Логопедические советы учителям 1-2 классов
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Для примениения логопедических минуток на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskie_sovety_uchitelyam_mladshih_klassov.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Провожая ребенка в первый класс, родители надеются, что он будет учиться охотно и успешно. Если же надежды не оправдываются, то причины неудач они начинают искать прежде всего в школе, системе обучения, предвзятом или безразличном отношении учителя. Но чаще всего причиной школьных проблем ребенка является его недостаточное речевое развитие (дефекты звукопроизношения, скудность словарного запаса, неумение грамматически правильно согласовывать слова в предложении и др.)
В школе к языку ставят высокие требования, и ребенок с недостаточным речевым развитием попадает в сложное положение. Возникают трудности в процессе овладения навыками чтения и письма, появляются стойкие специфические ошибки (пропуски или замена букв и слогов, недописывание либо недочитывание слов, перестановка частей слова и др.). Если в самом начале обучения не помочь ребенку преодолеть эти трудности, со временем они усиливаются и, чтобы их решить, необходимо затрачивать много времени и усилий логопедов, родителей и учителей.
Уже второй год при обследовании устной и письменной речи у первоклассников я встречаю очень много детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи. Охватить специализированной логопедической помощью всех детей невозможно. Кроме того, в большинстве случаев правильно направленная работа учителя начальных классов позволяет на самых первых стадиях обучения исправить эти недостатки.
Для использования на уроках (внеурочной деятельности, в группе продленного дня) предлагаю несколько несложных, полезных игр и упражнений.
Рекомендую на уроках при изучении букв проводить c детьми Логопедические минутки. Применение учителями начальных классов Логопедических минуток в своей работе дает двойную пользу: не только устраняет недостатки произношения и речи у обучающихся, но и способствует совершенствованию методики обучения, правильному формированию речи и мышления учащихся, является профилактикой дисграфии.
Начинать ее следует с первых дней обучения и осуществлять на всех уроках. К примеру, на уроке ознакомления со звуком и буквой «С» провести Логопедическую минуту. Возможно введение этого упражнения и во второй половине года с целью закрепления пройденных букв, ежедневно совмещая с Минуткой чистописания (см.далее).
Показать детям правильную артикуляцию например, звука «С»: губы растянуты, зубы приближенные на расстоянии около 1 мм, кончик языка прижимается к нижних резцов, спинка языка выгнута и посередине ее образуется желобок, по которому выдыхается струю воздуха. То есть: улыбка как у клоуна, язык упирается в нижние зубы, будто кошка на солнышке прогибается и выдуваем воздух. Детям нужно предложить подуть на руку и они должны почувствовать холодный воздух. Чаще всего встречаются недостатки звукопроизношения шипящих звуков («С», «З», «Ш», «Ж», «Ч», «Л», «Р», «Ц»)
Согласна, что к концу первого полугодия большая часть букв алфавита уже пройдена, но впереди второе полугодие и еще очень много можно успеть.
Предлагаю ввести Минутку чистописания. Перед письменной работой на занятии предлагать детям прописывать и проговаривать по одной букве алфавита: строчку с заглавной буквой и строчку со строчной буквой. Вместе с тем, если этот звук из тех, которые часто бывают нарушенными (это и неверное произношение, и неверное написание) у детей, то необходимо вместе с детьми обязательно изучить его артикуляцию (см.выше).
Для развития фонематического слуха и профилактике дисграфии, в Логопедической минутке предлагаю проводить игру «Поймай звук» (можно использовать в физкульминутке). Лучше будет, если это будет буква-звук из Минутки чистописания. Это и знакомая всем игра «Цепочка из слов». Работа в карточках с заданиями на определение позиций нужного звука в слове. Например, заполнение табличек со словами, где звук будет в разной позиции, согласно схеме.
«Чисто говорю-чисто пишу». Эффективными методами исправления произношения и достижения чистоты дикции на уроках является изучение скороговорок и чистоговорок, которые помогают формировать речевой аппарат ребенка, приучают к сложным сочетаний звуков. Их можно использовать в начале урока как речевую гимнастику.
