Нарушение речи. Дизорфография, дисграфия, легастения: причины, симптомы, коррекция.
статья по логопедии на тему

Шевлягина Анна Александровна

Дизорфография – отсутствие у ребенка способности к освоению знаний орфографии, навыков и умений, связанных с ней. Это нарушение связано с недостаточным развитием речевых функций, зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти и мышления. Данное расстройство изучено недостаточно, в отличие от дисграфии. Дисграфия – нарушение письменной речи, которое вызвано нарушением работы психических процессов и анализаторов, отвечающих за формирование навыка письма. Оба расстройства являются отдельными, независимыми друг от друга состояниями. Однако достаточно часто они могут встречаться вместе у одного человека.

Факторы-провокаторы Развитие дизорфографии и дисграфии происходит по различным причинам, но некоторые факторы могут совпадать. Появление нарушения письменной речи может быть связано с различными травмами и недостаточным развитием участков головного мозга вследствие негативных факторов в период вынашивания ребенка, а также в родовой и постнатальный период. К таким причинам относят: течение беременности с наличием патологий и заболеваний; недостаток кислорода у ребенка во время родов; родовые травмы новорожденного; энцефалит; менингит; заболевания, вызванные инфекциями; заболевания соматического характера.

Эти расстройства связывают с нарушениями в процессе развития мозга и травмами префронтальной коры, теменной доли, передней поясной коры головного мозга и базальных ядер. Эти участки отвечают за корректное функционирование рабочей памяти. Корректное развитие навыка письма невозможно без корректно сформированной устной речи, владения лексическими и грамматическими аспектами речи, обладания навыками восприятия и произношения звуков. Нарушение этих процессов возникает при наличии патологии развития речевого аппарата и причин органического происхождения. К развитию нарушений письма у ребенка могут приводить также социальные и психологические факторы: билингвальная семья (двуязычная); нарушения речи или неправильная речь у окружающих людей; нехватка речевой коммуникации; отсутствие внимания окружающих взрослых к речи ребенка; излишне ранее начало обучения письму. Наиболее часто дисграфия и дизорфография наблюдается у младших школьников, имеющих речевые нарушения, задержку психического развития и конституциональную предрасположенность к этому. Возникновение данных нарушений во взрослом возрасте может быть следствием нейрохирургического оперативного вмешательства, инсульта, черепно-мозговой травмы, опухолевого новообразования в головном мозге.

Артикуляторно-акустическая. При данном типе нарушения ребенок записывает слова точно так же, как и произносит их. Такая проблема возникает из-за некорректного произношения звуков, и дальнейшего воспроизведения ошибок на письме. Акустическая. У ребенка возникают трудности с дифференциацией звуков на слух. Поэтому на письме он заменяет правильные буквы на те, которые слышит. При этом у ребенка не возникает трудностей с корректным произношением данных звуков. Дисграфия, вызванная нарушением способности к анализу и синтезу языкового материала. У ребенка возникают затруднения с выделением в речевом потоке отдельных слов и дальнейшим разделением их на звуки и слоги. Оптическая. Из-за сниженной способности узнавать ранее виденное, а также способности к анализу и синтезу информации, ребенок при выполнении письменных заданий искажает и заменяет буквы. Аграмматическая. При выполнении письменных заданий у ребенка возникают затруднения с выявлением языковой и логической связи между словами, словосочетаниями и предложениями. Написание сочинения может сопровождаться такими ошибками: не соответствие последовательности предложений описываемым событиям, отсутствие грамматической и смысловой взаимосвязи между некоторыми предложениями. Выделяют несколько видов дизорфографии: Морфологическая. Ребенок совершает значительное количество орфографических ошибок, при выполнении самостоятельных письменных заданий (изложения, сочинения). Синтаксическая. У ребенка проявляется неспособность к овладению различными синтаксическими правилами, например – пунктуацией. Смешанная. У ребенка при выполнении письменных заданий наблюдаются систематические пунктуационные и орфографические ошибки. Также существует классификация дизорфографии, в основе которой лежит степень выраженности нарушения: Легкая. Ребенок справляется более чем с половиной предложенных заданий на уровне выше среднего, а остальной объем заданий на среднем или низком уровне. Средняя. Ученик может выполнить большую часть предложенных заданий на среднем уровне. Тяжелая. Ребенок выполняет все задания на уровне ниже среднего, либо на низком.

