Программа коррекционного курса "Логопедические занятия" на 2018-2019 учебный год
рабочая программа по логопедии на тему
Программа логопедического сопровождения школьников с ОВЗ (ЗПР) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598.
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
- СанПиН, 2.4.2.2821-10;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва.
- Уставом МКОУ - Черепановской специальной (коррекционной) школы – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
- Положением о рабочей программы МКОУ Черепановской С(К)ШИ от 20 мая 2016 № 122.
Логопедическая программа также разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, М.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко., И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchitelya_logopeda.docx | 105.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение -Черепановская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа
Коррекционного курса «Логопедические занятия»
на 2018-2019 учебный год
учителя-логопеда Жигулиной Е.В.
Рассмотрена на заседании Утверждена приказом по школе
методического Совета №__________
Черепановской С(К)ШИ от «________» _________20
протокол №________
от «____» _________20____г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа логопедического сопровождения школьников с ОВЗ (ЗПР) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598.
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
- СанПиН, 2.4.2.2821-10;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва.
- Уставом МКОУ - Черепановской специальной (коррекционной) школы – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
- Положением о рабочей программы МКОУ Черепановской С(К)ШИ от 20 мая 2016 № 122.
Логопедическая программа также разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, М.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко., И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой.
ФГОС НОО ОВЗ поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования» для всех детей, поступающих в школу. Во ФГОС указывается на обязательный «учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей».
В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов.
У детей с ЗПР отмечаются различные нарушения устной и письменной речи. Поэтому необходима организация целенаправленного коррекционно-развивающего процесса, предполагающего коррекцию не только познавательной, но и речевой деятельности. Данная проблема в работе с детьми с ОНР и ЗПР младшего школьного возраста является очень актуальной.
В соответствии с требованиями Стандарта начального общего образования деятельность образовательной организации должна быть направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения всеми обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с задержкой психического развития.
Основные задачи программы:
- создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление, на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся;
- развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи;
- обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся;
- создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Общая характеристика курса
Применительно к категории детей с ЗПР, имеющих речевые нарушения, наиболее распространенная форма коррекционной работы - логопедические занятия (индивидуальные или групповые). Целью логопедических занятий является коррекция и развитие различных видов устной речи (разговорно - диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и развитие словаря; уточнение значения слова; развитие лексической системности, формирование семантических полей, развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи, коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
В системе начального общего образования логопедические занятия – единственный школьный курс, который одновременно охватывает содержание общего и специального образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения речи. Специфика логопедических занятий с обучающимися с ЗПР заключается в том, параллельно с коррекцией речевых нарушений, ведется работа по развитию ВПФ. Этой специфике подчинена логика построения логопедической работы, его содержание, приёмы и методы обучения. Это позволяет одновременно корректировать и развивать у обучающихся умения и навыки, необходимые для полноценного усвоения АООП НОО ОВЗ. Данный курс способствует формированию у обучающихся предпосылок, лежащих в основе становления речевых навыков, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. Курс формирует у учащихся познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Подводит обучающихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Обоснованием выбора содержания программы логопедических занятий и продолжительности логопедического воздействия на ребенка являются индивидуальные особенности нарушений устной и письменной речи ребенка с ЗПР.
Описание коррекционного курса
Логопедический курс разработан с целью организации обучения и воспитания в образовательной организации детей с ЗПР, имеющим нарушения речи. Данный курс является органичной частью АООП НОО ОВЗ. Логопедические занятия (групповые и/или индивидуальные) проводится во внеурочное время с обучающимися с 1 по 5 классов с ЗПР, имеющими различные нарушения устной и письменной речи. Сроки логопедического воздействия на обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей, индивидуальных особенностей развития и структурой речевого дефекта данной категории обучающихся и составляют 5 лет. В связи с тем, что в процессе всего школьного обучения сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой (основанием для этого является заключение ПМПК) или при устранении речевого дефекта, сроки нахождения на логопедическом учете могут корректироваться в сторону уменьшения.
Весь материал, представленный в программе составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, структурой речевого дефекта, требований АООП НОО ОВЗ. Периодичность логопедических занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи - не менее трех раз в неделю. С обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи - не менее двух-трех рая в неделю. С обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю; с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.
Продолжительность группового занятия составляет 25 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут. Количество часов, отведенное на изучение каждой темы, является примерным и может варьироваться в зависимости от результатов обследования обучающегося, а также от индивидуального темпа усвоения учебного материала. Задачи, поставленные перед обучающимися, усложняются с усложнением программных требований. Логопедические занятия проводятся в соответствии с перспективно-тематическим планированием и сопровождаются разнообразными видами деятельности: речевой гимнастикой, физкультминутками, сюрпризными моментами, игровыми упражнениями и т.д.
В данной системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития психических познавательных процессов. Дети, имеющие речевые нарушения, при обучении особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Важнейшим из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания. Поэтапное планирование представлено перечнем конкретных тем развивающих занятий и включает содержание работы по преодолению отклонений речевого развития и психологической базы речи. Выбор тем предопределен основной задачей этапа обучения. Количество часов, планируемых на каждую тему, зависит результативности коррекционной работы. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.
В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ выделяют основные направления коррекционно-логопедической работы:
- Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова). Преодоление нарушений произносительной стороны речи осуществляется на индивидуальных занятиях в соответствии с имеющимися у детей дефектами произношения. Сроки преодоления нарушений произносительной стороны речи зависят от выраженности нарушений. Коррекция нарушений произносительной стороны речи на основе развития кинестетического анализа и фонематического слуха.
- Формирование фонематического восприятия (Л.Н. Ефименкова, Л.В., Т.В. Волосовец). Работа по формированию фонематического восприятия строится на общепринятой схеме с опорой на зрительный анализатор. В виде зрительной опоры используются фишки, картинки, буквы. Развитие фонематического слуха, навыков языкового анализа и синтеза в основном проводится с помощью общеизвестных приемов, отличие заключается в более длительном использовании наглядных опор при применении словесных методов.
