Хроническая безграмотность
статья по логопедии (2 класс) на тему

Кормилицына Елена Сергеевна

Расказывается об основных причинах возникновения дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hronicheskaya_bezgramotnost.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Хроническая безграмотность.

Дисграфия была всегда. Проблема изучается уже более 100 лет, но сих пор остаётся до конца неизученной.  Во времена школьной скамьи наших бабушек ребенку, который не мог писать без ошибок, прибивалось клеймо бездельника и неуча. Над ними смеялся народ, он висел на доске позора. Учителя не знали, что делать с нерадивым учеником, призывали повлиять на него родителей. И родители прибегали к разным путям решения проблемы: пытались воспитывать дитя, поощрять, нанимали репетиторов, но проблема так и не уходила. Ребёнок как приносил домой двойки по русскому так и продолжал их приносить. Часто прогуливал, придумывал 1000 причин чтобы не выполнять домашнее задание.  Клубок проблем всё рос и рос. Вопросов было больше, чем ответов.  А ответ один. Нарушение письменной речи это не лень и разгильдяйство, а особенность работы мозга.

 Существует множество факторов, которые могут провоцировать нарушение письма. Это может быть как тяжёлая родовая травма, так и незначительная гипоксия при рождении, о которой врачи родителям возможно и не упомянули. Частые перенесённые инфекционные, соматические заболевания, которые так или иначе могли повлиять на работу нервной системы. Помимо медицинских факторов есть ещё и социально-психологические. Такие как двуязычие (билингвизм) в семье, педагогическая запущенность.

 А.Р Лурия говорил «Акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности одного «центра»; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга»  

Все отделы мозга, по А. Р. Лурия, условно разделены на три блока.                    

Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то перед нами на уроке быстроутомляемый засоня, которому недостаточно заряда для того чтобы высидеть весь урок и усваивать информацию. На фоне переутомления и совершаются глупые ошибки.                                                          

Если у ребёнка плохая память, преобладает угадывающее чтение, у него бедный словарь, он путает близкие по звучанию звуки, зеркалит буквы при написании, то в таком случае специалисты говорят о недостаточной сформированности второго блока мозга. Он то и отвечает за приём, переработку и хранение информации.                                                                              

При недостаточном развитии третьего блока — блока программирования и контроля— наблюдается неусидчивость, трудность включения в задание, невозможность поддержка рабочего процесса. На письме слитное написание предлогов со словами, пропуск букв, слогов, слов, их перестановка, несоблюдение элементарных правил.                                                                                                              

У дисграфиков путь к усвоению грамотой весьма извилист и тернист. Только при своевременном обращении к специалисту, а так же поддержке  близких  удаётся справиться с хронической безграмотностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какая она функциональная безграмотность?

Размышления о результатах международных исследований....

Ликвидация безграмотности младших школьников.

Система заданий,направленная на ликвидацию безграмотности учащихся начальных классов....

Пути преодоления хронической неуспеваемости школьников основной школы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«СОШ №3 г. Красноармейска Саратовской области именидважды Героя Советского Союза Скоморохова Н.М.»            ...

ПЕРЕЧЕНЬ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ПЕРЕЧЕНЬ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙПеречень хронических заболеваний, при которых предоставляются дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению питанием в государственных образовательных учрежде...