Клинические проявления Проявления дисграфии зависят от типа нарушения: при артикуляторно-акустической форме патологии ребенок пропускает буквы, пропускает звуки при устной речи, заменяет буквы; акустическая дисграфия характерна тем, что происходит замещение букв, замена ударных гласных, парных согласных, — ребенок не может обозначить мягкие и твердые согласные на письме; в случае нарушения, развившегося из-за нарушений способности к синтезу и анализу языкового материала, характерными проявлениями будут не завершение слов на письме, перемещение букв в пределах слова, слияние нескольких слов в одно, добавление ненужных букв; при оптической форме нарушения ребенок заменяет одни рукописные буквы на другие, сходные внешне, заменяет буквы, которые имеют разное количество одинаковых элементов, возможно также написание букв в зеркальной проекции, незаконченное написание букв; для аграмматического типа расстройства характерны такие ошибки: нарушение структуры слова, замена суффиксов и приставок, несоблюдение падежных окончаний, отсутствие согласования между словами в предложении, пропуск и замена предлогов, искажение последовательности слов. Дизорфография проявляется такими симптомами: невозможность запомнить понятия «слово», «звук», «слог»; сложность в усвоении правил правописания (происходит более медленно, чем у других учеников); отсутствие сформированного навыка производить умозаключения, определять последовательность действий при выполнении письменных заданий по языку; приведение неверных примеров на изученные правила; непонимание грамматических признаков орфограмм; затруднения при заданиях на подбор родственных слов, разбор слова на составляющие морфемы; безрезультативность выполнения заданий на самопроверку. Сопутствующие расстройства Дисграфия – довольно распространенное нарушение. В начальных классах школы признаки этого расстройства могут наблюдаться у примерно половины детей. К средней школе количество таких учеников становится меньше. Вероятно, такая распространенность расстройства связана с тем, что значительное количество детей поступают на обучение в школе, имея общее недоразвитие речи и несформированность процессов произношения звуков и восприятия фонем. Данные проблемы значительно затрудняют овладение навыком грамотного письма. Навык письма неразрывно связан с навыком чтения. Поэтому довольно часто нарушение письма сочетается с дислексией и алексией. Дислексия – частичное нарушение способности обучиться навыку чтения. Алексия – невозможность обучиться процессу чтения из-за нарушения отдельных участков коры головного мозга (либо частичные нарушения чтения по той же причине). Также часто дисграфия соседствует с такими расстройствами как синдром дефицита внимания и гиперактивности, диспраксия. Что такое Легастения Легастения – это нарушение психического развития ребенка на фоне нормального интеллектуального развития. При этом расстройстве навыки письма и чтения приобретаются с трудом. Легастения — общее название для нарушений формирования навыка чтения и письма. Этот термин включает в себя такие нарушения как дисграфия и дислексия. Характерные признаки этого расстройства: перемена мест цифр и букв при написании и чтении; множественные ошибки при выполнении письменных заданий; затруднения при чтении текстов; обрывание слова при произношении (проглатывание окончания).

Диагностические критерии Для постановки корректного диагноза необходимо проведение комплексного обследования. Так как нарушения письма могут быть вызваны отклонениями в работе слуховой и зрительной системы, то обследование должно включать консультацию офтальмолога и отоларинголога. Выявить органические причины нарушений письма может обследование у врача невролога. Логопедическое исследование позволит определить, на каком уровне сформирована речевая функция ребенка. Логопед проводит диагностику письменной речи путем анализа и изучения его письменных работ. Данный тест помогает разделить расстройство навыка письма и простое отсутствие знаний. Далее необходимо обратить внимание на моторику речи и движений, строение речевого аппарата, определить левша или правша ребенок. При обследовании необходимо учитывать состояние нервной системы ребенка, отсутствие или наличие нарушений зрения и слуха.

Логопедическое обследование включает в себя также изучение способности к синтезу и анализу звуков, способности дифференцировать звуки на слух, произносить их, определять структуру слова. Также необходимо оценить построение речи с точки зрения грамматики и словарного запаса. Письменные тесты на выявление дисграфии и дизорфографии включают в себя написание словарных и текстовых диктантов, переписывание напечатанного и написанного от руки текста, составление описаний к рисунку. Также применяется такое задание как чтение отдельных слогов, слогов и целых текстов.