- Развитие и коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи (Л.Н. Ефименкова, М.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова). Работа по развитию и уточнению лексической стороны речи осуществляется в тесном контакте с развитием сенсорной сферы. Целью этой работы является совершенствование навыков словоизменения и словообразования. Развитие словарного запаса происходит за счет уточнения значений слов, закрепление семантических полей, расширение лексического состава с помощью глаголов, прилагательных, наречий. Упражнение в построении синтаксических конструкций проводится в тесной взаимосвязи с развитием пространственного восприятия и сукцессивных функций. Параллельно ведется работа по развитию речеслуховой памяти, произвольности запоминания и воспроизведения речевого материала.
- Формирование связной речи (В.П. Глухов, М.С Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева). Этой работе предшествуют специальные упражнения по формированию грамматических связей слов в предложении и по формированию навыка последовательной передачи событий. Наглядным пособием служат схемы, сюжетные картинки, пиктограммы. Во время работы по формированию связной речи огромное внимание уделяется и интонационно-мелодической стороне речи.
- Коррекция нарушений чтения и письма (А.Н.Корнев, Р.И. Лалаева, А.В. Ахутина, О.Б. Иншакова, Т.А. Фотекова, И.Н. Садовникова, Г.А.Каше). Работа по преодолению дисграфии и дислексии зависит от нарушенной функции и строится на основе развития кинестетического, зрительного, слухового и пространственного факторов.
Также на коррекционно-логопедичсеских занятиях происходит развитие психомоторной сферы детей. При осуществлении этого направления решается задача совершенствования и развития основных двигательных навыков и установление межполушарного взаимодействия. Работа строится на основе представление об уровневой организации движений (Н.А. Бернштейн), с использованием комплексной методики психомоторной коррекции, разработанной А.В. Семенович, а также рекомендациями по развитию регуляции эмоционального состояния, координации и ритмизации движений Е.А. Коневой и Н.А. Рудаметовой. Задания и упражнения комплексной методике психомоторной коррекции, включенные в структуру технологии, направлены на решение следующих задач:
- восстановление контакта с собственным телом;
- снятие телесных напряжений;
- развитие невербальных компонентов общения;
- развитие межполушарного взаимодействия.
При этом с упражнениями, предложенными авторами методики, в коррекционно-логопедическую работу вошли упражнения, которые были разработаны нами в ходе занятий. В процессе реализации задач психомоторной коррекции была предусмотрена коррекционно-развивающая работа, направленная на совершенствование общей моторики, тонкой моторики рук и артикуляционных движений. Двигательные навыки, которые дети обретают на коррекционно-логопедических занятиях, используются ими потом в игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, таким образом, становятся неотъемлемым компонентом повседневного двигательного поведения.
Коррекционная работа состоит из трёх этапов:
I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
(1 класс - 58 занятий – 2 раза в неделю, 2 класс – 60 занятий - 2 раза в неделю).
II этап - восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
(3 класс – 60 занятий - 2 раза в неделю).
III этап- восполнение пробелов в формировании связной речи
(4 класс – 30 занятий - 1 раз в неделю, 5 класс– 62 занятия - 2 раза в неделю).
Контроль уровня речевого развития и обученности
Для диагностики и проведения мониторинга используется «Тестовая методика диагностики устной и письменной речи» Т.А.Фотековой. Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с бально-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А.)
Данная методика позволяет
- уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль;
- выстроить систему индивидуальной коррекционной работы;
- отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия.
Основным средством оценки эффективности работы по данной программе является диагностика уровня речевого развития ребёнка в начале, середине и в конце года по качественным и количественным показателям. Программа предполагает безоценочную систему проведения логопедических занятий
Для обследования нейропсихологических факторов обучающихся используется методика Л.С. Цветковой. При обследовании выявляется состояние следующих базовых для речи нейропсихологических факторов и психических функций.
Нейропсихологическое обследование включает 71 задание, задания разделены на 14 серий: праксис позы кисти руки, простанственный праксис, динамический праксис, пространственный гнозис, оральный праксис, зрительный гнозис, зрительная память, акустический гнозис, слухоречевая память, произвольное и непроизвольное внимание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, рисунок, письмо, чтение.
Результаты нейропсихологического обследования фиксируются в протоколе, ставится отметка в графе, соответствующей качеству выполнения пробы (в баллах). За каждое правильно выполненное задание ребенок получает 1 балл, при ухудшении качества выполнения оценка снижается до 0,5; 0,25 и 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок, составляет 71 балл. В крайней правой колонке указывается на характер нарушения фактора. По каждой серии заданий, полученные баллы суммируются, определяется успешность выполнения серии в процентах от максимально возможной суммы балов за серию. Далее оценка качества выполнения всего теста осуществляется на основании выделения четырех уровней успешности: IV уровень – 100-80% выполненных заданий; III уровень – 79-65%; II уровень – 64-50% и I уровень – 49% и ниже.
Содержание коррекционной работы на первом этапе логопедической работы
Основным содержанием логопедической работы на I этапе является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. На первом этапе коррекционно-развивающего обучения осуществляется своевременная и целенаправленная подготовка к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи.
Поэтому необходимо сформировать:
-полноценные фонематические процессы;
-представления о звукобуквенном составе слова;
-навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
-готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
- скоррегировать дефекты произношения.
В ходе занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Кроме того, методом устного опережения, осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций, то есть создаётся база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концетрации внимания и усилий учителя-логопеда и детей на решении основной задачи первого этапа.
Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей, обучающихся в классах с ЗПР, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим методом устного опережения в занятия I этапа избирательно включаются элементы работы по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи.
На первом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Работу над мягкими и твёрдыми согласными связывают с дифференциацией гласных I-II ряда. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Работа на первом этапе завершается дифференциацией букв, имеющих кинетическое сходство по количеству элементов (л-м, п-т, и-ш), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч,г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв(у-д-з, о-а, н-ю, л-я,и-у,х-ж, ш-щ, а-д).
При завершении I этапа коррекционно-развивающего обучения у учащихся должны быть:
-сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
-восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
-уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований-поставлены и отдифференцированы все звуки;
-уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
-введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение.
Таким образом, в течение I этапа должны быть устранены дефекты произношения и различения оппозиционных звуков, сформированы навыки анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова, что создаёт необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.
Содержание коррекционной работы на втором этапе логопедической работы
Основной задачей данного этапа является восполнение пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи. Содержание занятий этого этапа направлено на активную работу по:
-уточнению значений у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
-уточнению значений используемых синтаксических конструкций;
-дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций;
-овладению навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления; понятие о многозначности слов.
Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осуществляется на фронтальных занятиях. Поскольку в течение I этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфемном составе слова и синонимии родного языка. Иначе говоря, целью работы по восполнению пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка у детей является формирование предпосылок полноценного усвоения знаний о системности семантических полей, о парадигматических и синтагматических связях слов, о контекстуальных значениях слов. В процессе работы над развитием морфологических обобщений у детей формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, а также активного и адекватного использования их в целях общения в различных учебных ситуациях.
Кроме того, на логопедических занятиях отрабатывается умение устанавливать связи между формой слова и его значением (единство смысла и функции).
Последовательность работы по восполнению лексических средств языка может быть такой:
-практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;
-практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления,
-понятие о родственных словах; о предлогах и способах их использования; дифференциации предлогов и приставок;
-овладение навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления; понятие о многозначности слов.
Восполнение пробелов в области лексических средств следует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций. В процессе развития устной речи постоянно осуществляется работа по овладению моделями различных предложений. В процессе работы по формированию полноценных морфологических представлений должны быть созданы предпосылки к осознанному усвоению таких важнейших тем программы обучения русскому языку, как безударные гласные в корне; родовые, падежные окончания различных частей речи и т.п. На логопедических занятиях II этапа коррекционно-развивающего обучения продолжается также работа над развитием связной речи. Отрабатываются различные виды высказываний, учебные диалоги, которые постепенно становятся всё более развёрнутыми по сравнению с аналогичными на I этапе. Особое внимание уделяется формированию у детей способности к доказательствам, рассуждениям. Это, как уже отмечалось, имеет большое значение как для осуществления продуктивной деятельности в классе, так и для предупреждения функциональной неграмотности. Именно поэтому на логопедических занятиях нужно учить детей оречевлять производимые ими учебные действия и операции в различной форме.
Таким образом, по истечении II этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны уметь:
-ориентироваться в морфемном составе слова, т.е. определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяется при этом их значения;
-активно пользоваться различными способами словообразования;
-правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);
-передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.
Иными словами, к концу II этапа коррекционного обучения у детей должны быть заложены основы лексической системности – усвоения смысловых связей слов, сначала значительно отличающихся друг от друга по семантике; позже – между словами семантически близкими, отличающимися одним дифференциально-семантическим признаком.
Содержание коррекционной работы на третьем этапе логопедической работы
Поскольку целью логопедических занятий с детьми с ЗПР является развитие полноценной речевой деятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап.
Основной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:
-программирование смысловой структуры высказывания;
-установление связности и последовательности его;
-отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).
Эти цели реализуются в определённой последовательности:
1. Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавания существенных признаков связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его различных искажённых вариантов (пропуск начала, середины, конца; добавление слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему, и т.п.).
2. Развитие умений и навыков анализировать текст:
- определять тему рассказа; основную мысль текста; последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- составлять план связанного высказывания.
3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:
- определять замысел высказывания; последовательность развертывания высказывания (план); связанность предложений и смысловую зависимость между ними;
- отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
- составлять план связанного высказывания.
Планируемые результаты освоения курса
Планируемые результаты строится с учётом необходимости определения положительной динамики развития речи обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы-зоны ближайшего развития ребёнка и основана на дифференциации требований к усвоению курса обучающихся с ЗПР, имеющих речевые дефекты.
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.
Называть основные органы артикуляционного аппарата. Четко и правильно выполнять артикуляционные движения в соответствии с речевой инструкцией. Удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую. Воспроизводить заданный ритм. Демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов. Чётко произносить все звуки русского языка в речевом потоке. Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков, обозначать их при письме. Дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, эе, э-с и др.; заглавные Г- П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др. Выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово). Давать характеристику. Определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры. Правильно произносить и записывать слова различной звукослоговой структуры, делить слова на слоги, выделять ударный слог, различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать при письме мягкость согласных. Распознавать звонкие и глухие согласные, согласные сходные по акустико-артикуляционным признакам и обозначать их при письме. Знать правило проверки парных согласных в корне слова, делать проверку безударных гласных в корне. Правильно употреблять разделительный мягкий знак.
Лексико-грамматический строй речи.
Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, употреблять прописную букву в именах собственных. Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно употреблять многозначные слова, подбирать однокоренные слова различных частей речи, владеть практическими способами словообразования и словоизменения. Проводить морфологический разбор слова. Различать предлоги и приставки, знать правила их правописания. Правильно использовать грамматические формы слов и отрабатываемые конструкции предложений, выражающих пространственные, временные, причинно-следственные отношения.
Предложение и связная речь.
Правильно употреблять простые и сложные предложения. Обозначать границы предложения. Распространять предложения однородными членами, употреблять знаки препинания при однородных членах. Воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты. Работать со сплошными текстами, деформированными текстами. Давать развёрнутые ответы на вопросы. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанных текстов. Самостоятельно составлять простой план к тексту. Владеть различными видами пересказов. Писать изложение текста по плану, по опорным словам. Строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность); точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.
Универсальные учебные действия
Понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя – логопеда. Выделять из содержания занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме. Работать со схемами, таблицами, моделями. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться. Использовать навыки устной и письменной речи в различных коммуникативных ситуациях. Использовать нормы русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения. Решать актуальные бытовые задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь. Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности. Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.
Метапредметные УУД
Регулятивные:
- Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Учить принимать и сохранять учебную задачу.
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
- Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
- Адекватно воспринимать оценку учителя.
- Различать способ и результат действия.
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:
- Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
- Представлять информацию в виде схемы, таблиц.
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- Делать выводы на основе анализа объектов.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
- Ориентироваться в речевом материале.
- Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
- Выделять существенную информацию из текстов разных видов.
- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- Осуществлять синтез, как составление целого из частей.
- Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
- Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии и строить на их основе логическое рассуждение.
- Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные:
- Развивать умение слушать и понимать других.
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре.
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- Учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
- Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Личностные УУД:
- Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
- Развивать этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
- Формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
- Формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
- Формировать уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, ценностям семьи, любовь к природе, признание ценностей здоровья.
- Формировать способность и готовность к выполнению норм и требований школьной жизни, моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе и дома.
