"Ударение"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Презентация и конспект по теме "Ударение" в младших классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое логопедическое занятие.

Тема. «Ударение. Орфоэпические нормы».

Цели занятия.

Образовательные: 
- закрепление знаний об ударении и речевых единицах. 
- уточнение различий в произношении и написании слов.

Коррекционно-развивающие: 
- развитие функций зрительной модальности (зрительных форм внимания, памяти, мышления, восприятия); 
- обогащение и активизация словаря по теме «космос»; 
- развитие творческих способностей, навыков контроля и самоконтроля.

Воспитательные: 
- создание ситуации успеха; 
- воспитание чувства ответственности, взаимопомощи; 
- повышение речевой активности.

Оборудование. 
1. Для украшения класса: звездочки. 
2. Пазл космического корабля. 
3. Магнитная доска, буквы для слова «шоколад», призы участникам. 
4. Презентация для занятия с музыкальным сопровождением.

1.1 Организационный момент.

Л: - Здравствуйте ребята и уважаемые гости.

- День учебный продолжается, 
И занятие начинается.

Л: - Какое слово подойдёт для приветствия наших гостей? – Поприветствуйте их. Садитесь. Все вместе:

- Говорим всегда красиво, 
Чётко и неторопливо, 
Вспоминаем обязательно, 
Что учили на занятиях.

Сегодня у нас необычное занятие. Его тему вы узнаете чуть позже.

1.2.Разминка.

Л: - Выполним разминку.

Для дыхания упражнение «Ракета» СЛАЙД 1

1 – глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх. 
2 – ладони соединить вместе, плотно прижав, друг к другу. 
3 – подняться на носки, потянутся вверх, задержав дыхание. 
4 - медленный глубокий выдох со звуком «Ш», руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

1.5. Определение темы урока.

СЛАЙ 2 Дело в том, что давным-давно слоги не имели ударения. Они были трусливые и боялись, что их кто-то ударит.

СЛАЙД 3 Слогам и не нужно ударение. Зачем оно им, когда слоги живут сами по себе.

СЛАЙД 4 Но когда слоги объединяются, чтоб образовать слово, ударение, конечно, нужно. Только слоги об этом не знали.

СЛАЙД 5 Начали они образовывать слова. Некоторые получились понятные, а некоторые нет.

СЛАЙД 6 Пришел человек в хозяйственный магазин, попросил замОк. А продавец ему отвечает, где же я вам зАмок возьму?

СЛАЙД 7 Другой человек хотел купить своей дочке на праздник гвоздИки, а ему предложили килограмм гвОздиков.

СЛАЙД 8 Тогда слоги решили написать письмо в Грамматику и оттуда им прислали ударение. Чтобы они устанавливали его над теми гласными, которые обозначают ударный слог. И с тех пор все  недоразумения закончились.

Л: Мы с вами прослушали сказку и как вы уже поняли тема нашего урока…… «Ударение»

1.6. Загадки.

Отгадайте загадки.

СЛАЙД 10

Ни пера, ни крыла, 
А быстрее орла. 
Только выпустит хвост – 
Понесется до звезд. 
(Ракета) Выделить ударный слог.

*** 
Большой подсолнух в небе, 
Цветет он много лет, 
Цветет зимой и летом, 
А семечек все нет. 
(Солнце) Выделить ударный слог.

*** СЛАЙД 11
По темному небу рассыпан горошек 
Цветной карамели из сахарной крошки, 
И только тогда, когда утро настанет, 
Вся карамель та внезапно растает. 
(Звезды) Выделить ударный слог.

*** 
В космосе сквозь толщу лет 
Ледяной летит объект. 
Хвост его – полоска света, 
А зовут объект … 
(Комета) Выделить ударный слог.

Дети отгадывают загадки, и обосновывают свои ответы.

1.3.Пальчиковая гимнастика.

Массаж: возьмем два карандаша и покатаем их между ладонями.

Мягкой кисточкой покрашу 
Стульчик, стол и кошку Машу. 
(Поглаживание раскрытой правой ладони пальчиками левой руки, и наоборот.)