Лечение и коррекция Лечение дисграфии и дизорфографии должна быть направлена на устранение первопричины нарушений и на коррекцию навыков письма. Для лечения основного заболевания невролог назначает прием фармацевтических препаратов и прохождение курса реабилитационной терапии, которая может включать лечебную физкультуру, массаж, гидротерапию и методы физиотерапии. Коррекция нарушений проводится логопедом. Применяются методики направленные на: развитие навыка распознавать символы визуально; обучение производить синтез и анализ информации (сопоставлять и сравнивать); развитие зрительной, речевой и слуховой памяти; обучение ребенка произношению звуков и пониманию фонематических процессов; формирование умения распознавать и производить операции с предметами зрительно и в пространстве; обучение морфологическому принципу, синтаксическому строю речи; обогащение словарного запаса; формирование связной речи и «чувства языка».

Нарушения письма, зачастую, не проходят без внешнего содействия этому. Для успешной коррекции расстройств необходима помощь специалистов (невролога, логопеда и педагога), а также содействие родителей пациента, или самого взрослого пациента. Данные нарушения часто связаны с отклонениями в функционировании участков головного мозга, поэтому успешный результат терапии достигается при участии в ней врача невролога и при соблюдении его рекомендаций. Коррекция нарушений письма должна производиться при содействии родителей и других взрослых из окружения ребенка. Успешность терапии во многом зависит от социальной среды пациента и ее влияния на него. Положительный результат коррекционной работы будет зависеть от развития высших психических функций ребенка. Именно они во многом влияют на процесс приобретения навыков чтения и письма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Дизорфография – отсутствие у ребенка способности к освоению знаний орфографии, навыков и умений, связанных с ней. Это нарушение связано с недостаточным развитием речевых функций, зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти и мышления. Данное расстройство изучено недостаточно, в отличие от дисграфии.

Дисграфия – нарушение письменной речи, которое вызвано нарушением работы психических процессов и анализаторов, отвечающих за формирование навыка письма. Оба расстройства являются отдельными, независимыми друг от друга состояниями. Однако достаточно часто они могут встречаться вместе у одного человека.

 Что такое Легастения

Развитие дизорфографии и дисграфии происходит по различным причинам, но некоторые факторы могут совпадать. Появление нарушения письменной речи может быть связано с различными травмами и недостаточным развитием участков головного мозга вследствие негативных факторов в период вынашивания ребенка, а также в родовой и постнатальный период. К таким причинам относят: течение беременности с наличием патологий и заболеваний; недостаток кислорода у ребенка во время родов; родовые травмы новорожденного; энцефалит; менингит; заболевания, вызванные инфекциями; заболевания соматического характера. Эти расстройства связывают с нарушениями в процессе развития мозга и травмами префронтальной коры, теменной доли, передней поясной коры головного мозга и базальных ядер. Эти участки отвечают за корректное функционирование рабочей памяти. Корректное развитие навыка письма невозможно без корректно сформированной устной речи, владения лексическими и грамматическими аспектами речи, обладания навыками восприятия и произношения звуков. Нарушение этих процессов возникает при наличии патологии развития речевого аппарата и причин органического происхождения. К развитию нарушений письма у ребенка могут приводить также социальные и психологические факторы: билингвальная семья (двуязычная); нарушения речи или неправильная речь у окружающих людей; нехватка речевой коммуникации; отсутствие внимания окружающих взрослых к речи ребенка; излишне ранее начало обучения письму. Наиболее часто дисграфия и дизорфография наблюдается у младших школьников, имеющих речевые нарушения, задержку психического развития и конституциональную предрасположенность к этому. Возникновение данных нарушений во взрослом возрасте может быть следствием нейрохирургического оперативного вмешательства, инсульта, черепно-мозговой травмы, опухолевого новообразования в головном мозге.

 Выделяют следующие виды дисграфии:

 Артикуляторно-акустическая. При данном типе нарушения ребенок записывает слова точно так же, как и произносит их. Такая проблема возникает из-за некорректного произношения звуков, и дальнейшего воспроизведения ошибок на письме.

