Конспекты логопедических занятий
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
…Преподавание – это не только сообщение сведений, но и пробуждение образов.
Дик Фрэнсис
Актуальность. Непременным условием успешного обучения в школе является полноценная речь ребёнка. Все составляющие устной речи объединяет и координирует темпо - ритмическая организация устной речи.
Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и её подтекст. Речь без интонации невнятна и непонятна. Интонация – сложное явление, включающее в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.
Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо – ритмической организацией речевого потока.
При дизартрии имеет место нарушение синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Нарушения просодических компонентов речи - это один из наиболее характерных признаков дизартрии. Они имеют стойкий характер и с трудом поддаются коррекции, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности. Именно темпо-ритмические и мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи детей с дизартрией.
- Речь при дизартрии у детей смазанная, нечёткая.
- Темп речи нарушен. Он может быть ускоренным или замедленным (чаще ускоренным).
- Фраза формулируется нечётко: беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, фраза недоговаривается до конца.
- Голос то тихий, то громкий, монотонный, часто назализованный, хриплый.
- Преобладает ключичный тип речевого дыхания: вдох короткий, поверхностный, выдох слабый.
Нарушения просодической стороны речи у детей с дизартрией влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи, не дают возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля, могут вызвать семантические нарушения и затруднять коммуникацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx | 2.66 МБ |
otkrytoe_zanyatie.docx | 998.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Новосибирской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи – «ОЦДК»
Конспект
логопедического занятия по теме
«Темпо – ритмическая организация речи детей».
Основа всей жизни человека — ритм,
данный каждому его природой, дыханием.
К. Станиславский
Составитель:
Учитель – логопед: Л.В. Марголина
Девиз:
Темпоритм – показатель скорости мышления и эмоциональности.
Слоган:
«Темп и ритм помощник речи
Звук танцует и поет»
Методическая цель занятия: представление разнообразия методических приемов для развития просодической стороны речи через дидактические упражнения.
Цель: развитие темпо – ритмической организации речи детей.
Задачи:
- Развитие чувства ритма.
- Коррекция звукослоговой структуры слов.
- Автоматизация шипящих звуков в речи.
- Упражнение в ритмичном согласовании движений пальцев руки и произнесении.
- Формирование правильного речевого выдоха.
- Формирование интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование:
- Индивидуальные зеркала.
- Настольная дидактическая игра «Найди ударный слог».
- Клубочек ниток на каждого ребенка.
- Диск с мелодией.
- Шумовые музыкальные инструменты на каждого ребенка.
- Листы бумаги с образцами графического рисунка.
- Наборы цветных карандашей.
- Куклы бибабо на каждого ребенка.
Ход занятия:
I. Артикуляционная гимнастика с индивидуальными зеркалами (3-4 минуты)
Упражнения:
1. «Лягушка – хоботок»
2. «Накажем непослушный язычок»
3. «Лопатка»
4. «Чашечка»
5. «Качели»
6. «Вкусное варенье
7. «Бублик»
8. «Часики»
9. «Маляр»
10. «Лошадка»
II. Речевая разминка (4 минуты)
Дети проговаривают чистоговорку параллельно в ритм слога с движениями «танцующих башмачков», предварительно одетых на указательный и средний палец, сначала правой руки, потом левой руки.
«Облепили лампу мошки,
греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки,
обожжёте ножки.
На окошке крошку – мошку
ловко ловит лапкой кошка».
III. Дидактическая игра «Найди ударный слог».(5 минут)
На доске появляются предметные картинки. У детей на столе схемы слогового анализа. Ребенку необходимо разделить слово на слоги и подобрать соответствующую слоговую схему к представленной картинке.
IV. Игра с клубочками. (5минут)
Дети сначала хором, а затем поочередно сматывают клубочек ниток, проговаривая каждый слог стихотворения на один оборот нити вокруг клубка. При этом фиксировать внимание на контроле за речевым выдохом и добором воздуха.
Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).
Мчатся тучи, вьются тучи (добор воздуха) ;
Невидимкою луна.
Освещает снег летучий (добор воздуха);
Мутно небо, ночь мутна (добор воздуха).
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин... (добор воздуха)
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин. (А. Пушкин)
V. Физминутка.(кинезиологические упражнения с кистями рук: кулак – ребро; «лесенка»). (4 минуты)
VI. Игра «Повтори мелодию». (5 мину)
Дети берут по одному шумовому музыкальному инструменту, встают в круг и повторяют музыкальный ритмический рисунок по показу педагога. Кто первый из детей правильно повторит, тот становится ведущим и придумывает свой ритм, производя его для остальных спиной к детям.
VII. Графическая работа на листе бумаги.(3 минуты)
Дети на листе бумаги цветными карандашами прочерчивают ритмический рисунок, продляя его до края листа.
VIII. Игра «Эхо».(6 минут)
Дети делятся на две команды по 2 человека, одевают на ведущую руку куклу «бибабо». Одна команда задает вопрос, акцентируя внимание на ударном слове во фразе, другая команда, отвечая, делает акцент на своём ударном слове и меняет интонацию с вопросительной на утвердительную.
При этом каждая фраза сопровождается ритмическим открыванием рта куклы ребенком. Например,
- Вы поедите на машине?
- Мы поедим на машине?
- Вы поедите на машине?
- Мы поедем на машине.
IX. Итог занятия.(1-2 минуты)
«Какая игра понравилась, запомнилась больше всего и хотелось бы ее повторить еще?»
Разработанные дидактические игры можно использовать не только элементами в коррекционной работе, но и комплексно на логопедическом занятии. Данный конспект занятия составлен на основе наработок по теме коррекции нарушений темпо – ритмической организации речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс
Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс) Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...
Конспекты логопедических занятий
Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...
Конспект логопедического занятия Тема: Интеллектуально-развлекательная игра «Логопедический час»
Развитие интереса к логопедическим занятиям...
Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.
Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....
Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».
Преодоление нарушений грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...