Статья «Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения».
статья (4 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по развитию устной речи в 4 классе.
Тема: «Грибы»
Цели:
- сформировать представление о многообразии грибов, научить различать съедобные и несъедобные грибы, разъяснить правила сбора грибов и их значение в природе.
- развить умение применять полученные знания о грибах в повседневной жизни, продолжить развитие внимания, памяти, устной речи.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с изображением грибов.
1. Организационный момент.
а).Проверка готовности учащихся к уроку.
б).Рефлексия
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат солнышко и тучка. Я хочу узнать с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Если у вас хорошее настроение, то поднимите и покажите солнышко. А если у вас плохое настроение, покажите мне тучку.
в). Учитель: Сегодня мы отправимся на прогулку по городу. Но город этот не простой. Он дремучий и густой. Кто догадался о каком городе идёт речь? ( о лесе). (на интерактивной доске картинка лес)
Учитель: А что такое лес? ( это место, где в одном месте растёт много деревьев).
Учитель: А какие деревья вы знаете? (берёза, дуб, ёлка, осина....)
Учитель: А что ещё растёт в лесу кроме деревьев? (ягоды, цветы, кустарники, травы, грибы...)
Учитель: А о чём именно мы будем сегодня с вами говорить, вы узнаете отгадав загадки:
1. Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки. (Гриб)
2. Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы. (Гриб)
Учитель: Правильно вы отгадали это гриб. Так о чём мы с вами сегодня будем говорить? (о грибах)
Учитель: Верно мы сегодня с вами познакомимся с видами грибов, их строением, научимся выделять съедобные и несъедобные грибы.
2. Работа над темой урока.
а). Строение гриба.
(на интерактивной доске картинка: Строение гриба)
Учитель: Ребята рассмотрите картинку и скажите из каких частей состоит гриб? ( Шляпка, ножка, поры)
б). Царства грибов
Мы сегодня отправимся в царство грибов. Посмотрите на картинку (на интерактивной доске) и скажите ,на какие две части делится Царство грибов.
( съедобные и несъедобные.)
Учитель: Какие грибы вы знаете? (подосиновик, лисички, грузди, мухомор …)
в). Знакомство со съедобными грибами.
Учитель: В наших лесах растёт множество различных грибов. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
(На интерактивной доске появляются картинки грибов. Про какой гриб звучит стих, ученики должны найти его и поместить под надписью: съедобные или несъедобные.)
Учитель: Наша задача послушать стихотворения и поместить одни грибы в царство съедобных, а другие в царство несъедобных.
Ученики:
Боровик.
По дорожке шли-
Боровик нашли
Боровик боровой
В мох укрылся с головой
Мы его пройти могли
Хорошо, что тихо шли.
Учитель:
Боровик – считается царем грибов (белый гриб). Шляпка у него коричневая и ножка очень крепкая. Он очень вкусный и идет на жарку, на засол, на сушку и в маринад. Он имеет второе название – белый гриб. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).
Хоть по цвету и не белый,
А зовется « белый гриб»
В глухом бору расти привык.
Подберёзовик.
В лес березовый пойдет
Каждый знающий грибник
Там на суп всегда найдет
Вкусный подберезовик.
Учитель:
Подберезовик и подосиновик - грибы съедобные. Растут они под березой и под осиной, отсюда и название. Шляпка у подберезовика может быть белая, кремовая, светло-серая, розовая. У подосиновика - красная. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).
Лисички:
Нас не зря зовут лисички,
Мы лукавые сестрички
Старой желтою листвой
Мы укрылись с головой
Лисички растут на кислых почвах в буковых, дубовых и еловых лесах, предпочтительно на открытых местах в траве или во мху, часто среди болотных кочек.
Рыжики:
Шляпка выгнута воронкой
Вкус приятный запах тонкий.
Золотой, янтарный цвет,
И вкусней грибочков нет
Рыжики растут в ельнике и в лиственном лесу.
Грузди.
Есть ещё грибочек – груздь,
Из души прогонит грусть.
Он по виду, как воронка, беленький по цвету,
Часто прячется в сторонку от дневного света.
Груздь настоящий любит березовые и смешанные с березой леса. Часто растет весьма значительными группами.
Физ. минутка.Подвижная игра «Боровик».
