития познавательной сферы детей с ОВЗ, используются в работе учителей-логопедов. У многих педагогов разработаны персональные сайты. Сайт выступает как СМИ и как средство с элементами дистанционного обучения и консультирования, доска объявлений. Он является коммуникативным центром, решающим образовательные, педагогические, социальные задачи. В его разделы включены элементы дистанционного обучения, база которых постоянно расширяется. Материалы подобраны с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Сайт позволяет хранить, транслировать информацию для детей и родителей, делиться методическими разработками с коллегами.
Сайт учителя-логопеда разработан в соответствии с концепцией проекта «Санкт-Петербургская школа 2020», опирается на основные положения: равенство в доступности качественного образования для разных и равных детей, подростков, граждан Санкт-Петербурга, непрерывное развитие потенциала современного педагога. Данный инновационный продукт способствует формированию «открытой школы» — развитию социальных образовательных сетей как способа обмена информацией, кооперирования ресурсов и возможностей для реализации образовательных проектов и т.д. Сайт служит источником полезной информации для родителей обучающихся, позволяет использовать советы и рекомендации в процессе воспитания и образования детей. Материалы сайта используются как тренажер по закреплению полученных знаний и профилактике дисграфии и дизорфографии, повышают мотивацию ребенка к обучению, так как средства ИКТ у детей всегда вызывают интерес.
Современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда. В последние годы увеличилось количество детей с нарушениями письменной речи. Они допускают большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Ограниченный словарный запас, недостаточная сформированность семантической стороны речи, отсутствие четких звуковых представлений о слове затрудняют нахождение родственных слов, необходимых для проверки безударного гласного. В письменной речи они используют в основном существительные и глаголы, реже встречаются прилагательные, местоимения, наречия. В создаваемых ими синтаксических конструкциях наблюдаются отклонения от общепринятых норм построения предложений. Необходимо помнить, что значительное место в развитии лексико-грамматического строя и смысловой стороны речи занимают мыслительные процессы. Поэтому в работе по обогащению, систематизации словарного запаса, развитию грамматических категорий эффективно использовать один из приемов технологии развития критического мышления ― синквейн.
Синквейн происходит от французского слова «cinq»-пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы. Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного. Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна. И, наконец, пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов. Синквейн используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Применение данного приема при традиционной модели коррекционного обучения позволит, с одной стороны, сохранить содержательный и практический характер занятий, а с другой ― поможет сделать их более увлекательными и эмоционально насыщенными, что, несомненно, будет способствовать раскрытию творческого потенциала учащихся. В созданной серии онлайн- игр, размещенной на сайте педагога, по развитию лексико-грамматического строя речи был использован вариант представления синквейна без первой строки. Использование приема «синквейн» для работы с обязательным для усвоения лексическим материалом позволяет придать работе бо́льшую эмоциональность и образность, обеспечить его непроизвольное запоминание, активизировать познавательные процессы учащихся, стимулировать развитие их творческого потенциала и, наконец, превратить «безликие» лексические и речевые единицы в личностно значимые. Все это позволяет улучшить коррекционно-развивающий процесс. Необходимо помнить, что время работы за компьютером для ребенка регламентировано нормами СанПиНа, поэтому необходим контроль со стороны взрослых (педагогов, родителей) за деятельностью детей.
Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу педагога способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.
Литература:
- Баннов А. М. Учимся думать вместе: (материалы для тренинга учителей) / А. М. Баннов – М: ИНТУИТ. РУ, 2007.
- Кабаченко Е.И., Кабаченко Н.А. Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей.//Логопед. ― №8, 2012, стр.31-36
- Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс / Бент Б. Андресен, Катя ван ден Бринк; авторизованный пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 2007.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования — М.: Школа-Пресс, 1994.
- Халтурина Г.П. Учимся писать синквейны и лимерики.// Начальная школа плюс До и После.―2012, №5, стр.47-49
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС
Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...
Доклад «Применение современных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда»
В докладе рассказывается о современных логопедических технологиях...
Применение современных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда
Приведены нетрадиционные методы в логопедической практике....
Инновационные методики и технологии в практической работе учителя- логопеда
Использование в работе инновационных методик и технологий помогает оптимизировать работу учителя- логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ученика....
Практические рекомендации учителя-логопеда. (для учителей, воспитателей и родителей)
laquo;Правильная речь открывает человеку новый мир»Н. М. Карамзин...
Инновационные методики и технологии в практической работе учителя- логопеда
Цель: Использование инновационных технологий в моей логопедической практике....
Статья «Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда в начальных классах с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Кинезиология - научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.Кинезиологические упражнение - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное возд...