Какая она функциональная безграмотность?
статья по теме
Размышления о результатах международных исследований.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обласова Людмила Юрьевна
Программа «Социально-педагогические технологии развития культуры чтения»
«Актуальные проблемы современного образования»
«Какая она - функциональная безграмотность наших учеников?»
Как учителю начальной школы, понятия «грамотность» и «безграмотность» мне очень близки и понятны. Поэтому мой интерес в исследовании PISA объясним. Функциональная грамотность как навык решения жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией становится в наши дни актуальным уже на уровне начальной школы. Правда, диагностические работы, которые выполняют ученики, обучающиеся по новым ФГОС, отслеживают пока, в основном, формирование и накопление знаний, умений и навыков.
Неопределённость постиндустриального информационного общества требует от человека готовности меняться, способности к образованию и самообразованию.
Образование становится мощным фактором изменения всего общества и отдельного человека, обеспечивает его высокую мобильность и вместе с тем интеграцию в различные социальные группы.[1]
Мы говорим о достижении результатов предметных, личностных и метапредметных. Большой упор делается на умение учиться в течение всей жизни. Все передовые страны мира сейчас считают приоритетным развитие у детей когнитивных умений и умений учиться, которые относят к умениям XXI века.
Ученые Массачусетского технологического института разработали график зависимости стоимости специалиста на рынке труда от различных его навыков и способностей. Все навыки сгруппированы по двум признакам: способности к рутинным когнитивным операциям (простое запоминание и воспроизведение правил и фактов, вычисления по заданным алгоритмам) и нерутинные когнитивные операции (умение решать проблемы, не обладая готовыми шаблонами). Хорошая школа должна привить навыки решения реальных жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией. Это называется «функциональной грамотностью», и именно эта самая функциональная грамотность является объектом мониторинга качества образования в школе Programme for International Student Assessment (PISA).
Программа PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся - осуществляется Международной организацией – ОЭСР (Органи-зация экономического сотрудничества и развития, OECD – Organization for Economical Cooperation and Development).
Целью исследования PISA является сравнительная оценка математической и естественнонаучной грамотности, а также понимания текстов различного типа учащимися 15-летнего возраста организаций общего среднего, технического и профессионального, а также послесреднего образования в странах с различными системами образования.
Цель мониторинга качества образования в школе PISA - оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей. В исследовании PISA выявляются особенности образовательных систем в странах, определяющие различные уровни их достижений.
Согласно мнению международных экспертов, именно PISA отвечает запросам современности и позволяет определить, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счет потенциала подрастающего поколения.
Основные направления исследования, концептуальные подходы к разработке инструментария, способы обработки и представления результатов обсуждаются на научных форумах, в работе которых принимают участие ведущие специалисты мира, и утверждаются представителями стран-участниц проекта (как правило, представителями министерств образования) с учетом их практической значимости для этих стран.
Исследование PISA имеет следующие особенности:
- Оно является одним из крупнейших международных широкомасштабных мониторинговых исследований в области образования.
- В исследовании принимают участие учащиеся 15-летнего возраста, обучающиеся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования.
- В исследовании оценивается, насколько учащиеся «готовы к жизни», т.е. насколько они способны использовать полученные в школе знания и умения для решения проблем, с которыми могут встретиться во взрослой жизни.
- В исследовании оцениваются образовательные достижения учащихся в области математики, естествознания, решения проблем, финансовой грамотности и чтения.
В каждой стране в тестировании участвует от 4500 до 10 000 учащихся. Участие в исследовании PISA позволяет:
- определить, насколько выпускники российской основной школы готовы к продолжению обучения;
- выявить направления совершенствования общего образования в стране;
- сравнить достижения учащихся, а также образовательный процесс в школах разных стран.[2]
Ключевой вопрос исследования - "Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие основное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?". Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
В исследовании используется письменная и компьютерная форма контроля (тесты). В тест включены закрытые и открытые задания. Некоторые задания состоят из нескольких вопросов различного уровня сложности, которые относятся к одной и той же жизненной ситуации.