1.6.Графический диктант.

Детям раздаются индивидуальные листы для выполнения всех заданий урока. Под цифрой 1 выполняют графический диктант. СЛАЙД 13

Л: - Рисуем по клеточкам. Цифра обозначает количество клеточек, а стрелочка направление движения. Сядьте прямо, как ученики. Справа, от цифры «2» отсчитайте 3 клеточки и поставьте точку. Теперь выполняйте рисунок по клеточкам.

Л: - Какой рисунок у вас получился?

Р: Ракета.

2. Основной этап.

Л: - Дорогие ребята, уважаемые гости как вы уже догадались, сегодня мы совершим необычное путешествие, какое, как вы думаете? 
Л: - Правильно космическое. 

2.1. Основная часть занятия.

В начале учебного года в нашу школу пришло письмо: «Дорогие ребята, я сочинил стихотворение, но мои друзья не могут его понять. Не могли бы вы мне помочь? Прилетайте, пожалуйста, на нашу планету». Ребята, как вы думаете, кто написал это письмо? 
Дети высказывают предположения. 
Л: - На этой планете живут слова, а также увлекательные истории. Несколько месяцев вы изучали русский язык, учились читать и писать без ошибок, грамотно и красиво выражать свои мысли, а также изобретать, фантазировать, искать ответы на сложные вопросы. Сегодня вам понадобятся не только знания, но еще собранность, смекалка, готовность помочь друг другу. Вы согласны отправиться в путешествие? 
Дети. Да! 
Л: - За правильные ответы вы будете получать фрагменты, и в конце нашего занятия у вас получиться изображение предмета, который вы соберете. 
Л: - Ребята, занимайте места на космическом корабле. Пришла пора узнать, как называется наш корабль. Расставьте буквы, как показывают цифры. СЛАЙД 14

3

5

4

2

6

7

1

Р

У

Т

О

Н

А

Ф

Читаем название хором. 
Дети. «Фортуна»! 
Л: - На какой слог падает ударение в названии корабля? В этом слове мы произносим вторую букву «А», но при письме будем писать? «О». Фортуна - значит удача. Пусть нас в пути всегда сопровождает удача.
ФРАГМЕНТ 1

Внимание! Говорит центр управления полетом. Экипажу космического корабля «Фортуна» приготовиться к полету. СЛАЙД 6 (Звезды) * МУЗЫКА
Л: - Закройте глаза, сядьте удобно, дышите спокойно, глубоко, ровно. Представьте себе, что вы находитесь на космическом корабле. Прямо перед собой вы видите в иллюминатор удаляющуюся Землю. Из космоса вы видите ее как бело-голубой шар, который становиться все меньше и меньше. Вы находитесь в космическом пространстве. Впереди наблюдаете некую планету и начинаете приближаться к ней. Она красива и загадочна. Найдите глазами место, где вы можете посадить свой корабль, и постепенно начинайте приближаться к нему. Медленно и плавно вы садитесь на поверхность планеты, это спутник Земли. Посмотрите вокруг еще раз и откройте глаза. 

СЛАЙД 16

Л: - И вот наш космический корабль сел на твердую поверхность планеты. И нас здесь встречает ее житель, посмотрите на него, узнаете?
Дети: - Да, это Лунтик. 
Л: - Ребята, а вы знаете, как инопланетяне здороваются?

Упражнение «Ухо - нос».

Левой рукой взяться за нос, правой - за левое ухо - «раз». «Два» - поменять положение рук. Каждое упражнение выполняется 8-10 раз.

Л: - Молодцы, давайте покажем, как дети с планеты Земля выполняют зарядку.

Встань пораньше, 
(4 шага вперед) 
Не ленись, 
(4 шага назад) 
На зарядку, 
(руки вперед, вверх, в стороны, вниз) 
Становись. 
(4 хлопка руками)

Л: - Молодцы ребята, получите еще фрагмент изображения. ФРАГМЕНТ 2

Активизация словаря.