- Создать условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся.
- Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности
- Создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
- Создавать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе
- Создавать на занятии условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательность.
- Создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля.
- Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Предметные УУД:
Обучающиеся должны знать:
- части слова: корень, окончание, суффикс, приставка;
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, их основные грамматические признаки;
- члены предложения: главные, второстепенные (без деления второстепенных членов на виды);
- слабую и сильную позицию звуков.
Обучающиеся должны уметь:
- согласовывать прилагательные и существительные во всех падежах с предлогом и без предлога;
- понимать и активно использовать в речи отработанную лексику, различать и подбирать антонимы, синонимы;
- составлять пересказ прочитанного или прослушанного текста с сокращением, расширением, изменением лица, времени;
- производить фонетический разбор слов;
- анализировать морфологическую структуру слова: определять приставку, корень, суффикс, окончание и опасное место в морфеме;
- осуществлять синтаксический разбор предложения;
- орфографически правильно списывать и писать под диктовку текст (60 – 70 слов);
- писать изложения по коллективно составленному плану
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
Часть 1. Дифференциация гласных.
Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат.
| В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи III ур., фонетико – фонематическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи. Задания даны в последовательности соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам. Учитывая возрастные особенности детей, авторы, включили в пособия полезные игровые задания на основе лексики, предложений, текстов и иллюстрированного материала, которые будут интересны школьникам и помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий, а также будут способствовать повышению уровня их самостоятельности в решении учебных задач. |
| В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи III ур. В рабочие тетради включены задания для работы в парах и группах. Эти задания позволяют использовать на уроках разнообразные активные формы обучения, формирующие у учащихся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. Задания рабочих тетрадей помогают осознать закономерности русского языка, обеспечивают формирование и последовательную отработку регулятивных учебных действий, а также логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Особое внимание уделяется системе заданий на речевое развитие младших школьников — развитие речевого слуха, обогащение словарного состава речи учащихся, работу с текстом. |
| В книгах содержится практические задания и упражнения для формирования правильного звукопроизношения, развития звукобуквенного анализа и синтеза, обогащения словарного запаса у детей младшего школьного возраста. В книгах представлены следующие тематические разделы:
|
Технические средства обучения | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Компьютер Принтер лазерный (по возможности). | |
Экранно-звуковые пособия | |
Разработан комплекс упражнений с использованием ИКТ технологий для детей, имеющих недостатки звукопроизношения. | Разработанные упражнения успешно применяются в работе для автоматизации звуков (л – ль; р – рь; ш, ш - с; ж, ж – з; ш – ж; ч, ч – с; р – л; щ – ч). |
Разработаны презентации к урокам по темам:
| Электронное приложение содержит дополнительные задания на закрепление изученного материала. Задания, представленные в игровой форме, способствуют активизации учащихся, повышению интереса к обучению. В процессе их выполнения у детей развиваются внимание, память, самостоятельность, сообразительность, они учатся регулировать свои действия, оценивать результат. Материал можно использовать как на уроках для работы со всем классом и индивидуально, так и в домашних условиях для самостоятельной работы |
Игры и игрушки | |
Наборы ролевых игр, игрушек. Настольные развивающие игры (речевое лото) и т.д. | |
Оборудование класса | |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. |
Тематическое планирование коррекционно-логопедической работы с обучающимися 1-х классов, имеющими недостаточную сформированность фонематических и лексико – грамматических средств речи
№ | Тема занятия | Дата проведения |
Речь. Предложение. Слово. (16 часов) | ||
1 | Органы речи. | |
2 | Речь устная и письменная. | |
3 | Предложение. | |
4 | Интонационная законченность предложения. | |
5 | Предложение и слово. | |
6 | Слова – предметы. | |
7 | Слова – действия. | |
8 | Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения. | |
9 | Слова – признаки. | |
10-11 | Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов. | |
12-13 | Слово и слог. | |
14 | Деление слов на слоги. | |
15 | Ударение. | |
16 | Смыслоразличительная роль ударения. | |
Гласные I ряда (6) | ||
17 | Звуки и буквы. | |
18 | Гласный звук а, буквы А, а. | |
19 | Гласный звук о, буквы О, о. | |
20 | Гласный звук у, буквы У, у. | |
21 | Гласный звук ы, буква ы | |
22 | Гласный звук э, буквы Э, э. | |
Гласные II ряда (5 часов) | ||
23 | Гласный звук и, буквы И, и. | |
24 | Гласные буквы Е, е. | |
25 | Гласные буквы Я, я. | |
26 | Гласные буквы Ё, ё. | |
27 | Гласные буквы Ю, ю. | |
Твердые и мягкие согласные (30 часов) | ||
28 | Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. | |
29 | Согласные звуки с, с’, буквы С, с. | |
30 | Согласные звуки к, к’, буквы К, к. | |
31 | Согласные звуки т, т′, буквы Т, т. | |
32 | Согласные звуки л, л′, буквы Л, л. | |
33 | Согласные звуки р, р’, буквы Р, р. | |
34 | Согласные звуки в, в’, буквы В, в. | |
35 | Согласные звуки п, п’, буквы П, п. | |
36 | Согласные звуки м, м’, буквы М, м. | |
37 | Согласные звуки з, з’, буквы З, з. | |
38 | Согласные звуки б, б’, буквы Б, б. | |
39 | Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. | |
40 | Согласные звуки г, г’, буквы Г, г. | |
41 | Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч. | |
42 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | |
43 | Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь. | |
44 | Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. | |
45 | Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. | |
46 | Звук j’, буквы Й, й. | |
