Методы и приёмы обучения связной монологической речи
методическая разработка по логопедии на тему
Методы и приёмы обучения связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priyomy_obucheniya_svyaznoy_rechi.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы обучения детей связной монологической речи.
К основным методам обучения детей связной монологической речи относят обучение:
- пересказу,
- рассказыванию по картинам,
- рассказыванию по серии сюжетных картин,
- рассказыванию из личного опыта,
- рассказыванию с элементами творчества,
- описанию предметов.
Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приёмы.
Приёмы при обучении детей пересказу:
на начальных этапах работы:
- опора на иллюстративный материал;
- помощь педагога.
К числу облегчающих пересказ приёмов относится:
- пересказ по опорным вопросам;
- показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем – отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей;
- пересказ «по цепочке»;
- выборочный пересказ;
- приём использования детского рисунка. После разбора и пересказывания текста по вопросам педагога на отдельном занятии детям предлагается выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка,
- пересказ по «опорным» сигналам. «Опорные» объекты располагаются на картине-панно в линейном ряду в соответствующей эпизодам рассказа последовательности. Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно
- приём моделирования действий персонажей.
- приём моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для её составления используются блоки-квадраты, размещённые на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов.
- приём языковой трансформации текста (рассказать о событиях в прошедшем времени путём замены временных форм глаголов; замена рассказа от первого лица рассказом от третьего лица).
- приём пересказа с последующей заменой действующих лиц, деталей повествования, действий отдельных персонажей.
При обучении рассказыванию по картинам используются следующие методические приёмы:
- образец рассказа педагога по картине или её части,
- наводящие вопросы,
- предваряющий план рассказа,
- составление рассказа по фрагментам картины,
- коллективное сочинение рассказа детьми.
Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти рекомендуется после разбора содержания картин применение следующих приёмов:
- придумывание названия к картине или серии картин, а также разных вариантов названия,
- придумывание названия к каждой последовательной картинке серии;
- игры-упражнения на воспроизведение элементов содержания картины «Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и т.д.;
- упражнение в составлении предложений по данному слову с учётом содержания картины;
- приём обыгрывания детьми посредством пантомимы действий персонажей многофигурной картины или серии картинок с последующим их оречевлением;
- составление завязки к изображённому действию с опорой на речевой образец педагога;
- восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок.
Приёмы при составлении рассказов на тему из личного и коллективного опыта:
- с опорой на образец педагога
- предваряющий вопросный план.
Используются: коллективная форма составления рассказа, приём его дополнения другими детьми. Составление рассказов на основе коллективного опыта может проводиться с использованием фотографий, рисунков самих детей, отражающих события из их жизни.
При обучении составлению описательного рассказа рекомендуются:
- упражнения на узнавание предмета по его описанию,
- сравнение предметов по основным признакам,
- упражнения на составление словосочетаний и предложений с учётом зрительного и тактильного восприятия предмета. Такие упражнения проводятся с использованием настольных игр и пособий, игрушек и муляжей предметов,
- упражнения в отгадывании загадок, содержащих описание предметов.
- приём параллельного описания педагогом и ребёнком двух однотипных предметов. Педагог, а вслед за ним и ребёнок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки,
- коллективное составление плана. Определяются главные содержательные моменты рассказа. В дальнейшем детям предлагается перед составлением описания сказать, о чём они будут говорить, используя раннее усвоенную схему.
По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого предмета рекомендуется вводить в обучение некоторые виды работы:
- описание предмета по памяти,
- по собственному рисунку,
- включение описаний в игровые ситуации.
С этой целью могут быть проведены следующие игры:
- «Магазин», в которой один из её участников - «продавец» должен узнать предмет по его описанию;
- «Кто нашел собачку?», которая направлена на закрепление навыков описания животных;
- «Маша заблудилась», в которой детьми составляется описание «пропавшей» куклы по памяти и другие.
В целях формирования у детей навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводятся следующие виды занятий:
- составление рассказов по аналогии;
- придумывание продолжения незавершённого рассказа;
- составление сюжетного рассказа по набору игрушек;
- сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста
Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...
Роль коммуникативной и сигнификативной функций речи в развитии личности, методы и приёмы становления основных функций речи у младших школьников.
Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных....
Развитие связной монологической речи у учащихся с ОНР (презентация)
Презентация по теме: Развитие связной монологической речи у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи....
«Развитие связной монологической речи»
Статья о важности развития связной речи детей....
Приёмы развития связной письменной речи при работе над изложением в начальной школе.
Развитие речи – это умение работать с текстом, умение отвечать на вопросы, уС изменением объёма и качества потребляемой информации изменяются приоритетные цели образования....
Технология развития связной монологической речи детей с ОНР средствами мнемотехники. Ткаченко Т. А.
Данная технология позволяет сформировать умение детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, составлять описательные рассказы, пересказывать, заучивать стихи и загадки....
Методы и приёмы обучения младших школьников грамматике, правописанию и развитию речи.
Данный документ содержит в себе информацию о методах и приёмах обучения младших школьников грамматике, правописанию и развитию речи....