(Дети встают в круг) .
По дорожке шли, (Идут по кругу, держась за руки)
Боровик нашли. (Приседают)
Боровик боровой, в мох укрылся с головой. (Опускают голову)
Мы его пройти могли, хорошо, что тихо шли. (Идут по кругу) .
г). Знакомство с несъедобными грибами.
Мухомор.
А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он с красной шляпкой
На шляпе- горошки.
Учитель:
Мухомор - ядовитый гриб. Он красного цвета с белыми пятнами. Ножка белая 10- 20 см в высоту, не очень толстая. Спутать мухомор с другими грибами невозможно. В древности люди этим грибов травили мух. Отсюда и пошло название мухомор. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).
Бледная поганка
«Это что за белый гриб
Стоит собой любуется?
Под вкусный шампиньон
Бледная поганка маскируется»
Бледная поганка – один из самых ядовитых грибов . Один кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. Он смертелен. Редко кто выздоравливает, отравившись этим грибом. Узнать бледную поганку нетрудно. У нее на ножке сверху, как будто юбочка надета. Цвет у нее от зеленоватого до желтоватого. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).
Сморчок
Сморчок, сморчок
От рожденья- старичок.
Вырос на опушке
Шапка на макушке.
Дунул ветер и сморчок
Повалился на бочок
Весь в морщинах – старичок.
Сморчок настоящий растёт с середины апреля и до конца мая в хвойных и смешанных лесах на плодородной перегнойной почве, богатой известью на старых пожарищах, лесных вырубках, вдоль лесных дорог, на опушках.
Учитель: Ребята, мы разделили грибы на две группы: съедобные и несъедобные. Получилось у нас одна часть грибного царства полезная, нужная, а другая плохая- ядовитая. Зачем нам плохая часть? Может нам ее совсем уничтожить? (лекарство, красота, жилье и еда для насекомых)
д). Как правильно собирать грибы.
Учитель: Ребята, а кто знает как правильно собирать грибы?
Что грибники берут с собой в лес? (корзину, палку, нож)
Объясните, для чего нужны эти вещи?
А нельзя разве гриб просто взять и сорвать? Почему?
е). Правила поведения в лесу при сборе грибов. ( на интерактивной доске)
Запомни правила.
- Соблюдай в лесу тишину: не тревожь лесных обитателей.
- Не рви в лесу и не бери в рот незнакомые растения и грибы.
- Собирая грибы, старайся не повреждать грибницу.
- Не собирай старые грибы: они могут быть ядовиты.
- Не ломай ядовитые грибы: они полезны лесным жителям.
- После прогулки в лесу не забудь вымыть руки.
3.Закрепление изученного на уроке.
Учитель: Ну вот, с грибами мы познакомились. Правила поведения в лесу и как правильно собирать грибы выучили. Пора нам собирать грибы. Но сначала давайте вспомним:
- Из чего состоит гриб?
- На какие 2 царства делятся грибы? (съедобные, несъедобные).
- Как правильно собирать грибы?
Индивидуальная работа.
Более сильным ученикам предлагается самостоятельно отобрать съедобныен и несъедобные грибы.
Игра « В лес по грибы».
Учитель читает загадки. Ученики отгадывают, подходят к доске и передвигают съедобные грибы в корзину, а несъедобные отодвигают в сторону.
1. Лета первая примета
Под березой в холодке
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке (подберезовик)
2. Ножка белая, прямая
Шляпа красная такая
А на шляпке на верхушке
Беленькие канопушки. (мухомор)
3.Плотный, крепкий, статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов
Настоящий царь грибов (боровик)
4. Есть старуха вредная
У нее шляпа бледная
А ноги в ботинках
На чулке - пестринки (бледная поганка)
5. Белой шляпки краешек
Влажен и мохнат
Что в земле скрываешься?
В чем ты виноват? ( груздь)
6. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту, Зовусь я …(подосиновик).
7.Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички –
Золотистые ... (лисички)
8. Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (рыжик)
9.Этот гриб найдешь весной
На опушечке лесной.
Весь в морщинках старичок
С именем смешным... (сморчок)
Учитель: Вот и заканчивается наше путешествие в лес за грибами. Посмотрите какую замечательную корзину грибов мы собрали.