47 | Согласные звуки х, х’, буквы Х, х. | |
48 | Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц. | |
49 | Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ. | |
50 | Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф. | |
51 | Разделительный мягкий знак. | |
52 | Понятие о разделительном ъ знаке и его употребление на письме. | |
53-54 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | |
55-56 | Разделительный ъ знака и его употребление на письме. | |
57-58 | Русская азбука. Алфавит. |
Тематическое планирование коррекционно-логопедической работы с обучающимися 2-х классов, имеющими недостаточную сформированность фонематических и лексико – грамматических средств речи
№ | Тема занятия | Дата проведения | |
Предложение и слово (5 часов) | |||
1 | Анализ предложения. Главные члены предложения. | ||
2 | Интонационная законченность предложения. | ||
3 | Слова, обозначающие предмет. | ||
4 | Слова, обозначающие действия предмета. | ||
5 | Слова, обозначающие признак предмета. | ||
Слоговой анализ и синтез слова (5 часов) | |||
6 | Слогообразующая роль гласных звуков. | ||
7 | Слоговой состав слова. | ||
8 | Слоговой анализ и синтез слов. | ||
9 | Слог. Деление слов на слоги. | ||
10 | Перенос слов. | ||
Ударение (2 часа) | |||
11 | Смыслоразличительная роль ударения. | ||
12 | Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного. | ||
Твёрдые и мягкие согласные звуки (17 часов) | |||
13 | Мягкий знак на конце слова. | ||
14 | Мягкий знак в середине слова. | ||
15 | Распознавание мягкого знака на конце и в середине слова в тексте. | ||
16 | Разделительный мягкий знак. | ||
17 | Разделительный твёрдый знак и его употребление на письме. | ||
18 | Разделительный твердый и мягкий знаки. | ||
19 | Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда. | ||
20 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А – Я в словах, словосочетаниях. | ||
21 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А– Я в предложениях и тексте. | ||
22 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными букв У - Ю в словах, словосочетаниях. | ||
23 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными букв У - Ю в предложениях и тексте. | ||
24 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О - Ё в словах, словосочетаниях. | ||
25 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О - Ё в предложениях и тексте. | ||
26 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Ы - И в словах, словосочетаниях. | ||
27 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Ы - И в предложениях и тексте. | ||
28 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э - Е в словах, словосочетаниях. | ||
29 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э - Е в предложениях и тексте. | ||
Парные звонкие и глухие согласные звуки (18 часов) | |||
30 | Звуки Б—Б', П—П ' в слогах и словах. | ||
31 | Звуки Б—Б', П—П ' в словосочетаниях, предложениях. | ||
32 | Звуки Б—Б', П—П ' в связной речи. | ||
33 | Звуки В – В', Ф—Ф' в слогах и словах. | ||
34 | Звуки В – В ', Ф—Ф' в словосочетаниях, предложениях. | ||
35 | Звуки В – В', Ф—Ф' в связной речи. | ||
36 | Звуки Г—Г ', К—К' в слогах и словах. | ||
37 | Звуки Г—Г ', К—К' в словосочетаниях, предложениях. | ||
38 | Звуки Г—Г ', К—К' в связной речи. | ||
39 | Звуки Д—Д ', Т—Т ' в слогах и словах. | ||
40 | Звуки Д—Д ', Т—Т ' в словосочетаниях, предложениях. | ||
41 | Звуки Д—Д ', Т—Т ' в связной речи. | ||
42 | Звуки 3—3 ', С—С ' в слогах и словах. | ||
43 | Звуки 3—3 ', С—С ' в словосочетаниях, предложениях. | ||
44 | Звуки 3—3 ', С—С ' в связной речи. | ||
45 | Звуки Ж – Ш в слогах и словах. | ||
46 | Звуки Ж – Ш в словосочетаниях, предложениях. | ||
47 | Звуки Ж – Ш в связной речи. | ||
Свистящие и шипящие согласные звуки (4 часа) | |||
48 | Звуки С—С ', Ш в слогах, словах и предложениях. | ||
49 | Звуки С—С ', Ш в связной речи. | ||
50 | Звуки З—З ', Ж в слогах, словах и предложениях. | ||
51 | Звуки З—З ', Ж в связной речи. | ||
Аффрикаты (6 часов) | |||
52 | Звуки С—С ', Ц в слогах, словах и предложениях. | ||
53 | Звуки С—С ', Ц в связной речи. | ||
54 | Звуки Ч—Щ в слогах, словах и предложениях. | ||
55 | Звуки Ч—Щ в связной речи. | ||
55 | Звуки Ч—Т ' в слогах, словах и предложениях. | ||
57 | Звуки Ч—Щ в связной речи. | ||
Сонорные звуки (3 часа) | |||
58 | Звуки Р—Р '—Л—Л ' в слогах, словах. | ||
59 | Звуки Р—Р '—Л—Л ' в предложениях. | ||
60 | Звуки Р—Р '—Л—Л ' в связной речи. |
Тематическое планирование коррекционно-логопедической работы с обучающимися 3-х классов, имеющими недостаточную сформированность фонематических и лексико – грамматических средств речи
№ | Тема занятия | Дата проведения | |
Практическое овладение навыком подбора синонимов, антонимов и способов их употребления. Понятие о многозначности слов. | |||
Синонимы (2 часа) | |||
1 | Использование синонимов речи | ||
2-3 | Подбор синонимов к заданным словам | ||
Антонимы (2 часа) | |||
4 | Нахождение антонимов в текстах | ||
5-6 | Подбор антонимов к словам различных частей речи | ||
Многозначные слова (2 часа) | |||
7 | Однозначные и многозначные слова | ||
8-9 | Прямое и переносное значение многозначных слов | ||
Понятие о родственных словах (в практическом плане) (6 часов) | |||
10 | Родственные слова. Корень слова. | ||
11-12 | Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. | ||
13 | Происхождение слов. | ||
14-15 | Правописание безударной гласной в корне слова. | ||
Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления (4 часа) | |||
16 | Образование слов при помощи суффиксов. | ||
17 | Уменьшительно - ласкательные суффиксы. | ||
18 | Суффиксы профессий. | ||
19 | Суффиксы прилагательных. | ||
Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления (9 часов) | |||
20 | Образование слов при помощи приставок | ||
21 | Приставки пространственного значения | ||
22 | Приставки временного значения | ||
23-24 | Многозначные приставки | ||
25-26 | Употребление слов с различными приставками в предложениях и текстах | ||
27-28 | Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. | ||
Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок (6 часов) | |||
29 | Распознавание предлогов среди других букв и буквосочетаний. | ||
30 | Выбор предлогов в словосочетаниях. | ||
31 | Использование предлогов в тексте. | ||
32 | Различение предлогов и приставок. | ||
33-34 | Подбор подходящих по смыслу предлогов и приставок в словосочетания, предложения, тексты. | ||
Имя существительное (11 часов) | |||
35 | Имя существительное. | ||