 Акустическая. У ребенка возникают трудности с дифференциацией звуков на слух. Поэтому на письме он заменяет правильные буквы на те, которые слышит. При этом у ребенка не возникает трудностей с корректным произношением данных звуков.

 Дисграфия, вызванная нарушением способности к анализу и синтезу языкового материала. У ребенка возникают затруднения с выделением в речевом потоке отдельных слов и дальнейшим разделением их на звуки и слоги. Оптическая. Из-за сниженной способности узнавать ранее виденное, а также способности к анализу и синтезу информации, ребенок при выполнении письменных заданий искажает и заменяет буквы.

 Аграмматическая. При выполнении письменных заданий у ребенка возникают затруднения с выявлением языковой и логической связи между словами, словосочетаниями и предложениями. Написание сочинения может сопровождаться такими ошибками: не соответствие последовательности предложений описываемым событиям, отсутствие грамматической и смысловой взаимосвязи между некоторыми предложениями.

Выделяют несколько видов дизорфографии:

Морфологическая. Ребенок совершает значительное количество орфографических ошибок, при выполнении самостоятельных письменных заданий (изложения, сочинения). Синтаксическая. У ребенка проявляется неспособность к овладению различными синтаксическими правилами, например – пунктуацией. Смешанная. У ребенка при выполнении письменных заданий наблюдаются систематические пунктуационные и орфографические ошибки. Также существует классификация дизорфографии, в основе которой лежит степень выраженности нарушения: Легкая. Ребенок справляется более чем с половиной предложенных заданий на уровне выше среднего, а остальной объем заданий на среднем или низком уровне.

Средняя. Ученик может выполнить большую часть предложенных заданий на среднем уровне.

Тяжелая. Ребенок выполняет все задания на уровне ниже среднего, либо на низком. Клинические проявления Проявления дисграфии зависят от типа нарушения: при артикуляторно-акустической форме патологии ребенок пропускает буквы, пропускает звуки при устной речи, заменяет буквы; акустическая дисграфия характерна тем, что происходит замещение букв, замена ударных гласных, парных согласных, — ребенок не может обозначить мягкие и твердые согласные на письме; в случае нарушения, развившегося из-за нарушений способности к синтезу и анализу языкового материала, характерными проявлениями будут не завершение слов на письме, перемещение букв в пределах слова, слияние нескольких слов в одно, добавление ненужных букв; при оптической форме нарушения ребенок заменяет одни рукописные буквы на другие, сходные внешне, заменяет буквы, которые имеют разное количество одинаковых элементов, возможно также написание букв в зеркальной проекции, незаконченное написание букв; для аграмматического типа расстройства характерны такие ошибки: нарушение структуры слова, замена суффиксов и приставок, несоблюдение падежных окончаний, отсутствие согласования между словами в предложении, пропуск и замена предлогов, искажение последовательности слов.

 Дизорфография проявляется такими симптомами: невозможность запомнить понятия «слово», «звук», «слог»; сложность в усвоении правил правописания (происходит более медленно, чем у других учеников); отсутствие сформированного навыка производить умозаключения, определять последовательность действий при выполнении письменных заданий по языку; приведение неверных примеров на изученные правила; непонимание грамматических признаков орфограмм; затруднения при заданиях на подбор родственных слов, разбор слова на составляющие морфемы; безрезультативность выполнения заданий на самопроверку. Сопутствующие расстройства Дисграфия – довольно распространенное нарушение. В начальных классах школы признаки этого расстройства могут наблюдаться у примерно половины детей. К средней школе количество таких учеников становится меньше. Вероятно, такая распространенность расстройства связана с тем, что значительное количество детей поступают на обучение в школе, имея общее недоразвитие речи и несформированность процессов произношения звуков и восприятия фонем. Данные проблемы значительно затрудняют овладение навыком грамотного письма. Навык письма неразрывно связан с навыком чтения. Поэтому довольно часто нарушение письма сочетается с дислексией и алексией. Дислексия – частичное нарушение способности обучиться навыку чтения. Алексия – невозможность обучиться процессу чтения из-за нарушения отдельных участков коры головного мозга (либо частичные нарушения чтения по той же причине). Также часто дисграфия соседствует с такими расстройствами как синдром дефицита внимания и гиперактивности, диспраксия.