Ученики читают стихи:
В лесу
Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки
И хорошие грибы
Соберем в корзинки.
Н. Гладков
4. Итог урока.
Учитель: Ребята, я надеюсь вам понравилось наша сегодняшняя прогулка в лес. И тем, у кого в начале нашего путешествия было плохое настроение стало радостнее.
5. Домашнее задание.
Нарисовать гриб, который больше всего понравился сегодня на уроке.
По дорожке шли-
Боровик нашли
Боровик боровой
В мох укрылся с головой
Мы его пройти могли
Хорошо, что тихо шли.
Подберёзовик.
В лес березовый пойдет
Каждый знающий грибник
Там на суп всегда найдет
Вкусный подберезовик.
Лисички:
Нас не зря зовут лисички,
Мы лукавые сестрички
Старой желтою листвой
Мы укрылись с головой
Рыжики:
Шляпка выгнута воронкой
Вкус приятный запах тонкий.
Золотой, янтарный цвет,
И вкусней грибочков нет
Грузди.
Есть ещё грибочек – груздь,
Из души прогонит грусть.
Он по виду, как воронка,
Беленький по цвету,
Часто прячется в сторонку
От дневного света.
Мухомор.
А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он с красной шляпкой
На шляпе- горошки.
Бледная поганка
«Это что за белый гриб
Стоит собой любуется?
Под вкусный шампиньон
Бледная поганка маскируется»
Сморчок, сморчок
От рожденья- старичок.
Вырос на опушке
Шапка на макушке.
Дунул ветер и сморчок
Повалился на бочок
Весь в морщинах – старичок.
В лесу
Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки
И хорошие грибы
Соберем в корзинки.
Н. Гладков
По грибы
Шел грибник издалека
А в корзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только травка и листочки.
Утомился грибничок
И уселся на пенек.
- Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Поглядел на грибника
Лес дремучий свысока.
Покачался – скрип да скрип! –
Показал под елкой гриб.
- Я с грибами, - молвил лес, -
А ты с глазами или без?
В. Шульжик
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа 1»
Доклад
Тема: «Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения».
Комсомольск-на-Амуре
Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения
Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами образования в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и (или) физическом развитии детей, их социальную адаптацию.
Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включающего учителя-дефектолога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в специальном коррекционно-образовательном учреждении: педагога-психолога, учителя музыки, учителя физкультуры, учителя рисования. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей с особыми образовательными потребностями, в тесном взаимодействии практически определяют эффект коррекционного воздействия.
Совместная работа учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателя начинается уже на этапе первичного обследования ребенка с ОВЗ. Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого, физического и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированности разных видов детской деятельности, особенностей личностного развития. Каждый из членов педагогического коллектива принимает участие в обследовании ребенка. Дефектолог координирует деятельность специалистов, согласует с ними формы и методы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребенка.
В течение всего учебного года педагогом-психологом прослеживаются особенности развития познавательной и поведенческой сфер детей с особыми образовательными потребностями. Совместно с дефектологом подбирается методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, речевого развития, внимания, памяти, мыслительных операций, воображения.
Взаимодействие в работе дефектолога и воспитателя особенно тесно проявляется в анализе обучающих программ и осуществлении перспективного и ежедневного планирования. На этом этапе специалисты определяют основные задачи коррекционного обучения, воспитания и развития детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, и намечают конкретные задачи работы по различным разделам программы. Это дает основания выявить связи между разделами, определить общую тематику занятий, вариативность форм, приемов и методов работы. Происходит обеспечение сквозной тематики по ряду разделов программы, что облегчает усвоение детьми с ОВЗ материала в разных видах деятельности, и обеспечивает связь словесных методов с наглядными и практическими.
Важным этапом работы учителя-дефектолога и воспитателя является создание благоприятной среды для речевого развития детей. Это предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требований к использованию различных форм речи, осуществление контроля за их устной речью. Все это требует хорошего знания педагогами словаря детей, состояния их произносительных навыков. Дефектолог рекомендует воспитателям формы контроля за произношением, дает консультации по подбору речевого материала, который будет использоваться в быту, в свободных играх, при организации режимных моментов и занятий.