36 | Изменение имён существительных по числам. | ||
37 | Род имён существительных. | ||
38 | Именительный падеж имён существительных. | ||
39 | Родительный падеж имён существительных. | ||
40 | Дательный падеж имён существительных. | ||
41 | Винительный падеж имён существительных. | ||
42 | Творительный падеж имён существительных. | ||
43 | Предложный падеж имён существительных. | ||
44-45 | Обобщение знаний о падежах имён существительных. | ||
Имя прилагательное (5 часов) | |||
46 | Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных. | ||
47 | Род и число имён прилагательных. | ||
48 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | ||
49-51 | Образование прилагательных от существительных. | ||
Глагол (9 часов) | |||
52 | Глагол. Распознавание глаголов среди существительных и прилагательных. Распознавание глаголов в тексте. | ||
53-54 | Неопределённая форма глагола. | ||
55-56 | Группировка глаголов совершенного и несовершенного вида по вопросам. | ||
57-58 | Изменение глаголов по временам. | ||
59-60 | Распределение глаголов по временам. |
Тематическое планирование коррекционно-логопедической работы с обучающимися 4-х классов, имеющими недостаточную сформированность фонематических и лексико – грамматических средств речи
№ | Тема занятия | Дата проведения |
Формирование практических представлений о тексте (4 часа) | ||
1-2 | Общее понятие о тексте. Сравнение текста и набора предложений. Сравнение текста и его различных искаженных вариантов. Членение сплошного текста на предложения. | |
3-4 | Работа с деформированным текстом. Определение последовательности предложений в тексте. | |
Развитие умений и навыков анализировать текст, самостоятельно строить связное высказывание (26 часов) | ||
5-6 | Тема текста и опорные слова в тексте. Заглавие текста. | |
7-8 | Тема текста и основная мысль. Заглавие текста. | |
9-10 | План. Виды планов. Пересказ текста по заданному плану. | |
11-12 | Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану. | |
13-14 | Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. | |
15-16 | Типы текстов: повествование. | |
17-18 | Обучающее сочинение-повествование. | |
19-20 | Редактирование сочинений. Речевые ошибки. | |
21-22 | Типы текстов: описание. | |
23-24 | Сочинение-описание по готовому началу, коллективно составленному плану и опорным словам. | |
25-26 | Типы текстов: рассуждение. | |
27-28 | Сочинение-повествование с элементами рассуждения. | |
29-30 | Редактирование сочинений. |
Тематическое планирование коррекционно-логопедической работы с обучающимися 5-х классов, имеющими недостаточную сформированность фонематических и лексико – грамматических средств речи
№ | Тема занятия | Дата проведения | |
Звуковой анализ (3 ч.) | |||
1. | Гласные I ряда. | ||
2. | Гласные II ряда. | ||
3. | Дифференциация понятий «звук»-«буква». | ||
Предложение (5ч.) | |||
4. | Дифференциация понятий «слово»,«предложение». | ||
5. | Знаки препинания в конце предложения. | ||
6. | Анализ предложения: главные члены предложения. | ||
7. | Составление предложений по схемам. | ||
8. | Распространение и дополнение предложений. | ||
Предлоги (6ч.) | |||
9. | Предлоги. | ||
10. | Дифференциация предлогов НА-В. | ||
11. | Предлоги С(СО). | ||
12. | Предлоги С (ИЗ). | ||
13. | Предлоги ПО,К. | ||
14. | Предлог ИЗ-ЗА. | ||
15. | Проверочная работа. | ||
Дифференциация звонких и глухих согласных.( 16ч.). | |||
16. | Дифференциация звонких и глухих согласных в словах. | ||
17. | Дифференциация звонких и глухих согласных в предложениях. | ||
18. | Проверочная работа. | ||
19. | Дифференциация мягких и твердых согласных. | ||
20. | Обозначение мягкости согласных посредством «ь». | ||
21. | Обозначение мягкости согласного гласными 2-го ряда. | ||
Состав слова (10ч.) | |||
22. | Слово. Родственные слова. | ||
23. | Словообразование. Анализ правописания безударных гласных в слове. | ||
24. | Образование слов, имеющих несколько корней. | ||
25. | Сложные слова. | ||
26. | Образование слов с помощью приставок. | ||
27. | Дифференциация предлогов и приставок. | ||
28. | Постфиксальный способ образования слов. | ||
29. | Часть слова окончание. Изменение формы слова. | ||
30. | Закрепление темы «Состав слова». | ||
Склонение имен существительных.(15ч.). | |||
31. | Изменение существительных 1 скл. по падежам. | ||
32. | Правописание окончаний имен существительных 1 скл. в И.п. | ||
33. | Правописание окончаний имен существительных 1 скл. в Р.п. | ||
34. | Правописание окончаний именсуществительных 1 скл. в Д.п. | ||
35. | Правописание окончаний имен существительных 1 скл. в В.п. | ||
36. | Правописание окончаний имен существительных 1 скл. в Т.п. | ||
37. | Правописание окончаний имен существительных 1 скл. в П.п. | ||
38. | Словосочетания, образованные по типу управления. | ||
39. | Изменение имен существительных 2 скл. По падежам. | ||
40. | Правописание окончаний имен существительных 2 склонения. | ||
41. | Практические упражнения в определении падежных окончаний. | ||
42. | Третье склонение имен существительных. | ||
43. | Дифференциация существительных 2-го и 3-го склонений. | ||
44. | Правописание окончаний существительных 3скл. в Р.п., Д.п., П.п. | ||
45. | Дифференциация падежных окончаний 1-го и 2-го склонений. | ||
Предложение (6ч.) | |||
46. | Предложение. Словосочетание и предложение. | ||
47. | Работа с деформированными предложениями. | ||
48. | Повествовательное предложение. Вопросительное предложение. | ||
49. | Восклицательное предложение. | ||
50. | Простое предложение. Распространение предложений. | ||
51. | Выделение предложений из сплошного текста. | ||
Текст (12ч.). | |||
52. | Выделение признаков связного текста. Тема текста. | ||
53. | Основная мысль текста. Опорные слова. | ||
54. | Составление текста из отдельных предложений. | ||
55. | Пересказ текста по опорным словам и вопросам. | ||
56. | Восстановление деформированного текста (3 части). | ||
57. | Восстановление деформированного текста (4 части). | ||
58. | Составление плана текста. Пересказ по плану. | ||
59. | Выборочный пересказ. Краткий пересказ. | ||
60. | Какие бывают тексты: повествование. | ||
61. | Составление рассказа по одной сюжетной картинке. | ||
62. | Составление рассказа- описания. |
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью фонематического восприятия, проявляются на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Это: - пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
- замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)
- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2-5 КЛАССОВ,