Основными областями для оценки образовательных достижений являются:
- грамотность чтения;
- естественнонаучная грамотность;
- математическая грамотность
Для проверки математической грамотности, грамотности чтения, естественнонаучной грамотности и умения решать проблемы разрабатываются комплексные или структурированные задания. Каждое из заданий включает отдельный текст, в котором описывается некоторая проблема, и 1-6 вопросов к нему различной трудности. По результатам выполнения заданий оценивается способность учащихся выявить проблему в тексте и решить ее, применив знания из той или иной предметной области.
В тестах используются вопросы разного типа. Около половины - вопросы, предполагающие свободные ответы. В 12% вопросов необходимо самостоятельно сконструировать свой ответ, но этот ответ ограничен отдельными словами или числами. Вопросы с готовыми вариантами ответов составляют примерно треть.
Исследование PISA проводится трёхлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из направлений исследования.
Первое – 1998-2000 г.г. – «грамотность чтения». (Участвовало 32 стран, результаты опубликованы в 2001 году).
Второе – 2001-2003 г.г. - «математическая грамотность». (Участвовало 41 стран, результаты опубликованы в 2004 году). С 2003 года было введено еще одно направление - способность решать различные проблемы.
Третье – 2004 –2006 г.г. – «естественнонаучная грамотность». (Участвовало 57 стран, результаты опубликованы в 2007 году).
Четвертое – 2007-2009г.г. – «грамотность чтения». В 2008 году была проведена экспериментальная проверка инструментария исследования, в апреле 2009 года было проведено основное исследование. (Участвовало 65 стран, результаты по данному циклу будут известны в декабре 2010 года).
В 2012 году к основной цели исследования PISA прибавилась дополнительная инновационная цель - оценка чтения электронных текстов, решение интерактивных задач в ходе компьютерного тестирования, оценка сформированности учебных стратегий.
В данном исследовании также изучаются факторы, которые позволяют объяснить различия в результатах учащихся стран-участниц программы. К данным факторам относятся характеристики учащихся и их семей, характеристики образовательных учреждений и учебного процесса.
Таким образом, в исследовании PISA одновременно реализованы несколько современных инновационных идей в измерениях: оценка функциональной грамотности, изучение отношений, интереса, мотивации и учебных стратегий [3].
В России данное исследование проводилось Центром оценки качества образования Института общего среднего образования Российской академии образования.
Результат, который до этого времени показывала Россия, можно расценить как ниже среднего.
Итоги тестирования 2012 года будут подведены только в декабре 2013 года, т.к. все ответы проверяются очень скрупулезно. В 2012 году направлением тестирования PISA была математика, а в 2015 году будет - естествознание. Но эксперты уже сейчас делают предположение, что ни по математике, ни по естествознанию ждать от России высоких результатов нет смысла. Ведь только в прошлом году в четырех регионах страны проводились пробные тесты PISA-2012, цель которых была – оценить математические знания 15-летних учеников. И выполнили российские школьники только 30% от всех заданий. Такие знания можно назвать самыми базовыми, второго уровня, когда первый – самый низкий, а шестой – самый высокий.
PISA определяет не знания учеников, а их умение применять эти знания в решении каких-то задач.
А отечественное образование полностью построено на том, чтобы знания передавались ученикам в уже готовом виде. И мировая практика уже давно доказала, что такой метод – самый неэффективный. В западных странах необходимые знания школьники добывают эмпирическим путем, исследованием. Вот почему они постоянно занимаются индивидуальными и групповыми проекты.
В то же время российские школьники перегружены домашними заданиями, проводят в школах немыслимое количество часов и страдают, по мнению психологов, "выученной беспомощностью" – когда дети попросту теряют способность мыслить и относиться к обучению творчески.
В нашей же стране единственный способ узнать что-то больше, эффективно применять свои знания и развиваться полноценно – это занятия с репетитором по физике и химии, математике и другим точным наукам. Лишь идя таким путем, у ученика не только учитываются индивидуальные особенности к восприятию информации, но и открываются возможности к творчеству и развитию собственного таланта в той или иной сфере.
