Конспект логопедического занятия "Дифференциация Л-Р"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Галитовская Екатерина Юрьевна

Задачи:

- уточнить и сравнить артикуляцию и звучание (р) – (л);

-учить различать согласные р-л в устной и письменной речи на материале различной сложности;

-развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов со звуками (р)- (л).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r-l.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект на тему: Дифференциация Р-Л

http://www.logolife.ru/wp-content/uploads/NCE5175F4EA9F-300x211.jpg

Цель: создавать условия для формирования правильной, точной и красивой речи учащихся.

Задачи: — уточнить и сравнить артикуляцию и звучание (р) – (л);

-учить различать согласные р-л в устной и письменной речи на материале различной сложности;

-развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов со звуками (р)- (л);

-воспитывать мотивацию логопедических занятий.

Оборудование: картинки к артикуляционной гимнастике, зеркала, коробочки с крупой, мелкие игрушки, предметные картинки, кубики со словами.

Ход занятия.

1 Организационный момент

Прозвенел звонок для нас-

Поработаем сейчас!

Звуки будем говорить,

Слушать их внимательно!

Знаки – буквы же писать

Правильно, старательно!

2 Артикуляционная гимнастика.

-Что нужно делать, чтобы чётко произносить звуки речи? (Выполнять артикуляционную гимнастику).

- Возьмите в руки зеркала и выполняем артикуляционную гимнастику.

Слова логопеда

Артикуляционные упражнения

Улыбнёмся как « Лягушки»,А теперь мы добрый «Слон».Тянем губы прямо к ушкам,А теперь водичку пьём.«Индюшата» прибежали,Ох, как сильно мы устали!Сам себе же я не враг-Заводи-ка «Кадилак».Раздаётся вдруг сигнал-

Я знакомых увидал.

« Лягушки»«Слон»« Лягушки»«Слон».«Индюшата»«Фырканье»«Машина»

«Паровоз» — упражнение на воздушную струю.

- Давайте посмотрим, кто встретился нам на пути. Пододвиньте к себе коробочку с рисом и приготовьте правую руку.

Указательный – опустим,

Средний пальчик – вглубь нырнёт.

Большой палец -он поможет.

И игрушку там найдёт.

-Назовите предметы, которые были спрятаны.(дракон, корова, тигр, дядя Фёдор).

-Послушайте слова еще раз и скажите, какой звук одинаковый.

Аналогично (волк, крокодил, кукла, солдат).

-Догадались, с какими звуками будем работать?

-Назовите их.

3. Акустико-артикуляционная характеристика звуков

-Возьмите в руки зеркала и произнесите дежурные звуки.

Охарактеризуйте их по таблице.

Губы, Зубы, Язык, Воздушная струя, Голос, Твёрдость, мягкость

-Сделайте вывод, чем похожи? (Согласные, звонкие).

-Чем отличаются? (При произнесении (р)- язык вибрирует, а при (л)- лежит спокойно.)

4.Соответствие звуков и букв

-Посмотрите на доску. На первой или второй карточке написана буква, обозначающая «дрожащий» звук? /Буквы наложенные друг на друга/.

- Назовите имя этой буквы.

- Назовите «обманщицу».

-Чем похожи? Чем отличаются?

Аналогично со второй буквой.

5. Работа по теме

- Итак, с какими звуками работаем на уроке?

-Зачем нам это нужно?

-Чем они похожи?

- Чем отличаются?

-Какими буквами обозначаем?

-Неправильные буквы вам подбросил Лунастик. /Помещаем картинку инопланетянина на доску/ Есть ли дежурный звук в его имени?

-Что вы о нем можете рассказать?

-Назовите второй дежурный звук.

-Чем они похожи?

- Чем отличаются?

-Лунастик всё время проводит в космических полетах, и поэтому не ходит в школу. Как вы считаете, это правильно?

-Давайте на него поругаемся на его же языке:

Ло-ла-ра, буквы знать тебе пора.

- Лунастику стало стыдно, и он просит вас:

Ро–ло- ра, помогите, детвора.

-Поможем Лунастику?

-Но обучение придется проводить во время полёта. Вы согласны?

-Тогда начинаем обратный отсчёт:9,8,7,6,5,4,3,2,1.Пуск!

5.1 РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

-Итак, мы в открытом космосе. Открываем свои бортжурналы и записываем дату полета.

-Послушайте название планеты, на которую мы отправляемся, один раз и запишите в тетрадь слоговую дорожку:

Лу-ру-лу

-Проверьте запись (на доске).

-Итак, с какими звуками работаем?

- Чем похожи?

-Чем отличаются?

5.2 Работа со слогами

А) -Наша ракета в безграничном космосе. Лишь только звёзды светят вокруг. И у каждой из них есть своё название, которое мы с вами сейчас зашифруем «лодочками». /На обратной стороне звёздочек нарисованы картинки: топор, лыжи, лось, карандаш. Делим на слоги названия предметов и оформляем графическую запись/.

Топор, лыжи, лось, карандаш.

Б) – Вот мы подлетаем к нашей планете. Но здесь прошел метеоритный дождь и все повреждено, даже слова! Давайте сядем в луноход и соберём слова.

Физкульт.минутка

Мы выходим из ракеты

И садимся в луноход.

Места мало в нем,

Но это, не замедлит быстрый ход!

-Итак, все готовы. Значит, поехали собирать слова.

ЛУ ЗА ВЕД (2 в право,2 вниз) – лужа,

БОР ЛА ПЛА (1в лево, 1 вниз)- забор

КАТ РО ЖА (1 в лево, 2 вниз)-ведро

(2 в лево, 1 вниз)-плакат

-Первый слог беру,

за вторым иду.

(2 вправо, 2 вниз),

Отвечай-ка не ленись!

-Какое слово получилось?

-Какой дежурный?

-Что можешь о нем рассказать?

-Какой буквой обозначаем?

-Записываем с маленькой буквы, без знаков препинания, в столбик.

5.3 Работа со словосочетаниями

-Молодцы! Спасли планету и продолжаем полёт, но начинается невесомость. Некоторые буквы даже уплыли и встали не на свои места. Поработайте в парах и верните знаки на свои места.

Грубокая

Берый

Лжавое

Класочный

-Итак, какое первое слово у вас получилось?

-Какой дежурный?

-Что ты можешь о нём рассказать?

-Какой буквой его обозначим?

-Прочитайте слова первого столбика, подумайте и скажите, какой частью речи они являются. Почему?

-Прочитайте слова второго столбика. Какой частью речи являются они? Почему?

-Расположите слова второго столбика в том порядке, в котором прилагательные будут подходить к существительным.

-Запишите их в тетрадь.

-Дайте проверим словосочетания.

-Итак, с какими звуками работаем?

- Чем похожи?

-Чем отличаются?

5.4 Работа с предложениями

-Чтобы скоротать путь Лунастик предлагает поиграть в кубики. Расположите кубики в том порядке, в котором они должны быть /на гранях 3 кубиков написаны слова и рисунок – на четвёртом/.

Золотая рыбка (рисунок рыбки) исполняет желание.

-Запишите в тетрадь.

6. Итог занятия

А) по теме;

Б) работы каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...