Развитие связной монологической речи у учащихся с ОНР (презентация)
презентация к уроку по логопедии (1 класс) на тему
Презентация по теме: Развитие связной монологической речи у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_monologicheskoy_rechi_u_uchashchihsya_s_onr.rar | 2.71 МБ |
Подписи к слайдам:
Коррекционное обучение младших школьников с ОНР в общеобразовательной школе К моменту поступления в школу дети должны полностью овладеть звуковой стороной речи, иметь достаточный словарный запас, уметь грамматически правильно строить предложения.
ОНР — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне (при нормальном слухе и интеллекте)
Большие затруднения встречаются при обучении детей с различными формами ОНР, которое проявляется в различных нарушениях: произносительной стороны речи, фонематических процессов лексико-грамматических категорий связной речи Так же у учащихся с ОНР недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта): память, мышление, внимание.
-- устранение дефектов звукопроизношения; -- формирование фонематических процессов; -- уточнение и расширение лексического запаса; -- формирование грамматического строя речи; -- формирование полноценной связной речи. При коррекции общего недоразвития речи учителем-логопедом ведётся работа по следующим направлениям:
Формирование связной речи у младших школьников с ОНР. Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. От неё зависит: и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.
Связная речь Диалогическая речь – первичная по происхождению форма речи, имеет ярко выраженную социальную направленность и служит потребности непосредственного живого общения. Монологическая речь – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.
Методические рекомендации по формированию связной монологической речи у младших школьников с ОНР Работа над связной монологической речью начинается с: прослушивания учащимися небольших по объёму и простых по содержанию текстов; развёрнутых ответов (полными предложениями) на вопросы по каждому предложению из текста; пересказа текста целиком, с опорой на вопросы.
Пересказ - это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи Кроме того, пересказ - это средство развития речи на основе образца, которое состоит не только в передаче ребенком содержания услышанного или прочитанного текста, но и усвоении его логики, композиции, лексики, синтаксиса, образных средств.
Виды текстов, используемые для пересказов: повествовательный, описательный, комбинированный (описательно-повествовательный).
Повествовательный текст (с чётко выраженными причинно-следственными связями или временной последовательностью событий ) Учим: последовательно передавать содержание рассказа. Формируем: умение находить причинно-следственные связи. Развиваем: логическое мышление.
Описательный текст (с чётко выраженной опорой на образ) Учим: определять последовательность частей текста. Формируем: умение пересказывать текст описательного характера. Развиваем: образное мышление, активный и пассивный словарь
Комбинированный текст Отрабатываем и закрепляем: навыки построения причинно-следственных и временных связей, умение последовательно описывать предметы, опираясь на образ. Развиваем: слухоречевую память, внимание, словесно-логическое мышление, опосредованное запоминание, познавательный интерес.
Наиболее частые проблемы при подготовке пересказа младшими школьниками с недоразвитием речи: непоследовательность пересказа ; фактические ошибки ; смешение краткого и подробного пересказов ; речевые ошибки .
При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи: 1. закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации; 2. формирование навыков построения связных монологических высказываний; 3. развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; 4. целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.
Виды пересказов: Последовательный пересказ с опорой на вопросы. Последовательный пересказы с опорой на серию картинок и последовательность действий. Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные (позже сюжетную) картинки и вопросы. Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки. Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера.
Требования к литературному тексту для пересказа : доступное, понятное детям содержание; разнообразие жанров; четкая композиция; простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств; небольшой объем. Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, взаимовыручку).
Общее недоразвитие речи, ограниченность речевого общения ребёнка отрицательно сказываются на овладении им грамотой, на успеваемость в целом; могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
Развитие связной речи у ребёнка с ОНР является первым и очень важным условием успешности его обучения в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников и произведений художественной литературы. Кроме этого, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста
Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...
Планирование уроков развития связной письменной речи учащихся начальных классов.
Существует огромное многообразие предлагаемых работ по данной тематике, но я постаралась систематизировать накопленный опыт. В качестве инновации представляю планирование системы уроков развития...
"Развитие монологической речи у учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС"
Развитие монологической речи у младших школьников....
Методы и приёмы обучения связной монологической речи
Методы и приёмы обучения связной речи....
«Развитие связной монологической речи»
Статья о важности развития связной речи детей....
Исследование особенностей связной письменной речи у учащихся с задержкой психического развития
Данный материал содержит результаты исследования письменной речи учащихся с ОВЗ (ЗПР)....
Технология развития связной монологической речи детей с ОНР средствами мнемотехники. Ткаченко Т. А.
Данная технология позволяет сформировать умение детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, составлять описательные рассказы, пересказывать, заучивать стихи и загадки....