Россия отличается от многих стран именно тем, что основной упор делается на домашние, контрольные работы, на память учеников.
Самые высокие результаты показывают учащиеся образовательных учреждений общего среднего образования – 10-11 классов (499 баллов по читательской грамотности).
Грамотность чтения - степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.
Результаты представителей СПО почти на уровне средних результатов по России (453 балла). А средние результаты по НПО – 407 баллов, что практически на 100 баллов меньше среднего международного результата. То есть те дети, которые после девятого класса идут в учреждения НПО, как правило, имеют очень низкий уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности.
Минимальный, пороговый, уровень читательской грамотности не смогли продемонстрировать 50 процентов учащихся этой группы. Это означает, что половина будущих рабочих кадров практически не имеет навыков работы с текстами, а 55 процентов имели затруднения при работе с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, которые будут являться основой их профессиональной деятельности.
Средний балл российских учащихся по читательской грамотности составил 459 баллов по 1000-балльной шкале при среднем балле по странам Организации экономического сотрудничества и развития 493 балла. По этому показателю Россия заняла 41-43-е места среди 65 стран-участниц PISA. Недалеко ушли школьники и в математической, естественнонаучной грамотности: мы находимся на 38-40-м и 37-40-м местах соответственно.
Как показали результаты исследования PISA, большинство наших подростков не понимают смысла текста, не умеют его анализировать, высказать свое мнение. Лишь 14 процентов учеников способны самостоятельно обучаться с помощью текстового материала.
По всем трем шкалам, выделенным в исследовании («Нахождение информации», «Интерпретация текста» и «Рефлексия и оценка») результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся стран ОЭСР и соответствуют 2 уровню грамотности чтения. По шкале «Интерпретация текста» результаты российских подростков наилучшие по сравнению с другими двумя шкалами.
Причины невысоких результатов российских учащихся. В процессе обучения они почти не встречаются с заданиями междисциплинарного характера, а общеучебным умениям обучаются в границах учебных предметов;
- с жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо для решения общественных и частных задач; за исключением чтения художественной литературы;
- с заданиями, далекими от жизненных интересов и социального опыта обучающихся;
- с заданиями с выбором ответа, выполнение которых требует специальной подготовки;
- с напряженным графиком выполнения работы.
Главное увидеть проблемы и противоречия. Не менее важно, найти рациональные пути их разрешения.
А пока с 2000 итоги PISA года постоянно обсуждаются. Стандарты второго поколения нацелены именно на те позиции, в которых мы проваливаемся. Национальные проекты «Образование» были направлены на улучшение материально-технической базы школ, поддержку лучших учителей и школ. То есть в образовании сейчас много делается, но это идет скорее параллельно с исследованием PISA.
- Современные образовательные технологии: учебное пособие/ коллектив авторов; по ред. Н.В.Бордовской. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 432 с.
- http://www.akvobr.ru/pisa_2012_zhdem_peremen.htmlPISA-2012: мы ждем перемен? Ковалёва Г.С.
- http://naric.kz/index-49.php.htm
- http://webtun.com/pressrelease/3055-pisa-2012-smozhjet-li-rossija-podnjatsja-na-novyj-urovjen.html
- http://centeroko.ru/pisa/pisa_res.htm
Предварительный просмотр:
Обласова Людмила Юрьевна, учитель ГБОУ СОШ№76 Выборгского района Санкт-Петербурга
«Какая она - функциональная безграмотность наших учеников?»
Как учителю начальной школы, понятия «грамотность» и «безграмотность» мне очень близки и понятны. Поэтому мой интерес в исследовании PISA объясним. Функциональная грамотность как навык решения жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией становится в наши дни актуальным уже на уровне начальной школы. Правда, диагностические работы, которые выполняют ученики, обучающиеся по новым ФГОС, отслеживают пока, в основном, формирование и накопление знаний, умений и навыков.
Неопределённость постиндустриального информационного общества требует от человека готовности меняться, способности к образованию и самообразованию.