ИМЕЮЩИХ ЗАКЛЮЧЕНИЕ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»
(Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)
№ | Название темы | 2 часа | 3 часа | Коррекционная работа | ||
1 этап ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (4 ,6 ч.) | ||||||
1 | Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение. | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ ( 45 часов) | ||||||
ЗВУКИ И БУКВЫ (9, 12 ч.) | ||||||
5 | Выделение гласных I ряда из слогов и слов. (А, У, О, Э, И, Ы) | 3 | 4 | Уточнение артикуляции а-э, о-у, ы-и. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости. | ||
6 | Согласные звуки и буквы | 2 | 2 | Определение согласного звука на слух и по артикуляции. Различение на слух гласных и согласных фонем | ||
7 | Звукобуквенных анализ и синтез слов с йотированными гласными: я, ю, е, ё | 4 | 6 | Сформировать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированной гласной в начале слова, в середине и в конце слова после гласной. | ||
ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ(7, 8 ч.) | ||||||
8 | Твёрдые и мягкие согласные звуки | 1 | 1 | Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова. | ||
9 | Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных | 1 | 1 | |||
10 | Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных | 1 | 1 | |||
11 | Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных | 1 | 1 | |||
12 | Буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных | 1 | 1 | |||
13 | Буква «ь» в конце слога или слова как показатель мягкости в конце и середине слова | 2 | 3 | |||
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО (17, 27 ч.) | ||||||
14 | Звонкие и глухие парные согласные | 1 | 2 | Правописание звонких и глухих согласных в конце слова. | ||
15 | Дифференциация звуков Б-П | 2 | 3 | |||
16 | Дифференциация звуков В - В', Ф - Ф' | 2 | 3 | Уточнить, сравнить артикуляцию звонких и глухих звуков. Развитие кинестетических ощущений. Развить фонематическую дифференциацию звуков в изолированной позиции, слогах и словах, в словосочетаниях и предложениях, а также в тексте. | ||
17 | Дифференциация звуков Д - Д', Т — Т' | 2 | 3 | |||
18 | Дифференциация звуков Г - Г', К -К', X - X' | 2 | 3 | |||
19 | Дифференциация звуков 3 — 3', С - С' | 2 | 3 | |||
20 | Дифференциация звуков Звуки С - С', Ш | 2 | 3 | |||
21 | Дифференциация звуков Щ -Ч – Т – Ть | 2 | 3 | |||
22 | Дифференциация звуков Р – Л, Рь-Ль | 2 | 3 | |||
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО (12, 18ч.) | ||||||
23 | Буквы а-о | 2 | 3 | Развивать зрительную дифференциацию строчных букв. Развивать тонкие графо-моторные навыки.Развитие зрительно-пространственных представлений. | ||
24 | Буквы у-и | 2 | 3 | |||
25 | Буквы б – д – в | 2 | 3 | |||
26 | Буквы п – т | 2 | 3 | |||
27 | Буквы ш – щ – ц | 2 | 3 | |||
28 | Буквы л – м | 2 | 3 | |||
3 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ (14, 21 ч.) | ||||||
29 | Слово-предмет | 2 | 3 | Согласование существительного и глаголов наст. и прош. времени. Согласование сущ. и прилагательного М., Ж., и Ср. рода. | ||
30 | Слово-действие | 2 | 3 | |||
31 | Слово-признак | 2 | 3 | |||
32 | Диффернциация изученных частей речи | 1 | 1 | |||
33 | Слоговой анализ и синтез | 2 | 4 | Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса | ||
34 | Ударение | 2 | 2 | Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы) | ||
35 | Ударные и безударные гласные | 1 | 2 | Схемы слогоритмической структуры слова. | ||
36 | Безударные гласные А-О в корне | 1 | 2 | Проверка безударной гласной путём изменения формы слова. | ||
37 | Безударные гласные И-Е-Я в корне | 1 | 2 | |||
4 этап ОЦЕНОЧНЫЙ (4 ч.) | ||||||
38 | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. | |||||
39 | ||||||
40 | ||||||
41 | ||||||
Итого: 64, 96 часов |
Содержание индивидуальной программы по нормализации звуковой стороны речи
Главной задачей начального этапа коррекционного обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для группы детей как с фонетико-фонематическим, так и фонематическим недоразвитием необходимо сформировать:
- полноценные фонематические процессы;
- представления о звуко-буквенном составе слова;
- навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скорректировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Логопедическая помощь учащимся, имеющим только недостатки произношения звуков (фонетические дефекты - I группа) сводится к коррекции неправильно произносимых звуков и закреплению их в устной речи детей.
3анятия по исправлению нарушений звукопроизношения строятся на основе педагогических принципов перехода от простого к сложному, сознательности усвоения материала. системности, регулярности занятий, учета возрастных особенностей ребенка.
1 этап: Подготовительный (20ч.).
Цель работы: Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование артикуляционной базы речи.
Задачи:
1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.
3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.
4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе
систематических тренировок.
5. Укрепление физического здоровья в процессе различных оздоровительных мероприятий и процедур (массаж, медикаментозное лечение, консультирование врачей-специалистов).
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.
Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.
2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков (10ч.).
Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.
Задачи:
1. Постановка звука.
2. Автоматизация звука в словах и предложениях.
3. Формирование умения не смешивать звуки.
4. Формирование и развитие мелкой моторики.
Постановка звуков в последовательности:
- свистящие: с, з, ц;
- шипящий: ш;
- сонорный: л;
- шипящий: ж;
- сонорные: р, рь;
- шипящие: ч, щ.
Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.
3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков 30-50ч.
Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Задачи:
1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие
внимания, памяти.
2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой
моторики. Развитие мышления.
Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.
Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.
Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические
задания. Графомоторные упражнения. Пальчиковая гимнастика.
4 этап: Оценочный (2ч.).
Цель работы: Подведение итога логопедической работы.
Задачи:
- Оценка результативности коррекционной работы.