Что такое Легастения?

 Легастения – это нарушение психического развития ребенка на фоне нормального интеллектуального развития. При этом расстройстве навыки письма и чтения приобретаются с трудом. Легастения — общее название для нарушений формирования навыка чтения и письма. Этот термин включает в себя такие нарушения как дисграфия и дислексия. Характерные признаки этого расстройства: перемена мест цифр и букв при написании и чтении; множественные ошибки при выполнении письменных заданий; затруднения при чтении текстов; обрывание слова при произношении (проглатывание окончания).

 Диагностические критерии

 Для постановки корректного диагноза необходимо проведение комплексного обследования. Так как нарушения письма могут быть вызваны отклонениями в работе слуховой и зрительной системы, то обследование должно включать консультацию офтальмолога и отоларинголога. Выявить органические причины нарушений письма может обследование у врача невролога. Логопедическое исследование позволит определить, на каком уровне сформирована речевая функция ребенка. Логопед проводит диагностику письменной речи путем анализа и изучения его письменных работ. Данный тест помогает разделить расстройство навыка письма и простое отсутствие знаний. Далее необходимо обратить внимание на моторику речи и движений, строение речевого аппарата, определить левша или правша ребенок. При обследовании необходимо учитывать состояние нервной системы ребенка, отсутствие или наличие нарушений зрения и слуха. Логопедическое обследование включает в себя также изучение способности к синтезу и анализу звуков, способности дифференцировать звуки на слух, произносить их, определять структуру слова. Также необходимо оценить построение речи с точки зрения грамматики и словарного запаса. Письменные тесты на выявление дисграфии и дизорфографии включают в себя написание словарных и текстовых диктантов, переписывание напечатанного и написанного от руки текста, составление описаний к рисунку. Также применяется такое задание как чтение отдельных слогов, слогов и целых текстов. Лечение и коррекция Лечение дисграфии и дизорфографии должна быть направлена на устранение первопричины нарушений и на коррекцию навыков письма. Для лечения основного заболевания невролог назначает прием фармацевтических препаратов и прохождение курса реабилитационной терапии, которая может включать лечебную физкультуру, массаж, гидротерапию и методы физиотерапии. Коррекция нарушений проводится логопедом. Применяются методики направленные на: развитие навыка распознавать символы визуально; обучение производить синтез и анализ информации (сопоставлять и сравнивать); развитие зрительной, речевой и слуховой памяти; обучение ребенка произношению звуков и пониманию фонематических процессов; формирование умения распознавать и производить операции с предметами зрительно и в пространстве; обучение морфологическому принципу, синтаксическому строю речи; обогащение словарного запаса; формирование связной речи и «чувства языка». Упражнения и специальные тетради для коррекции дисграфии у младших школьников: Нарушения письма, зачастую, не проходят без внешнего содействия этому. Для успешной коррекции расстройств необходима помощь специалистов (невролога, логопеда и педагога), а также содействие родителей пациента, или самого взрослого пациента. Данные нарушения часто связаны с отклонениями в функционировании участков головного мозга, поэтому успешный результат терапии достигается при участии в ней врача невролога и при соблюдении его рекомендаций. Коррекция нарушений письма должна производиться при содействии родителей и других взрослых из окружения ребенка. Успешность терапии во многом зависит от социальной среды пациента и ее влияния на него. Положительный результат коррекционной работы будет зависеть от развития высших психических функций ребенка. Именно они во многом влияют на процесс приобретения навыков чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины нарушений речи.

Как  показывает практик...

Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...

Конспект и подгруппового логопедического занятия по по коррекции нарушений при акустической дисграфии. Звуки [ч,]- [ц]. Буквы Ч ч, Ц ц.

Конспект по теме «Звуки [ч,]- [ц]. Буквы  Ч ч, Ц ц» предназначены для проведения занятия с учащимися по коррекции нарушений при акустической дисграфии. Занятие проводится в форме заня...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 4 классов, имеющих нарушения письменной речи (дизорфография)

Планирование предназначено для учителей-логопедов, работающих с детьми, имеющими нарушения письменной речи-дизорфография. Также, может использоваться учителями начальных классов, планирующих работу с ...

Коррекция устной и письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

В статье раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....