Образование становится мощным фактором изменения всего общества и отдельного человека, обеспечивает его высокую мобильность и вместе с тем интеграцию в различные социальные группы.[1]
Мы говорим о достижении результатов предметных, личностных и метапредметных. Большой упор делается на умение учиться в течение всей жизни. Все передовые страны мира сейчас считают приоритетным развитие у детей когнитивных умений и умений учиться, которые относят к умениям XXI века.
Ученые Массачусетского технологического института разработали график зависимости стоимости специалиста на рынке труда от различных его навыков и способностей. Все навыки сгруппированы по двум признакам: способности к рутинным когнитивным операциям (простое запоминание и воспроизведение правил и фактов, вычисления по заданным алгоритмам) и нерутинные когнитивные операции (умение решать проблемы, не обладая готовыми шаблонами). Хорошая школа должна привить навыки решения реальных жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией. Это называется «функциональной грамотностью», и именно эта самая функциональная грамотность является объектом мониторинга качества образования в школе Programme for International Student Assessment (PISA).
Программа PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся - осуществляется Международной организацией – ОЭСР (Органи-зация экономического сотрудничества и развития, OECD – Organization for Economical Cooperation and Development).
Целью исследования PISA является сравнительная оценка математической и естественнонаучной грамотности, а также понимания текстов различного типа учащимися 15-летнего возраста организаций общего среднего, технического и профессионального, а также послесреднего образования в странах с различными системами образования.
Цель мониторинга качества образования в школе PISA - оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей. В исследовании PISA выявляются особенности образовательных систем в странах, определяющие различные уровни их достижений.
Согласно мнению международных экспертов, именно PISA отвечает запросам современности и позволяет определить, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счет потенциала подрастающего поколения.
Основные направления исследования, концептуальные подходы к разработке инструментария, способы обработки и представления результатов обсуждаются на научных форумах, в работе которых принимают участие ведущие специалисты мира, и утверждаются представителями стран-участниц проекта (как правило, представителями министерств образования) с учетом их практической значимости для этих стран.
Исследование PISA имеет следующие особенности:
- Оно является одним из крупнейших международных широкомасштабных мониторинговых исследований в области образования.
- В исследовании принимают участие учащиеся 15-летнего возраста, обучающиеся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования.
- В исследовании оценивается, насколько учащиеся «готовы к жизни», т.е. насколько они способны использовать полученные в школе знания и умения для решения проблем, с которыми могут встретиться во взрослой жизни.
- В исследовании оцениваются образовательные достижения учащихся в области математики, естествознания, решения проблем, финансовой грамотности и чтения.
В каждой стране в тестировании участвует от 4500 до 10 000 учащихся. Участие в исследовании PISA позволяет:
- определить, насколько выпускники российской основной школы готовы к продолжению обучения;
- выявить направления совершенствования общего образования в стране;
- сравнить достижения учащихся, а также образовательный процесс в школах разных стран.[2]
Ключевой вопрос исследования - "Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие основное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?". Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
В исследовании используется письменная и компьютерная форма контроля (тесты). В тест включены закрытые и открытые задания. Некоторые задания состоят из нескольких вопросов различного уровня сложности, которые относятся к одной и той же жизненной ситуации.
Основными областями для оценки образовательных достижений являются:
- грамотность чтения;
- естественнонаучная грамотность;
- математическая грамотность
Для проверки математической грамотности, грамотности чтения, естественнонаучной грамотности и умения решать проблемы разрабатываются комплексные или структурированные задания. Каждое из заданий включает отдельный текст, в котором описывается некоторая проблема, и 1-6 вопросов к нему различной трудности. По результатам выполнения заданий оценивается способность учащихся выявить проблему в тексте и решить ее, применив знания из той или иной предметной области.
В тестах используются вопросы разного типа. Около половины - вопросы, предполагающие свободные ответы. В 12% вопросов необходимо самостоятельно сконструировать свой ответ, но этот ответ ограничен отдельными словами или числами. Вопросы с готовыми вариантами ответов составляют примерно треть.