- Определение перспективы дальнейшей деятельности.
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Свистящие звуки.
№п/п | Дата | Тема |
1 | Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» | |
2 | Звуки речи. Способы образования свистящих звуков. Профили, артикуляция. | |
3-7 | Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /с/. | |
8 | Воспитание правильного произношения звука /с/. | |
9 | Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова. | |
10 | Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова | |
11 | Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в закрытом слоге. | |
12 | Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в сочетании с согласными. | |
13 | Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. | |
14 | Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в связной речи. | |
15-17 | Уточнение произнесения изолированного звука /с /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /с /. Автоматизация звука в слогах и в словах. | |
18 | Закрепление правильной артикуляции звука /с / и автоматизация его в связной речи. | |
19 | Дифференциация звуков /с/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях. | |
20-21 | Воспитание правильного произношения звука /з/. Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова. | |
22 | Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова. | |
23 | Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в сочетании с согласными. | |
24 | Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. | |
25 | Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в связной речи. | |
26-27 | Уточнение произнесения изолированного звука /з /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /з /. Автоматизация звука в слогах и в словах. | |
28 | Закрепление правильной артикуляции звука /з / и автоматизация его в связной речи. | |
29 | Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /з / в слогах, в словах, в предложениях. | |
30-31 | Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /с/ в слогах, в словах, в предложениях. | |
32-33 | Дифференциация артикуляции звуков /з / - /с / в слогах, в словах, в предложениях. | |
34-35 | Воспитание правильной артикуляции звука /ц /. Автоматизация его в обратном слоге. | |
36 | Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в прямом слоге. | |
37 | Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в слоге со стечением согласных. | |
38 | Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в словах, словосочетаниях и предложениях. | |
39-40 | Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях. | |
41-42 | Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях. |
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Шипящие звуки.
№п/п | Дата | Тема |
1 | Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» | |
2 | Звуки речи. Способы образования шипящих звуков. Профили, артикуляция. | |
3-7 | Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /ш/. | |
8 | Воспитание правильного произношения звука /ш/. | |
9 | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова. | |
10 | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова | |
11 | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в закрытом слоге. | |
12 | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в сочетании с согласными. | |
13 | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. | |
14 | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в связной речи. | |
20-21 | Воспитание правильного произношения звука /ж/. Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова. | |
22 | Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова. | |
23 | Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в сочетании с согласными. | |
24 | Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. | |
25 | Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в связной речи. | |
26-27 | Дифференциация артикуляции звуков /ш/ - /ж/ в слогах, в словах, в предложениях. | |
28-29 | Воспитание правильной артикуляции звука /щ /. Автоматизация его в обратных слогах. | |
30 | Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в прямых слогах. | |
31 | Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в слогах со стечением согласных. | |
32-33 | Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в предложениях. | |
34-35 | Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях. | |
36-37 | Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях. | |
38-39 | Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /ш/ в слогах, в словах, в предложениях. | |
40-41 | Воспитание правильной артикуляции звука /ч /. Автоматизация его в обратных слогах. | |
42 | Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в прямых слогах. | |
43 | Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в слогах со стечением согласных. | |
44 | Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в предложениях | |
45-46 | Дифференциация звуков /ч/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях. | |
47-48 | Дифференциация звуков /ч/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях. | |
49-50 | Дифференциация звуков /ч / - /щ/ в слогах, в словах, в предложениях. | |
51-52 | Дифференциация артикуляции звуков /ч/ - /ц/ в слогах, в словах, в предложениях. |
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Недостатки произношения фонем /л/, /л /.
№п/п | Дата | Тема |
1 | Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» | |
2-6 | Звуки речи. Способы образования звуков /л/, /л /. Профили, артикуляция. Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /л/. | |
7 | Воспитание правильного произношения звука /л/. Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова. | |
8 | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова | |
9 | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в закрытом слоге. | |
10 | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в сочетании с согласными. | |
11 | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. | |
12 | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в связной речи. | |
13-15 | Уточнение произнесения изолированного звука /л /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /л / и автоматизация его в слогах, словах. | |
16 | Воспитание и закрепление правильного, четкого произнесения звука /л / в предложениях. | |
17-19 | Дифференциация звуков /л/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях. | |
20-21 | Дифференциация звуков /л/ - /в / в слогах, в словах, в предложениях. |
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Недостатки произношения фонем /р/, /р /.
№п/п | Дата | Тема |
1 | Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» | |
2 | Звуки речи. Способы образования звуков /р/, /р /. Профили, артикуляция. | |
3-8 | Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /р/. | |
9 | Воспитание правильного произношения звука /р/. | |
10-11 | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова. | |
12 | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова | |
13 | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге. | |
14 | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в сочетании с согласными. | |
15 | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. | |
16 | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в связной речи. | |
17-20 | Уточнение произнесения изолированного звука /р /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /р / и его автоматизация. | |
21-22 | Дифференциация звуков /р/ - /р / в слогах, в словах, в предложениях. | |
23-24 | Дифференциация звуков /р/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях. | |
25-26 | Дифференциация звуков /р /- /л / в слогах, в словах, в предложениях. | |
27 | Дифференциация звуков /р /- /л / - /й/ в слогах, в словах, в предложениях. | |
28-29 | Дифференциация звуков /р/ - /л /, /р / -/л / в связной речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2018-2019, Рабочая учебная программа по изобразительному искусству, 2 класс
Рабочая программа адресована обучающимся 2 классов общеобразовательных школ по образовательной системе « Перспектива...
2018-2019, Рабочая учебная программа по литературному чтению, 2 класс
Программа адресована обучающимся 2-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе « Перспектива».Рабочая программа по литературному чтению составлена на ос...
2018-2019, Рабочая учебная программа по математике, 2 класс
Рабочая программа адресована обучающимся 2 классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Перспектива».Рабочая программа по математике сос...
2018-2019, Рабочая учебная программа по окружающему миру, 2 класс
Рабочая программа адресована обучающимся 2 классов общеобразовательных школ по образовательной системе « Перспектива».Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:- Фед...
2018-2019, Рабочая учебная программа по русскому языку, 2 класс
Рабочая программа адресована обучающимся 2 классов общеобразовательных школ по образовательной системе ...
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (2 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий с психологом для обучающихся с ЗПР (вар...
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (3 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год
У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).Исследования в...