Помните, Лунтик звал нас в гости, чтобы мы помогли ему исправить ошибки в его стихотворении. Давайте поможем исправить ему ошибки, поставим ударение, и произнесем правильно трудные слова. СЛАЙД 17,18

Купил кольцо жене в подарок

Сыр Генри возвращался в замок.

Ворота он открыть не смог,

Дворецкий поменял замок.

На ветку дуба сели белки,

Устроив в роще посиделки.

Шеф-повар просит нас:

Сынки, для торта сбили бы белки!

Л: - молодцы ребята, вы помогли Лунтику исправить ошибки и забираете очередной фрагмент. ФРАГМЕНТ 3
- Но чтобы он научился грамотно излагать свои мысли, мы приглашаем его в 1 класс.

Л: - Молодцы. Пока мы помогали Лунтику, в космических словах буквы поменялись местами, и мы должны поставить все по местам. В 1-й отсек – слова, с ударным первым слогом, во 2-й отсек – со вторым, а в 3-й отсек слова. Где ударный третий слог. СЛАЙД 19

1-й отсек

2-ой отсек

3-ий отсек

Небо

Планета

Звездопад

Космос

Приборы

Луноход

Солнце

Скафандр

Космонавт

ФРАГМЕНТ 4,5

Развитие зрительного восприятия, мышления, слогового анализа слов.
Л: - ребята как вы думаете, какое самое любимое лакомство Лунтика и его друзей? Возьмите буквы и сложите это слово, незабудьте поставить ударение и грамотно его произнести. Дети из букв складывают слово ШОКОЛАД. Вручение ФРАГМЕНТА 6  Музыка Лунтик

Л: - Но нам пора собираться в дорогу. Внимание! Говорит центр управления полетом. Экипажу космического корабля «Фортуна» занять свои места! Начинаем отсчет. 5,4,3,2,1 пуск!

Релаксация

СЛАЙД 20 Л: - Закройте глаза, сядьте удобно, дышите спокойно, глубоко, ровно. Вы в космическом корабле, и он покидает Луну, мы возвращаемся на Землю. Скажите ее жителям до свидания. Прямо перед собой вы видите удаляющуюся Луну. С каждой секундой она становиться все меньше и меньше. Вы находитесь в космическом пространстве. Впереди вас ждет родная планета Земля. Вы уже ясно видите ее перед собой. Медленно и плавно вы садитесь на поверхность планеты. Идем на посадку. Посмотрите вокруг еще раз и откройте глаза. 
После перелета нам необходимо сделать нашу гимнастику для восстановления дыхания.

3. Заключительная часть.

3.1. Итог.

Л: - Ребята, вам понравилось наше путешествие? 
- Что мы сегодня с вами делали на занятии? (отгадывали загадки, шифровки, ставили ударение, играли, помогали Лунтику и т.д.) 
- О чем мы говорили?

3.2. Рефлексия.

- Поднимите руку, кому было на занятии трудно? В каких заданиях? 
- Поднимите руку, кому было на занятии интересно? 
Л: - Ребята, давайте посмотрим, какая же картина получилась у вас? Вы собрали ее из фрагментов за свои ответы. Космический корабль. 
Л: - На прощание Лунтик и его друзья просили вам передать угощение за помощь, которую вы им оказали. Посмотрите сюда? Что это? Вручение призов. 
- Шоколад. 
Л: - Я уверена, что вы еще раз убедились, как важно дружить со словами. Как важно уметь не только думать, но и грамотно выражать свои мысли в речи. Желаю вам успехов и новых открытий каждый день.

Л: -День учебный продолжается, 
А занятие завершается. 
До свидания ребята.

Ш

О

К

О

Л

А

Д

Ш

О

К

О

Л

А

Д

Ш

О

К

О

Л

А

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. ...

Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение  ставить  ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...

Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...

«Ударение. Постановка ударения в двухсложных и трёхсложных словах».

Конспект урока в 3 классе (коррекционное обучение), 8 вид....

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального ( коррекционного) обучения по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.»

Тема. «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.» Цель :  Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.Задачи:Развивать фонем...