Исследование PISA проводится трёхлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из направлений исследования.
Первое – 1998-2000 г.г. – «грамотность чтения». (Участвовало 32 стран, результаты опубликованы в 2001 году).
Второе – 2001-2003 г.г. - «математическая грамотность». (Участвовало 41 стран, результаты опубликованы в 2004 году). С 2003 года было введено еще одно направление - способность решать различные проблемы.
Третье – 2004 –2006 г.г. – «естественнонаучная грамотность». (Участвовало 57 стран, результаты опубликованы в 2007 году).
Четвертое – 2007-2009г.г. – «грамотность чтения». В 2008 году была проведена экспериментальная проверка инструментария исследования, в апреле 2009 года было проведено основное исследование. (Участвовало 65 стран, результаты по данному циклу будут известны в декабре 2010 года).
В 2012 году к основной цели исследования PISA прибавилась дополнительная инновационная цель - оценка чтения электронных текстов, решение интерактивных задач в ходе компьютерного тестирования, оценка сформированности учебных стратегий.
В данном исследовании также изучаются факторы, которые позволяют объяснить различия в результатах учащихся стран-участниц программы. К данным факторам относятся характеристики учащихся и их семей, характеристики образовательных учреждений и учебного процесса.
Таким образом, в исследовании PISA одновременно реализованы несколько современных инновационных идей в измерениях: оценка функциональной грамотности, изучение отношений, интереса, мотивации и учебных стратегий [3].
В России данное исследование проводилось Центром оценки качества образования Института общего среднего образования Российской академии образования.
Результат, который до этого времени показывала Россия, можно расценить как ниже среднего.
Итоги тестирования 2012 года будут подведены только в декабре 2013 года, т.к. все ответы проверяются очень скрупулезно. В 2012 году направлением тестирования PISA была математика, а в 2015 году будет - естествознание. Но эксперты уже сейчас делают предположение, что ни по математике, ни по естествознанию ждать от России высоких результатов нет смысла. Ведь только в прошлом году в четырех регионах страны проводились пробные тесты PISA-2012, цель которых была – оценить математические знания 15-летних учеников. И выполнили российские школьники только 30% от всех заданий. Такие знания можно назвать самыми базовыми, второго уровня, когда первый – самый низкий, а шестой – самый высокий.
PISA определяет не знания учеников, а их умение применять эти знания в решении каких-то задач.
А отечественное образование полностью построено на том, чтобы знания передавались ученикам в уже готовом виде. И мировая практика уже давно доказала, что такой метод – самый неэффективный. В западных странах необходимые знания школьники добывают эмпирическим путем, исследованием. Вот почему они постоянно занимаются индивидуальными и групповыми проекты.
В то же время российские школьники перегружены домашними заданиями, проводят в школах немыслимое количество часов и страдают, по мнению психологов, "выученной беспомощностью" – когда дети попросту теряют способность мыслить и относиться к обучению творчески.
В нашей же стране единственный способ узнать что-то больше, эффективно применять свои знания и развиваться полноценно – это занятия с репетитором по физике и химии, математике и другим точным наукам. Лишь идя таким путем, у ученика не только учитываются индивидуальные особенности к восприятию информации, но и открываются возможности к творчеству и развитию собственного таланта в той или иной сфере.
Россия отличается от многих стран именно тем, что основной упор делается на домашние, контрольные работы, на память учеников.
Самые высокие результаты показывают учащиеся образовательных учреждений общего среднего образования – 10-11 классов (499 баллов по читательской грамотности).
Грамотность чтения - степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.
Результаты представителей СПО почти на уровне средних результатов по России (453 балла). А средние результаты по НПО – 407 баллов, что практически на 100 баллов меньше среднего международного результата. То есть те дети, которые после девятого класса идут в учреждения НПО, как правило, имеют очень низкий уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности.
Минимальный, пороговый, уровень читательской грамотности не смогли продемонстрировать 50 процентов учащихся этой группы. Это означает, что половина будущих рабочих кадров практически не имеет навыков работы с текстами, а 55 процентов имели затруднения при работе с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, которые будут являться основой их профессиональной деятельности.
