ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ МЛАДШИХ КЛАССОВ
консультация по логопедии (1 класс) на тему
Провожая ребенка в первый класс, родители надеются, что он будет учиться охотно и успешно. Если же надежды не оправдываются, то причины неудач они начинают искать прежде всего в школе, системе обучения, предвзятом или безразличном отношении учителя. Но чаще всего причиной школьных проблем ребенка является его недостаточное речевое развитие.
Это может проявиться в дефектах звукопроизношения, скудности словарного запаса, неумении грамматически правильно согласовывать слова в предложении и др. Подобные проявления в дошкольный период обычно не настораживают родителей, потому что ребенок, по их мнению, достаточно свободно пользуется языком. Однако в школе к языку ставят высокие требования, и ребенок с недостаточным речевым развитием попадает в сложное положение.
Возникают трудности в процессе овладения навыками чтения и письма, появляются стойкие специфические ошибки (пропуски или замена букв и слогов, недописывание либо недочитывание слов, перестановка частей слова и др.) Если в самом начале обучения не помочь ребенку преодолеть эти трудности, со временем они усиливаются и, чтобы их решить, необходимо затрачивать много времени и усилий логопедов, родителей и учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для учителей | 71.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Провожая ребенка в первый класс, родители надеются, что он будет учиться охотно и успешно. Если же надежды не оправдываются, то причины неудач они начинают искать прежде всего в школе, системе обучения, предвзятом или безразличном отношении учителя. Но чаще всего причиной школьных проблем ребенка является его недостаточное речевое развитие.
Это может сказаться в дефектах звукопроизношения, скудности словарного запаса, неумении грамматически правильно согласовывать слова в предложении и др. Подобные проявления в дошкольный период обычно не настораживают родителей, потому что ребенок, по их мнению, достаточно свободно пользуется языком. Однако в школе к языку ставят высокие требования, и ребенок с недостаточным речевым развитием попадает в сложное положение.
Возникают трудности в процессе овладения навыками чтения и письма, появляются стойкие специфические ошибки (пропуски или замена букв и слогов, недописывание либо недочитывание слов, перестановка частей слова и др.) Если в самом начале обучения не помочь ребенку преодолеть эти трудности, со временем они усиливаются и, чтобы их решить, необходимо затрачивать много времени и усилий логопедов, родителей и учителей.
При обследовании учащихся в школах ежегодно оказывается очень много детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи, поэтому охватить специализированной логопедической помощью всех детей невозможно. Кроме того, в большинстве случаев правильно направленная работа учителя начальных классов позволяет на самых первых стадиях обучения исправить эти недостатки. Поэтому, чтобы избежать и не допустить серьезных недоработок в процессе развития чтения, письма и речи учащихся, учителю начальных классов надо овладеть новейшими методами такой работы, знать методы и приемы работы над устранением у учащихся недостатков произношения и речи.
Рекомендуем на уроках при изучении букв проводить c детьми логопедические минутки. Применение учителями начальных классов логопедических минуток в своей работе дает двойную пользу: не только устраняет недостатки произношения и речи у учащихся, но и способствует совершенствованию методики обучения, правильному формированию речи и мышления учащихся. Кроме того, положительно влияет на настроение детей с определенными речевыми нарушениями, лишает их неуверенности в себе, разочарования, а также значительно поднимает авторитет учителя перед детьми и их родителями. Работа над устранением таких недостатков должна проводиться не стихийно, а планово, постепенно и последовательно.
Начинать ее следует с первых дней обучения и осуществлять на всех уроках. К примеру, на уроке ознакомления со звуком и буквой «С» провести логопедическую минуту.
Показать детям правильную артикуляцию звука «С»: губы растянуты, зубы приближенные на расстоянии около 1 мм, кончик языка прижимается к нижних резцов, спинка языка выгнута и посередине ее образуется желобок, по которому выдыхается струю воздуха. Боковые края языка прижаты к внутренней поверхности верхних коренных зубов, мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки и направляет струю. Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют. То есть: улыбка как у клоуна, язык упирается в нижние зубы, будто кошка на солнышке прогибается и выдуваем воздух. Детям нужно предложить подуть на руку и они должны почувствовать холодный воздух. На уроке ознакомления со звуком и буквой «З» - артикуляция аналогичная. Предложить детям поставить руку на горло и произнести сначала звук «З», где голосовые связки будут в состоянии покоя, а на «З» они работают (дрожит горло). Чаще всего встречаются недостатки звукопроизношения шипящих звуков («Ш», «Ж») Для правильного произношения звуков «Ш» и «Ж» необходимо следить за правильным положением органов артикуляции.
А) губы округлены и слегка выдвинуты вперед.
Б) зубы сближены.
В) широкий кончик языка поднят к переднему краю неба, но не прижат.
Г) теплая струя воздуха.
То есть: губы вытянуть вперед, язык поднять вверх и сделать чашечку.
Для закрепления звука «Ш» можно использовать такую игру: «Лопнул шарик». Дети поднимают руки и делают круг, будто надувают шарик. По сигналу учителя «шарик лопнул» - дети опускают руки и произносят звук «Ш».
Для звука «Ж» используем игру «Жуки». Дети изображают жуков. Жуки сидят в своих домиках (за партами) и говорят:
Я жук, я жук,
Я здесь живу.
Жужжу, жужжу.
По сигналу учителя – «Жуки полетели» - дети встают, машут руками, будто летают и жужжат: «жжжж». По сигналу – «Дождь» - садятся на места.