В ежедневной работе связь педагога-психолога, дефектолога и воспитателя заключается в обсуждении результатов проведенных коррекционных мероприятий и организации свободной деятельности, комплексных и интегрированных занятий, взаимопосещениях. Постоянного совместного внимания требует изготовление наглядных пособий, проведение экскурсий, где также могут быть объединены усилия всех педагогов.
Основными задачами совместной работы учителя музыки и учителя-дефектолога являются:
- формирование правильного речового и певческого дыхания, изменение темпа, силы и высоты голоса;
- развитие слухового и фонематического восприятия, музыкального слуха;
- развитие основних компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодичной стороны;
- обогащение музыкальных впечатлений детей посредством различных музыкальных произведений;
- обогащение словаря детей с ОВЗ по лексическим темам;
- развитие навыков прослушивания музыки, пения, музыкально-ритмических движений.
Учитель музыки формирует и развивает основу, необходимую для осуществления музыкальной деятельности (музыкальный слух и память, речевое дыхание, чувство ритма) тем самым, продолжая работу учителя-дефектолога, проводит работу по формированию речевого слуха и фонематического восприятия. Для этой цели используются традиционные музыкальные дидактические игры, вокальные упражнения, распевки.
Важным моментом в совместной коррекционной работе является формирование у детей правильной артикуляции и чистоты интонации – с этой целью используются скороговорки, попевки, пропевание на гласных или слогах.
Еще одно направление совместной коррекционной работы заключается в совместной разработке и организации праздников и развлечений. Таких как утренники, театрализованные игры, драматизация сказок, проведение именин и дней рождения детей и т.д. Проведение утренников требуют длительной совместной подготовительной работы учителя музыки, воспитателя и дефектолога. Совместно обсуждается сценарий, с учетом индивидуальных способностей детей. Задачей дефектолога является подбор речевого материала с учетом речевых возможностей каждого ребенка: загадки, стихи и т.д. Учитель-дефектолог заранее отрабатывает их выразительное чтение на индивидуальных занятиях. Учитель музыки совместно с воспитателем готовит подвижные игры, шутки, фокусы, разучивает танцы и песенки.
Учитель физической культуры решает задачи развития двигательных умений и навыков, общего физического развития, укрепления здоровья, что способствует формированию психомоторных функций детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе занятий особое внимание обращается на закрепление лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений.
Деятельность учителя рисования направлена на развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук. Совместная коррекционная работа специалистов способствует не только более продуктивному процессу коррекции речи, но и в дальнейшем положительно сказывается на подготовке руки ребенка к письму. Свою работу педагог по ИЗО строит в тесной взаимосвязи с лексическими темами учителя-дефектолога. На уроках закрепляются те или иные грамматические категории, предусмотренные коррекционной программой, используется ритмическое сопровождение: звуковое, слоговое, пословное, различные загадки, стихи, пальчиковые игры и т.д.
Таким образом, тесное взаимодействие всех служб специального коррекционно-образовательного учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей с ОВЗ, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Список использованной литературы
- Волкова Г.А., Логопедия: учеб. для дефектол.фак.педвузов.5-е изд.-М.:ВЛАДОС, 2007. – 703с.
- Головчиц Л.А., Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
- Нищева Н.В., Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000. 128с.
- Шипицына Л.М., Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2005. – 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...
Статья «Методы и приемы индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ГПД»
Данная статья раскрывает эффективные подхлды к детям с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей....
Современные коррекционно-развивающие технологии и их адаптация к условиям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому
Коррекционно-развивающее обучение способствует преодолению, коррекции и компенсации нарушений физического, психического и психологического развития обучающихся. Построение общей системы коррекционно-р...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида (из опыта работы)
Идея разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение УКП возникла вследствие осознания необходимости объединить работу тех, кто призван создавать коррекционно - развивающее ...
Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Презентация к докладу "Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...
Статья "Использование цветотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья".
Метод цветотерапии или хромотерапии известен человечеству давно. Это набор различных техник, влияющих на подсознание и здоровье человека в целом. Цветотерапия благоприятно воздействует на психику...
Практические аспекты коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.
Дети с особенночстями развития - дети с ограниченными возможностями здоровья и дети с инвалидностью , стали неотъемлемой частью школьного обучения. Эта реальность - часть нашей жизни, что имеет ...