Средний балл российских учащихся по читательской грамотности составил 459 баллов по 1000-балльной шкале при среднем балле по странам Организации экономического сотрудничества и развития 493 балла. По этому показателю Россия заняла 41-43-е места среди 65 стран-участниц PISA. Недалеко ушли школьники и в математической, естественнонаучной грамотности: мы находимся на 38-40-м и 37-40-м местах соответственно.
Как показали результаты исследования PISA, большинство наших подростков не понимают смысла текста, не умеют его анализировать, высказать свое мнение. Лишь 14 процентов учеников способны самостоятельно обучаться с помощью текстового материала.
По всем трем шкалам, выделенным в исследовании («Нахождение информации», «Интерпретация текста» и «Рефлексия и оценка») результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся стран ОЭСР и соответствуют 2 уровню грамотности чтения. По шкале «Интерпретация текста» результаты российских подростков наилучшие по сравнению с другими двумя шкалами.
Причины невысоких результатов российских учащихся. В процессе обучения они почти не встречаются с заданиями междисциплинарного характера, а общеучебным умениям обучаются в границах учебных предметов;
- с жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо для решения общественных и частных задач; за исключением чтения художественной литературы;
- с заданиями, далекими от жизненных интересов и социального опыта обучающихся;
- с заданиями с выбором ответа, выполнение которых требует специальной подготовки;
- с напряженным графиком выполнения работы.
Главное увидеть проблемы и противоречия. Не менее важно, найти рациональные пути их разрешения.
А пока с 2000 итоги PISA года постоянно обсуждаются. Стандарты второго поколения нацелены именно на те позиции, в которых мы проваливаемся. Национальные проекты «Образование» были направлены на улучшение материально-технической базы школ, поддержку лучших учителей и школ. То есть в образовании сейчас много делается, но это идет скорее параллельно с исследованием PISA.
- Современные образовательные технологии: учебное пособие/ коллектив авторов; по ред. Н.В.Бордовской. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 432 с.
- http://www.akvobr.ru/pisa_2012_zhdem_peremen.htmlPISA-2012: мы ждем перемен? Ковалёва Г.С.
- http://naric.kz/index-49.php.htm
- http://webtun.com/pressrelease/3055-pisa-2012-smozhjet-li-rossija-podnjatsja-na-novyj-urovjen.html
- http://centeroko.ru/pisa/pisa_res.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая?какое? какие?
Урок русского языка во 2 классе проводится в форме урока - путешествия по станциям...
Открытый урок по теме: "Какой? Какая? Какое? Какие?" 2 кл; Окружающий мир для тув.школ "Будь природе другом" 2 класс А.А.Плещаков
1. Открытый урок русского языка во 2 классе национальной школы. Провела учитель начальных классов МОУ Суг-Аксынской СОШ 2 категории: Ондар А. Ч. Тема: Какой? Какая? Какое? Какие? Ц...
Урок русского языка в 1 классе "Слова отвечающие на вопрос: какой? какая? какое? какие?"
· Урок знакомства с новой темой. В игровой форме дети знакомятся с признаками прилагательных, учатся их распознавать ви применят...
Различие слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие?
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Дети учатся ставить перед собой цели каждого этапа урока,учатся наблюдать, сравнивать, делать выводы....
Слова отвечающие на вопросы Какой?Какая?Какое?Какие?
Презентация предназначена для работы на уроке письма в 1 классе в послебукварный период УМК "Школа России"...
Слова, отвечающие на вопросыкакой? какая? какое? какие?
Обобщить знания о словах – признаках, упражнять в их подборе, в умении устанавливать связь между словами- названиями и словами – признаками...
Тема урока: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? 2 класс УМК «Школа 2100»
Урок русского языка 2 класс в ТДМ, УМК «Школа 2100» Цель и задачи: наблюдение над словами – признаками; вырабатывать умения ставить вопросы к словам – признакам; воспитывать интерес к русскому я...