Недостатки произношения звуков «Л» встречаются часто. 1. звук «Л» совсем не произносится: «лопата – опата». 2. звук «Л» произносится как английское «Л». 3. звук «Л» произносится мягко, как «ЛЬ» – «лавка – лявка». 4. звук «Л» произносится гнусавом, как «НГ». 5. замена звука «Л» звуком «Р», «молоко-мороко».
На уроке с темой звук и буква «Л» желательно сосредоточить внимание ребенка на основных элементах артикуляции: соединение кончика языка и верхних зубов и образование щели между боковыми краями языка и верхними зубами.
Недостатки произношения звука «Р» очень распространены. Характер недостатков разнообразен: пропуски, искаженное произношение (картавое и др.) и замена звуков.
Эффективными методами исправления произношения на уроках является изучение скороговорок и чистоговорок, которые помогают формировать речевой аппарат ребенка, приучают к сложным сочетаний звуков. Чтение и изучение чистоговорок с отработанными составляющими структурами помогает не только правильно произносить звук, но и учит сознательному чтению. Их можно использовать в начале урока как речевую гимнастику. Чтобы речь ребенка была выразительной, доходчивой, надо его научить владеть артикуляционным аппаратом, говорить энергично, четко, легко и весело, чтобы вместо одного звука ребенок не пытался сказать другой.
Рекомендуемые правила работы над скороговорками и чистоговорками:
1. Учитель проговаривает чистоговорки четко артикулируя.
2. Учащиеся хором повторяют, пытаясь воспроизвести то, что услышали.
3. 2-3 ученика самостоятельно говорят приведенный текст. Например: Са-са-са - вот летит оса. Со-со-со - у Сони колесо. Су-су-су - яблоко несу.
Косарь скосил весь овес.
Коси коса, пока роса.
Дети дополняют чистоговорки: «Жа-жа-жа, мы увидели у ... (жа)».
Эффективным средством обучения учащихся правильному звукопроизношению является языковая зарядка. Она направлена на четкость произношения изолированных звуков. Ее проводит учитель по мере того, как ученики учатся читать. Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение составляющих структур и слов. Она устанавливает четкую связь между зрительными и культурно-движущими образами слогов и слов, дифференциация подобных единиц чтения, сочетание в единый процесс восприятия и осознания слова.
К примеру.
1. Дифференциация похожих слогов и слов: са - за, ливень - слива, сказка - каска.
2. Чтение слогов по сходству звучания: ас - са, ос - со, со - что, ус - су.
3. Чтение слов по сходству сом, лом, ром, лапка, папка, тяпка.
В младших классах нарушения письма составляет значительный процент среди других нарушений речи. Нарушение письма и чтения являются серьезной преградой для овладения учащимися школьной программой. Они часто связаны с различными нарушениями речи: дислалия, нарушения чтения - дислексия и письма - дисграфия. Видами дислексий и дисграфий являются оптические, фонематические, семантические.
Для предупреждения речевых расстройств, а также дисграфий, дислексий, предлагается использовать на уроках физкультминутки с элементами пальчиковой гимнастики. Это прежде всего необходимо потому, что в кончиках пальцев сконцентрированы рецепторы, импульсы от которых поступают в языковые моторные зоны коры головного мозга. Если при выполнении таких элементарных упражнений: нанизывание бусинок, застегивание пуговиц, шнуровка, выполнения аппликаций, рисования, ребенок испытывает трудности, это может быть свидетельством того, что у него могут возникнуть логопедические проблемы.
Среди учащихся, имеющих нарушения речи, есть особая группа детей, которые заикаются. Это довольно распространенный недостаток, при котором нарушается темп и плавность речи. В большинстве случаев оно возникает в дошкольном возрасте у ранимых, возбудимых детей. Возникновению заикания способствует ряд факторов: неправильное воспитание в семье, сильный стресс, конфликтные ситуации, физические наказания. С поступлением в школу речь таких детей ухудшается, а так как дети с заиканием осознают свой недостаток, то это приводит к еще большему ухудшению их речи. Негативно влияют на нервную систему этих детей и негативные замечания учителя или одноклассников. Постепенно у заикающихся учащихся возникает неуверенность в собственной речи, они пытаются молчать, избегают поручений, связанных с необходимостью говорить, избегают общения, становятся застенчивыми.
Заикание поддается только комплексному воздействию, поэтому логопедические занятия должны проводиться параллельно с работой психолога, психотерапевта, учителя.
Дислалия, дислексия, дисграфия, заикание, - это не просто логопедический диагноз, а болезнь, которая корректируется специальными логопедическими методами, упражнениями и приемами, и не в каждом случае эти недостатки можно полностью скорректировать. Но при условии систематической последовательной организованной работы мы добьемся определенных результатов и наши дети будут успешно учиться в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в студенческий сборник "Деятельность учителя младших классов по развитию внимания младших школьников в учебной деятельности"
статья в студенческий сборник...
Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов
В рекомендациях представлены направления, по которым может работать педагог, учитывая степень нарушения или несформированности какой-либо функции у ребёнка....
Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов
Нарушенные или несформированныефункции...
Доклад на м/о учителей младших классов " Самоконтроль младших школьников"
Проблема самоконтроля в младшем звене обучения - наиболее уязвимое место, т.к. учащиеся в начальных классах затрудняются в проведении самоконтроля. Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно...
Логопедические рекомендации учителям начальных классов/
Классификация стойких, специфических ошибок, которые встречаются у младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку.Педагогическая симптоматика трудностей, специфические ошибки на ...
Сообщение на МО или семинаре или педагогическом совете учителя начальных классов
Тема: "Роль творческих занятий на уроках в начальной школе для формирования познавательной активности обучающихся"...
Логопедические советы учителям 1-2 классов
Для примениения логопедических минуток на уроках....