Здесь также подойдет на уроках чтения или русского языка, хоровое или по цепочке, чтение по карточкам сложных буквосочетаний, слияний с мягким знаком и др. (например, -бль, -кль, -здр, -ндр, -лья, -нье, чьи-, жьи и т.д.), хоровое чтение текста.
В младших (первых) классах нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи. Нарушение письма и чтения являются серьезной преградой для овладения обучающимися школьной программы. Они часто связаны с различными нарушениями речи: дислалия, нарушения чтения - дислексия и письма - дисграфия.
Для предупреждения подобных речевых расстройств, предлагается использовать на уроках помимо Логопедических минуток (см.выше) и физкультминутки с элементами пальчиковой гимнастики («Теплые ручки», «Змейки», Растирание рук и кистей рук - имитация «силового мытья», «Домик» и д.р.). Лучше это также проводить перед началом письменной работы в тетради. Большую помощь может оказать самомассаж. Это и использование су-джок терапии (массажные шарики), индивидуальных массажных резиновых мячиков и щеточек, граненных карандашей.
После проведения напряженной работы по письму или чтению для снятия напряжения помогут упражнения для снятия телесного напряжения (также применимо вместо физкульминуток). Такие как, «Напряглись-расслабились», «Силач», «Травинка на ветру»,»Раскачивающееся дерево» и др.
Профилактикой дисграфии являются и Логопедические минутки, связанные с развитием анализа и синтеза на уровне слов и предложения. Это нарушение проявляется в пропусках букв, слогов, слов, слитном написании слов, в том числе с предлогами, написании лишних букв. Это письмо с проговариванием, и работа в карточках - кроссвордах, и графические диктанты, схемы, игры с кубиком «Придумай слово» (по количеству точек на кубике), работа с кассами букв и слогов для составления слов и предложений, работа на индивидуальных, многоразовых ламинированных пособиях с буквами, имеющими разный размер и шрифт.
Например,
- графические диктанты для развития анализа на уровне слова. Обучающемуся предлагается не писать слова буквами, а каждое слово записывать при помощи букв (сон – 3, весна – 5,хорошо – 6). Задание можно усложнять, по мере освоения, введением словосочетаний и предложений, учитывая возраст детей;
- графические диктанты для развития анализа и синтеза на уровне предложения. Обучающимся предлагается не писать предложение буквами, а рисовать схему к каждому предложению по количеству всех услышанных слов, в т.ч. и предлогов.
Навык письма вырабатывается постоянным письмом, то есть доведением этого навыка до автоматизма, проговариванием букв при написании слов. Прописывание и списывание в первом классе очень важный этап в закреплении навыка письма.
Приглашаю Вас, дорогие учителя, на индивидуальные консультации, личные встречи в каб. 3.11,по пятницам с 14.00 до 15.30, по телефону (Вайбер) +7908 580 2809, обращайтесь письменно в почту: irineirine862@gmail.com/
Учитель –логопед МАОУ «ОЦ № 5 г. Челябинска» Ирина Сергеевна Бондаренко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы учителя родителям первоклассника.
Совет первый. Самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание. Выслушайте все его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы и помните: то, что кажется вам не очень важны...
Советы учителя родителям первоклассника.
Совет первый. Самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание. Выслушайте все его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы и помните: то, что кажется вам не очень важны...
Презентация для учащихся 2-х классов на 1 сентября "Советы учителя"
Презентация в стихах напоминает учащимся об основной цели их обучения, напоминает о ценностях дружбы, бережного отношения ко взрослым, любви к Родине. Может пригодиться для начала "Урока знаний"....
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Провожая ребенка в первый класс, родители надеются, что он будет учиться охотно и успешно. Если же надежды не оправдываются, то причины неудач они начинают искать прежде всего в школе, системе обучени...
Логопедические рекомендации учителям начальных классов/
Классификация стойких, специфических ошибок, которые встречаются у младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку.Педагогическая симптоматика трудностей, специфические ошибки на ...
Сообщение на МО или семинаре или педагогическом совете учителя начальных классов
Тема: "Роль творческих занятий на уроках в начальной школе для формирования познавательной активности обучающихся"...
Региональный Конкурс методических идей «Советы наставника» Номинация «Методические советы учителю при подготовке и проведению родительского собрания».
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – ...
- Мне нравится (1)